29.11.2010 10835

Интеллектуальные тесты, креативность – общая характеристика

 

План

 

1. Теоретические вопросы тестирования интеллекта.

2. Изучение креативности в зарубежной психологии.

3. Неязыковые тесты, тесты действия и свободные от влияния культуры тесты.

4. Индивидуальные и групповые тесты интеллекта.

 

Опорные слова:

1. Креативность - способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия формировать новые навыки.

2. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей.

3. Тесты интеллекта - методы психологической диагностики, предназначенные для выявления степени владения испытуемыми действиями преимущественно с вербальным, числовым, графическим материалом.

4. Тесты креативности - совокупность методики для изучения и оценки творческих способностей личности.

 

На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллекте как общей врожденной способности, от которой зависят достижения в развитии психики и которую можно измерить с помощью тестов.

Накопленные тестологией факты неопровержимо свидетельствует об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает представление о том, что с помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний, умений сложившихся к моменту испытания.

В настоящее время многие психологи признают пригодность интеллектуальных тестов не для измерения интеллекта, а для измерения лишь некоторых, в основном вербальных и счетных навыков. Не вызывает сомнения, что уровень овладения ими зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей. Но отделить влияние одного от другого в тестовых результатах невозможно.

Перечислим некоторые факторы, сделавшие общепризнанной зависимость тестовых оценок от влияния окружающей среды. Их можно разделить на 2 большие группы:

1. Одно направление касается взаимосвязи IQ и социоэкономического положения испытуемых /домашняя обстановка, обеспеченность и уровень образованности родителей, размер семьи, занятость родителей/.

2. Влияние фактора культуры на IQ, а на познавательные способности /различия в воспитании, стиле жизни, мотивации и характере обобщений, свойственных разным культурам/.

Зависимость тестовых оценок IQ от окружающей среды означает их непостоянство, изменчивость. Все вышесказанное заставило исследователей задуматься как в дальнейшем использовать интеллектуальные тесты и как относиться к показателю IQ. В дальнейшем в психодиагностике стали использовать интеллектуальные тесты для предсказания школьных успехов, достижений. Но и здесь результаты оказались неудовлетворительными. Лишь 25 % случаях имели согласованность между школьными достижениями и результатами IQ.

Для большей прогностичности IQ А. Анастази предлагает учитывать следующие моменты в процессе тестирования:

1. Степень натренированности испытуемых при выполнении тестов.

2. Мотивацию выполнения тестовых заданий.

3. Эмоциональное состояние в момент тестирования.

4. Влияние на тестовые оценки личности экспериментатора, ситуации эксперимента, предшествующей тестированию деятельности испытуемого др.

А.Анастази выделяет также специальные индексы окружающей среды: а) Общие индексы окружающей среды /уровень образования родителей/, б) Дифференцированные индексы окружающей среды /размеры жилплощади, наличие современных удобств, наличие книг, журналов и газет, формы внешкольного обучения /уроки музыки, иностранного языка, компьютера,/. Учет этих показателей повышает прогностичность в несколько раз. Только учет уровня образования родителей повышает прогностичность тестов на 0,58- 0.93/.

В настоящее время разработано несколько программ, с помощью которых пытаются стимулировать интеллектуальное развитие детей раннего возраста. Некоторые данные по этой проблеме приводит Л. Стрикэнд. Он сообщает, что предпринималась попытка компенсаторного обучения, примененного к детям в возрасте 3-4 месяцев, матери которых имели оценки IQ ниже 70. Занятия, проводимые специальными воспитателями, позволили через 4 года получить оценки IQ у некоторых детей около 135 при норме 100. Это исследование интересно тем, что в нем косвенно затрагивается вопрос об относительном влиянии на IQ генетического компонента и окружающей среды. Подтверждается решающее значение воспитания и обучения в индивидуальных различиях людей.

Изучение креативности в зарубежной психологии. В последние 20 лет в англо-американской психологии большой популярностью пользуются особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, его нередко отождествляют с дивергентным мышлением. Толчком для выделения этого типа интеллектуальных способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по- разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросами о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерения познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими способностями существенным аспектом креативности и характеризуется вниманием к личности и мотивационным чертам.

Попытки идентифицировать креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей.

Работа американского Института оценок исследований в которых использовался другой способ измерения креативности по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, дали материал в пользу дихотомии креативности и интеллекта (ibid). Эти исследования, по мнению американских психологов Делла и Гайе (1970), дают основания для выделения креативности как понятия того же уровня абстракции, что и интеллекта, но более смутно и неопределенно измеряемого.

