29.11.2010 32509

Предмет, цели и задачи курса психодиагностика

 

План

 

1. История психодиагностики.

2. Предмет. Цели и задачи курса.

3. Связи психодиагностики с другими науками.

4. Методологические основы психодиагностики.

5. Этапы психодиагностики.

6. Основные пути исследования психики ребенка.

7. Основные методы исследования и диагностики.

 

Опорные слова:

1. Беседа – метод психологического обследования, основанный на вопросах и ответах.

2. Тесты – Краткие испытания, предназначенные для оценки уровня тех или иных психологических качеств.

3. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляются какой-либо факт.

4. Наблюдение – научно целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

 

Психодиагностика - это раздел психологии, изучающий принципы, методологические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значения некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.

Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы и обследуемым с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий. Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека.

Термин «психодиагностика» стал широко применяться с 20-х годов нашего столетия, после выхода работы швейцарского психиатра Г. Роршаха «Психодиагностика» /1921/. Термин состоит из приставки «психо» и медицинского термина «диагностика»- т.е. способность распознать. В этом выступает связь психодиагностики с медициной, точнее с психиатрией, где необходимость изучения психических явлений существовала давно. Этот термин первоначально часто понимался лишь как обнаружение и установление психических расстройств или такого рода психического состояния, которое можно определить как отличающееся от нормального.

В этом смысле целью психодиагностики является психодиагноз, т.е. определение отклонения какой-нибудь психической особенности по отношению к какому-нибудь эталону.

Чтобы дифференцировать патопсихологию от изучения нормальной психики, некоторые психологи предложили обозначить эту область термином «психодиагностика».

В последние годы появился также термин “ психометрия”. Он относится к теории измерения различных психических характеристик человека.

Психометрия является составной частью психодиагностики как такой теории, которая охватывает и не поддающиеся измерению свойства психики человека.

Психодиагностика возникла, прежде всего, как инструмент изучения людей в практических целях /изучения степени их психической зрелости, способности выполнять определенные трудовые или общественные функции/. Методики на первых этапах были заимствованы из экспериментальной психологии с тем, чтобы они подходили для различного рода обследований с практическими целями. На этой основе стали создаваться психодиагностические методики с более или менее сложными процедурами их применения.

В соответствии с проблемами, выдвинутыми практикой, психодиагностика имеет своей целью выявление тех свойств целостной личности, относительно которых возникают те или иные сомнения.

Ведущие функции диагностики педагогического процесса включают:

1. установление обратной связи,

2. оценку результативности,

3. воспитательно-побуждающее действие,

4. коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией,

5. конструирование /на основе диагноза можно проектировать личность/,

6. прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста.

Раскрывая содержание психодиагностики как средства решения практических задач, требующих тщательного изучения психологических особенностей данной личности, необходимо подчеркнуть конкретную связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами, выделяя ее как особый метод научного исследования.

Весьма обширны связи психодиагностики с теми медицинскими дисциплинами, которые изучают причины аномального развития человека, причины патологических нарушений его психики. Исследования Павлова, Теплолова, Небылицина позволили выявить связь основных свойств нервной системы с типами темперамента человека.

Далее существует обширный круг общественно научных дисциплин, с которыми психодиагностика постоянно связана и взаимодействует - социология, педагогика, этика, эстетика, теория культуры и др. Эти науки изучают происхождение, развитие и функционирование различных форм общественного сознания, а также их влияние на формирование сознания, а также их влияния на формирование сознания отдельных индивидов, закономерности развития личности в различных социоэкономических условиях.

Психодиагностика связана также с теми дисциплинами, которые раскрывают причины отклонений в поведении человека, социальных деформаций личности - этими проблемами занимается юридическая психология.

Огромное значение имеют связи психодиагностики с экономическими науками, занимающимися вопросами развития общественного производства. Это необходимо для целенаправленного изучения контингента людей подходящих для того или иного вида деятельности, для изучения причины возникновения ситуаций стресса на производстве и т.д.

При изучении связи психодиагностики с другими науками о человеке следует отметить связи психодиагностики с другими науками о человеке об использовании психодиагностических методик в исследовательских программах по медицине /например для объяснения роли и значения психики в соматических заболеваниях, для анализа патогенетических механизмов различных психических нарушений /по социологии/ при анализе психических особенностей людей в системе их социальных отношений/, в педагогике/ при определении исходного уровня развития психики детей, при исследовании эффективности программ и методов обучения и воспитания/.

