15.05.2012 11357

Типология суицидов детей и подростков и рекомендации по их профилактики

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Для адекватного подбора форм и методов профилактики подросткового суицида необходимо обратиться к его типологии. В литературе описываются разнообразные типы суицидов подростков: демонстративно-шантажный, аффективный (импульсивный), истинный, подражательный (скопированный), философский (метафизический), ритуальный, с мотивацией самоустранения и другие [Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова, А.Е. Личко, А.А. Александров, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Л.В. Трегубов, И.О. Вагин]. На основе анализа изученной литературы, мы обобщили и кратко изложили различные типы суицида подростка, а также практические способы их предотвращения.

1. Первая типология Е.М. Вроно, Н.А. Ратиновой [1, с.39-46].

– Демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компонентом.

Зачастую это дети и подростки из конфликтных семей, где нет асоциальности, но налицо полное отсутствие культуры взаимоотношений, неумение членов семьи облекать свои негативные переживания в социально приемлемые формы, сдерживать проявления отрицательных эмоций. Эти семьи отличаются педагогической несостоятельностью, воспитание сводится к несистематическим наказаниям, нередко жестоким, с применением физической силы. Поощрение практически не практикуется. Стиль родительского воспитания жестокий и непоследовательный вызывает страх, озлобление и чувство протеста. В младших классах школьная адаптация протекает без выраженных особенностей. Однако с усложнением программы и переходом к предметному обучению трудности резко нарастают, возникают конфликты с преподавателями, успеваемость резко падает, начинаются прогулы и формируется негативное отношение к обучению и школе в целом. В группе сверстников такие подростки чувствуют себя дискомфортно. Им свойственны несколько завышенные притязания, неудовлетворенность своим положением в группе; присущие им обидчивость и раздражительность ведут к конфликтным отношениям.

Первые проявления суицидальных действий наблюдаются обычно в середине младшего пубертатного периода. Они могут быть вызваны чувством обиды на сверстников, родителей, учителей, выражать протест против их действий. Актом суицида подросток стремится доказать свою правоту и одновременно отомстить обидчику, причинить ему вред.

Способы совершения попытки отличаются значительным разнообразием, единственное ограничение заключается в требовании немедленной реализации. Часто такая попытка из-за аффективной охваченности подростка может быть переигранной и приводить к тяжелым последствиям, что не планировалось заранее.

После совершения суицидальной попытки обычно наступает разрядка. Однако, если ситуация, спровоцировавшая аутоагрессию, не разрешается ею, угроза повторения представляется весьма значительной.

Большинство суицидентов, совершивших суициды этого типа - мальчики.

Особенности профилактики: Базой профилактики в этом случае может стать опора на позитивное в семье и характере подростка. В данном случае это тот факт, что антисоциальные установки в семье подростка еще не стабильны. Возможно просвещение родителей, помощь им в изменении стиля семейного воспитания и более терпимого отношения к подростку. Необходимы меры правового и административного воздействия на родителей, привлечение их к ответственности за физическое наказание подростка, пресечение в последующем этих действий. В профилактической работе с подростком необходима опора на широкий диапазон поведенческих реакций, акцент на те из них, которые снижают конфликтность подростка. Необходимо обучение выражению отрицательных эмоций, решению конфликтов мирными способами, снятию раздражения техниками релаксации. Педагогам необходимо избегать наказаний, использовать как можно чаще поощрения в учебной деятельности подростков подобного типа. В старших классах необходима щадящая нагрузка, возможно обучение в специализированных классах компенсирующего обучения. В общении с подростком рекомендуется не доводить конфликт до открытой агрессии, «спускать ситуацию на тормозах», не провоцировать подростка, на угрозы реагировать срочно, но эмоционально спокойно. Прогноз плохой, высока летальность.

– Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией.

В нее входят подростки из дисгармоничных семей. Отношение к ребенку отличается эмоциональной нестабильностью, требования не соответствуют его возможностям. Часто родители, особенно мать, пытаются реализовать через подростка собственные неудовлетворенные стремления, совершенно не учитывая особенности личности, потребности и интересы самого ребенка. Воспитание носит несистематический, противоречивый характер, часто заключаясь в подкупе, задабривании, с одной стороны, и в унизительных запретах, с другой.

