24.08.2011 26024

Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания (статья)

 

Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Общество характеризовало эту суть, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», М. И. Рожков обобщил и определил наиболее общие признаки этого феномена, которые выделяются большинством исследователей: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных ролей.

Следует разграничивать два различных понимания термина воспитание: воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил то или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в ходе воспитательного процесса (тут воспитание, по нашему мнению, смыкается с понятием образования). Но, как мы полагаем, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности в реальные социальные отношения молодых людей, то есть возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношением взрослых, с другой - носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание человека решает комплекс задач, среди которых одно из важных мест занимает формирование патриотических качеств. Патриотическое воспитание, по мнению многих отечественных исследователей, занимает в содержании современного воспитания интегративные позиции, соединяя в себе функции других видов воспитания и выступая необходимым условием формирования личности полноценного гражданина своего Отечества.

В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, мужество, героизм и стойкость в бою. Многие века патриотическая идея верно служила созданию и укреплению государственности, армии, воспитанию воинов и граждан, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Во все времена у всех народов патриотизм являлся важнейшим условием формирования национального самосознания, воспитания преданности, любви к своей Родине и своему народу.

Идеи патриотического воспитания волновали многих ученых-педагогов, историков, философов и этнографов. В научно-методической литературе широко освещены и представлены вопросы патриотического воспитания детей, подростков и студенческой молодежи.

Проблемам патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования С.Т.Алиевой, Е.С.Ананьевой, А.А.Аронова, В. И. Баева, А.Р. Балагланова, А.Н.Вырщикова, З.Т.Гасанова, О.К. Гусейнова, А.Р. Жумакова, Д.П.Ильченко, А.П.Кабаченко, В.А.Караковского, А.Е.Кондратенкова, Н.М. Конжиева, Г. А. Коноваловой, И.В. Кострулевой, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, К. В. Назаренко, Л. Е.Никоновой, В.В. Пионтковского, Г. И.Рогачева, Г.В. Рудаковой, А.Х.Халикова, Т. М. Шашло и др.

В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа).

Теоретико-методологические и концептуальные основы патриотического воспитания студентов представлены в исследованиях А.Г.Агаева, Н.А.Белоусова, Ю.С.Васютина, А.Н.Вырщикова, З.Т.Гасанова, А.Р.Жумакова, С.И. Кожевникова, В.И.Лутовинова, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, Л.И.Мищенко, Г.М.Рогачева, М.Н.Росенко, В.А. Телегина, А.Х.Халикова, Т.М.Шашло.

В диссертационных исследованиях и монографиях этих педагогов разработаны методологические и концептуальные основы системы патриотического воспитания учащейся молодежи и определены основные направления воспитания патриотизма, дружбы, веротерпимости и гражданственности. В этих исследованиях проанализированы методологические аспекты патриотического воспитания и раскрыты причины ослабления работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки региональных программ по патриотическому воспитанию населения имеют научные статьи и учебно-методические пособия А. Г. Агаева, М.Б. Акаева, С. А. Алиева, А.А. Аронова, Г.И. Батуриной, М.И. Богомоловой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова, З.Т. Гасанова и др.

Авторы этих научных статей и учебно-методических пособий раскрывают содержание, сущность, формы и методы патриотического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи и особо подчеркивают необходимость создания научно обоснованной системы патриотического воспитания и разработки региональных программ для образовательных учреждений.

Исторический опыт развития и становления нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин говорил о том, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило первоначальное позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, крепче, счастливее.

Слово патриотизм произошло от греческого слова, что означает «отечество, родина». Патриотизм выражает чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Это чувство проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни.

Впервые понятия патриот и патриотизм стали употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В дальнейшем патриотизм формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инокомыслящими элементами и пр.

