12.09.2012 8059

Нарушения лексики у дошкольников со стертой дизартрией

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.


В настоящее время стертая дизартрия рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в комплексе неврологических, психических и речевых симптомов. Стертая дизартрия по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптоматики, по сравнению с выраженной дизартрией, неоднородностью симптомов, различным соотношением неречевой и речевой симптоматики.

В исследованиях ряда авторов (Л.В. Лопатиной, 1994, 2001; Р.И. Мартыновой, 1975; Л.Г. Парамонова, 1985; Н.В. Серебряковой, 1989, 1993, 2001) отмечается, что при стертой дизартрии имеются особенности развития лексико-грамматического строя речи. При этом ведущим в структуре речевого дефекта является нарушение фонетической стороны речи, нарушения же лексики являются вторичными, обусловленными задержкой и нарушением формирования речевого развития детей. Состояние лексико-грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии колеблется от нормы до выраженного отставания.

Изучение проблемы нарушений лексики у детей со стертой дизартрией, проведенное Н.В. Серебряковой (1989, 1993), показало, что у этих детей наблюдается ограниченность словаря, большое количество замен и смешений слов по семантическому признаку, трудности актуализации слов, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слов. Отмечается бедность словаря антонимов и синонимов, несформированность структуры значения слова. Кроме того, у дошкольников со стертой дизартрией процесс систематизации лексики и организации семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности, по сравнению с нормой.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова отмечают у детей со стертой дизартрией задержку в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенно обобщающих слов. Авторами в процессе экспериментального исследования был выявлен «более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов, объяснение значений слов, на усвоение грамматического значения слова, дифференциацию слов, сходных по семантике» (2001, c.114).

Сравнительные данные ответов детей с нормальным речевым развитием и детей со стертой дизартрией при объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, об их различной структуре. В процессе определения слова детьми с нормальным речевым развитием денотативные признаки использовались лишь в единичных случаях, в то время как у детей со стертой дизартрией они являлись доминирующими, например; овощи - в земле растут, мебель - сделано из дерева и т.д. Особенно существенные различия наблюдались в стратегии основанной на выделении ситуативных признаков денотата (в норме - 33%, у детей с речевой патологией - 23% ответов), а также в стратегии объяснения значения путем описания внешних, несущественных признаков денотата (в норме 1,7% , у детей со стертой дизартрией - 19%). Таким образом, при объяснении значения слова детей 6-7 лет со стертой формой дизартрии преимущественно используют денотативные признака, что свидетельствует об их преобладании в структуре значения слов. Использование понятийных лексико-семантических признаков наблюдалось в преобладающем количестве ответов детей с нормальным речевым развитием и лишь у относительно небольшого количества детей с речевыми нарушениями.

Как указывает Н.В. Серебрякова (2001), объяснение значения существительных обобщающего характера дошкольниками со стертой дизартрией осуществляется с использованием следующих способов:
1) перечисление слов, входящих в семантическое поле (конкретизация). Например: «Овощи - это помидоры, огурцы».
2) определение значения слова через описание местонахождения денотата. Например: «Овощи - в огороде растут»;
3) описание внешних признаков денотата, например: длины, величины, аромата, вкуса, указание на то, из чего сделано (мебель - сделано из дерева);
4) определение значения через называние функций денотата. Например: «Посуда - из нее можно есть»;
5) объяснение значения через подведение под обобщенное, более глобальное представление (без указания на дифференциальные признаки). Например: «Цветы - это растения»;
6) истинное объяснение значения слова с указанием семантического поля и дифференциальных признаков слова, отличающих его от других слов данного семантического поля. Например: «Дерево - большое растение со стволом»;
7) описание частей денотата. Например: «Дерево - это ствол с листьями».

При объяснении значения прилагательных дошкольники используют следующие способы объяснения значения.
1) Включение прилагательного в контекст, т.е. воспроизведение синтагматической связи (прилагательное - существительное). Например: «маленький - цыпленок, круглый - мячик».
2) Определение с помощью другого прилагательного: а) семантически близкого (высокий - длинный), б) значительно отличающегося по семантике (низкий - широкий).
3) Использование антонима с частицей не (короткий - недлинный).
4) Объяснение значения слова с помощью однокоренных слов (круглый круг, полукруг), формы слова (длинный - длинное).
5) Определение слова через описание ситуации (легкий - можно носить).
6) «Истинная дефиниция» с выделением основного дифференциального признака (тяжелый - много весит, легкий - мало весит).
7) Случайные ассоциации и отказы от выполнения задания.

При объяснении значения глаголов дети со стертой дизартрией используют следующие способы:
1) объяснение значения через включение в контекст (ехать - на машине);
2) синонимизация, т.е. воспроизведение глаголов, близких по семантике (идти - шагать, плыть - купаться);
3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать - быстро шагать);
4) использование других грамматических форм (лезть - лезут);
5) случайные ответы (бежать - драться);
6) отказы.