Дети и подростки данной группы весьма умело манипулируют окружающими, вынуждая их действовать в необходимом для себя направлении. В начальных классах эти дети представляются вполне благополучными. Присущая им потребность в самоутверждении проявляется в хорошей успеваемости, высокой общественной активности. Стремление выделиться, занять ведущее положение в младших классах реализуется достаточно легко. Однако к началу пубертатного периода их поведение значительно меняется. Усложнение школьной программы делает невозможным успехи без затраты усилий, к чему эти подростки оказываются неспособными. Неадекватно завышенная самооценка и уровень притязаний, часто проявляющиеся в вызывающем поведении, приводят к возникновению конфликтов с учителями и сверстниками. Претензии на лидерство остаются неудовлетворенными. Неблагополучное положение в школе этими подростками скрывается. Они прибегают к лжи, подделкам записей в дневниках, либо сочиняют трагические рассказы о несправедливой травле со стороны учителей. В группе сверстников их положение отличается неустойчивостью: первоначально они оказываются в положении лидера, но их статус резко падает, что воспринимается ими болезненно остро. Они становятся в позицию непонятых, часто меняют группы.

Первоначальные суицидальные проявления возникают у подростков этой группы в среднем пубертате и могут быть вызваны страхом разоблачения или наказания в связи с раскрытием обмана, обидой, желанием привлечь к себе внимание окружающих и заставить изменить их свое поведение или отношение. Нередко встречающейся причиной суицидальных действий является угроза разрыва любовных взаимоотношений. В этом случае аутоагрессия преследует цель доказать глубину своих переживаний и воздействовать на партнера.

Во время, предшествующее совершению попытки, происходит рациональный поиск наиболее безболезненного способа, не приносящего ущерба внешности, и прогнозируются возможные последствия своих действий, обеспечивается их безопасность для жизни - о своем намерении заранее сообщается окружающим, на видных местах оставляются записки, высчитывается время, подбирается безопасная доза лекарств и т.д. Однако, как и в предыдущей группе, несмотря на отсутствие желания умереть, возможны неожидаемые подростком тяжелые медицинские последствия. При успешном разрешении спровоцировавшей суицид ситуации, подобные действия закрепляются в поведенческом репертуаре как эффективное средство достижения своих целей и воздействия на окружающих.

Особенности профилактики: Используется внимание родителей к подростку, их желание заниматься его воспитанием. Психологическое просвещение родителей, изменение условий семейного воспитания, контроль за учебой и поведением, не допускающий возможности манипуляций и обмана. Работу с подростком следует направить на снижение его конфликтности, обучению мирным способам решения проблем, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний. Поднятие статуса в классе и референтной группе, посильные поручения, где реален успех и признание сверстников. Социальное и психологическое просвещение подростка. Прогноз благоприятный, летальность низкая, латентность невысокая. Наиболее перспективный тип в плане профилактики.

– Суициды с мотивацией самоустранения.

Подростки, совершающие суициды этого типа, проживают во внешне благополучных семьях. Однако при более тщательном анализе выявляется дисгармония взаимоотношений их членов. Эмоциональный климат таких семей характеризуется напряженностью и нестабильностью. Конфликты носят скрытый характер, часто маскируясь подчеркнуто декларируемым дружелюбием членов семьи друг к другу. Воспитательные меры носят противоречивый характер и направлены в большей степени на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих без учета личностных особенностей ребенка Исследователи считают этот тип семьи наиболее суицидогенным.

Противоречия требований и оценок родителей приводят к формированию у подростков высокой тревожности, заниженной или неустойчивой самооценки. В школе такие подростки старательны, исполнительны, но безынициативны. В младших классах их ценят за послушание, но, присущая этим детям тревожность, неуверенность в себе приводят к тому, что каждая новая ситуация, новые требования вызывают острый страх неудачи, интеллектуальная деятельность тормозится, они часто действуют ниже своих реальных возможностей. На плохие оценки и замечания реагируют болезненно, долго переживают их. В группе сверстников эти подростки обладают низким статусом. Присущая им несамостоятельность и внушаемость приводит их к асоциальной деятельности, противостоять групповому давлению они не в состоянии.

Первые проявления суицидальной активности у этих подростков могут быть уже в младшем пубертатном периоде и вызываются стремлением уйти из психотравмирующей ситуации. Ломка устоявшегося жизненного стереотипа, угроза наказания, повышенная ответственность принимаются как субъективно непереносимые. В качестве выхода из ситуации, не требующего ее активного изменения, избирается акт аутоагрессии.

