25.06.2015 4394

Использование дидактических игр как средство развития восприятия у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)- проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие восприятия в этот период. По данным различных авторов - психологов, педагогов, медиков – развитие зрительного и слухового восприятия, направленных на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Так, например, как показали исследования Д.В. Запорожца [1963, 1986], Л.А. Венгер [1988] и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская [1971] говорила о том, что развитие целостного восприятия, направленного на формирование у ребенка процессов ощущения - важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие восприятия имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.

Таким образом, успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития зрительного и слухового восприятия детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие различные отклонения в развитии детей, отмечают, что интеллектуальная патология, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития восприятия детей с психическим недоразвитием мы можем найти в литературе немногочисленные данные. Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми.

Сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

В то же время совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма маленького ребенка, является актуальной проблемой. Одним из таких средств повышения умственной работоспособности, а значит и развития восприятия ребенка может быть дидактическая игра. Ведь где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, наблюдательности и мышления. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

В связи с вышесказанным, объектом исследования является восприятие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: особенности зрительного и слухового восприятия у детей 6 лет с задержкой психического развития.

Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств и методов развития восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР.

Целью исследования является выявление особенностей нарушения восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и определение наиболее эффективных средств работы, направленных на их коррекцию.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1) Изучить состояние разработанности проблемы по данному вопросу в общей психолого-педагогической и специальной литературе.

2) Разработать и адаптировать методику исследования восприятия для детей с нарушениями психического развития.

3) Исследовать состояние зрительного и слухового восприятия детей с ЗПР и их сверстников с нормальным психическим развитием.

4) На основании количественного и качественного анализа результатов выявить уровни сформированности зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР и детей с нормальным развитием.

5) Разработать методические рекомендации к коррекционной работе, направленные на развитие целостного восприятия у детей с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.

Методы исследования. В процессе исследования используются эмпирические методы: обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (анкеты, беседы); праксиметрический (анализ речевой деятельности, сбор и анализ анамнестических данных); количественный метод (математико-статистический), качественный анализ полученных данных и их обработка; интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дало возможность расширить теоретические представления о симптоматике задержки психического развития и углубить знания об особенностях зрительного и слухового восприятия дошкольников с ЗПР.

Практическая значимость определяется:

1) экспериментальным выявлением особенностей зрительного и слухового восприятия дошкольников с задержкой психического развития;

2) сравнением состояния зрительного и слухового восприятия детей с ЗПР и их сверстников без психических нарушений.

3) определением основных направлений и содержания коррекционно-развивающего обучения, направленного на развитие целостного восприятия дошкольников с ЗПР.

Гипотеза исследования: Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах, сущности и проявлениях задержки психического развития, можно предположить, что у дошкольников с ЗПР имеются различные нарушения зрительного и слухового восприятия. Учет данных особенностей, а также использование дидактических игр в процессе коррекционной работы позволит повысить уровень развития целостного восприятия детей данной категории.