18.10.2010 16979

Педагогическая нравственность. Искусство общения в деятельности учителя

 

ПЛАН

 

1. Нравственность и моральные качества личности
2. Структура системы нравственного воспитания будущего учителя
3. Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога

 

   Выработка сознания общественного долга требует знания общественных потребностей, понимания необходимости делать все возможное для развития и расцвета общества. Нравственно-воспитанный человек воспринимает задачу общества как свою собственную. Обоснование общественного долга выражается, в потребности трудится на благо общества, а выработка внутренних убеждений, в необходимости применения своих сил для построения нового общества. Нравственное воспитание формирует глубокий и последовательный гуманизм. Воспитать студенческую молодежь в духе гуманизма – это, значит, прививать ей уважение к человеку, желание сделать его духовно богатым, освободить от предрассудков, поддерживать в нем лучшие благородные черты: бескорыстие в отношениях, честность и правдивость, великодушие, смелость и героизм. Студенческая молодёжь должна глубоко осознать, что мораль непримирима к различным формам угнетения, грабежа. Нравственное воспитание предполагает непримиримость к поджигателям войны.

Исследователи морали отмечают, что нравственные качества личности - это такие свойства, признаки, черты, которые свидетельствуют о ее сознательном добросовестном отношении к общему благу, к высшему благу и об отношении личности, как к конечной цели общественного развития. Нравственное качество личности это устойчивые черты сознания и поведения. По существу их можно рассматривать как моральные черты характера, которые проявляются в ее отношении к другим людям, к обществу, к своей деятельности к собственности и в ее отношении к самой себе.

Нравственные качества занимают важное место среди духовных качеств личности. Моральные черты личности переплетаются и взаимодействуют в ее духовном облике с качествами идейными и интеллектуальными политическими и деловыми, а также психологическими и биологическими свойствами, обусловленными биологической природой человека.

Структура типологии морального качества строится с учетом того, какое место они занимают в общей структуре индивидуального сознания, а также того, являются ли эти качества собственно моральными или возникают на стыке морального сознания с другими духовными образованьями личности. Моральные качества личности философы делят на две группы:

1. Собственно моральные качества, к ним относятся коллективизм, сознание долга и ответственность, гуманистические качества - человечность, доброжелательность, благородство, чуткость, деликатность, сознание и чувство собственного достоинства, гордость и скромность.

Комплексные качества, характеризующие осуществление личностью основных целей морального регулирования в их единстве, взаимосвязи: моральная активность, героизм, справедливость, благородность, бескорыстие. Качества, связанные с собственными особенностями морального регулирования: чувство чести, стыдливость, честность, порядочность, принципиальность, искренность совестливость, моральная чистота.

Несобственно-моральные качества идейно-нравственные и морально- политические: идейность, сознательность, гражданственность, патриотизм; морально деловые и морально экономические качества: трудолюбие, добросовестность, деловитость, хозяйственность, бережливость; моральные качества: мудрость, воспитанность, вежливость, общительность, умеренность и др.

Теория нравственного воспитания призвана обосновать направление, практические воздействия на личность в целях формирования моральных качеств.

Задача нравственного воспитания решается организацией целенаправленной учебной системой и вне учебной работы. Нравственное формирование будущего учителя в педагогическом вузе - многогранный и сложный процесс.

Обеспечить его эффективность может только четкая система воспитания, способная исключить дублирование в работе, противоречие влияния на студентов, оказать комплексное влияние на личность.

Работу по формирование нравственных качеств будущего учителя часто проводят изолировано, не как целостную систему по формированию идейно- политических, профессионально-педагогических и нравственных качеств личности будущего учителя. Отсутствие системы нравственного воспитания приводит к тому, что в ряде педагогических вузов не используется весь арсенал имеющихся средств и методов в их взаимосвязи, недостаточно учитываются возрастные и индивидуальные особенности студентов. Все это нередко ведет к снижению качества воспитательной работы. Разработка системы нравственного воспитания будущего учителя в педагогическом вузе поможет определить основные направления и содержание воспитательной работы. Она будет способствовать обеспечению преемственности в воспитательной работе со студентами разных курсов, обеспечить достижение единства педагогических требований к студентам, учет уровня нравственного развития и индивидуальных особенностей юношей и девушек. Система – совокупность частей, расположенных в определённой связи. Психологи и педагоги доказали, что выработка нравственных качеств человека происходит, не изолировано друг от друга, а в определенной взаимосвязи, что нравственное формирование личности идет не по частям, а в целом. Нравственность личности, ее стремления, намерения, цели, мечты, способности, их осуществление не складывается механически из отдельных качеств (организованность, аккуратность, добросовестность, честность, вежливость).

