27.08.2010 10749

Игра как средство развития внимания младших школьников с умственной отсталостью - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Внимание - это психическое состояние личности, выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение человека к объекту его внимания. Внимание тесно связано с мышлением и речью. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо изучение особенностей внимания детей.

Внимание, как считает В.В. Богословский, занимает особое место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процес¬сов как восприятие, память и мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота восприятия.

А.А. Люблинская говорила о том, что внимание - не специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой психический процесс и совершенствуется в раз¬личных видах деятельности ребенка, правильно организованной взрослыми.

Об активном внимании как средстве познания окружающей действительности пишут Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.М. Страхов и др.

В то же время необходимо отметить, что обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно-урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Установлено, что в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых зависит успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игровая деятельность - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету и обучению в целом, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к обучению, к познанию ими окружающего мира.

Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию памяти, внимания, наблюдательности и мышления. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении, и особенно, на детей с умственной отсталостью. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий не уменьшается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития при данной патологии.

Темой нашего исследования было выбрано исследование и коррекция внимания у детей с умственной отсталостью посредством использования игровой деятельности. Изучению внимания детей с умственной отсталостью посвящен ряд исследований (А.Н. Граборов, С.Я. Рубинштейн, И.Л. Баскакова, Е.З. Безрукова, Г.М. Дульнев и др.). Все они указывают, что в самом протекании, функционировании внимания у детей с интеллектуальным недоразвитием имеет место ряд особенностей, таких как трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность внимания.

И, тем не менее, несмотря на то, что проблема внимания умственно отсталых школьников рассматривалась в специальной литературе, она разработана сравнительно мало, а специальных экспериментальных исследований, посвященных эффективности использования игры как средства развития внимания у учащихся данной категории нет, что представляет трудность для проведения коррекционной работы. Именно поэтому особенности внимания детей с нарушенным интеллектом и пути коррекции внимания у данной категории школьников посредством игровой деятельности вызвали наш интерес и стали темой нашего исследования.

В связи с вышесказанным, целью дипломной работы является определение эффективности использования игры и игровых упражнений на развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) Изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2) Исследовать особенности внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и детей с нормальным интеллектуальным развитием.

3) Разработать игровые методики и провести коррекционно-развивающую работу по развитию внимания с учащимися специальной школы VIII вида и проверить ее эффективность.

Объект исследования: состояние и особенности внимания у младших школьников с умственной отсталостью.

Предмет исследования: эффективность использования игры как средства развития внимания младших школьников с умственной отсталостью.

В процессе исследования используются эмпирические методы: обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (сбор и анализ анамнестических данных, беседа); количественный метод (количественный анализ результатов), интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных и их обсуждение).

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью развивается слабо и требует специально организованного формирования. Если в процессе обучения детей данной категории использовать игры на развитие внимания на разных уроках в начальной школе, а также организовать развивающие уроки в форме игры, то можно существенно развить различные виды и свойства внимания у учащихся с умственной отсталостью.