25.11.2010 3669

Ситуативная организация обучения студентов русскому языку

 

Осуществляемое в нашей стране реформирование системы образования требует пересмотра и обновления содержания преподавания русского языка для нерусских студентов. Требуются новые подходы к обучению русскому языку как неродному, направленные на выработку у учащихся навыков общения, навыков практического использования языка в своей жизни.

Успешное овладение учащимися русским языком требует от преподавателя комплексного использования современных типов уроков, методов преподавания, наглядно-технических средств обучения, а также глубокого знания психологических и дидактических требований, предъявляемых к развитию познавательной активности учащихся, способности к самостоятельному мышлению, применению индивидуального подхода к учащимся.

В настоящее время индивидуализация обучения стала объектом оживленной дискуссии. Для студентов полезнее, если аудитория состоит из студентов с различным уровнем способностей и подготовленности: сильные студенты служат ориентиром для слабых, помогают в повышении общего уровня аудитории, благодаря их эрудиции работа в аудитории проходит более интересно. Осознание того факта, что попал в слабую группу, ущемляет студента, у сильных студентов при этом возникает чувство превосходства над другими, а у слабых наблюдается снижение интереса к учебе.

Приемлемой формой обучения является дифференцированно групповой подход к каждому студенту. Применение специально подобранных заданий с учетом индивидуальных возможностей студентов способствует развитию речи студентов.

Итог всей практической деятельности преподавателей, как известно – это предметная олимпиада. Надо отметить, что олимпиада выявляет не только качество знаний студентов, но и уровень сформированности у них и таких нравственных качеств, как честность, порядочность, умение с достоинством побеждать и проигрывать.

Тестирование тоже, бесспорно, позволяет объективно оценить уровень языковых и частично речевых знаний, умений и навыков, но, на наш взгляд, с целью более точного определения уровня речевых умений необходимо разнообразить виды текстов: тест-интервью, тест-беседу и т.п.

Метод дистанционного обучения известен достаточно давно. Дистанционное обучение – более прогрессивная организация заочного обучения. Характерными чертами дистанционного обучения являются гибкость, модульность, экономическая эффективность, использование печатных материалов, телевизионных передач, аудио и видеокассет, компьютерных материалов. При дистанционном обучении на преподавателя возлагаются новые функции, такие, как консультирование, координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса. При дистанционном обучении большое значение имеют тренировочные и проверочные задания, учебные задачи самых разных уровней, рассчитанные как тренинг, так и на развитие мыслительного аппарата и т.д.

При обучении русскому языку студентов неязыковых групп следует учитывать и культурно-языковую общность, так называемую лингвокультурологическую ауру. Большую роль в этом процессе играют фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова, изречения знаменитых исторических лиц, пословицы и поговорки, однословные идиомы.

При изучении русского языка особое место отводится работе с учебными словарями. Преподаватель русского языка, используя словари, может интересно и эффективно проводить разнообразные виды упражнений и заданий по развитию речи. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения русскому языку более интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у студентов.

Одним из наиболее важных навыков, которые необходимо сформировать при обучении русскому языку, является навык аудирования, т.е. понимание на слух звучащей русской речи. Текс для аудирования должен носить характер беседы со студентами с учетом особенностей конкретной аудитории, должен быть понятным и интересным.

Предметом обучения являются специальные тексты научно-профессионального уровня. Лексико-грамматические задания к текстам пополняют и активизируют словарный запас студента, содержат упражнения на развития языковой догадки, на составление предложений с трудными словами, перевод на родной язык, синонимию и антонимию. Упражнения к текстам помогут студентам преодолеть ошибки в произношении и способствовать обогащению словарного запаса.

На практических занятиях по русскому языку на факультетах, где языком обучения является другой язык, коммуникативность является основной категорией методики преподавания русского языка. Но нельзя отрицать, что без изучения грамматики студент овладеет нормами русского языка. Грамматика является средством обучения и направлена на развитие устной и письменной речи студентов.

Мы знаем, что язык интереснее и полезнее изучить в употреблении – это значит, что в практике обучения русскому языку должны отсутствовать чисто грамматические занятия, так как наша цель – обучение коммуникативным нормам. Мы не должны требовать от студентов, где обучение проводится на другом (не русском) языке, знания правил или различных формулировок того или иного закона в русском языке. Студент должен практически овладеть языком. В связи с этим, грамматический материал мы располагаем на втором плане, после различного рода бесед, работы над текстом, составления монологов, диалогов и т.д.

Цель изучения грамматики – студент должен уметь объяснить и правильно применить грамматические правила. Нам надо научить студентов русскому языку, но в то же время не заставлять его заучивать правила русского языка.

Используя различные методы и приемы необходимо заставить студентов систематически употреблять типичные значения, свойственные той или иной теме.

Ученые и педагоги стремятся создать конкретные системы обучения, способные обеспечить каждому студенту успешное овладение русским языком. Современный этап развития методики преподавания русского языка в национальных группах характеризует сознательно-коммуникативный метод, т.е. обучение общению сочетается с сознательным усвоением системы сведений о языке и реализацией совокупности лингводидактических принципов: сознательности, коммуникативности и учета родного языка. Коммуникативность является основным методическим принципом организации занятий корректировочного курса. Это продиктовано реальными условиями общения и предполагает максимальное приближение условий обучения к естественной коммуникации, практическое пользование языком и конкретных жизненных ситуациях. Коммуникативный принцип включает в себя обучение всем видам речевой деятельности и развивать речь в первую очередь. В последние годы общепринятым стало мнение о необходимости ситуативной организации обучения русскому языку нерусских. Речевые ситуации являются особо ценными в овладении нерусскими студентами русским языком как средством общения. Анализ структуры и содержания практических занятий по русскому языку показал, что в обычных условиях не всегда удается полная реализация предусмотренных программой коммуникативных целей обучения. Мешает, прежде всего, то, что речевые высказывания студентов на занятиях лишены естественной мотивированности. Помехой при выполнении формальных заданий является и то, что студенты сознательно контролируют форму своего речевого поведения, что не характерно для общения в обычных условиях. Подобное нарушение естественности общения мешает им подняться до уровня спонтанной, неподготовленной продуктивной речи. Следовательно, при совершенствовании речевых умений и навыков студентов нужно стремиться к максимальному приближению условий протекания учебной речи к условиям естественной коммуникации.