24.08.2011 3969

Использование спортивных традиций региона в патриотическом воспитании студентов (статья)

 

Категория традиции носит интегративный характер и изучается рядом наук: философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой и другими. Уяснение природы традиций, их места и роли в общественной жизни имеет существенное значение для изучения механизма исторической детерминации общественных процессов, организации человеческих отношений и социального управления, закономерностей индивидуального и группового поведения. Не раскрыв общих и специфических функций, выполняемых традициями, нельзя правильно понять процессы социогенеза, социализации и воспитания человека.

Философское осмысление традиции как сложного многопланового социального образования позволяет с новой стороны осветить широкий ряд явлений общественной жизни, изучаемых частными науками: экономикой, психологией, этнографией, искусствознанием, науковедением и т.д.

Учение о традиции имеет долгую и противоречивую историю. На Востоке, в частности в Древнем Китае, оно занимает центральное место в этико-политической системе Конфуция - учении ли (этикет). В Европе, в древнегреческой философии, оно воплощается в понятии этоса (в древнегреческом языке «ethos» означает нрав, обычай). Характерно, что еще в ту эпоху в объяснении традиции среди других выделяется направление, которое подходит к этосу исключительно как к духовному образованию.

Пришедшая на смену древнегреческой более прагматичная культура Древнего Рима изменила сообразно своему духу подход к изучению обычаев и традиций, о последних пишут не столько в философском, сколько в литературно-историческом, этнографическом аспектах. Этот утвердившийся на долгое время подход характерен для подавляющего большинства мыслителей прошлого - М. Монтеня, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, К.А. Гельвеция и других.

С XV века начались интенсивные исследования в области археологии, антропологии, этнографии, многие ученые занялись не только сравнительным описанием обычаев и традиций отдельных стран и народов, но и приступили к этиологическим изысканиям. Среди них были И. Баховен, Д. Лебок, Д. Мак-Леннан, Э. Тэйлор, Д. Фрэзер и др.

Впоследствии обычаи и традиции становятся предметом внимания отдельно развивающихся гуманитарных дисциплин: этнографии, этики, лингвистики, психологии, юриспруденции, искусствознания, литературоведения и т. д. Слабая связь наук между собой приводит к тому, что проблема традиций не только не получает должного целостного изучения, а, напротив, освещается исключительно в соответствии с предметом и интересом данной отрасли знания.

В XIX веке проблемы традиции привлекают к себе внимание представителей социально-психологического направления в социологии (Э. Дюркгейм и его последователи), которые рассматривают обычаи как коллективные привычки, суверенные формы группового (массового) сознания. Эволюционистскую, инстинктивно-биологическую интерпретацию получают обычаи в социальном дарвинизме (У. Бэджгот, У. Самнер, Г. Спенсер). Место и функции обычаев в человеческой культуре пытаются выяснить представители так называемой культуроведческой социологии (К. Клакхон, А. Кребер), а также религиоведения (У. Робертсон-Смит). Очень тесно связана с последними антропологическая и этническая социология (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и другие). 3. Фрейд создает психоаналитическую концепцию обычаев. С позиций «философской социологии» пытается осмыслить роль обычаев в жизни индивидов испанский экзистенциалист X. Ортега-и-Гассет. Значительное внимание уделяют проблеме обычая представители структурно-функциональной школы, или, «академической социологии» (Ч. Барнард, У. Диксон, Т. Парсонс, Ф. Ротлисбергер, и другие), а также структурной этнологии и лингвистики (К. Леви-Стросс и его последователи). В связи с возросшим в западной социологии интересом к процессам социального управления традицию рассматривают как особого рода господство наряду с лигитимным и харизматическим (М. Вебер).

В России вопросы традиции и обычая занимали многих известных историков, правоведов, социологов, философов. Среди них А. А. Богданов, И. Е. Забелин, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Н.И. Костомаров, М.А. Рейснер, В.И. Сергеевич, В.М. Хвостов, и др. Особенно энергично велась работа по изучению обычаев и традиций в области обычного права (А.Я. Ефименко, С.В Пахман, Е.И. Якушкин и др.), этнографии (В.Г. Богораз, И.Е. Мандельштам, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, К.Соловьев, Н.Н. Харузин, В. Н. Харузина и др.), а также мифотворчества (А. А. Потебня).

