09.09.2010 3326

Подготовка будущих преподавателей гуманитарного профиля к педагогической практике в академическом лицее

 

Педагогическая практика студентов – будущих преподавателей академического лицея – важный фактор реализации методолого-теоретической установки на соотношение теоретико-педагогической подготовки студентов с реальной практикой.

Покажем, как готовятся будущие преподаватели гуманитарного профиля к педпрактике в педагогическом институте.

Прежде всего составляется план проведения педагогической практики, определяются цели, задачи, содержание и формы предстоящей работы.

Цель: закрепление и углубление приобретенных профессионально-педагогических знаний, формирование и развитие профессиональных качеств, необходимых умений и навыков, проверка профессиональной и специальной подготовки педагогических кадров гуманитарного профиля - будущих преподавателей академического лицея.

Основные задачи: ознакомление студентов с педагогической практикой в данном лицее, учебно-воспитательной работой, в том числе и внеаудиторной, участие в ней с последующим анализом и оценкой своей педагогической деятельности; формирование устойчивого интереса к избранной профессии, к академическому лицею и педагогическому колледжу; активизация творческого подхода к педагогической деятельности.

Педагогическую практику студентов предваряет организационно-установочная конференция, в содержание которой входит следующее:

- беседа об учителе как личности и профессионале, его функциях, обязанностях, педагогических качествах и способностях, требованиях к современному учителю;

- рассмотрение: сущности, цели, задач, особенностей, специфики и условий работы в данном учебном заведении; определение возможностей: творчески-активного применения в данной практике профессионально-педагогических и конкретно-предметных знаний (как в учебном процессе, так и во внеучебное время); изучения опыта передовых преподавателей, кураторов; совершенствования педагогической культуры – общения с учащимися; активной социально-педагогической деятельности. Внимание студентов обращается на их мотивационный, интеллектуальный, операциональный, педагогически-творческий, коммуникативный потенциал – как будущих преподавателей академического лицея: на общекультурный, гуманистический и деятельностный – как на условия, без которых не может протекать педагогическая деятельность. Будущим преподавателям академического лицея напоминается, что идеальный учитель – это прежде всего специалист, работник, знающий свое дело, и человек, психолог, тонко чувствующий и понимающий особенности личности обучаемых.

В содержание работы студентов-практикантов в академическом лицее входит учебная работа, помощь кураторам, предметникам, внеаудиторная учебно-воспитательная работа в различных ее формах, участие в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

Студенты-практиканты должны знать условия успешного прохождения педпрактики: встреча и контакт с педколлективом, учащимися; четкое представление о специфике, особенностях, направленности лицея, его жизнедеятельности, что характерно для учебно-воспитательного процесса в этом учебном заведении (ознакомление с необходимой учебной документацией; представление о роли преподавателей гуманитарных предметов, об их педагогической деятельности). Студентов необходимо обеспечить схемой индивидуального планирования педпрактики, ознакомить с требованиями к плану, предложить ряд ориентиров: «Памятку студенту-практиканту», «Совет: как изучать педагогическое мастерство», «Рекомендации: как готовиться к учебному занятию», «Установку: на организацию и проведение мероприятия (группового, коллективного, массового)» и др. Студенты должны знать требования к педпрактике, критерии ее итоговой оценки, параметры самооценки педагогической практики в академическом лицее. Перед студентами – будущими преподавателями академического лицея раскрываются конкретно-предметные возможности в предстоящей педагогической практике (по интересу и способности), особенно во внеучебное время, а именно:

- изучение учащихся по предложенным параметрам; выявление их профессионально-личностной мотивации избранной профессии;

- проведение бесед, докладов и лекций – в помощь преподавателям гуманитарных предметов. Например: «Шедевры искусства», «Личность в классической литературе», «Педагогика вокруг нас», «Учитель - востребованная профессия во все времена», «Воспитательная ценность русских сказок», «Великие мыслители об учителе» и др.;