Подростки часто применяют опасные для жизни способы. Наиболее распространенным является самоотравление. Необходимо отметить, что даже в тех случаях, когда покушение на самоубийство вызвано истинным стремлением уйти из жизни, в момент совершения попытки оно оказывается неустойчивым. Ближайший постсуицид сопровождается страхом смерти, проявляющимся в хаотических поисках помощи. Подростки сами вызывают «скорую помощь», обращаются к взрослым, рассказывают о случившемся. Чаще всего они испытывают стыд и раскаяние. Риск повторных попыток невелик, его вероятность прямо пропорциональна тяжести медицинских последствий от предыдущей попытки.

Особенности профилактики: Работа с семьей затруднена, мало эффективна. Административно-правовые меры не правомерны в данном случае, психологическая работа не находит эмоционального отклика у родителей, не востребована ими. Обратить внимание на проблему может только эмоциональный шок, который испытывают родители при реальной угрозе попыткой самоубийства со стороны их ребенка. Работа с подростком должна быть направлена в первую очередь на снятие чувства вины, снижение тревожности, поднятие самооценки. Необходимы щадящие учебная нагрузка, режим. Следует избегать перемен места жительства, школы, нового учебного коллектива. Работа в группе в роли исполнителя, не включать в соревнования, не назначать ответственным. В учебной и внешкольной деятельности чаще использовать поощрения, не делать замечания при классе, все проблемные моменты обсуждать наедине с ребенком. Следует использовать возможности для поднятия статуса в классе и референтной группе, максимальную доброжелательность в общении, внимание, моральную поддержку со стороны учителя и класса, развитие активности с помощью включения в интересную деятельность с учетом интересов, склонностей, способностей ученика, оказания доверия при поручении. Летальность высока по причине выбора подростком опасных способов лишения себя жизни, их обдуманности и подготовленности.

2. Вторая типология суицидов принадлежит А.Е. Личко и А.А. Александрову [3, с.71-79] .

– Аффективный суицид.

В основе его лежит острая аффективная суицидальная реакция, которая совершается по механизму «короткого замыкания» на фоне относительного благополучия, либо на фоне реактивного состояния, когда повод для совершения попытки играет роль «последней капли». Причем, повод зачастую малозначительный. Поскольку действия подростка в момент совершения попытки самоубийства всецело обусловлены необыкновенно сильным аффектом, внезапным душевным порывом, то бывает трудно решить вопрос об истинности или демонстративности его намерений. При этом используются средства, оказавшиеся под рукой, часто малоэффективные. Сами подростки при анализе своего поведения испытывают трудности. Чаще они говорят, что вначале у них было истинное желание покончить с собой, сочетающееся с желанием отомстить обидчику; в момент же исполнения попытки, а иногда и до нее, если аффективное напряжение спадало, подобные мысли уступали силе рассудка. После аффективного разряда все подростки искренне раскаивались в своем поступке, испытывали смущение, смеялись над своим поведением и легко склонялись к мысли, что вовсе и не думали кончать с собой. Некоторые подростки бравировали попыткой и пытались представить ее как истинную.

Исследователи описывают основной вид поведения подростков с аффективным суицидом: «импульсивное действие», которое совершается по первому побуждению, под влиянием сильного впечатления. Импульсивное действие – это поспешное действие, когда человек недостаточно серьезно обдумал свой поступок, не взвесил возможные последствия. Подростка в первую очередь увлекает удовлетворение желания, вследствие нахлынувшего сильного чувства. В этом действии четко выражен мотив, а цель не ставится, сознание не концентрируется на результате, на последствиях. Аффективное же действие возникает при затруднениях в удовлетворении потребности, при необходимости выполнять непосильное дело, при обиде, конфликте. Сопутствующие эмоции: ярость, обида, отчаяние, ужас. Сопровождается значительными сдвигами в работе вегетативной нервной системы. Внешне проявляется в изменении дыхания, пульса, экспрессии в жестах, плаче, крике, судорогах, в снижении контроля сознания.

Особенности профилактики: Прогноз не особенно благоприятен, рекомендации сводятся к пожеланиям взрослым не становиться на один уровень с подростком, проявлять мудрость, выдержку, не доводить конфликты до апогея, вызывающего аффект. Не провоцировать реакцию эмансипации, требования должны быть четкими и разумными, соответствующими возрасту. Положительную роль в профилактике суицида этого типа играет просвещение родителей, знание ими возрастных особенностей подростков, их физиологии и особенностей эмоциональной сферы. Главным в профилактике аффективной реакции будет адекватность требований взрослых к другому взрослому, но материально зависящему от них, то есть к подростку. Необходимо купирование аффекта в начальной стадии, что достигается при помощи переключения внимания на новую деятельность, обсуждение возможно только после полного успокоения подростка, необходимо продемонстрировать понимание его душевного состояния, но вместе с тем тактично указать на невыдержанность и ее минусы. Летальность невысока вследствие возможности быстрого оказания медицинской помощи и использованием подручных, не опасных для жизни средств.