Усиление интереса к традиции как сложному и еще недостаточно изученному социальному образованию нашло отражение и в советской литературе. В нашей стране появились монографии, брошюры, статьи, диссертации, в которых авторы с разных точек зрения пытаются осмыслить те или иные особенности этого многогранного феномена. Определенный интерес в данном отношении представляют работы А.К. Алиева, Э.А. Баллера, В.И. Брудного, М.В. Варисова, Б.В. Власовой, В.И. Воловика, А.И. Горячевой, Н. П. Денисюка, С. Есенгельдиева, Н.М. Закович, Н.С. Злобина, М.Т. Иовчука, П.П. Кампарс, Л.М. Карапетяна, В.П. Левкович, Э.И. Лисавцева, В.А. Малинина, Э.С. Маркаряна, И.С. Нарского, А.И. Новикова, М.Б. Садыкова, Б.С. Саламова, Н.С. Сарсенбаева, Ю.Н. Сафронова, Н.В. Солнцева, А.Г. Спиркина, И.М. Сушкова, И. В. Суханова, Д.М. Угриновича, А.К. Уледова, Я.Л. Харапинского, Б.Х. Цавкилова и др.

В исследовании традиций можно выделить два основных направления: во-первых, анализ отдельных традиций, которые изучаются в рамках конкретных дисциплин - этнографии, литературоведении, фольклористике, истории культуры, этике, социологии; во-вторых, собственно феномен традиционности, его сущность, признаки, характеристики и закономерности (С.С. Аверинцев, А.Н. Веселовский, Т.П. Григорьев, В.М. Жирмунский, А. Ф. Лосев, Г. Тард).

В работах М.А. Розова получен новый и принципиально важный для всех исследований традиций опыт их изучения - новое онтологическое представление традиции как особого механизма социальной памяти. Традиция выступает как определенная социальная программа, транслируемая в культуре с помощью механизма социальных эстафет. Этот механизм представляет собой цепочку из последовательно воспроизводящихся образцов деятельности или поведения, как бы подхватываемым последующим актом деятельности от предыдущего.

М. А. Розов ставит задачу «построить единый концептуальный аппарат для теоретического описания всего многообразия связанных с этим миром явлений», и разрабатывает этот аппарат - теорию социальных эстафет. В ее основе лежит представление о том, что вся культура живет и передается от поколения к поколению благодаря постоянному воспроизведению непосредственных образцов поведения и деятельности. Способность человека действовать по образцам проявляется во всех сферах человеческой жизни - в производственной деятельности, в поведении, речи, мышлении, общении. В своих работах М.А. Розов выделил эстафеты как элементарный вид социального взаимодействия и противопоставил их более сложным формам, например, опосредованным эстафетам, в которых деятельность воспроизводится не по «живому образцу», а по его словесному описанию, проанализировал основные связи и трансформации эстафет, исследовал механизм функционирования опосредованных эстафет. Автор вводит термин «социальный куматоид», под которым подразумевает особый способ хранения и передачи социального опыта, перемещающегося от человека к человеку или от поколения к поколению, т.е. особый механизм социального наследования носящий волнообразный характер.

Э.С. Маркарян считает культурную традицию «универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позволяет достигать необходимых для существования социальных организмов стабильности. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто немыслима. (...) Общая природа и функции этих форм (форм традиции в прошлом и настоящем), механизмы их образования и замены остались в принципе теми же сами».

К.В. Чистов отмечает, «термины «культура» и «традиция» в определенном теоретическом контексте синонимичны или, может быть, точнее - почти синонимичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» - механизм его функционирования. Проще говоря, традиция - это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стериотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся».

В 1978 году состоялась первая в Советском Союзе конференция посвященная вопросам этнокультурной традиции. На этой конференции традиция была определена в целом, как «механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры как системы. Традиции включают в себя процесс и результаты стереотипизации как сгусток социально-исторического опыта людей».