Широко известно определение патриотизма как «любовь к Отчизне» из словаря Владимира Даля. «Патриот» по Далю - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»

Обратимся к философскому истолкованию понятия «патриотизм»: «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» . В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. В концепции патриотического воспитания молодёжи патриотизм рассматривается как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной системы, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Русскую педагогическую науку на разных этапах ее истории отличал патриотический пафос. Воспитательные традиции педагогической мысли, по мнению Н. П. Овчинниковой, связывались с формированием у юношества любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом преумножить его достоинство и благополучие. Современная педагогическая мысль одной из задач образования, как пишет В.Ю. Троцкий, ставит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности...

Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем, по мнению В. Ю. Троцкого, ярче личность человека. Поэтому основная задача современной школы - воспитание духовной, творческой личности, формирование человека., готового служить родине верой и правдой.

В XVIII веке к проблеме человека, его обязанностей как гражданина и патриота обращались русские просветители - М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев.

М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной задачей педагогического процесса. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших чувствование Отечества, он называл нищими.

По мнению просветителя, потребность жить для пользы Отечества должна быть мерилом жизненного смысла. Среди наук, воздействующих на формирование патриотических чувств, он особенно выделял историю. Назначение исторического образования Ломоносов видел в воспитании национальной гордости юношества на примере прошлых поколений.

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А. Н. Радищев. «Не все рождённые в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Он пламенеет нежнейшей любовью к целостностью и спокойствию своих соотчичей. Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести даёт добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...».

Проблема воспитания истинных сынов, граждан Отечества занимала важное место в педагогической мысли начала XIX века (Н.М. Карамзин, В. А. Жуковский, декабристы). Их волновал вопрос о неразвитости гражданской жизни в России, о слабом знании русскими людьми родной истории и литературы. Они считали, что судьба Отечества, история русского народа обязательно должна стать достоянием подрастающего поколения. Только в этом случае можно говорить о воспитании гражданина Отечества.

Н. М. Карамзин утверждает, что «патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его». Н. М. Карамзин не сводил патриотизм лишь к чувству любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли. Для него патриотизм - это «великая добродетель», она выражает разумно-деятельную сущность его жизни.

Русский критик В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, -подчёркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»..

Славянофилы и другие сторонники национального направления в образовании (К.С. Аксаков, И.В. Киреесвкий, А.С. Хомяков) обозначили целью воспитания становление гражданина, носителя национальных качеств определенного народа, и уделяли значительное внимание формированию у юношества чувства патриотизма.

Национальное направление в русской педагогике в середине XIX века отстаивал К.Д. Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которым он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием. Одной из основных черт народности, по его мнению, является патриотизм, который проявился в народе в тяжелые для России моменты и помог ему выстоять в героической борьбе с татаро-монгольским игом, в войне 1812 года, в Крымской компании. Педагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина.

Основываясь на национальном в воспитании, развивали свои педагогические взгляды во второй половине XIX века В. И. Водовозов, В.П. Острогорский, С.А. Рачинский, В.Д. Сиповский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой и др. Так, В.Я. Стоюнин, отмечал большую роль истории, литературы и родного языка в формировании патриотических чувств.

Для педагогической мысли начала XX века было характерно продолжение поиска и форм национального воспитания. Рассматривая вопрос о слабом развитии патриотизма в русской школе, педагог и писатель А. А. Мусин-Пушкин характеризовал систему следующим образом: «Наше юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры и преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие -образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями».

После Октября 1917 года проблема стала одной из самых важных в педагогике. Новый советский патриотизм вдохновлял массы на трудовые и боевые подвиги, стал важным фактором в победе над фашизмом, позволил в короткие сроки восстановить разрушенную экономику. Однако патриотизм, основанный на атеистическом миросозерцании, уводил человека из мира национальных духовных ценностей. Была нарушена преемственность нравственных и духовных традиций, идея национальной самобытности, русской культуры, русского характера потеряла свою значимость и актуальность. В этот период, с точки зрения И.Ф. Гончарова, воспитание утратило свою духовную основу, приобрело утилитарно-прагматические черты.