– Демонстративное суицидальное поведение.

Имеет целью извлечение выгод, разрешение трудной ситуации; направлено на вызов жалости, сочувствия, сострадания. По описанию схоже с вышеописанной типологией, отличается использованием расчета, подготовки, «суицидального шантажа». Этот тип суицидального поведения наиболее часто присущ подросткам, имеющим психопатии, неврозы и другие психические девиации. В этом случае необходима помощь психиатра. Среди причин суицидов подобного типа преобладают сексуальные и любовные конфликты. Ситуация усугубляется эмоциональным неблагополучием в семье подростка, тогда любовные отношения абсолютизируются, становятся сверхзначимыми, и потеря «значимого другого» приобретает характер трагичности.

Особенности профилактики: Описаны выше в типологии предыдущих авторов. Необходимо лишь добавить, что подростки, совершившие одну и более демонстративных суицидальных попыток в обязательном порядке должны быть проконсультированы у специалиста, чтобы исключить психическую патологию. Также существует необходимость учета особенностей поведения близких подростка после совершения им демонстративной суицидальной попытки. Их поведение обычно характеризуется повышенным вниманием к подростку, страхом за него, исполнением всех его желаний, решением конфликтов в его пользу. Это объясняется беспокойством родителей за судьбу подростка, но является превентивным заблуждением, так как провоцирует ребенка на новый виток суицидальной активности. Подросток, наряду со стыдом и раскаянием за совершенный поступок, испытывает чувство удовлетворения от решения его проблем. В этот период не происходит личностного роста подростка, он не нарабатывает новые способы решения проблемных ситуаций, и, в случае нового столкновения с проблемой подросток вновь может воспользоваться знакомым, успешным для него суицидальным сценарием. Так формируется суицидальный паттерн поведения, изменить который крайне сложно даже специалисту. В этом особенность профилактирования демонстративных суицидов, которые распространены среди подростков.

– Истинное суицидальное поведение.

Зачастую суицидальное поведение развивается на фоне депрессии. Состояние улучшается, и исчезают мысли о повторном суициде только при разрешении психотравмирующей ситуации. Стойкое желание умереть не носит случайного характера, является результатом оживления под влиянием неблагоприятных воздействий определенного стереотипа суицидального поведения. Такого рода типы суицида подростков относительно редки, но отличаются наибольшей летальностью.

Особенности профилактики: Прогноз неблагоприятен. На первый план выступает просвещение родителей и педагогов: распространение знаний о признаках подростковой депрессии, ее особенностях, внешних проявлениях «маскированной депрессии» в виде девиантных поступков, принципиальных отличиях от депрессии взрослых людей. Велика провоцирующая роль превентивных ошибок взрослых - они ведут к суицидальному срыву. Особое внимание уделяется позитивному изменению внешней личностной среды подростка, только принципиальное улучшение психотравмирующей ситуации ведет к успеху превенции суицидального поведения. Латентность среднего уровня. Летальные исходы часты в силу стойкого и продуманного желания умереть.

3. Третья типология суицидов среди детей и подростков представлена исследователями Н.М. Иовчук и А.А. Северным [2, глава 2].

В данной типологии прослеживается связь суицидальных тенденций с депрессиями у детей и подростков и отмечается направленность суицидальных попыток преимущественно не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей.

– «Парасуицидальное» поведение.

Включает в себя реакции типа «короткого замыкания» и демонстративные (шантажные) суицидальные акты. «Реакции короткого замыкания» возникают на фоне длительной депрессии со снижением успеваемости и «школьной фобией». Поводом может являться неудовлетворительная оценка, ссора с родителями из-за пропусков учебных занятий и их требованиями возобновить посещение школы. При этом до суицидальной попытки обычно не высказывается мыслей о самоубийстве. Суицидальное действие является мгновенным, но элемент демонстративности отсутствует: дети выпивают большое количество различных таблеток, пытаются перерезать вены, повеситься, отравиться газом. Воспоминание о моменте совершения суицида чаще всего частично, а само суицидальное действие не связывается с настоящим желанием умереть. Демонстративные суицидальные действия являются более частыми, возникают при преобладании чувства заброшенности и недостатке любви, то есть при направленности вектора обвинения вовне. Они связаны с неадекватной попыткой поправить нарушенное равновесие, восстановить справедливость, вызвать жалость родителей. При этом суицидальная попытка не означает для подростка окончание жизни. Характерной чертой для этого типа суицида подростка является тенденция к повторению в сходных жизненных ситуациях.