В Философской энциклопедии традиция трактуется как «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконяется самим фактом их существования в прошлом; термин «традиция» нередко распространяется также на сами социальные установления и нормы, которые воспроизводятся подобным образом».

Традиции определяются как (от лат. Traditio - передача) «элементы социального культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных общественных классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.».

Таким образом, культурологическая трактовка понятия «традиция» содержит два аспекта:

1) Традиция как обозначение содержания норм и ценностей;

2) Традиция как механизм воспроизводства социальных институтов и норм.

В обзоре, проведенном Е. Шацким, кроме уже названных двух пониманий термина «традиция», приводится еще одно, которое он называет субъектным - на первом плане здесь находится не функция передачи из поколения в поколение тех или иных ценностей (в основном духовных), не сами ценности, а отношение данного поколения к прошлому, его согласие на наследование, или же протест против него. Традиция в этом смысле -не просто копирование таких форм, которые существовали в прошлом, а лишь активно развиваемое и преобразуемое прошлое. Следует согласиться с Е. Шацким и другими авторами, что такое понимание традиции возможно, особенно для исследований духовной культуры, ценностных отношений и т. п.

Понимание традиции как содержания норм означает и определенный способ их исследования, а именно - исследование их со стороны транслируемого содержания.

Философско-антропологический подход к категории «традиция» в центр внимания ставит ее содержательные, ценностные аспекты. Понимание традиции здесь сфокусировано на человеке как смыслонесущем центре традиционного бытия. Традиция возникает и существует лишь в отношении к человеку - вне этого отношения ее просто нет. С этой точки зрения, традиция - это самовыражение человека (его самообнаружение и самоутверждение) в диалектике деятельной сущности и существования.

Этот подход раскрывает традицию как систему понятий и ценностей, то есть выявленных смыслов и значений человеческого бытия, представленную в контексте социально-духовной атмосферы бытия социума и этноса.

Философско-антропологический подход исследует аксиологические составляющие традиции. Э. Кант, Ф. Гегель, Л. Фейербах ставили и решали вопрос, каким способом человек может выявлять ценностные характеристики сущего. В ходе оценки человек формирует мировоззренческую картину мира, в котором он фактически живет, который является ценностно нагруженным. Человек не может по-другому подходить к миру, отсюда появляются все ценностные формы общественного сознания, которые призваны выявить человеческие смыслы бытия с точки зрения абсолютного человеческого бытия.

Когда традиция осмысливается лишь на уровне нормативного социального уровня, безотчетного поведения (на основе обычая и привычки) индивида в обществе, ценностные качества традиции не самоочевидны, не рефлектированы. Традиция - это естественная и первичная «территория» накопления, хранения, возвышения и трансляции экзистенциальных ценностей человека (жизни, смерти, любви, семьи, свободы и т.д.). А потому она и есть, пожалуй, самая надежная область нашего аутентичного (в том числе и этнического) существования. Традиция - источник исторической, культурной и национальной относительности (релятивности) ценностного постижения мира, критериев добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и заблуждений, справедливого и несправедливого, религиозных систем «искупления» и «спасения» человека.

Для сохранения ценностного содержания традиций существуют устойчивые механизмы их трансляции из поколения в поколение. Е. Шацкий приводит мнение Гуди и Уатта о двух способах передачи традиций - прямом наследовании, благодаря которому передаются способы приготовления пищи, методы обработки земли, воспитания детей в дописьменных обществах, и - передаче с помощью письменности. Исследование этого вопроса привело М.А. Розова к представлениям о социальных эстафетах как передаче опыта от человека к человеку, от поколения к поколению путем воспроизведения непосредственных образцов поведения и деятельности. Об эстафетах он предлагает говорить всякий раз, когда деятельность не может быть воспроизведена без соответствующей демонстрации, независимо от того, сопровождается это речевыми актами или нет.