В последнее десятилетие XX века обострился интерес к русской национальной идее, к духовному опыту предшествующих поколений, к проблеме воспитания патриотизма. Так Е.В. Бондаревская связывает цель воспитания с воспитанием гражданина Отечества, центрированного на национальных ценностях: историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства, национальное самосознание, русский национальный характер и т.д..

А.А. Аронов, А.Н. Вырщиков, М.Б. Заславская, Н.М. Конжиев рассматривают формирование патриотизма сквозь призму военно-патриотического воспитания, через такие понятия как «защитник Отечества», «боевые традиции», «героическое прошлое и настоящее народа». Они подчеркивают, что без формирования у граждан с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с народом, страной, готовности к реализации функции защиты Отечества не может быть сильного государства.

В работах Л.В. Кузнецовой, С.А. Шмакова, а также в концепции социального воспитания (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова и др.) основным элементом в структуре понятия патриотизм является семья. «Мы не воспитаем любви к Родине, если не пробудим у школьника любви к тишине родного дома». В этом отношении они справедливо отмечают важность нравственного примера родителей, семейного лада.

С.А. Шмаков выделил такой компонент как «связь поколений», под которой понимал истоки осмысления самих себя, истоки нравственной ответственности отцов перед сыновьями, а сыновей перед отцами. Причем взаимообогащение носит двойственный характер - от отца к сыну и наоборот. Факторами, способствующими установлению связи поколений, называются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции.

В работах этих авторов выявлена главная задача современной семьи как пространства первичной социализации - подготовка растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, труженика и защитника Отечества, в конечном счете, к участию в сознательной и активной деятельности.

Группа ученых Т. С. Буторина, И. И. Валеев, Ю. В. Лазарев связывает воспитание патриотизма с региональным подходом, отражающим природные, экономические, историко-культурные особенности отдельного региона, малой родины. Так, И.И. Валеев на примере Республики Башкортостан выделяет ряд компонентов Малой Родины: «прошлое, настоящее и будущее родного края», «выдающиеся земляки», «обряды и обычаи народов», «связь времен и поколений», «быт народа» и др.

Немаловажное значение в понимании подходов к воспитанию патриотизма имеют работы Н.А. Григорьевой и В.А. Караковского, характеризующих восприятие идей патриотизма через ощущение принадлежности к стране как малой и большой родине. Кроме этого интересные идеи мы встречаем в работах С.Д. Полякова и Н.С. Розова, которые видят личность как часть цивилизации, человечества. Они выстраивают четырехуровневую модель ценностей: Человек - Близкие - Отечество - Человечество. Они понимают развитие патриотизма как непременное условие начала диалога с человечеством.

Таким образом, патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего, его соотечественники. Современная отечественная наука, рассматривая патриотизм, особо подчёркивает его наднациональность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность. Подлинный патриотизм несовместим с национализмом и шовинизмом. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Для нашего исследования наиболее приемлемым является целостное определение, данное И. Ф. Харламовым: «Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания её величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость».

В теоретических исследованиях и практической деятельности выделяют: патриотизм государственный, российский, национальный, местный или региональный, военный патриотизм, гражданский патриотизм.

Государственный патриотизм предусматривает наличие всеобщей цели, общих интересов, уверенности в том, что в пределах единого государства господствует духовная солидарность, справедливость, чувство ответственности за судьбу Отечества. Для воспитания этого патриотизма необходимо развивать у граждан знания об истории своего Отечества, Родины, общие интересы, общую решимость защищать интересы государства и его независимость, самостоятельность. Основные признаки: чувство Родины, любовь к Отечеству и ответственность за судьбу Родины, готовность сохранять и приумножать честь и славу Отечества.

Российский патриотизм предполагает воспитание гражданина-патриота, защищающего интересы народа и общества, ориентируя их интересы и поведение на выполнение правовых норм и консолидацию. Это осуществляется через освоение патриотического опыта, который закреплён в моральных нормах, традициях, обычаях, выработанных российским народом. В современных кризисных условиях очень важно сохранить у молодёжи присущие российскому патриотизму веру, надежду в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать у молодёжи ответственность за её судьбу и процветание.

