20.01.2011 7121

Проблемы изучения лексико-грамматической стороны речи (библиографический список)

  1. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. - СПб., 1994.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М., 1997.
  3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. - М., 2004.
  4. Андриевская В. В. Словесно-ассоциативный эксперимент как метод диагностики речевого развития школьников // Вопросы диагностики психического развития. - Таллин, 1974.
  5. Андриевская В. В. Отображение структуры наглядной ситуации в устной речи младших школьников // Вопросы психологии. 1979. № 1.
  6. Апухтин В. Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1977.
  7. Арутюнова Н. Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. - М., 1980.
  8. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М., 1982.
  9. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М., 1990.
  10. Богданов В. В. Текст и текстовое общение. - СПб., 1993.
  11. Брыла М. Состояние вопроса о методах формирования лексической стороны речи у детей с экспрессивной алалией // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л., 1989.
  12. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. 1975. №5.
  13. Васютина Н. Н. Некоторые приемы словарной работы с детьми, страдающими недоразвитием речи // Школа для детей с ТНР. - М., 1961.
  14. Виноградов В. В. Основные типы психологических значений слова // Вопросы языкознания. 1953. № 5.
  15. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М., 1986.
  16. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. - М., 1959.
  17. Воробьева В. К. Лексико-семантические особенности речи детей с алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М., 1973.
  18. Воробьева В. К. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией // Тезисы докладов 8 научной конференции по дефектологии. - М., 1979.
  19. Воробьева В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей - алаликов // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1967. Вып. 3.
  20. Воробьева В. К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967.
  21. Воробьева В. К. Сопоставительный анализ структуры семантических полей учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. - М., 1983.
  22. Выготский Л. С. К вопросу о развитии научных понятий в школьном возрасте // Развитие научных понятий у школьников. - М.; Л., 1935.
  23. Гараева Л. И., Шахнарович А. М. Словообразовательная деривация в аспекте детской речевой деятельности // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л., 1987.
  24. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. - М., 1949.
  25. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Саратов, 1990.
  26. Гриншпун Б. Н., Воробьева В. К. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией // 8 научная сессия по дефектологии и 5 всесоюзные педагогические чтения. Ч. 2. - М., 1979.
  27. Гуровец Г. В. Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.
  28. Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С. Н. Цейтлин.- Л., 1987.
  29. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с ТНР. - М., 1961.
  30. Жукова Н. С. Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1976.
  31. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
  32. Завгородняя А. С. К вопросу формирования словаря у детей дошкольников, страдающих моторной алалией // Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1973.
  33. Залевская А. А. Психолингвистические проблемы семантики слова. - Калинин, 1982.
  34. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975.
  35. Земская Е. А. Как делаются слова. - М., 1963.
  36. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. - М., 1992.
  37. Зимняя И. А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения. - М., 1976.
  38. Зотова Н. Ю. Особенности толкования устаревшей лексики детьми дошкольного возраста //Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л., 1989.
  39. Зотова Н. Ю. Толкование производных слов детьми дошкольного возраста // Детская речь: лингвистический аспект. - СПб., 1992.
  40. Изотова Е. М. Об осознании ребенком смысловой стороны слова // Материалы 3 симпозиума по психолингвистике. - М., 1970.
  41. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. - Иваново, 1983.
  42. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М., 1978.
  43. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 1967.
  44. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи ребенком в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1955. № 4.
  45. Клименко А. П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. - Минск, 1974.
  46. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных у детей с экспрессивной алалией и задержкой языкового развития. - СПб., 1991.
  47. Ковшиков В. А. Нарушение актуализации слов у детей с экспрессивной алалией // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. - Л.,1985.
  48. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие речи дошкольников. - М., 2006.
  49. Колобова И. Н. Особенности решения детьми «прямых» и «косвенных» задач по выделению слов // Психологические исследования. - М., 1975. Вып. 5.
  50. Кондратенко И. Ю. Система логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с речевой патологией // Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  51. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. - М, 1986.
  52. Кубрякова Е. С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. - М., 1991.
  53. Кубрякова Е. С. Теория номинации и словообразование // Языковая номинация. Виды наименований. - М., 1977.
  54. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. - М., 1974.
  55. Кубрякова Е. С. Словообразование как особый вид речевой деятельности // Словообразование и формообразование. - М., 1979.
  56. Лаврентьева А. И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного русского языка. - СПб., 1995.
  57. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи.-Л., 1990.
  58. Левковская К. А. Словообразование. - М., 1954.
  59. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения IIСемантическая структура слова. - М., 1971.
  60. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. - М., 1965.
  61. Лепская Н. И. Освоение детьми способов глагольного действия: толкование и грамматическое оформление // Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л., 1989.
  62. Лепская Н. И. Этапы формирования текста в онтогенезе // Развитие речи и речевого общения дошкольников. - М., 1995.