В теории социальных эстафет выявлено три способа бытия традиций. Традиции существуют: а) как непосредственные эстафеты, т.е. как передача опыта от человека к человеку, от поколения к поколению путем воспроизведения непосредственных образцов поведения или деятельности; б) в виде описаний деятельности, иногда и виде предписаний, как осуществлять деятельность, т.е. в виде вербализованных эстафет; в) традиции существуют как образцы продукта. Наиболее интересен случай, когда речь идет о продуктах той или иной интеллектуальной деятельности, таких как научная теория, художественное произведения, которые становятся объектом подражания.

Традиция существует на уровне воспроизведения непосредственных образцов тогда, когда нет централизованной социальной памяти, или когда такая память уже есть, но ею не могут воспользоваться дети, еще только усваивающие язык, неграмотные люди и т.п. Отсутствие централизованной социальной памяти в примитивных обществах или в крестьянской среде восполнялось разными путями. Один из них - использование «знающих» людей как носителей социальной памяти -именно они следили за усвоением традиций, обычаев, норм бытовой жизни, различных производственных действий. Другая форма восполнения - существование в глубокой древности мужских и женских домов, где подростки усваивали легенды, верования и традиции своего пола.

В случае, когда традиция задана описаниями деятельности или письменными «инструкциями», становится возможным обучение как вид деятельности, которая раньше практически отсутствовала в обществе, когда дети усваивали необходимые умения путем непосредственного включения в жизнь и быт племени, путем подражания мастеру. Однако даже и в этих случаях, как показал М.Н. Полани, многие процедуры усваиваются только благодаря подражанию учеников своему учителю в силу того, что невозможно экстериоризировать и представить в письменном виде все процедуры деятельности, в том числе и научной. Это означает, что самым исходным механизмом существования программ являются непосредственные образцы, прежде всего потому, что на уровне эстафет передается сам язык, с помощью которого описывается деятельность, на котором пишутся рецепты.

Когда традиция задана образцом продукта, возникает задача воссоздания деятельности по этому продукту. Если традиционность в сфере обычаев, обрядов, ритуалов, проявляется в том, чтобы в точности воспроизвести нужные действия, то в сфере литературного творчества и вообще искусства в любой его форме это не только не имеет места, но точное воспроизведение там прямо противопоказано, если не считать задачи изготовления копии картины или скульптуры.

С этой точки зрения обычаи, обряды, стили, жанры - это механизмы передачи того или иного содержания, механизмы, существующие в виде непосредственных или вербализованных эстафет, либо - в виде образцов продукта.

Социально-педагогическая трактовка не противоречит общефилософскому и культурологическому пониманию феномена традиции.

А.В. Мудрик рассматривает традиции как формы и установления образа жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения последующим.

Социально-педагогический смысл традиций определен С.К. Бондыревой и Д.В. Колесовым. Для традиции важно: наличие положительного опыта; способность человека воспринимать опыт других людей и воспроизводить его - полностью или частично - в своей жизнедеятельности; устойчивость и жизнеспособность традиции; воспроизведение из поколения в поколение способов действий, оценок, отношений, ценностных ориентаций, технологий; общественная значимость традиций, определяемая потребностью человека и ее необходимостью людям; способность традиций объединять множество индивидов в сообщество.

Вышесказанное позволяет нам заключить, что традиция, является одним из механизмов интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации).

Таким образом, в понимании сущности категории традиции мы опираемся на концепцию М.А. Розова, который считает традиции -механизмами социальной памяти людей. Они представляют собой программу, транслирующуюся в культуре с помощью механизма социальной эстафеты, то есть цепочки из последовательно воспроизводящихся образцов деятельности или поведения, как бы подхватываемых последующим актом деятельности от предыдущего. Данное движение основано, с одной стороны, на способности человека действовать по образцу, а с другой - на осуществлении идеи преемственности поколений. Традиции могут существовать как непосредственная эстафета (от человека к человеку в совместной деятельности), опосредованная эстафета (через описание, предписание, воспоминание) и как образцы продукта традиции (через знаково-символьную систему).

Спортивные традиции региона являются составляющей физической и спортивной культуры. Содержание ценностей физической культуры и спорта во многом совпадает. Тем не менее, следует учитывать их функциональное несовпадение. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт - как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека.