Национальный патриотизм опирается на свою национальную культуру и достижения. Этот патриотизм должен пробуждать чувство любви к Родине, национальную гордость, дух народа и способствовать развитию национального самосознания, национальных чувств и национального характера, формировать чувство ответственности человека за свою малую Родину.

Региональный патриотизм проявляется в любви к своей малой Родине, семье и близким, духовной культуре своего народа. Этот патриотизм связан с природными, историческими, духовными, бытовыми условиями, традициями и обычаями своего народа, где человек родился и вырос.

Военный патриотизм предполагает любовь к Родине и Отечеству, готовность каждого молодого человека постоять за него, защищать его, когда в этом возникает необходимость. Он предполагает уважительно относиться к Вооружённым силам.

Гражданский патриотизм предусматривает формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении молодёжи беречь и приумножать лучшие традиции и ценности своего народа. Он способствует воспитанию любви к Родине, формированию национального и правового самосознания, гражданской морали, гордости, уважительного отношения к народам другой национальности.

Спортивный патриотизм проявляется в национальной гордости, любви и преданности спортсмена своей Родине, в его готовности защищать честь своей страны, стремлении показать высокие результаты на соревнованиях ради блага своего Отечества и народа.

Таким образом, под патриотизмом в данном контексте предлагается понимать особую направленность самореализации и социального поведения личности, предполагающую на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающую как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С позиции индивидуального самосознания патриотизм предполагает более рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.

Исследования многих ученых и разработки практиков показывают, что на сегодняшний день патриотизм идентифицируется по следующим личностным качествам: любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соотношение установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Таким образом, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

По мнению профессора А. Н. Вырщикова, принципиальной позицией, на которой может строиться научно-теоретическая и методическая база исследований патриотического воспитания, является понимание патриотизма как важнейшего социально-культурного, духовно-мобилизационного ресурса. Освоение патриотизма способно дать каждому региону, а в перспективе и России мощный стимул повышения социальной, производственной, творческой активности населения, вывести людей из состояния апатии, пассивного ожидания перемен «сверху» и помочь активно включиться в созидательный процесс развития страны и ее экономики. Ресурс патриотизма означает способ и направленность активизации социальной сферы, которая сегодня является одной из немногих еще остающихся эффективными сил, способных позитивно повлиять на будущее России.

Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений находят своё выражение в ряде законодательных и нормативно-правовых актов, действующих в Российской Федерации. Особое значение в связи с проблематикой исследования имеют Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и аналогичная программа, рассчитанная на период 2006-2010гг. Целью государственных программ является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. В Программах в частности говорится о:

– создании нормативно правовой базы патриотического воспитания граждан России;

– совершенствовании деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания граждан РФ;

– системе мер государственных институтов по совершенствованию патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

– государственном воздействии на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации.

В числе первоочередных мер реализации Программы осуществлена разработка Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Концепция обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы, подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан на последующий период.

Таким образом, важнейшим этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стали, принятые в России Государственная программа (2005) и Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., содержащие основные методологические и теоретические позиции по данному вопросу. На уровне методологии широко обсуждается вопрос о сущности понятия «патриотическое воспитание». Соединение объемных по содержанию категорий «воспитание» и «патриотизм» дает возможность для значительного числа интерпретаций. При этом трактовки содержания понятия воспитания можно считать достаточно устоявшимися, чего нельзя сказать о категории «патриотизм». Относя патриотизм к нравственной категории, мы определяем его как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление защищать ее интересы. Следовательно, патриотизм - одна из важнейших непроходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства. Он является высшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активнодеятельностной самореализации на благо Отечества.

В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государственности, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Из этой цитаты видна широта целей патриотического воспитания. Они тесным образом взаимосвязаны с целями других видов воспитания и, в частности, особенно близки целям социального воспитания.