Российские психологи, исходя из теории отражения, признают зависимость психики, и в частности интеллектуальных способностей отдельного человека, от социально- экономических условий его существования. Интеллект - это не врожденное свойство, так как все способности, в том числе и умственные, развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Нельзя, однако, признать интеллект и полностью приобретенным свойством - не секрет, что даже в относительно одинаковых условиях развития умственные способности людей поражают своим несходством, разнообразием.

Индивидуально-типологический подход к интеллекту позволил выделить качественно различные типы умственных способностей, проявляющиеся в особенностях стиля умственной работы. Многочисленные исследования, проведенные Н. С. Лейтесом, В. С. Мерлиным, Е.А. Климовым и их учениками, показали каким образом вследствие различий индивидуального стиля умственной работы, различий, сформированных на неодинаковом типологическом фоне, можно добиться одинаково успешного конечного результата деятельности.

Следует, однако, подчеркнуть, что в исследованиях, обнаруживших влияние типологических свойств на результативную сторону умственной деятельности, пока не разделены два направления: 1) изучение влияния сложившегося индивидуального стиля на успешность умственной работы; по-видимому, это влияние в определенных условиях (например, после длительного обучения) можно снять; 2) изучение случаев ограниченности результата деятельности природными возможностями индивида.

Неязыковые тесты, тесты действия и свободные от влияния культуры тесты. Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для испытания людей, которых возможно адекватно оценить с помощью указанных индивидуальных и групповых тестов. Речь идет о младенцах, о детях с дефектами речи, с некоторыми психическими и физическими недостатками, о говорящих на иностранном языке, неграмотных, о лицах из неблагоприятной культурной Среды и некоторых других. Для исследования этих групп испытуемых применяются либо тесты действия, либо тесты, свободные от влияния культуры, либо неязыковые тесты.

Одним из первых тестов действия, разработанным для испытания умственно отсталых детей, является Тест воспроизведения прежнего порядка на доске. Созданный Э. Сегэном еще в 1966г., он применяется и в настоящее время. Тест состоит в следующем. На доске расположены 10 предметов; экспериментатор снимает их и складывает в определенном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее вернуть предметы на прежнее место, Допускается три пробы: показателем по тесту является самое короткое время, необходимое для выполнения задания. Тесты, подобные этому, но большей трудности, применяются для испытания иностранцев. Широко применяется Лабиринтный тест Портеуса, разработанный в 1914 г. и усовершенствованный в 1959 г. Он состоит из серии изображенных линиями лабиринтов возрастающей трудности. От испытуемого требуется, не отрывая карандаша от бумаги, провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта. Этот тест используется для исследования самых разных групп людей, включая умственно отсталых, правонарушителей и др.

Несколько слов о тестировании младенцев и дошкольников (до 5 лет). Тестирование этого контингента испытуемых проходит индивидуально. Большинство тестов являются либо тестами действия, либо устными тестами; некоторые включают элементарные действия с карандашом и бумагой; часть тестов измеряет сенсорное и моторное развитие. Бейли была подготовлена Шкала развития ребенка, предназначенная для детей от рождения до 15 месяцев.

Остановимся на ряде важных проблем, возникающих при тестировании представителей разных культурных групп. При создании таких тестов пытаются чаще всего исключить параметры, по которым эти культуры различаются. Наиболее известный параметр - язык, другой параметр - скорость выполнения теста, еще одно различие - наличие информации, специфичной для некоторых культур. Эти типы различий между культурными группами привел к тому, что тесты для испытания представителей разных культур преимущественно делают неязыковыми, исключают влияние скорости выполнения, в них не используется информация, специфичная для некоторых культур.

Однако следует с полной определенностью сказать, что совершенно исключить влияние культурных различий на тестовые результаты не представляется возможным. Каждый тест, по мнения Анастази, благоприятен для лиц из той культуры, в которой он был разработан. Важно отметить, что не только содержание теста, но также эмоциональные и мотивационные факторы ситуации опыта влияют на исполнение теста. Каждая культура стимулирует развитие одних способностей и образцов поведения и не поощряет, а подавляет развитие других. Поэтому по тестам, разработанным в американской культуре, американцы будут выгодно отличаться от других народов, а по результатам тестов, разработанных в другой культуре, не похожей на американскую, напротив, американцы, возможно, не будут соответствовать установленным нормам.