– Импульсивные суицидальные попытки.

Происходят в момент «меланхолического рапсуса» - особого эмоционального состояния подростка. Раптоидные состояния возникают в связи с ничтожной психогенной провокацией: замечанием, запретом, наказанием. Между тем, неотчетливые суицидальные тенденции становятся явными именно в период психомоторного возбуждения, когда подростки, рыдая, непрерывно двигаясь, вырываясь из рук родителей, срывая скатерти, шторы, бросая на пол посуду, кричат, что «не могут больше жить», «скучно», «невыносимо», «страшно», что убьют себя, но чаще просят убить их. В этот период нередки импульсивные суицидальные действия - попытки выброситься из окна, перерезать вены, отравиться.

– Обдуманное суицидальное поведение.

Включает три стадии развития: стадия вопросов о жизни и смерти, стадия высказываний о нежелании жить и собственно суицидальная попытка. Сообщения о желании умереть («жить надоело», «не хочется больше жить», «жить не хочу - умереть хочу» «бессмысленно жить такой глупой жизнью») в этих случая появляются без всякой внешней провокации, обычно связаны с психомоторным беспокойством, носят характер угрозы близким. Они редки, отрывочны, редко сопровождаются слезами, часто высказываются в разговорах со сверстниками, которые не придают им значения. В этих случаях попытки самоубийства подростки предпринимают в отсутствии взрослых, втайне от них.

Из сказанного видно, что авторы принципиально не отходят от классической типологии подросткового суицида, но выделяют особенности проявления суицидального поведения у депрессивных подростков, что является принципиально практически значимым, так как депрессивные состояния в детском и подростковом возрасте очень распространены. Исследователи отмечают высокую распространенность истинных суицидальных действий в подростковом возрасте, отрывочных суицидальных высказываний задолго до совершения акта самоубийства.

Выделенные особенности определяют направленность профилактики суицидов детей и подростков, демонстрирующих признаки депрессивных расстройств: обязательность знаний для значимых взрослых о признаках детской и подростковой депрессии, ее принципиальном отличии от взрослых людей в поведенческом плане, особенностях «маскированной» депрессии подростков (проявление в нарушениях поведения), и, исходящей из этой компетенции, стратегии взаимодействия с подростком. На практике, к сожалению, эта компетентность педагогов и родителей отсутствует, а, значит, проблематична и профилактика.

4. Четвертая типология выполнена Л.В. Трегубовым и И.О. Вагиным [4].

– Подражательный суицид.

Основан на внушаемости подростка, склонности копировать образцы поведения, идентификации его с вымышленными киногероями и литературными персонажами. Влияние примера более рельефно, когда речь идет о самоубийствах родственников или друзей. Велико значение самого похоронного обряда, его пышности, красоты и внимания к персоне погибшего, которого зачастую остро не хватает живому сверстнику. В литературе описан как «синдром Вертера» - юношеское самоубийство из-за несчастной любви по механизму подражания литературному герою романа Гете, или как «скопированное самоубийство».

Особенности профилактики: Распространение знаний о последствиях смерти - эстетический подход; снятие романтического ореола с самоубийства, деструктуризация акта суицида; психологическое просвещение подростка - рассказ о возрастных особенностях, реакциях группирования, имитации, кумира. Отказ от описаний в литературе и СМИ способов самоубийств, трагических судеб самоубийц, красивых похоронных обрядов. Прием банализации ситуации - снятие ореола исключительности происходящего; прием вышучивания - то, что смешно, не трагично. Профилактические меры обязательны, если в ближайшем окружении подростка была любая смерть, особенно смерть от собственной руки. В группу суицидального риска попадают одноклассники, друзья, соседи, родственники подростка, совершившего самоубийство; практика показывает острую необходимость доверительной превентивной работы с ними. Подобная работа должна вестись с большим тактом, осторожно, чтобы не достигнуть противоположного эффекта. Здесь наиболее часты превентивные ошибки, поэтому начинать эту профилактическую работу нельзя без предварительной подготовки и консультации со специалистом.