Актуальной задачей современного патриотического воспитания А.К. Быков считает придание ему субъект-субъектного характера, обеспечение активной роли детей и молодежи в своем нравственно-патриотическом развитии. Без отражения активной субъектной позиции детей и молодежи, подчеркивает автор, в условиях жизни современного общества дезавуируется демократический характер воспитания подрастающего поколения в нашей стране, игнорируются важнейшие принципы воспитания: гуманизации воспитательного процесса; ценностно-демократической ориентации управления процессами развития воспитания детей; приоритетного воздействия в воспитательном процессе на реальную ситуацию, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи.

Патриотическое воспитание, с точки зрения З.Т. Гасанова, должно основываться на ряде принципов. Принципами в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленные наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

Принципы патриотического воспитания, выделенные З.Т. Гасановым, составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания З.Т. Гасанов относит направленность воспитания на:

– укрепление единства и целостности РФ;

– учет в воспитании особенностей различных категорий населения;

– сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

– содействие в развитии национальных культур и языков народов РФ;

– содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

– развенчание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

– обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

– гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

– сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

– формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

– овладение русским языком - средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ.

Таким образом, сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленных на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.

Процесс патриотического воспитания является организованным, целенаправленным поступательным движением, включающим в себя следующие составляющие: во-первых, формирование патриотического сознания: основ правовой, политической культуры, знание истории и традиций своего края; философско-мировоззренческая подготовка. Во-вторых, формирование патриотических чувств и отношений: гражданственности, чувства социальной ответственности, долга, гордости за свое Отечество. В-третьих, формирование опыта и культуры патриотического поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской деятельности.

Одна из главных функций патриотического воспитания - развитие патриотически-устойчивой личности. Патриотически-устойчивая личность соответствует целостности нравственного, правового сознания и поведения. Основными характеристиками патриотически-устойчивой личности являются: активность, проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении; готовность к сознательной актуализации в общении требований морали; характер потребностно-мотивационной структуры, побуждающей к реализации личностно ценностных и общественно значимых целей, активность и сознательность.

Основываясь на идее о том, что формирование личности человека происходит в трех наиболее важных сферах жизни - сознании, отношениях и деятельности, мы вынуждены констатировать некоторую однобокость данного подхода. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены в цитируемом нормативно-правовом документе четко (патриотическое сознание и чувство любви и верности Родине), то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина в Концепции говориться невнятно, не проводится важнейшая мысль - патриотизм в первую очередь должен проявляться в патриотических поступках, социальной активности. Ограничение сферы патриотического воспитания сферой сознания прослеживается в теории и практике этого типа воспитания на всех уровнях - в концепциях и программах, научных исследованиях, учебных и методических разработках.

Поэтому мы ориентировали свой научный поиск на разработку деятельностно-опосредованного подхода к организации патриотического воспитания студентов факультета физической культуры. Одним из средств патриотического воспитания, на наш взгляд, должны стать спортивные традиции региона, развитие которых ставит студента в активную субъектную позицию, позволяя формировать патриотизм, как на уровне сознания, отношения, так и деятельности.

С учетом этих факторов в содержании патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиция по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и обеспеченность безопасности граждан страны и рядом других). Социально-педагогический компонент содержания патриотического воспитания является доминирующим и составляет его ядро.

Сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на реальные действия, направленные на сохранение национальных традиций, развитие лучшего в своем городе, стране, защиту Отечества. Этот компонент патриотического воспитания можно назвать практически-действенным.

В современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– осознание себя россиянином, то есть гражданином многонационального российского государства;

– наличие гордости за принадлежность к своей национальности, имеющей свои этнические особенности;

– понимание значимости интересов общества и государства для себя лично;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего города, района, области и страны в целом;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором социального становления молодого человека.

Г. Н. Филонов считает, что становление гражданского правосознания подрастающего поколения - это важнейший фактор гуманизации педагогического процесса, средство коренного изменения его качества, всей социокультурной образовательной среды с учетом обновления психолого-педагогических устоев полноценной жизнедеятельности ребенка на каждом возрастном этапе развития. Эта обширная по формам, средствам и особенностям технологий, профильно очерченная педагогическая деятельность обретает статус общенационального программирования и должна быть активно и повсеместно поддержана государственными структурами, научными организациями и средствами массовой информации.

