18.10.2010 7428

Самовоспитание учителя и работа над собой

 

ПЛАН

 

1. Самоуправление поведением педагога
2. Типизация актера и учителя
3. Организация нравственного самовоспитания

 

Будучи руководителем классного коллектива, направляя свою деятельность, педагог должен владеть определенными качествами, способствующими совместной работе с коллективом и отдельными учениками, входящими в него.

Прежде всего, это умение управлять своим поведением. Вполне понятно, что к этому педагога надо специально готовить.

Естественный путь - систематическое обучение педагогической деятельности, т.е. прежде всего практический путь, построенный на научной основе.

Особое внимание в подготовке учителя отводится тому что, можно назвать биомеханикой формирования координации моторного поведения, умение владеть своим телом, уметь достичь нужного результата, чувствовать свое тело. Конечная задача, полностью подчинить свое моторное поведение выражению определенного содержания педагогического воздействия, сделать его автоматическим, превратить совершенную технику общения во внутреннюю потребность.

К.С.Станиславский, придавая большое значение развитию у актера воображения и внимания, выделял 4 типа людей.

1-тип инициативный. Воображение работает самостоятельно неустанно, без особых усилий. Режиссеру с таким актером работать очень легко.

2-тип без инициативы, но легко схватывает то, что подсказывают и самостоятельно развивает. Значит этому типу достаточно хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людьми тоже нетрудно работать.

3-тип-схватывает подсказку, но не развивает ее, нет к этому способностей. С такими актерами у режиссера постоянно возникают трудности.

4-тип-сам не творит и не схватывает того, что дают. В этом случае Станиславский категоричен, нельзя такому человеку быть артистом. И вполне оправдана такая категоричность.

Воображение любит, чтоб им увлекались. Когда вспоминаешь, что книга была красной, новенькая, где ее достал, когда читал, почему она так понравилась, и вот она уже кажется, ощущаешь запах типографической краски.

Нравственное самовоспитание возможно при высокой требовательности человека к себе, вере в свои силы. Стремление к самовоспитанию возникает лишь при совладении благоприятных внешних условий и внутренних предпосылок. Тогда, юноши и девушки, в результате целенаправленной учебно-воспитательной работы окажутся подготовленными к нему.

Под нравственным воспитанием подразумевается сознательная, целеустремленная работа учащихся, человека, направленная на совершенствование положительных и устранение отрицательных нравственных качеств в соответствии с личными и общественными потребностями.

Эффект нравственного воспитания зависит от результатов самовоспитания. В настоящее время в педагогических институтах используются различные формы воспитательной работы, помогающие нравственному самовоспитанию студентов. К ним относятся периодические самоотчеты студентов, развитие критики и самокритики, лекции, беседы, вечера.

Методические советы учителю:

Этапы эффективной работы учителя в ученическом коллективе.

– Умение вникнуть в суть проблемы и дать ей точную формулировку.

– Выработать различные варианты решений.

– Обсудить и выбрать рациональный способ действий, позволяющий достичь намеченной цели.

– Определить этапы выполнения:

– Распределить функции, обязанности;

– Контроль за временем и выполнением.

– Перепроверить результаты:

– Анализ, оценка, коррекция.

Формирование ученического коллектива. Способы, которые помогают группе принять общие цели и консолидировать усилия по их достижению. Следует:

– Указывать способ решения проблемы, интегрировать идеи, которые были высказаны прежде.

– Влиять на направление и темп работы группы, завершать подведение итогов, напоминать о целях и времени, которое осталось для выполнения задачи;

– Собирать информацию необходимую для принятия решения;

– Сообщать о фактах или обобщениях, связанных с личным опытом и касающихся данной проблемы;

– Высказывать собственные убеждения и мнения. Приводить примеры, находить доказательства к предложениям, выдвинутым ранее;

– Подводить итоги, указывать на отклонения от ранее определённых целей.

Способы, которые помогают создать хорошую обстановку в группе.

Следует:

– Искать компромисс, смягчать разногласия между членами и их мнениями;

– Находить общее в различных высказываниях, делать резюме;

– Обращать внимание на достижения группы;

– Создавать атмосферу безопасную для высказываний (участник должен быть уверен, что его мнение не будет высмеяно);

– Отказываться от собственных идей во имя общих интересов группы;

– Разрядить шуткой напряжение;

– Культурно вести себя в каждой ситуации.

Виды деструктивного поведения, которые не содействуют работе группы как единого целого. Нельзя:

– Монополизировать дискуссию, стараться брать на себя контроль над группой, мешать другим;

– Допускать личных выпадов, вызывающих шуток, проявления зависти;

– Высказывать реплики оскорбляющие достоинство, отрицательно воздействовать на чувства других;

– Приобретать авторитет путём манипулирования группой или её членами;

– Демонстрировать отрицательную реакцию без причины (саботаж), пытаться вернуть группу к делам, которые она сознательно отвергла;

– Искать признания, обращать внимание на себя и красочно описывать свои личные достижения – хвастаться;

– Требовать особых привилегий;

– Навязывать собственные убеждения.