– Самоубийства по типу «философской интоксикации сознания».

Характерны для юношества и старшего подросткового возраста. В жизни подростка наступает период осознания себя как ценности. Молодой человек задумывается о собственном месте в мире, о конечности жизни, сущности смерти, о смысле жизни. Подросток, обладая «черно-белым» мышлением, со свойственным ему максимализмом вдруг обнаруживает дисгармоничность и противоречивость жизни. Иногда подросток воспринимает мировые глобальные проблемы как свои личные, и констатирует их неразрешимость. Он не защищен жизненным опытом. Нарушенная жизненная гармония, как ему кажется, восстанавливается смертью. Это тип суицидов, порожденный «экзистенциальным вакуумом», трудно поддается прогнозированию и характеризуется высокой латентностью. Относятся к истинному типу суицидального поведения, но в силу некоторого своеобразия выделяется в отдельный тип некоторыми исследователями. К умозрительным построениям метафизического свойства склонны более или менее все подростки, но среди них есть некоторые, которые глубже других погруженные в свой внутренний мир Они испытывают затруднения в общении, замкнуты, чаще из благополучных семей, духовно развитые, много читающие, эрудированные, хорошо успевающие в школе. Они те столь активны как их сверстники, но хорошо адаптированы, не имеют конфликтов ни в школе, ни дома, по представлению окружающих вполне благополучны.

Особенности профилактики: Основой профилактики служит «аксиологическая коррекция», индивидуальная работа с подростком, повышение его самооценки, вселение уверенности в собственные силы. На уроках гуманитарного цикла на примерах судеб героев, конкретных личностей педагогу необходимо демонстрировать стойкость и величие человеческого духа, предназначение человека, осмысленность его существования на земле. В работе с семьей дается рекомендация не посвящать подростка абсолютно во все житейские и другие проблемы семьи, помочь в решении которых он не в силах, не демонстрировать родителям свои беспомощность, несчастливость. Подросток, видя растерянность родителей, теряет точку опоры, у него возникает чувство вины, бессмысленности и ненужности собственного существования. Это не означает, что подростка нужно ограждать от житейских невзгод, но необходимо помнить о ранимости подростка, незащищенности его жизненным опытом, необходимостью опоры на старшего взрослого, уверенности в том, что в семье он всегда найдет поддержку. Прогноз наиболее неблагоприятный из всех типов из-за высокой латентности намерений. Вследствие этого высокая летальность исхода.

– Ритуальное самоубийство.

Причиной являются эстетические факторы, которые провоцируют подростка-фаната, приверженца деструктивного культа к самоубийству. Тип малочисленный, но демонстрирующий тенденцию к росту в современном мире, в связи с оживлением интереса к оккультным наукам и мистическим теориям, проповедующим раннюю смерть. Свойственен для подростков, склонных к рефлексии, своеобразие психического склада которых в сочетании с юношеской восприимчивостью и несамостоятельностью суждений, создает условия для погружения в мир иррационального.

Особенности профилактики: Вся работа, направленная на профилактику вовлечения подростков в деструктивные культы. Их адепты используют разнообразные приемы «бомбардировки любовью», и в сети к ним попадают подростки, испытывающие недостаток теплого эмоционального отношения. Также необходима интервенция в случае фанатичной сверхувлеченности подростка мистическими теориями, музыкой и литературой. Латентность низкая, так как скрыть подростку свое пребывание в секте или увлеченность атрибутами мистического культа невозможно, необходимо лишь внимание и правильная оценка ситуации со стороны близких взрослых, работников социальных служб, милиции. Летальность высока, так как суициды относятся к типу истинных, демонстрации нетипичны.

Подытоживая, следует отметить, что, конечно, представленные выше рекомендации по профилактике различных видов суицида не являются собственно системой профилактической работы, но могут иметь практическую значимость для всех служб и органов, работающих с детьми и подростками.

Список литературы:

1. Вроно Е. М., Ратинова Н. А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков. Сравнительно-возрастные исследования в суицидологи. - М., 1989. - С.39-46.
2. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков. - М.: Школа-экспресс, 1999. - 78 с.
3. Личко А. Е., Александров А. А. Суицидальное поведение подростков. // Клинико-психологические социальные и правовые проблемы суицидального поведения. - М., 1974. - С.71-79.
4. Трегубов Л. В., Вагин И. О. Эстетика самоубийства / Л. В. Трегубов, И. О. Вагин. - Пермь, 1995. - 286 с.