15.11.2010 8495

Особенности профориентационной работы в условиях рыночной экономики

 

Профориентация – научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны, отдельной отрасли экономического региона. Современное понимание профориентационного процесса, адаптированного к рыночной экономике, предполагает, что традиционные подходы к профориентации молодежи нуждаются в критическом переосмыслении. Сегодня совершенно недостаточно помочь подростку осознать свои профессиональные интересы и выбрать направление профессионального обучения. Профориентация в рыночных условиях - это, прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на принцип реальности. Одновременно должно быть обеспечено повышение его адаптивных возможностей в профессиональной сфере и сформирована адекватная мотивация к профессиональному образованию и труду. Отсутствие рыночно-ориентированной системы профориентации учащейся молодежи приводит к тому, что реальные потребности экономики в кадрах не удовлетворяются в полной мере. Более того, конкуренция на рынке образовательных услуг и отсутствие ответственности за последующее трудоустройство выпускников приводят к тому, что учебные заведения ориентируются на сиюминутную популярность профессий, на расхожие иллюзии и заблуждения абитуриентов. Ярким примером может служить переподготовка банковских служащих и иных специалистов в экономической сфере и по правовой службе. Не вызывает сомнения, что при таком подходе к профессиональному образованию профессиональные колледжи, направленность которых на подготовку работников в сфере промышленного производства традиционна, как показывают наблюдения, будут оставаться в проигрыше. В результате можно прогнозировать, что любое оживление в реальном секторе экономики нашей страны может привести к дефициту рабочей силы при ее относительном избытке в других отраслях.

Современный подход к проблеме профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития и рассматривает профориентацию как систему средств по активизации профессионального самоопределения личности; рассматривает человека как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры. К числу наиболее важных особенностей рыночных отношений в сфере труда, которые следует учитывать при совершенствовании профориентационной работы с молодежью, можно отнести следующие:

– негарантированная занятость;

– расширение возможности выбора способов реализации профессиональной карьеры (работа по найму, самозанятость, предпринимательство);

– быстрые изменения в структуре рабочей силы, появление принципиально новых рабочих мест;

– – экономическое неравенство различных категорий молодежи, следствием чего является неравенство шансов при выборе профессии и профобразования;

– пониженная конкурентоспособность людей, не имеющих опыта работы по специальности;

– отсутствие системы распределения выпускников учебных заведений.

Непонимание вышеперечисленных специфики трудовых отношений в условиях рынка проявляется и в психологических особенностях молодежи, которые существенно влияют на выбор правильной профессионального пути. К особенностям, затрудняющим адаптацию молодых людей к рынку труда, следует отнести:

– несформированность адекватных представлений о функционировании рынка труда;

– ориентация на престижность и популярность профессий, а не на действительный спрос;

– отсутствие представлений о своих возможностях (психофизических, интеллектуальных, личностных) выполнять ту или иную работу;

– неготовность к самостоятельным действиям;

– неготовность нести ответственность за принятие решения при профессиональном самоопределении;

– переоценка своей востребованности и конкурентоспособности на рынке труда.

Сегодня среднее-специальное образования объективно обладает достаточным потенциалом для развития. Вместе с тем необходимо отметить, что и сами профколледжи должны полнее учитывать рыночную и социальную ситуацию, а также психологические особенности молодежи, чтобы быть максимально эффективной и востребованной на рынке труда. Не менее важным представляется и совершенствование взаимодействия с государственными организациями, выполняющими посреднические функции на рынке труда. Прежде всего, это конечно, совместная работа государственной службы занятости и профколледжей. Следует отметить, что одним из важнейших (и пока недостаточно используемых) ресурсов развития среднего специального профессионального образования в нашей стране является совершенствование профориентационной работы с молодежью, создание системы профориентации, в основе которой лежит понимание рыночного характера современной экономики и рыночных отношений в сфере труда, и кроме того, достоверная информация об актуальной ситуации на рынке труда и тенденция его развития.

Профориентационная работа, проводимая с учащимися-молодёжи, должна оказывать существенное воздействие на комплектование профколледжей, отношению учащихся к профессиональной подготовке, а также закреплению выпускников на производстве. Эффективность работы по профессиональной ориентации молодежи в значительной мере зависит от того, насколько она соответствует конкретным социально-экономическим и социально-педагогическим условиям. К их числу относятся состояние и перспективы развития данной отрасли производства, отношение учащихся и их родителей к системе среднего профессионального образования в целом и к данному колледжу, возможности выбора профессиональной деятельности в регионе, где находится колледж. В этих целях профессиональная ориентация молодёжи должна реализоваться в следующих направлениях:

– профпросвещение – профинформация, пропаганда профессий, пропаганда среднего специального образования и профессиональных колледжей;

– профконсультация – консультации по различным вопросам профориентации;

– профотбор – медицинский и психологический;

– профадаптация – развитие профессиональных интересов в профколледже и профессиональное становление личности в трудовом коллективе.

Целью профориентации в переходном периоде к рыночной экономике должно быть предоставление средства (создать условия), активизирующие человека в самостоятельном поиске путей профессиональной самореализации и принятия решения о создании личного плана профессиональной карьеры.

Большое влияние на эффективность профориентационной работы оказывает формирования навыков самосознания самих учащихся-молодёжи. Конкретная форма самосознания – самооценка. Она является внутренним условием саморегуляции поведения, осознания человеком того, какую профессию он хочет выбрать, что он сам из себя представляет и что от него ждет общество. Соотнесение индивидом своих склонностей и возможностей с потребностью общества, а также эмоциональное переживания этого процесса, выступают механизмом развития его профессионального самоопределения. Здесь происходить интеграция понятий «Хочу», «Могу» и «Надо», которого можно наглядно демонстрировать с помощью диаграммы Венна (рис.1).

 

Диаграмма Венна – соотнесение понятий: «Хочу», «Могу» и «Надо»

 

Следует отметить, чтобы оценить полученные результаты работы по профессиональной ориентации, необходимо прежде всего ясно представлять ее цели, то есть ожидаемые результаты на разных этапах ее проведения. Их можно охарактеризовать следующим образом:

1) формирование у учащихся общеобразовательных школ знаний о различных рабочих профессиях и путях получения профессионального образования;

2) формирование у школьников социально ценных мотивов выбора профессии, основанных на понимании общественного значения выбранной профессии и ее соответствия своим интересам и способностям;

3) своевременное и полное выполнение планов комплектования колледжей учащимися, отвечающими требованиям профотбора и проявляющими интерес к избранной профессии;

4) развитие и укрепление у учащегося интереса к профессии и обеспечение на этой основе закрепления выпускников на производстве.

Таким образом, современный подход к проблеме профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития и рассматривает профориентацию как систему средств по активизации профессионального самоопределения личности; рассматривает человека как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры. Развитие и укрепление у учащихся интереса к профессии и обеспечение на этой основе закрепления выпускников на производстве - это конечный показатель эффективности профориентационной работы. Фактически речь идет о непрерывном психолого-профориентационном сопровождении профессиональной карьеры человека на всех этапах ее самореализации.