17.08.2010 3766

Формирование правильной осанки у учащихся вспомогательной школы

Медико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение структуры нарушения функций опорно-двигательного аппарата у большинства учащихся вспомогательной школы показало, что у них наблюдаются изменения формы позвоночника от «круглой спины» до сколиозов и кифозов различной степени, имеются косолапость и плоскостопие. При этом чаще зафиксированы искривления позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозы, лордозы) и значительно реже - во фронтальной (сколиозы). У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп, с деформациями в суставах конечностей.

Какими могут быть дефекты осанки у учащегося вспомогательной школы, связанные с их учебной деятельностью, многочасовым сидением за партой или столом?

Так, к дефектам осанки, связанным с изменением положения плечевого пояса, можно отнести сведение плеч вперед и «свисающие» плечевые суставы, крыловидные лопатки, асимметричную установку плечевого пояса. Эти отклонения могут зависеть от условий статической нагрузки (например, если школьник носит портфель, сумку или «дипломат» с книгами постоянно в одной и той же руке), от привычной неправильной позы (например, стремление некоторых девочек-подростков, стесняющихся своего высокого роста, стоять со скрещенными на груди руками и слегка согнутым корпусом).

Бывают отклонения со стороны осанки, возникновение которых имеет определенную связь с положением таза, которое изменено из-за снижения силы мышц, поддерживающих таз в положении равновесия. Необходимо отметить, что подробное изменение осанки может зависеть и от других причин: смещения у школьников, имеющих избыточную массу тела, центра тяжести тела вперед, которое выравнивается путем прогибания в поясничной области; ношения девочками-подростками обуви на высоких каблуках и другое.

К неправильным положениям тела при сидении, принимаемым на учебных занятиях, следует отнести посадку школьника с повернутым, наклоненным в сторону и сильно согнутым вперед корпусом. Это положение у школьников может быть связано с сидением на далеко отодвинутом стуле или с занятиями за слишком низким столом, а также если книга или тетрадь находятся на большом расстоянии от ученика. Из-за привычки сидеть высоко подняв правое плечо (например, при занятиях за слишком высоким столом, когда левая рука свисает вниз, или за круглым столом) может возникнуть асимметричное положение плечевого пояса. Постоянно сохраняющаяся привычка сидеть в подложенной под себя ногой и повернутым тазом приводит к неправильному его положению, создает искривленное положение тела, способствует наклону туловища в сторону.

Наиболее распространенной причиной нарушения осанки является общая мышечная слабость ребенка и, в особенности, слабость мышц туловища, преимущественно, спины и брюшного пресса. Чаще всего такая мышечная слабость сочетается с неравномерным развитием мышц, а значит, и с неравномерным распределением мышечной тяги.

Большую роль в возникновении неправильной осанки у учащихся играют плохие привычки: например, стоять с опорой на одну и ту же ногу, неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутой спиной и ногами, покачивания туловища в стороны) и, как мы уже говорили, привычка носить сумку в одной и той же руке. Весьма вредно лежать во время сна на одном боку, свертываться «калачиком», сильно подтянув ноги к животу, вредно также поднятое положение головы из-за чрезмерно высокой подушки, проваливание туловища в слишком мягкий матрац.

В отделении лечебной физической культуры научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера (Санкт-Петербург) в течение ряда лет занимаются изучением сколиозов неясной этиологии. Полученные данные говорят об изменениях не только со стороны позвоночного столба, но и со стороны нервно-мышечного аппарата, так как у школьников со сколиозами определяется значительная функциональная асимметрия мышц туловища при общем их ослаблении. В связи с этим, даются рекомендации о возможном использовании метода электромиографии при выявлении ранних форм сколиозов у учащихся вспомогательной школы. При определении биоэлектрической активности мышц спины на уровне всех отделов позвоночника особое внимание следует уделять сколиозам на уровне грудного отдела позвоночника, поскольку значительная функциональная асимметрия мышц туловища наблюдается намного раньше, чем определяемые рентгеном изменения позвоночного столба. Полагают, что одним из факторов, способствующих возникновению асимметрии у детей-олигофренов, являются неправильные привычные позы, которые наиболее часто принимаются учащимися во время школьных занятий, игр и развлечений, отдыха.

Многие школьники, имеющие нарушения осанки, думают, что исправить ее уже нельзя, и поэтому мирятся с дефектами своей осанки. Это неправильно. В школьном возрасте можно значительно исправить свою осанку и даже добиться стройной фигуры.

Как же школьнику воспитывать у себя привычку поддерживать правильную осанку и, по возможности, устранять появляющиеся в ней дефекты?

В предупреждении дефектов осанки у школьника надо исходить из двух основных положений: улучшения физического развития учащихся путем широкого использования различных видов физических упражнений и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. При этом можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гигиеническую гимнастику; физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий; дополнительные физкультурные занятия для школьников, страдающих дефектами осанки; подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии учителей и воспитателей должны играть советы и рекомендации учащимся о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо, слегка выдвигая грудь вперед и отводя плечи назад; стоять, опираясь на обе ноги. Очень полезно, работая на участке, в огороде, копать землю половину времени с правой руки, а половину - с левой.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягизанию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.

Упр. 1. И. п. (исходное положение) - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 2. И. п. - стоя, руки в стороны, круговые движения руками назад (повторить 8-10 раз); дыхание произвольное.

Упр. 3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - выдох, возвращение в и. п. - вдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо - влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 5. И. п. - стоя, с палкой в руках; приседания, вытягивания руки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 6. И. п. - стоя, с палкой в руках; поднимание палки - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 7. И. п. - лежа на спине; попеременное поднимание прямых ног вверх (повторить 3-4 раза).

Упр. 8. И. п. - лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременное вытягивание прямой руки и ноги - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 3-4 раза).

Во время приготовления домашних заданий очень полезно через каждые 50-60 минут делать 7-10-минутные перерывы, во время которых выполняются 5-6 гимнастических упражнений, выпрямляющих позвоночник, и ходьба по комнате. Приводим примерный комплекс такого рода упражнений.

Упр. 1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 2. И. П. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 3. И. п. - стоя , руки опушены; подняться на носки - вдох, с последующим неглубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо и влево попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

Упр. 5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе (повторить 8-10 раз). Дыхание произвольное.

Умственно отсталым детям, обучающимся во вспомогательной школе, по совету врача необходимо заняться и корригирующей гимнастикой, т. е. специальными упражнениями, которые выпрямляют спину, расширяют грудную клетку и укрепляют естественный мышечный «корсет», удерживающий корпус в вертикальном положении. С целью коррекции нарушений осанки выполняются следующие упражнения: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками - отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200 г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове; наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны туловища назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Формированию правильной осанки у учащихся вспомогательной школы помогает выполнение простейших элементов фигурного катания на коньках, занятия акробатическими упражнениями. Очень полезны плавание, игры на свежем воздухе. Все это укрепляет мускулатуру, гармонично развивает тело.