  63. Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1976.
  64. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. - М., 1977.
  65. Малышко А. А. Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов // Дефектология. 2000. № 6.
  66. Матвеева Н. А., Ульенкова У. В., Леонов А. А. О связи темпов морфологического созревания ребенка с его психическим развитием // Новые исследования по возрастной физиологии. 1981. № 2.
  67. Наумова Т. Н. Проблема семантики слова и целого высказывания. - М., 1972.
  68. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. - М., 1981.
  69. Немченко В. М. Современный русский язык. - Словообразование. - М., 1984.
  70. Новиков Л. А. Семантика русского языка. - М., 1982.
  71. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. - СПб., 1994.
  72. Палермо Д. С. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение развития и поведения детей. - М., 1966.
  73. Парамонова Л. Г., Лалаева Р. И. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. - Л., 1985.
  74. Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1981.
  75. Пьяных Л. И., Цейтлин С. Н. Заменительная префиксальная Деривация в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л., 1987.
  76. Радзиховская В. К. Из наблюдений над семантической структурой слова в детской речи (на материале ребенка до 3 лет) // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л., 1987.
  77. Радзиховская В. К., Саенкова Н. А. О появлении лексико-грамматической разрядности детской речи // Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л., 1989.
  78. Развитие лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии // Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи - СПб., 2001.
  79. Рябова Т. В. Виды нарушений многозначности слова // Теория речевой деятельности. - М., 1986.
  80. Сафонкина Н. Ю. Восприятие и опознание дошкольниками слов на основе их структурных характеристик // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  81. Сахарный Л. В. Образование и функционирование производного слова в речевой деятельности // Словообразование и формообразование. - М., 1979.
  82. Сахарный Л. В. Осознание производных слов детьми-дошкольниками // Психолингвистические основы речи при усвоении родного и иностранного языка. - М., 1987.
  83. Сахарный Л. В. Словообразование в речевой деятельности: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л.,1980.
  84. Серебрякова Н. В. Ориентировка на семантическую структуру слова у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, осложненной элементами ОНР // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л., 1989.
  85. Серебрякова Н. В., Парамонова Л. Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / Под ред. Л. Г. Парамоновой. - Л., 1986.
  86. Серебрякова Н. В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольниками со стертой формой дизартрии и без нарушения речи // Нарушения речи: методы изучения и коррекция. - СПб., 1993.
  87. Серебрякова Н. В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. - Л., 1989.
  88. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1996.
  89. Сохин Ф. А., Тамбовцева А. Г., Шахнарович А. М. К проблеме правил словообразования // Психолингвистические исследования. (Речевое развитие и теория обучения языку). - М., 1978.
  90. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.
  91. Стрельцова М. И. Образование прилагательных в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л., 1987.
  92. Струнина Е. М. Работа над смысловой стороной слова // Подготовка детей к школе в детском саду. - М, 1978.
  93. Струнина Е. М. Работа над смысловой стороной слова // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.
  94. Тамбовцева А. Г., Шахнарович А. М. Роль семантических факторов в овладении словообразованием в детской речи // Тезисы 1 Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 1978.
  95. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М, 1977.
  96. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. - М., 1970.
  97. Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л., 1987.
  98. Цейтлин С. Н. Детские словообразовательные инновации. - Л., 1986.
  99. Цейтлин С. Н. Категория числа в онтогенезе // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л., 1987.
  100. Цейтлин С. Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку). - М., 1978.
  101. Цейтлин С. Н. Основные особенности детской практической грамматики // Совершенствование методов диагностики и преодоление нарушений речи. - Л., 1989.
  102. Черемисина М. И., Захарова А. В. Притяжательные прилагательные в детской речи // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. - Новосибирск, 1972. Вып. 1.
  103. Черемухина Г. А. Словообразовательная семантика в детской речи // Тезисы 4 Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М, 1978.
  104. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1975.
  105. Черняк В. Д. Отражение системных связей лексических единиц в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л., 1987.
  106. Фомина М. И. Лексикология. - М., 1983.
  107. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. - М., 1972.
  108. Шанский Н. М. Основы словообразовательного анализа. - М., 1953.
  109. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.
  110. Шахнарович А. М. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе // Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л., 1989.
  111. Шахнарович А. М. Роль наглядного представления в овладении средствами общения // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1976.
  112. Шахнарович A.M. Семантические аспекты психолингвистического анализа правил словообразования // Психолингвистические проблемы семантики. - М., 1983.
  113. Шмелев Д. Н. Современный русский язык: лексика. - М., 1977.
  114. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.
  115. Юрьева Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей-сверстников в совместной деятельности // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып. 2. -СПб., 2001.
  116. Якубинский Л. П. О диалогической речи //Язык и его функционирование. - М., 1986.