Методологические основы психодиагностики. Теория психодиагностики опирается на общую психологию, раскрывающую закономерности развития и функционирования психической деятельности личности и дифференциальную психологию, которая изучает ее индивидуальные особенности. Поэтому психодиагностика строится на той же основе методологической базе, что и психология в целом.

Методологической основой отечественной психологии является диалектико- материалистическая психология, в которой разработаны: принцип развития, принцип отражения, принцип взаимосвязи явления и сущности. На этой базе общая психология разрабатывает более конкретные принципы, имеющие прямое отношение к психодиагностике- принцип единства сознания и деятельности, принцип индивидуального подхода к человеку. Еще одно положение лежащее в основе методологии психодиагностики связано с этической стороной психологического исследования. Психолог решая актуальные задачи в процессе работы должен уважать личность человека / тестирование и эксперимент должен проводиться исключительно с согласия самого человека/ не нанося морального или другого ущерба личности. Все психодиагностические методики строятся на этих основных принципах.

Этапы психодиагностики. Научно-практическая деятельность по созданию и применению диагностических методик имеет ряд этапов. Она начинается с постановки вопросов и проблемы, а затем следуют этапы формирования гипотезы, выбора подходящих способов их проверки и постановки диагноза.

Гипотезы служат основанием для отбора психодиагностических методик, с помощью которых их можно подтвердить или опровергнуть.

Одним из наиболее сложных и важных этапов психодиагностики является интерпретация полученных данных. Она опирается на предположение о существовании многозначных связей между полученными данными и их возможным объяснением. Иначе говоря одни и те же данные могут быть обусловлены различными механизмами психической деятельности. Например, невыполнение некоторых тестовых заданий может быть следствием неспособности человека решить их, недостатка его интереса, невнимания, результатом его волнения. Наоборот случается, что в основе различных диагностических значений лежит один и тот же механизм. Например, чувство неполноценности у некоторых людей проявляется в неуверенности, а у других - в чрезмерной активности, хвастовстве и других компенсаторных реакциях. Поэтому при анализе и интерпретации полученных данных необходимо учитывать результаты дополнительных методов и методик.

Основные методы исследования и диагностики. Существует несколько типичных исследовательских методов позволяющих разрешать диагностические задачи.

1. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение. Наблюдение - это научное целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умения испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики /переживания, мысли, мотивы/. Проведение наблюдения требует выделения его специальных категорий.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно наблюдение, являются:

- получение сведения о психическом явлении в “чистом” виде;

- сбор первичной информации, не требующей большой выборки объектов;

- оценка факторов, полученных с помощью других методов, например,  анкетирования;

- проверка рекомендаций.

2. Другим эффективным методом исследования является эксперимент.

Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой- либо факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей Среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

3. Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос - это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

4. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы и т.п. Для реализации указанного метода определяется категория анализа, например оценка, тема сочинения, пропуск занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности испытуемого. Затем проводится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

5. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение /т.е. численное представление/ некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест- это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест - объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Объективная оценка психологических тестов означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования.

Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка, определяется стратегия, общий путь психологического исследования. Можно выделить две основные стратеги исследования: исследование путем «поперечных срезов» /трансверсальная стратегия/ и «продольное изучение» /лонгитюдная стратегия/.

Исследование путем «поперечных срезов» осуществляется следующим образом: подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку /возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении/ - и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристике. Положительная сторона данной стратегии заключается в том, что за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Недостатками этой стратегии является то, что при исследовании детей разного возраста почти ничего нельзя узнать о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Вместе с тем, при массовых обследованиях, когда данные суммируются и усредняются, невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и типах психического развития.

При продольном /лонгитюдном/ исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Недостаток же этого метода заключается в том, что результаты основанные на изучении небольшого количества числа детей опасно распространять на всех детей.

Поэтому, как отмечает Д.Б. Эльконин, «наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а затем в некоторых «поворотных» пунктах, требующий дополнительного изучения, проводится продольное исследование».

Вопросы для закрепления:

1. Что изучает психодиагностика?

2. Как связана психодиагностика с общей психологией, педагогикой, медициной?

3. В чем суть одного из методологических принципов психодиагностики - принципе единства сознания и деятельности ?

4. Как проводится формирующий эксперимент?

5. Установите возможности и ограничения применения тестов в дошкольном возрасте?

6. Дайте характеристику преимуществ и недостатков двух основных стратегии исследования психики ребенка.

7. Каковы основные задачи и функции психодиагностики в свете реформ в системе подготовки кадров.