- участие в работе факультативов, кружков и других формах внеучебной работы («Любители искусства», «Знатоки изобразительного искусства», «Любители фольклора», «Исследователи культурного наследия», «Основы педагогического общения», «Педагогическое мастерство»). Рекомендуемые темы бесед, докладов и лекций: «Эстетическая ценность русского декоративно-прикладного искусства», «Памятники древней архитектуры на территории России», «Эстетическое и художественное воспитание учащихся», «Эстетико-воспитательный потенциал различных видов и жанров фольклора», «Нравственно-эстетическая ценность русских сказок», «Дидактическая мудрость русского фольклора», «Технология общения», «Искусство педагогического общения»;

- проведение диспутов, викторин, соревнований, КВН(ов): «Общение современной молодежи», «Внешний вид учителя», «Что значит – хороший учитель?», «Учителя – учащиеся (юмор, анекдоты)»; «Знатоки русских поговорок, пословиц и крылатых фраз»;

- организация и проведение педагогических часов, чтений – о философско-педагогических идеях великих мыслителей, современной методологии в отечественной и зарубежной педагогике;

- организация, проведение встреч с Заслуженными учителями, известными деятелями науки и искусства;

- участие в традиционных массовых мероприятиях в лицее, посвященных государственным событиям, национально-традиционным праздникам, традициям лицея – «День наставника», «Первый звонок», «Последний звонок», «Вечер встречи с выпускниками», и др.

Студенты – практиканты принимают активное участие в деятельности, посвященной духовно-просветительской работе, наглядно-иллюстративной пропаганде:

- с просветительской целью – лекции, доклады, выпуск устных журналов, радиопередач – «Великие российские педагоги», «Из истории шедевров мирового искусства», «Мудрая и всегда актуальная народная педагогика», «События в жизни учителей России»;

- с наглядно-иллюстративной целью – издание газет: «Учитель», «В мире педагогической профессии», оформление стендов и витрин: «Государственные документы об образовании», «Что читать»: «Новые книги по психологии обучения – воспитания»; стенды, посвященные различным видам искусства.

- с учебно-методической целью – создание учебно-методических уголков или кабинетов:

- проведение (в содружестве с преподавателем литературы) сочинений: «Воспоминания о первом учителе», «Я – учитель!», «Мой первый урок…», «Мои профессиональные перспективы», «Учитель – социально значимая и общественно востребованная профессия»:

- организация и проведение конкурсов, турниров, игр: конкурсов – на лучшую письменную работу (сочинение, доклад, реферат, методическую разработку); рисунков на определенную тематику; художественного чтения; турнира острословов, юмористов; педагогических игр – на воспроизведение структурных компонентов уроков; педагогически-ситуационных игр (на разные случаи и события в жизни учителя, педагогического коллектива);

- посещение учащимися лицея общеобразовательных школ, изучение их жизнедеятельности; беседы с опытными учителями-новаторами;

- организация и проведение конференций для учащихся лицея, например, по темам: «Педагогические идеи А.С. Макаренко», «Учащийся – как субъект и объект обучения и воспитания».

Студенты знакомятся с целью, задачами, содержанием педпрактики, ориентируются на различные формы педагогической деятельности (по интересу и способности), выбор и разработку содержания докладов, лекций, бесед (их технологию и методику), на предстоящую педагогическую контактность с учащимися. В процессе практики они готовятся к реальной педагогической деятельности, в которой предстоит совершенствовать не только приобретенные профессионально-педагогические, но и специально-профильные знания, умения и навыки.

Отличительной особенностью подготовки студентов – будущих преподавателей гуманитарного профиля академического лицея к педпрактике является ориентир их педагогической деятельности на задания и мероприятия учебно-воспитательного характера, с непременным учетом специфики, особенностей и профессиональной направленности лицея, специально-профильных возможностей студентов.

При такой подготовке будущих преподавателей к педагогической практике в академическом лицее обеспечивается успешное вживание студентов-практикантов в педагогическую действительность.