12.02.2010 7736

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.


Исследователи, изучающие проблему дизартрии, отмечают, что у всех детей данной категории имеются искажения звукослоговой структуры слова разной степени выраженности.

Так, например, Л.В. Лопатина (1994) указывает на то, что наряду с нарушением звуковой стороны речи, у детей с дизартрией наблюдаются искажения структуры слова: у одних детей звукослоговая структура слов была сохранна, у вторых - ошибки наблюдались только в многосложных словах, у третьих - слоговая структура слова была нарушена.

Е.Н. Винарская, характеризуя различные формы дизартрии, дает лишь отдельные сведения об этих нарушениях в зависимости от клинической формы. Так, при псевдобульбарной форме имелись сокращения сочетаний согласных, в то время как замена целого слога каким-то мало определенным звуком наблюдалась только в самых тяжелых случаях. При экстрапирамидной дизартрии постоянно наблюдался распад ударных слогов, то есть тех, где «количество реализованных слоговых контрастов было максимальным, в результате чего согласный и гласный сохраняли относительную самостоятельность» (1973, с.73). Нарушалась и ритмическая структура: безударные слоги произносились как ударные. Часто наблюдались разнообразные стереотипии и персеверации отдельных звуков, слогов, слов. У больных с мозжечковой дизартрией была нарушена временная организация звукослоговой структуры: время произнесения слога и переходных участков между ними увеличивается. Наблюдались также нарушения ритмической структуры: безударные слоги произносились как ударные, а согласные и гласные ударных слогов - невнятно и редуцированно. При премоторной апраксической дизартрии наблюдались уподобления слогов, а также появление различных призвуков и вставок звуков. «Различные оттенки звуков, которые существуют в нормальной речи в виде переходных фаз артикуляции и которые ухом слушателя не воспринимаются в силу их кратковременности, приобретали у наших больных из-за трудностей переключения и денервации самостоятельное звучание» (1973, с.117). Кроме того, все слоги произносились как равноударные.

Данные по проблеме нарушения звукослоговой структуры у детей со стертой дизартрией можно найти также в работах Т.А. Титовой (1999, 2003). В результате проведения экспериментальных исследований ею были получены следующие данные. При воспроизведении серии слогов встречались ошибки на перестановку и уподобление слогов, в меньшем количестве наблюдались ошибки, связанные с перестановкой и пропуском артикуляторно сложных звуков. Ошибки при восприятии и воспроизведении звукослоговой структуры слова автором были разделены на две группы: ошибки на уровне отдельного слога в структуре слова и искажения слогового состава. Ошибки на уровне отдельного слова выражались в пропусках согласных при стечениях, при этом в первую очередь выпадали те согласные, произношение которых не соответствует языковой норме. «Таким образом, наличие звукопроизносительных дефектов оказывает значительное влияние на воспроизведение структуры слога» (1999, с.59). Сокращение согласных при стечениях отмечалось как самая распространенная ошибка у детей со стертой дизартрией. Искажения слогового состава проявлялись в сокращении количества слогов, причем только в трех-пятисложных словах со стечением согласных. Была выявлена зависимость между сложностью звукослоговой структуры и количеством ошибок: при увеличении количества слогов возрастало число нарушений. Слоговая структура слова, усвоенного в изолированном произношении, нередко искажалась при включении его во фразу. Кроме того, была определена зависимость между количеством ошибок и отнесенностью слова к определенной части речи. Наибольшее число нарушений звукослоговой структуры дети допускали в отношении существительных и прилагательных. Ошибки в самостоятельной речи были более многочисленны, по сравнению с отраженным произношением.

Вопрос о механизмах нарушения остается мало изученным. А.К. Маркова (1963) связывает их с несформированностью артикуляторной сферы, в силу чего наблюдается неусвоение произношения слогового контура слова, который как бы раздробляется из-за трудностей слияния разных слогов в ряду. Е.Н. Винарская (1973) объясняет механизм искажения звукослогового состава апраксиями и трудностями артикуляции тех или иных звуков. Л.Ф. Спирова (1961) определяет нарушение как результат недостаточного овладения звуковым составом слова: слово, употребляемое ребенком, не соотносится им с правильным звуковым образом этого слова. К такому же выводу приходит и Т.А. Титова (2003), которая считает, что ошибки являются результатом дисфункции артикуляторной программы.

В целом, все авторы, занимавшиеся изучением проблемы становления звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией, отмечают стойкость данного дефекта, низкую динамику его преодоления. Однако в большинстве анализируемых работ часто только упоминается о нарушении структуры слова в речи детей с дизартрией, но не раскрывается его характер и ведущий механизм нарушений звуковой и слоговой структуры слова. Поэтому экспериментальное изучение и разработка программы коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией является актуальным и своевременным и требует специального изучения.

Список литературы:
1. Винарская Е.Н., Пулатова А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент: Медицина, 1973. - С.9-130.
2. Лопатина Л.В., Серебрякова Я.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебное пособие к спец. курсу. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Образование, 1994. - 91с.
3. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1963. - 24с.
4. Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 238с.
5. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 126с.
6. Титова Т.А. О нарушениях слоговой структуры слов при стертой форме дизартрии. // Речевая деятельность в норме и патологии. - СПб., 1999. - С.58-60.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.