Патриотическое воспитание, с точки зрения В.И. Лутовинова, - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

Главная цель патриотического воспитания - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

Из общей цели патриотического воспитания, считает В.И. Лутовинов, вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности российских граждан, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству:

– формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

– приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

– создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;

– воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

– воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

– формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и др.

Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих основных мер:

– проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан;

– обеспечение возможности для полноценной социализации граждан, особенно молодежи, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем;

– утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России;

– повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России;

– обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;

– создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.

Конечным результатом осуществления этих мер должно стать:

– повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских граждан;

– укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации граждан, особенно молодежи;

– подъем образования, политической и правовой культуры;

– социально-экономическая и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности;

– минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

– возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни, общественных организациях и объединениях;

– повышение эффективности механизма координации деятельности межведомственных и межрегиональных органов и организаций, координационных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов.

С этим мнением солидаризируется Л.Л. Коцарев, который понимает результат патриотического воспитания как сформированность ценностного отношения человека к Отечеству, труду, деятельности, себе подобному. Любовь к Отечеству сегодня особенно актуализируется и рассматривается как один из способов возрождения России, считает ученый. Он апеллирует к словам К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями».

Одним из условий повышения эффективности патриотического воспитания и, соответственно, достижения его положительных результатов является осуществление фундаментальных исследований целого комплекса проблем, накопившихся в этой сфере. Это требует глубокого изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений. Особенно большое значение имеет поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности по формированию патриотизма у российских граждан, определяющих уровень организации и эффективности этой деятельности.

В современной педагогической науке еще сохраняется интерес к разработке проблем патриотического воспитания в условиях изменений, произошедших и продолжающих происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов формирования патриотизма у различных категорий российских граждан, особенно молодежи.

Вместе с тем в формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания используются далеко не все возможности. Проведенные исследования, в том числе научного, методического и прикладного характера, посвященные этой проблеме, все еще не привели к пониманию ее на концептуальном уровне как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например, с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое воспитание и др.

Большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных, причем не самых важных аспектов определения и обоснования критериев и оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, в то время как рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно-ориентированных задач в отношении различных категорий российских граждан.

Таким образом, проблема патриотического воспитания является одним из актуальнейших направлений педагогических исследований. Под патриотизмом, вслед за А.К. Быковым, мы предлагаем понимать особую направленность самореализации и социального поведения личности, предполагающую на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающую как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Исследования многих ученых и разработки практиков показывают, что на сегодняшний день проявление патриотизма идентифицируется по следующим личностным качествам: любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Таким образом, патриотизм выступает в единстве духовности, нравственности, гражданственности и социальной активности личности.

Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.

Для осуществления педагогического процесса в сфере патриотического воспитания студентов необходимо сформулировать целевые ориентиры. В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 гг.» целью определено: развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данное положение раскрывает не только задачи патриотического воспитания, но и их тесную взаимосвязь с задачами других видов воспитания и, в частности, особенно близки они целям социального воспитания.

Анализ литературы позволил нам констатировать некоторую односторонность подхода к разработке вопросов патриотического воспитания. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены в нормативно-правовых документах четко (патриотическое сознание и чувство любви и верности Родине), то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина в них говорится размыто, недостаточно четко прослеживается, на наш взгляд, важнейшая мысль - патриотизм, в первую очередь, должен проявляться в патриотических поступках, социальной активности. Ограничение сферы патриотического воспитания сферой сознания прослеживается в теории и практике этого типа воспитания на всех уровнях - в концепциях и программах, научных исследованиях, методических разработках. Поэтому мы ориентировали свой научный поиск на разработку средств деятельностно-опосредованного (В. И. Лутовинов) подхода к организации патриотического воспитания студентов факультета физической культуры.

 

Автор: Вятлева С.В.