26.08.2010 6912

Логопедическая работа по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) – проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве, и наиболее сензитивным для формирования основных психических процессов, должны быть выявлены и максимально использованы возможности этого возраста для всех категорий детей. Это особенно важно для детей с аномальным развитием, так как раннее начало обучения является одним из основных условий максимальной коррекции и компенсации их психического развития.

Речь является более поздним и наиболее сложным образованием центральной нервной системы и поэтому она скорее других функций подвергается нарушениям и заболеваниям в период своего становления, то есть в раннем детском возрасте. Правильное развитие речи имеет большое значение для формирования личности ребенка.

Исследованию речевых дефектов у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены работы Р.Е. Левиной (1968), О.Н. Усановой (1982), Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, (1999) и других. Ученые выделяют два основных направления коррекционной работы с данной категорией детей: 1. Устранение собственно речевого дефекта. 2. Преодоление и предупреждение вторичных последствий. Первое из направлений широко представлено во многих научно-практических и методических публикациях. Второе направление менее изучено. Между тем, в исследованиях, посвященных проблеме ОНР (Р.Е. Левина, 1968; О.Н. Усанова, 1980, 1982, 1993; И.Т. Власенко, 1990; А.П. Воронова, 1994; Н.В. Т.Б. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева, 1999; Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова, 2004 и др.), отмечается, что при данном расстройстве, наряду с нарушениями речевой функций, у детей часто наблюдаются сложности дифференцированного восприятия, произвольного внимания, памяти и аналитического мышления. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, нарушение зрительно-пространственных представлений, снижение работоспособности. Но анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные данные о специфики предрасположенности детей с ОНР к оптической дисграфии и методах ее профилактики на настоящий момент практически отсутствуют, а имеющиеся описания носят фрагментарный характер. В связи с этим затрудняется разработка индивидуальных программ психолого-педагогической и логопедической коррекции и внедрение различных организационных форм деятельности психологов, логопедов и педагогов в работу дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

В связи с вышесказанным, актуальна проблема углубленного анализа тех особенностей неречевых психических функций детей с ОНР, которые могут привести в школьном возрасте к оптической дисграфии.

Объект исследования: особенности и уровень предрасположенности детей с общим недоразвитием речи к оптической дисграфии.

Предмет исследования: процесс профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР в системе коррекционно-логопедической работы.

Цель исследования: выявление предрасположенности к оптической дисграфии и определение наиболее эффективных путей и методов профилактики данного вида дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Изучение специальной психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Научно-теоретическое обоснование и адаптация существующих методик с целью проведения констатирующего эксперимента.

3. Экспериментальное определение возможных механизмов возникновения оптической дисграфии и степени предрасположенности к оптической дисграфии у дошкольников с ОНР.

4. Разработка и апробирование комплекса методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленной на профилактику оптической дисграфии у старших дошкольников с недоразвитием речи.

5. Определение эффективности коррекционно-логопедической работы.

Гипотеза исследования: учитывая взаимосвязь речи и других психических функций, можно предположить, что у дошкольников с ОНР имеется качественное своеобразие и более низкий по сравнению со сверстниками с правильной речью уровень сформированности тех неречевых психических функций, которые являются предпосылками возникновения оптической дисграфии. При целенаправленной логопедической работе и включении в нее специального раздела по профилактике оптической дисграфии может быть достигнута положительная динамика в подготовке детей к овладению письмом и к снижению у них риска предрасположенности к оптической дисграфии.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в расширении представлений о неречевой симптоматики общего недоразвития речи, о методах и приемах профилактики оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи. Кроме того, экспериментальное изучение предпосылок нарушений письменной речи позволяет выявить детей «группы риска» по возникновению оптической дисграфии и своевременно организовать профилактическую работу по предупреждению нарушений письма у данной категории детей.

Проблема исследования отражает определение эффективных путей коррекционно-логопедической работы, направленной на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.