09.12.2010 4122

Формы взаимообучения на уроках русского языка

 

Педагогический процесс в школе очень часто ставит учащегося в позицию объекта обучения, в роль подчиненного всегда и во всех ситуациях. Учитель задает задания, их контролирует, выставляет оценки. При таком подходе у учащихся недостаточно развиваются лидерские качества, инициативность, ответственность за себя и своих товарищей, формируется характер пассивных исполнителей.

Для развития инициативы желательно делегировать учащимся некоторые полномочия учителя. Этим целям служит организация обучения, названная обучением в сотрудничестве. Ее теоретические основы разработаны в трудах американских и российских ученых.1 В данной статье нам хотелось бы рассмотреть практические приемы этой технологии в применении к обучению русскому языку.

Ученики - учителя

На подготовительном этапе педагог сообщает учащимся, что на следующем уроке или через несколько уроков будет проводиться опрос по объявленной теме. Учитель также сообщает фамилии учащихся, которые будут проводить опрос. Их может быть пять - шесть. Это делается с таким расчетом, чтобы каждый из них, став ведущим, находился у доски около десяти минут. Устанавливается очередность ведения урока.

Дома ученик, который будет выступать в роли учителя, подготавливает все необходимые материалы для проверки знаний (вопросы, разные виды диктантов, карточки-задания).

На уроке, проводя опрос по подготовленному материалу, учитель может вызвать любого из учащихся, а также весь ряд или группу в зависимости от объема заданий. По сигналу педагога первого «учителя» сменяет у доски следующий.

Рассмотрим один из приемов взаимообучения. Толкование слова

Учитель начинает объяснение с того, что понимание слова - это представление образов тех предметов или явлений, которые оно обозначает, а также понимание связей этого слова с другими. Это первый уровень понимания.

Занятие проводится следующим образом:

1. Все учащиеся разбиваются на малые группы.

2. Каждая группа получает текст. В зависимости от целей урока, тексты могут быть как одинаковыми, так и разными. Например, для урока по лексикологии на тему «Синонимы» подбираются разные тексты, содержащие синонимы.

Учитель дает задание найти неизвестные слова в тексте, выяснить их значение с помощью словарей, справочных изданий, консультаций у учителя и подобрать к ним синонимы. Нужно обратить внимание учащихся на то, что словотолкованием называется замена слова синонимичным, т.е. значение незнакомого слова объясняется через известный синоним.

3. В группах идет работа над текстом. В совместной работе учащиеся стараются найти неизвестные им слова, выяснить их значение, выделить синонимы в тексте.

4. После того, как задание выполнено, все группы по очереди задают вопрос одной группе. Отвечать нужно сразу. Ответы оцениваются «экспертами» по заранее установленной шкале баллов.

«Экспертами» могут стать выбранные учащиеся, либо капитаны команд, задававшие вопросы, или целиком одна из групп, задававших вопросы.

Очередность отвечающих и задающих вопросы определяется по жребию.

5. Подведение итогов. Учитель называет группу, которая набрала больше всех баллов, исправляет неправильные словотолкования, указывает на те синонимы, которые не были замечены в тексте. Оценить содержание вопросов и ответов, уточнить значения слов может также группа назначенных ранее «экспертов».

Развитию орфографических навыков способствует и такая форма работы, как взаимный диктант. Этапы ее проведения:

1. Подготовительный период: готовятся разные тексты диктантов. Это могут быть вырезки из старых газет, журналов. Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. Подготовленные тексты желательно наклеить на картон. Эту работу могут выполнить как учитель, так и учащиеся.

2. Каждый ученик получает по одной карточке и читает про себя свой текст.

3. Педагог отвечает на вопросы учащихся, если им что-то непонятно в тексте.

4. Учащиеся разбиваются на пары.

5. Один из учащихся диктует свой текст напарнику. (Пишущему подсматривать в текст нельзя).

6. Диктующий и пишущий меняются ролями («Диктуется другой текст»).

7. После окончания диктанта карточки кладутся на край стола. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют написанное цветной пастой.

8. Совместная проверка по карточкам: исправления делаются красной пастой. Допустивший ошибки ученик делает устный разбор, второй учащийся ему помогает.

9. Каждый в своей тетради делает разбор своих ошибок.

10. Ученики берут тетради друг у друга, еще раз просматривают, ставят свою фамилию.

Следующий методический прием также направлен на формирование орфографических навыков. Ищу ошибки.

1. Подготовительный этап. Педагог составляет тексты. В этих текстах специально допускаются ошибки на пройденные правила. Количество ошибок должно быть известно педагогу, но неизвестно ученикам.

2. Все ученики разбиваются на малые группы от 3 до 7 человек. Состав группы по уровню обученности должен быть разный.

3. Педагог сообщает инструкцию:

А. Прочитайте текст, найдите ошибки, исправьте их синей пастой. Можно пользоваться словарями, пособиями. Друг с другом не общайтесь.

Б. Работа в группе - коллективный поиск ошибок. Исправляйте их зеленой пастой.

4. Работа согласно инструкции. Коллективный поиск может проводиться следующим образом: один ученик читает текст по слогам, все проверяют свои записи. Если у кого-то написано по-другому, он сообщает об этом группе. Все высказывают свою точку зрения. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарем либо консультируются у учителя.

5. Работа над ошибками. Учащиеся объясняют, какое орфографическое правило нарушено.

6. Представители групп сообщают о количестве ошибок. Учитель может спросить у любого члена группы, почему то или иное написание является ошибочным. Если количество ошибок указано верно, то вся группа получает высокие оценки.

Наблюдения за такими уроками показывают, что учащиеся очень ответственно готовятся к ним. Дома они тщательно подбирают необходимый материал, лучше его запоминают, и уроки проходят с гораздо большей заинтересованностью, так как появляется еще один мотив: желание проявить себя знающими перед товарищами.

Конечно, такая форма работы не исключает подсказок. Но они не мешают, а помогают процессу обучения, так как знания, подсказанные в тот момент, когда в них особенно нуждаются, запоминаются на всю жизнь.

Здесь главное не выявлять незнание, а прививать навыки грамотного письма.