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Л.Г. Парамоновой и Н.В. Лалаевой (1985) выделены следующие этапы организации семантических полей у детей со стертой дизартрией.

Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов- реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака-мяч). Лексическая системность не сформирована. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации (собака - лает).

На втором этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связью. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы (представления): дом- крыша, высоко - дерево и т.д. На этом этапе имеет место образный мотивированный характер связей. Семантическое поле еще структурно не организованно не оформлено.

На третьем этапе формируются понятия, процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево-береза, высоко - низко). Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями, которого являются группировки и противопоставление.

В процессе ассоциативного эксперимента Л.Г. Парамонова и Н.В. Лалаева (1985) выделили следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 5-8 лет со стертой дизартрией.

1. Синтагматические ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый - цветок).

2. Парадигматические ассоциации. Это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются не более чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево-береза). Парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами, выражают различные отношения. Среди парадигматических ассоциаций у дошкольников наблюдаются следующие: а) ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость-храбрость). Эти реакции у дошкольников встречаются редко; б) ассоциации, выражающие антонимические отношения, т.е. отношения противопоставления (высоко - низко); в) ассоциации, выражающие отношения подобия. В этом случае происходит выбор одного из элементов группы. Примером этих отношений могут служить названия цветов (желтый - красный), названия домашних животных (собака- кошка), чисел натурального ряда (два-три); г) ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда-кастрюля). Отношения «вид-род» у детей 5-8 лет встречаются значительно реже, чем у взрослых. Это, вероятно, связано с несформированностью у детей процессов обобщения; д) ассоциации, выражающие отношения «целое- часть» (дом- крыша).

3. Тематические ассоциации. Эти ассоциации, так же как парадигматические, относятся к смысловым реакциям, характеризуют отношения одного семантического поля. Тематические ассоциации - это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку.

Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5-8 лет с нарушением речи. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова, то тематические реакции отражают прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру.

У детей 6-8 лет со стертой дизартрией, по данным Л.Г. Парамоновой и Н.В. Лалаевой (1985), наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций: а) отношения объекта и места его нахождения (собака- конура); б) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда - мыть); в) причинно-следственные отношения (смелость- победа). Эти ассоциации являются единичными у детей; г) ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (бабочка- сачок); д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (желтый - солнышко); е) отношения образа действия и предмета (весело - праздник); ж) ассоциации по одному общему признаку (бабочка- птица);

4. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакций приводятся слова, производные от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций: а) слова-стимулы и слова-реакции относятся к оной части речи (заяц-зайчишка). У взрослых этот подвид словообразовательных ассоциаций почти не встречается; б) слова-стимулы и слова-реакции относятся к различным частям речи (весело-веселый). Чаще всего ассоциацией на наречие является прилагательное-существительное, т.е. в качестве реакций даются слова, то которых образовано слово в истории языка.

5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стол - столы). Этот вид ассоциаций, как и словообразовательные ассоциации, у взрослых почти не встречается в связи с тем, что взрослые не воспринимают формы слова как отдельные слова.

6. Фонетические ассоциации. Когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка- бабушка). Эти ассоциации встречаются у детей редко.

7. Случайные ассоциации. В этом случае между словом-стимулом и словом- реакцией отсутствуют как смысловая и грамматические связи, так и звуковое сходство (быстро - груша). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций является очень распространенным у детей со стертой дизартрией, особенно 5-6 лет.

В процессе речевого развития ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. По данным Л.Г. Парамоновой и Н.В. Лалаевой (1985), в 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей. Это выражается в том, что существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. У взрослого человека в ассоциативном эксперименте имеют место в основном парадигматические ассоциации, что является признаком сформированности семантического поля. У детей 5-6 лет синтагматические реакции преобладают над парадигматическими, они встречаются во много раз чаще. В 7-8 лет, наоборот, парадигматические реакции встречаются гораздо чаще, чем синтагматические. У детей 5-6 лет большую распространенность имеют тематические ассоциации. В 5 лет они занимают 2-е место по распространенности, в 6 лет-3-е место и встречаются чаще, чем парадигматические. В 7 лет тематические ассоциации наблюдаются значительно реже, чем парадигматические. Это свидетельствует о том, что у детей 7-8 лет уже начинает формироваться ядро семантического поля.

Таким образом, стратегия поиска ассоциативных реакций у детей как со стертой дизартрией, так и с нормальным речевым развитием меняется с возрастом.

В целом, полученные исследователями данные свидетельствуют о том, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова.

Список литературы:
1. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб., 2001.
3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией. // Расстройства речи и методы их устранения. / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975. – С.79-91.
4. Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с ОНР. // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. - М., 1985. – С.37-43.
5. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по коррекции нарушений лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии. Автореф. канд. дисс. - Л., 1989.
6. Серебрякова Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольниками со стертой формой дизартрии и без нарушений речи. // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб. 1993.
7. Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии. // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. – С.41-48.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.