В.И. Столяров употребляет понятие «культура» для характеристики деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей. В соответствии с таким пониманием культуры она может включать в себя самые разнообразные социальные явления: качества и способности человека; формы деятельности; ее средства механизмы и результаты; типы поведения и связанные с ними образцы, нормы, правила, знаково-символические формы; социальные отношения, процессы, институты и другое. Однако все эти социальные явления приобретают культурный статус лишь в том случае, если для социального объекта они выступают как ценности, а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение. Культура включает в себя как ценности, так и другие социальные явления, которые обеспечивают и регулируют их производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие. В зависимости от того, в какой мере явления, имеющие культурный статус, присущи отдельному человеку, социальной группе или обществу в целом, определяется соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом.

Изменения, происходящие во всех областях жизни российского общества, в значительной мере трансформируют и то отношение к физической культуре, которое было типичным на протяжении многих лет. Всё более очевидна необходимость подхода к физической культуре не только как к системе оздоровления организма и совершенствования двигательного аппарата, но и как явлению культуры, в котором через соотнесение с идеалами и устремлениями происходит самораскрытие и самореализация личности. Выступая в виде определённой структуры поведенческих образов сопряженных с пониманием человеческого тела как ценности, физическая культура должна стать важным элементом образа и стиля жизни.

Нормативно-ценностное отношение человека к физической культуре носит непостоянный характер. Оно меняется в зависимости от циклов и фаз развития жизни. В период детства, учебы в школе и в вузе физическая культура выполняет созидательную функцию построения фундамента личности: усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и культуры должно быть соотнесено с физическим развитием, с формированием эстетики тела и культуры движений. Основу мотивации на данном этапе составляет стремление осознать себя как личность.

Понятие «физическая культура» не ограничивается реализацией прагматических установок на совершенствование психобиологической природы индивида, оно включает предметно-ценностное содержание, интериоризируемое личностью как ценностные ориентации, убеждения, идеалы, связанные с отношением к своему здоровью и организму в целом, а также на их основе систему мотивов, установки и готовность к реализации того или иного образа жизни. Физическая культура - социокультурное явление носителем и субъектом которого является личность. Многоаспектность содержания физической культуры уже давно является предметом изучения (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев и др.). Единство функционального, ценностного и деятельного аспектов содержания физической культуры способствует пониманию ее интегративной, человекотворческой, духовно-физической сущности. Единство этих аспектов обусловлено деятельной сущностью человека, где бытие ценности определяется ее социальными функциями (Л. К. Круглова и др.), а сами функции, в частности физической культуры, реализуются «главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей» (Л.П. Матвеев).

В последнее время внимание к изучению ценностного аспекта физической культуры усилилось. Л. И. Лубышевой в сфере физической культуры выделяются 2 уровня ценностей: общественный и личностный.

К общественным ценностям физической культуры автор относит накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Спорт, по мнению А.В. Мудрика, представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определенные представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Спорт - важнейший феномен современной культуры, в которой он выступает как массовый самодеятельный спорт, как учебный предмет и как спорт высоких достижений.

Спорт, по мнению многих ученых и практиков, является эффективным средством воспитания. Он способствует формированию личность, заставляет человека бороться со своими слабостями, преодолевать себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. Он впервые начинает познавать азы правовой культуры, усваивать «правила честной игры». Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Как социальный фактор он сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социокультурной жизни человека, включает его в социальные общности и общественные организации как полноправного члена, формирует его как социально компетентную личность. Кроме этого, спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о самоопределении и самоутверждении личности в обществе.

Спорт как сфера жизнедеятельности обладает большим потенциалом для развития человека: закаливание организма, укрепление и совершенствование его важнейших систем и функций; укрепление и сохранение здоровья; развитие физических задатков и способностей, двигательных навыков и умений, ловкости и координированности движений, силы, выносливости; повышение работоспособности; развитие умений группового взаимодействия и т. п.

Потенциалы спорта для развития человека могут быть реализованы в социальном воспитании, если в воспитательных организациях всех типов создаются условия для удовлетворения потребностей в функционально-органической активности, в соревновательности в процессе участия в различных физических упражнениях (индивидуальных и групповых).

