15.12.2010 11106

Специфика гендерных различий в агрессивности

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Как и многие другие человеческие качества, агрессивность развивается у людей очень специфично, под влиянием различных факторов: физиологических (особенности нервной системы, уровень активности), психолого-педагогических (взаимоотношения в семье и стиль воспитания, воспитательная работа в детском саду и школе, личностные особенности человека и др.) и социальных (моральные и нравственные установки общества, социальные нормы).

Необходимость отделения биологического от социального при анализе агрессивности человека объясняется следующими причинами: 1) отдавая должное биологическим факторам, большинство специалистов подчеркивают ведущую роль социальных и культурных фак-торов в формировании агрессивности; 2) подтверждая наличие у мужчин и женщин существенных различий в проявлениях агрессивности, психология не может объяснить эти различия основываясь только на биологической разнице полов, гораздо больший потенциал для исследования агрессивности у людей имеет «социальный пол». Отделение природного и культурного в человеке было осуществлено в психологии с помощью гендерного подхода.

Н.И. Абубакирова пишет: «Древнее английское слово «гендер» (gender) обозначает род, племя и ведет свое происхождение от греческого корня genos - рождение, род, происхождение. В отличие от термина «пол», обозначающего биологиче¬ские отличия мужчин от женщин, термин «гендер», не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности, которые возникают между мужчинами и женщинами в результате их общественной и трудовой деятельности и которые в конечном счете определяют своеобразие поведения и положения в обществе. Феномен гендера включает в себя сложную систему - это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная, кросс-культурная и специфически культурная, физическая и духовная, а также политическая, т.е. она является отражением жизни в мире, создавшем людей не просто организмами, но всегда женщиной или мужчиной. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные гендерные роли» [1, c.123].

Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена одна роль, а мужчинам другая. Гендерные роли - это культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному (мужскому) или фемининному (женскому) поведению. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые в основном являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. Большинство исследователей, анализируя причину существующих различий между мужчинами и женщинами, хотя и отдают должное генетическим факторам, но все же первенство оставляют за социально-обусловленными факторами. В первую очередь ими подчеркивается значение различий в социализации мальчиков и девочек, когда под давле¬нием социальных институтов: семьи, школы, масс-медиа, права, науки, культуры и др., происходит подчинение детей определенным гендерным нормам.

Различия в агрессивности между мужчинами и женщинами находят¬ся в числе наиболее явных гендерных различий (кроме них, по мнению Ш. Берна, «достоверными гендерными различиями считаются способности к ориентированию в пространстве, математические способности и речевые навыки» [3, с.84]). Исследователи выделяют наличие у мужчин большей агрессивности, а также более частое использование ими своей физической силы. Общепринятый стереотип, что женщины менее агрессивны, чем мужчины, сказывается на отношении общества к ним как позитивно, так и негативно. В позитивном плане, несомненно, данный стереотип накладывает «табу» на насилие над женщиной (ведь от нее ожидается только неагрессивное поведение). В негативном плане, этот стереотип во многом «виновен» в том, что женщины нечасто занимают лидерские позиции, - ведь положительной стороной агрессивности является способность человека отстоять свои права и взгляды, поэтому немногие коллективы доверяют подобные дела женщинам.

Существовавшее до недавнего времени в научной литературе традиционное мнение о том, что представители «сильного» пола более агрессивны, чем «слабого», находило свое объяснение благодаря теоретическим концепциям, разработанным в рамках «бесполой» или «однополой» (мужской) науки. Данное мнение подтверждалось главным образом ссылками на физиологические особенности мужчин, прежде всего на высокий уровень концентрации в их организме ряда гормонов. Большую роль в обосновании этой точки зрения сыграли многочисленные опыты, проводившиеся на животных еще в конце 40-х годов нашего столетия. Опыты и наблюдения за животными показывают, что, действительно, у большинства видов самец обычно агрессивнее, чем самка. Но имеется и целый ряд исключений, служащих серьезным предостережением против признания этих различий в качестве универсальных и уж тем более против переноса результатов этих опытов на человека. Проводя те же исследования с животными, многие специалисты, среди которых и известный биолог К. Мойер, обращали внимание на высокую степень агрессивности, наблюдаемую среди самок, когда их потомству грозит опасность. К. Мойер назвал ее «материнской», так как она относится главным образом к беременности, родам и кормлению: «Агрессивное поведение с целью защиты молодняка - характерная черта самок. У многих видов мать будет нападать на любого самца, который приближается к гнезду, включая и ее партнера» [4, с.246].

В том случае, когда речь заходит о человеке, становится явно недос¬таточно объяснений исключительно с позиций биологических факторов. Но, в то же время, аспекты, связанные со спецификой функционирования генетико-гормональных механизмов у каждого из полов, ни в коем случае не могут быть сняты полностью. Например, в одном из классических экспериментов Э. Бимена [4], когда взрослые самцы серых мышей были кастрированы, то уже через некоторое время после операции они не включались так активно во внутривидовую борьбу, как это было до операции, и вели себя абсолютно миролюбиво. Если же им вводили мужской гормон, они начинали драться до тех пор, пока его действие не прекращалось. Подобные эксперименты позволили Э. Бимену и ряду его коллег сделать вывод о том, что мужские гормоны являются побудителями агрессивного поведения, хотя их не следует рассматривать как условие, без которого это поведение не может иметь место.

