09.10.2010 5994

Периоды обучения глухих учащихся произношению

 

Для полноценного включения глухих учащихся в активную практическую деятельность их необходимо вооружить надежными средствами общения. Поэтому одной из основных задач специальной школы является формирование устной речи. Здесь весьма важно добиваться от глухого ребенка внятности произношения, ибо без этого устная речь обесценивается, прежде всего, как средство общения.

Произношение глухого должно быть членораздельным и дифференцированным, оно должно отображать основные фонетические элементы, которые используются в речи для выражения и различения смысла.

Обучение глухих произношению делится на два главных периода - первоначальный и основной.

Первоначальный период охватывает два с половиной года обучения, начиная с приготовительного класса. Здесь предполагается концентрический подход к формированию произносительных навыков, связанный с использованием сокращенной системы фонем. Учащиеся овладевают точным произношением слов, состоящих из «основных» звуков. Слова же,в которые входят еще не усвоенные звуки, дети могут произносить приближенно, а затем уточняется приближенное произношение. В этот период осуществляется обучение глухих правильному голосообразованию и речевому дыханию.

Обучение глухих учащихся устной речи в основном периоде является новым этапом в их обучении произношению. Данному периоду свойственны свои особенности и закономерности.

Так, если в первоначальном периоде учащиеся обучаются голосообразованию, речевому дыханию и произношению звуков, то здесь предусматривается совершенствование и развитие ранее приобретенных произносительных навыков, коррекция недостатков произношения, а также формирование новых навыков: логического ударения, правильного темпа речи и др. Кроме того, учащиеся в этот период получают знания по фонетике русского языка.

В основном периоде обучения в содержание работы включается не только образование и совершенствование навыков устной речи, но также и формирование навыков самоконтроля над правильностью речи, именно в этот период глухой ребенок должен овладеть кинестетической формой самоконтроля над произношением. Таким образом, в основном периоде усложняются задачи и включается новое содержание обучения.

В основной период по-иному рассматривается вопрос о взаимоотношении между различными формами словесной речи и их роли в процессе ее формирования.

Если в первоначальном периоде обучения глухих словесной речи дактильная форма является исходной при обучении речи и при общении учащихся, то формирование у учащихся произношения на последующих годах обучения протекает в период ослабления использования дактильной речи как средства общения и обучения.

Процесс развития знаний у учащихся и совершенствования их произносительных навыков в основном периоде протекает на иной основе, чем обучение произношению в первоначальный период.

Основу процесса развития и совершенствования устной речи составляет стабилизация усвоенных в речи движений, которая осуществляется благодаря закреплению образованных рефлекторных связей в речедвигательных динамических стереотипах слов и словосочетаний. В связи с этим существенную роль в обучении произношению в это время начинает играть словесная речь. На этом этапе обучения словесная речь не только предмет, но и средство обучения произношению.

Работа над коррекцией произношения в основной период также имеет свои особенности: «речевой стаж» дефекта осложняет его коррекцию. Здесь дает себя знать то соперничество между старыми и новыми стереотипами, на которые постоянно указывал И. П. Павлов.

Особенностью основного периода обучения глухих устной речи является также и то, что работа над произношением осуществляется в своеобразных условиях. Это своеобразие определяется как уровнем развития произносительных навыков учащихся, так и уровнем их общего развития, а также и ограниченным временем, отводимым учебным планом на овладение техникой речи. Если в первоначальном периоде для работы над произносительной стороной устной речи отводится 5-7 часов в неделю, то в основном периоде для этой цели отводится: в III- IV классах - 5 часов, в V-VIII классах - 3 часа в неделю.

Отличительные особенности основного периода требуют использования специальной методической системы, которая должна строиться в соответствии с рядом общих и специальных положений. Остановимся на них.

Процесс овладения произношением и совершенствование учащимися данной стороны устной речи должен находиться в неразрывном единстве с общим развитием, с развитием познавательной и практической деятельности и речи в целом.

При построении процесса обучения устной речи глухих учащихся в основном периоде необходимо использовать все сохранные анализаторы. Развитие и использование всех компенсаторных возможностей учащихся должно проходить по определенной системе, где ведущее место занимают кинестетические ощущения.

Методическая система обучения глухих устной речи в основном периоде должна строиться с учетом требований, сформулированных в дидактических принципах. Особое место в этом периоде обучения должно быть отведено реализации таких принципов, как сознательность и активность при овладении произносительными навыками. Процесс овладения устной речью в этот период должен носить более сознательный характер, Так, например, если раньше ученик овладевал произношением звуков преимущественно на основе подражания, то теперь он имеет возможность овладеть правильным произношением, осознавая положение органов артикуляции (язык вверху или язык внизу, голос есть или голоса нет и т. д.).

При коррекции произношения подражание также должно сочетаться с осознанием артикуляционных движений.

Известно, что в основе коррекции лежит переучивание. Переучивание происходит тем успешнее, чем более ученик осознает, в чем заключается правильная артикуляция.

Поэтому в этот период необходимо давать новые, по сравнению с первоначальным периодом, типы упражнений. Здесь широко должны использоваться виды работ, связанные с самостоятельной речью учащихся, различные высказывания в виде просьб, поручений, сообщений, формулирование вопросов и ответов на поставленные вопросы, рассказывание и т. д.