В системе нравственного воспитания важную роль играют организационные формы, методы и методические приемы. Система нравственного воспитания предполагает сочетание богатства содержания и многообразия гибкости эстетической выразительности организационных форм. В педагогической литературе встречаются различные подходы в классификации форм и методов нравственного воспитания. От характера и продолжительности деятельности, наиболее рассмотренной, и в тоже время общей является следующая классификация: массовые формы, групповые с меняющимся составом студентов, кружковая и индивидуальная формы работы. Более дифференцированная классификация объединяет все формы в три основные группы: а) словесные лекции и доклады, диспуты и конференции, встречи и семинары; б) практические и лабораторные; в) различные формы общественно-полезного труда, педагогическая практика в школе, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии.

Все названные группы форм воспитательной работы: наглядные музеи, школьные уголки, тематические стенды относится к системе нравственного воспитания будущего учителя, предполагающая высокую эффективность различных форм воспитательной работы, которая зависит от соблюдения определенных педагогических условий. К ним относятся: а) соответствие формы воспитательной работы целям и содержанию нравственного воспитания; б) формы воспитательной работы могут считаться пригодной только тогда, когда она максимально способствует формированию взглядов нравственной убежденности и гражданской зрелости, развитию высоких нравственных морально-педагогических качеств будущего учителя. Воспитательная ценность той, или иной организационной формы зависит в большой мере от того, насколько способствует она вовлечению студентов в активную деятельность и создает, тем самым, условия для содержательного общения и отношений, исключающих пассивность, инертность, информативность. В педагогической литературе установилась следующая классификация методов нравственного воспитания: 1) метод убеждения; 2) метод упражнения в нравственном поведении; 3) метод примера; 4) методы поощрения и наказания. Действенность методов нравственного воспитания студентов зависит от соблюдения следующих педагогических условий: а) когда выбор методов нравственного воспитания определяется целью и задачами, стоящими на данном курсе обучения; б) когда выбор методов нравственного воспитания осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, жизненного опыта студентов; в) когда они применяются в воспитательной работе не изолировано, а в тесной взаимосвязи. В понятие «система нравственного воспитания» вкладывается различное содержание. В настоящее время наметились, по крайней мере, три тенденции в понимании этого понятия. Одни педагоги считают, что под системой нравственного воспитания следует понимать единство целей, содержания и средства его реализации, другие - проектирование качеств личности, программу нравственно-психологических знаний и путей влияния на личность. Третьи, что система - это совокупность межличностных отношений.

Таким образом, структура системы нравственного воспитания определяет его содержание, которое включает в себя две органически взаимосвязанные части: задачи воспитания и виды деятельности, раскрытие механизма формирования и развития личности студента. Поэтому под системой нравственного воспитания следует понимать структурное единство и компонентов, выражающих содержание, организационные формы и методы, которые характеризуют педагогическое влияние и нравственное развитие личности. Система воспитательной работы предполагает последовательное раскрытие задач и содержание воспитания с учетом возрастных особенностей, продуманный отбор форм и методов воспитательного воздействия, разумную организацию деятельности.

Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности и чрезмерное внимание к ней. Прическа, костюм и украшения в одежде учителя всегда должны быть подключены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, учитель во всем должен проявлять чувство меры и понимание обстановки. Эстетическая выразительность педагога сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности, в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке.

Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость, неестественность жестов, вялости. Даже в том, как вы войдете к детям, посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пойдете по классу - во всех этих мелочах сила вашего влияния на ребенка. Во всех движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе.

Именно такой спокойный, приветливый, уверенный - вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как педагог.

Публичный характер начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы» чувство неуверенности, страха, скованности.

Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т.е. действие на виду отражается на стройности мыслей учителей, состояния его голосового аппарата, физическом самочувствии, (ноги деревенеют, руки как палки), психологическим состоянием (страшно быть смешным, оказаться неумелым).

Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения. Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить следующее: воспитание доброжелательности и оптимизма, контроль своего поведения (регуляции мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания), разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, юмор), самовнушение.

Следует также осмыслить полезные советы Ахмада Яссави о воспитании духовного воспитания, душевного равновесия, не допускать прорастания угрюмости, преувеличивать чужих пороков, обращаться к юмору, быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств - глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитие чувства долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и самооценки. Все эти приемы психофизической саморегуляции связанны с формированием направленности личности в целом, ее установок ценной ориентации, так как без изменений в этой сфере все последующие приемы будут малоэффективны.