Существуют также данные, подтверждающие, что и женские гормоны влияют на агрессивное поведение. Перспективным, в этом направлении, может считаться анализ фактов «всплеска» агрессивности у женщин в предменструальный период, когда гормональный фон изменяется: становится меньше женского гормона прогестерона, который некоторые исследователи называют «гормон ненасилия» - он действует успокаивающе на организм. Его недостаток может приводить к излишней раздражительности женщины, резкому изменению настроения, вспышкам гнева и неконтролируемым действиям. Существуют данные, что 62% насильственных преступлений совершается в течение предменструальной недели и только 2% в конце периода [4]. Эта связь очень значительна, так что в некоторых странах закон признает менструацию как смягчающее обстоятельство.

Однако, изучение биологических причин при объяснении агрессивности женщин обязательно необходимо дополнить рассмотрением вопросов об их взаимодействии с факторами социальной среды, особенностями процессов социализации у мальчиков и девочек, по-разному протекающих в конкретных общественных структурах. Американский ученый Дж.Уайт считает, что «даже в том случае, если биология все же увеличивает готовность мужчин к агрессии, очевидно, что факторы среды могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или же, наоборот, довести до максимальной величины любое половое различие» [5, с.296].

Таким образом, учет только физиологических и генетических факто¬ров, является недостаточным для всестороннего изучения природы человеческой агрессивности и ее различного проявления в поведении мужчин и женщин. Гендерный подход при анализе причин возникновения агрессивности у людей делает акцент на влияние социальных и культурных факторов.

А. Игли, С. Каран и др. [4] применили теорию социальных ролей для объяснения гендерных различий в агрессии. Они писали, что все различия порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, т.е. представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей разных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличие от мужчин, более общественные создания, для них должно быть характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы - независимости, уверенности в себе, хозяйственности. В достаточно широком диапазоне ситуаций мужчины должны вести себя более агрессивно, нежели женщины. По данным, полученным в исследованиях А. Кемпбелла и С. Мансера [4], можно заключить, что мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие. Кто-либо ставит под сомнение их самоуважение или общественное положение, а мужчины представляют, что в глазах других их пассивность будет оценена негативно. Женщины, наоборот, испытывают смущение, если им пришлось проявить агрессию на людях. А. Игли [4] также отмечает, что мужчины сами предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (например, в военной или спортивной областях), приобретая, таким образом, навыки и опыт агрессивных действий. Для большинства женских ролей, наоборот, агрессивность совершенно неуместна (например, мать, секретарь, учитель, воспитатель) и скорее рождает чувство вины и тревоги из-за своей несовместимости с направленностью женской роли на нежность и заботу о других.

Кроме отмеченного, существуют и ряд других теоретических обоснований гендерных различий в агрессивности — ситуативное, эволюционное, а также подход, связанный с проверкой индивидуальных особенностей личности - ее привычек, ценностных ориентации и др. [2].

Ситуативная теория выявляет сиюминутные контекстуальные переменные, обусловливающие выражение агрессии. В рамках этой теории проводились эксперименты, показавшие, что независимо от того, имеется или нет у мальчиков биологическая предрасположенность к агрессии по сравнению с девочками, эти различия могут быть сведены к минимуму посредством социализации. Это может достигаться, например, путем изменения значения самого понятия мужественности, удаления из совокупности составляющих его черт агрессивности и осуществления сходной социализации для детей обоего пола. Особое внимание также уделяется выяснению роли стереотипов, используемых родителями в процессе воспитания детей. Все это доказывает положение о том, что связь половых различий с агрессией не всегда прямолинейна и раз и навсегда дана. Но игнорировать ее также нельзя.

Согласно эволюционной модели природы агрессивного поведения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии потому, что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Сторонники данной модели утверждают, что агрессия помогала нашим предкам, ищущим самку для спаривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность «увековечить» свои гены в будущих поколениях. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии.

Таким образом исследователи человеческой агрессивности на настоящий момент признают, что есть филогенетическая предрасположенность к агрессии у мужчин, но, однако, главные различия в агрессивном поведении обусловлены, скорее всего, влиянием со стороны культуры в рамках конкретного общества. Наличие у людей гендерных различий в агрессивном поведении позволяет говорить о существовании факторов, влияющих на возникновение этих различий, т.е. можно утверждать, что под влиянием определенных причин в различных ситуациях у мужчин и женщин по-разному проявляется агрессия, с различной интенсивностью, продолжительностью.

Список литературы:

1. Абубакирова Н.И. Что такое «гендер»//Общественные науки и совместимость. - 1996. - № 6. - С.123-125.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 512с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 320с.
4. Воронина О.А. Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций. - М: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 415с.
5. Уайт Дж. Женщины и просветление // Что такое просветление? - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - С.295-302.