При этом устная речь глухого будет полноценной только тогда, когда все произносительные навыки будут автоматизированы, т. е. когда глухой ребенок научится правильно произносить звуки не только при их изолированном произнесении, но и в словах, фразах и речи в целом.

Каждый навык произношения того или иного элемента устной речи должен закрепляться в отдельности и в совокупности с другими навыками. Так, например, работа по закреплению правильного произношения каждого звука должна вестись отдельно и в совокупности с другими родственными по артикуляции звуками. Больше того, произношение звуков закрепляется в совокупности с другими навыками - темпом речи, словесным ударением, орфоэпией и т. д.

Методическая система, применяемая на данном этапе обучения глухих произношению, должна строиться на основе активного использования словесной речи как средства обучения. В связи с этим целесообразно определить специфический словарь, использование которого позволит, в частности, реализовать принцип сознательности вобучении.

Приведем примерный словарь - образцы оборотов речи, которые учащиеся должны запомнить и которыми они должны руководствоваться при овладении речью:

– звук с надо говорить без голоса, а звук з надо говорить с голосом;

– при произнесении звука м есть голос, воздух идет через нос.

Известно, что обучение учащихся должно осуществляться в различных формах: индивидуальные занятия, уроки техники речи, речевая зарядка, работа по технике речи во внеклассное время, работа на уроках по другим учебным предметам.

В основном периоде в процессе обучения необходимо использовать указанные организационные формы. Однако задача, содержание и роль каждой организационной формы здесь меняются: большое значение должен приобрести урок по технике речи, должна быть усилена роль внеклассных занятий, расширены задачи, содержание и значение речевых зарядок. Вместе с тем становится очевидным, что эти формы должны быть дополнены новыми формами организационной работы: это самостоятельная работа учащихся над речью и работа в специально организованном уголке по технике речи. Выделяя самостоятельную форму работы учащихся, можно основываться на их возрастных особенностях и на возросшем общем и речевом развитии. Поэтому в методической системе должно быть обращено внимание на изыскание путей развития самостоятельности учащихся при обучении устной речи, определение ряда специальных заданий для самостоятельной работы учащихся.

Все формы работы должны быть взаимосвязаны. Указанная взаимосвязь может быть проиллюстрирована с помощью таблицы.

Взаимосвязь организационных форм обучения  глухих  произношению

Взаимосвязь организационных форм обучения  глухих  произношению

Сделаем некоторые пояснения к таблице.

Если в течение данной недели на уроке по технике речи учащиеся упражняются в совершенствовании умений дифференцировать в устной речи носовые и ротовые звуки, в частности м - б, м- п, то они упражняются в этом и во время речевых зарядок, и тогда, когда самостоятельно работают над устной речью. С учащимися, которые неправильно произносят в речи ротовые и носовые звуки, в этот период проводится индивидуальная работа.

Во внеклассное время организуются те или иные речевые игры, которые направлены на тренировку учащихся в умении дифференцировать в речи ротовые и носовые звуки. На уроках по различным учебным предметам в этот период речь учащихся контролируется, прежде всего, с точки зрения умения дифференцировать в речи ротовые и носовые звуки. Наконец, учитель дает учащимся для самостоятельной работы задания, содержанием которых являются ротовые и носовые звуки.

Методическая система обучения глухих устной речи в основном периоде должна предусматривать учет состояния произносительной стороны устной речи глухих. Учет должен быть построен таким образом, чтобы он влиял на совершенствование обучения. Поэтому формы учета должны быть разнообразны в целях разносторонности и объективности изучения устной речи глухих учащихся. Наряду с обследованием речи глухих учащихся с точки зрения произношения должны предусматриваться контрольные уроки по технике речи.

В методической системе обучения глухих устной речи должно найти применение таких, например, средств учета произносительных навыков, как запись речи учащихся на магнитофоне.

В процессе обучения глухих устной речи должен быть систематический контроль за произношением со стороны учителя. Однако следует заметить, что наряду с внешним контролем со стороны (со стороны учителя) необходимо воспитывать у учащихся умение осуществлять самоконтроль. Без самоконтроля не может быть формирования полноценной устной речи. Система обучения должна предусматривать формирование и совершенствование навыков самоконтроля. Чтобы осуществлять самоконтроль, глухой ребенок должен знать, правильно ли он говорит, он должен знать свои ошибки и их причины.

Формирование и совершенствование устной речи глухих учащихся должно осуществляться на специально подобранном речевом материале, которой должен удовлетворять определенным требованиям.

Закрепление и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться на таком речевом материале, который бы обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию устной речи в целом. Разумеется, что в речевом материале должен быть представлен и фонетический принцип. Обучение глухих учащихся устной речи должно осуществляться на материале слогов, слов, фраз, связного текста. Следует подчеркнуть, что формирование и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться преимущественно на осмысленном речевом материале - слов, фраз, связного текста.

В основном периоде совершенствование произносительных навыков у глухих должно проходить в условиях широкой речевой практики.