В так называемых чистых, нетронутых культурой (culture-fair) тестах стремятся исключить некоторые главные культурные различия не только в языке, но и в знаниях, интеллектуальных умениях. Пример такого рода тестов - Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры, разработанный Р.Б. Кеттэлом. Этот тест карандаша и бумаги, охватывающий 3 возрастных и интеллектуальных уровня: от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых, от 8 до 13 лет и взрослых средний умственных способностей, от 10 до 16 лет и взрослых с высокими умственными способностями. Среди подтестов имеющихся такие, как «Выбор точки, завершающей серию», «Дополнение данной матрицы» и др. Данные о надежности и валидности этого теста неполны и получены на меньших, чем обычно принято, нормальных групп.

Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Подобные знания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно- инвариантны, т.е. независимо от культуры. в которой функционирует испытуемый. Каждый из подобных тестов основывается на какой- либо модели интеллекта.

Наиболее часто используемые тесты подобного типа:

1) структуры интеллекта Амтхауэра;

2) школьный тест умственного развития (ШТУР);

3) шкалы измерения интеллекта Векслера;

4) прогрессивные матрицы Равена.

Шкалы измерения интеллекта Векслера. Шкала предназначена для оценки уровня интеллектуального развития и стандартизована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. В полном объеме используется лишь для углубленной диагностики уровня развития различных составляющих интеллекта.

Наиболее широко распространение получила модификация этой шкалы WAIS-R. WAIS-R состоит из 11 субъектов, образующих вербальную и невербальную (основанную на действиях) шкалы.

Вербальная шкала включает:

1) субтест общей осведомленности - диагностирует запас относительно простых сведений и знаний. Пример вопросов: «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»;

2) субтест общей понятливости - исследует полноту понимания смысла выражений, общественных норм, способность к суждениям. Пример вопросов: «Что означает выражение «Куй железо, пока горячо?»;

3) арифметический субтест - оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

4) субтест установления сходства - оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочению, абстрагированию. Например, при установлении общности в паре понятий «платье- пальто» могут быть даны ответы:

- сделаны из одной материала, имеют пуговицы (0 баллов)

- их носят, они дают тепло (1 балл)

- верхняя одежда (2 балла)

5) субтест повторения цифровых рядов - исследует развитие оперативной памяти и внимания;

6) словарный субтест - оценивает понимание и умение определять содержание слов.

7) субтест шифровки цифр -  изучает степень условия зрительно двигательных навыков. Задание состоит в написании под каждой цифрой в клеточке соответствующего ей символа.

8) субтест нахождения недостающих деталей - изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличать существенные детали.

9) субтест кубиков Кооса - направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагается последовательно воспроизвести девять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков.

10) субтест последовательности картинок - исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагаются серии картинок, в каждой серии испытуемый должен расположить их в определенной последовательности.

11) субтест составления фигур - направленность субтеста аналогична субтесту 9. Предлагаются в определенной последовательности детали 4 фигур без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено.

Существует варианты шкалы, предназначенной для обследования дошкольников и младших школьников в возрасте до 6,5 лет. Состав субтестов шкалы следующий:

Субтесты вербальные

Субтесты невербальные

1. Осведомленность

1. дом животного

2. словарный запас

2. завершение картинок

3. арифметика

3. лабиринты

4. нахождение сходства

4. геометрические схемы

5. понимание

 

 

Прогрессивные матрицы Равена. Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития испытуемых в возрасте от 8 до 14 лет и от 20 до 65 лет. Тест Равена относится к культурно- инвариантным тестам, т.к. в минимальной степени показали по этому тесту зависят от наличия знаний, обусловленных жизнью в определенной культуре.

Материал теста в черно белом варианте состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом, задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных по возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность задания возрастает также при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов ответов.

Серия А - диагностируется способность к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и сличению ее с представленными образцами (обследуемому необходимо дополнить недостающую часть изображения).

Серия В - оценивается способность к аналогии.

Серия С - Диагностирует способность выявить сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

Серия D - оценивается способность к пространственной перестановке фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

Серия Е - выявляет способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности (задания этой серии включают анализ фигур основного изображения и последующую «сборку» недостающей фигуры по частым).

Обработка полученных результатов заключается в подсчете общего количества баллов как в отдельной серии, так и в целом по всему тесту.

Вопросы для закрепления:

1. Что измеряется с помощью интеллектуальных тестов?

2. Какие основные факторы определяют уровень коэффициента интеллекта?

3. Возможно ли развить интеллект?

4. Что такое креативность? Зависит ли креативность от интеллекта?

5. Какие факторы должны учитываться при создании, свободных от влияния культуры тестов.

6. Какие познавательные процессы позволяют диагностировать шкалы измерения интеллекта Венслера.

7. Какие мыслительные операции диагностируются с помощью прогрессивных матриц Ровена?