25.11.2010 4746

Роль компьютерных технологий в процессе подготовки бакалавра филологии

 

Актуальной задачей реформирования высшего филологического образования является совершенствование системы форм и методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов, внедрение новых технологий в учебный процесс.

Сегодня очень важно научить будущего филолога практическому освоению принципиально новых способов работы с информацией, так как это способствует воспитанию студента как личности, способной вступать в межкультурную коммуникацию, успешную в своей профессиональной деятельности, желающую получать самообразование.

К новым методам работы с информацией относятся работа с графическими организаторами и компьютерные технологии.

Студенты должны уметь использовать в процессе изучения материала не только традиционные методы, но и новые. В частности, при изучении современного русского языка и его истории студенту важно научиться использовать графические организаторы и информационные технологии. Последние открывают перед обучающимися широкие возможности по использованию разнообразных источников информации, создают условия для творчества и успешного личностного развития, повышают эффективность самостоятельной работы.

Сегодня будущему филологу необходимо не только хорошо знать предмет, важно на студенческой скамье обучиться методике проведения занятий, научиться вносить коррективы в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество.

Студенты бакалавриата должны проникнуться убеждением, что современный преподаватель русского языка и литературы должен обладать как широкими профессиональными навыками, так и навыками владения новыми информационными технологиями, научиться эффективно применять компьютеры в практике преподавания и обучения. Навыки использования компьютеров в процессе изучения темы, владение новыми информационными технологиями позволяет студентам работать в собственном режиме, сочетая в процессе обучения как печатные материалы, так материалы, размещенные в сети Интернет. Таким образом, обеспечивается индивидуальное обучение и самоконтроль.

Однако для того, чтобы организовать учебный процесс с использованием компьютерных технологий, необходимо решить многие проблемы, связанные с созданием новых учебных пособий, в которых даны инструкции по использованию компьютерных технологий. Такими пособиями могут стать учебно-методические комплексы по отдельным темам (модулям). В таком комплексе должны быть даны инструкции по изучению лекционного материала, выполнению практической работы, самоподготовке и самоконтролю. Особенностью электронных учебных пособий по современному русскому языку и его истории является то, что они могут использоваться как во время проведения аудиторной работы (на лекциях и практических занятиях), так и вне аудитории, в процессе самостоятельной работы студентов. Так, например, при изучении темы «Односоставные предложения» студенты могут пользоваться как учебным пособием в книжном варианте, так и электронной версией этого учебного пособия. Электронная версия отличается тем, что при желании студент может начать изучение данной темы с выполнения контрольных заданий, ответов на вопросы или выполнения тестовых заданий. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой. Структурированное учебное электронное пособие позволяет работать каждому индивидуально, по своему усмотрению распределять время на изучение данной темы, проверить самостоятельно свои знания.

Электронная версия учебного пособия по данной дисциплине позволяет также установить межпредметную связь. Например, указанная тема изучается не только на синхронном уровне (в курсе современного русского языка), но и в диахронии (сопоставление односоставных предложений древнерусского языка и современного). Кроме того, знание структурно-семантических типов односоставных предложений важно при определении стилистических особенностей текста, изучении его экспрессивности.

Использование электронных версий учебных пособий по изучаемым дисциплинам наряду с печатными изданиями позволяет организовать по-новому учебный процесс в вузах. Интерес обучающихся к предмету повышается, студенты нацелены на самостоятельную работу по изучению проблемы, могут критически усваивать материал, что в целом приводит к повышению качества знаний. При создании учебных пособий по филологии с использованием компьютерных технологий требуется решить ряд вопросов, связанных с гипертекстовым структурированием материала и подготовкой наглядности.

Применение электронных учебных пособий, подготовленных на основе соединения модульных и компьютерных технологий, позволяют индивидуализировать обучение, актуализировать уже имеющиеся знания, каждому студенту выполнять работу в собственном режиме, видеть начальный, промежуточный и конечный результат, осуществлять самоконтроль усвоения знаний.

При организации занятия с помощью компьютеров необходимо помнить о том, что одним из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках русского языка и литературы является совмещение их с традиционными методами. Компьютер может заменить основную часть наглядных пособий и моделей, при организации же практических занятий он становится эффективным помощником. Например, при изучении сложного предложения обращается внимание на опорные схемы, отражающие структурно-семантическую классификацию указанных предложений.

Практика показывает, что компьютерные технологии можно использовать при изучении новой темы (презентации для лекций), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения практикума, а также при контроле и коррекции знаний

Эффективность занятия повышается, если оно проводится в виде беседы. с компьютерной презентацией. В этом случае обсуждение со студентами нового материала становится более наглядным, ярким, систематизирующим знания. На слайдах обычно размещаются необходимые формулы, схемы. Например, схема «Односоставные предложения» выглядит следующим образом.

Схема «Односоставные предложения»