Для этого нужно, чтобы воспитатели, организуя жизнедеятельность, уделяли специальное внимание созданию условий для реализации физической активности воспитуемых и ее стимулированию. Это тем более важно, что спорт способствует не только развитию человека, но и интеграции человеческих общностей, а также служит средством психологической и социальной терапии, как для отдельных индивидуумов, так и для различных социальных групп современного общества.

Сфера спорта в каждом конкретном случае должна включать в себя такие комплексы физических упражнений, которые позволяют каждому человеку в определенной мере реализовать себя в соответствии со своими задатками, способностями, интересами и уровнем физического развития. Этому способствует, с одной стороны, наличие определенной материальной базы - залов, бассейнов, стадионов, спортплощадок и т.п. С другой стороны, важно создание секций по различным видам спорта, а также команд для участия в соревнованиях различного уровня.

Специфические ценности спорта обладают высокой интегративностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Спорт часто называют «школой характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», утверждая, таким образом, эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В русле широкого олимпийского движения возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам.

Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека. Осваивая все новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, выполняя «пионерскую функцию» познания человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из самых важнейших и незаменимых социальных ценностей.

«Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим одним из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами».

Спорт как средство патриотического воспитания формирует личность, заставляет человека бороться со своими слабостями, преодолевать себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, учится понимать красоту. В спорте человек впервые начинает познавать азы правовой культуры, усваивать «правила честной игры». Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Спорт как социальный фактор сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социокультурной жизни человека, включает его в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует его как социально компетентную личность. Кроме этого спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о самоопределении и самоутверждении личности в обществе.

Регион, по А.В. Мудрику, часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий - регионов. По мнению А.В. Мудрика, регион имеет значительное влияние на социальное становление молодого человека. Так, географическое расположение региона и связанная с этим тесная взаимосвязь или мера его обособленности от других частей страны может сказаться на формировании большего или меньшего культурного и социально-политического изоляционизма, вплоть до появления сепаратистских тенденций и ослабления чувства принадлежности к стране в целом.

Природно-климатические особенности региона, считает ученый, во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, то есть опосредованно влияют на различные аспекты социализации его жителей, особенно детей и молодежи, определяют формирование и реализацию мобильности жителей в различных аспектах.

Роль региона в процессе социального становления подрастающего поколения, подчеркивает А.В. Мудрик, зависит и от состава жителей (возрастного, полового, склонного к криминальным действиям и поступкам и т. п.). Многое значит и степень стабильности населения. Нестабильный состав населения с одной стороны, способствует взаимообогащению приехавших из других регионов, а с другой - формирует тип «перелетных птиц», способствует неукорененности больших групп населения, их эмансипации от культурно-исторических традиций. Стабильность населения, сохраняя традиции, может в тоже время играть консервативную роль, препятствуя процессам изменения. Кроме этого регионы различаются по национальному составу жителей. В одних преобладает многоэтнический состав, в других -сочетается немногочисленное коренное население с приезжими различных национальностей, в - третьих, относительно равномерно сочетаются два-три этноса, в четвертых - образуется этнический коктейль. Данные характеристики региона существенно влияют на особенности ценностных ориентаций и стиля жизни его жителей.

Региональные различия проявляются, кроме того, в свойственных населению обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх и т. п.

Данные особенности накладывают отпечаток на социальное становление человека в каждом регионе. Однако в науке это влияние изучено пока недостаточно. В процессе социализации, считает А.В. Мудрик, происходит взаимодействие человека со всеми микро- и мезофакторами, характерными для данного региона. Иными словами, в масштабах региона человек вступает во взаимодействие со средой, которая представляет собой совокупность природно-географических, поселенческо-демографических, социально-культурных и иных условий его жизнедеятельности.

Для процесса взаимодействия человека и среды в этом аспекте характерно: среда окружает человека со всех сторон; среда многоаспектна, она обладает социальными и психологическими смыслами и символическими знаками; среда предоставляет не только значимую, но и периферийную информацию; среда воздействует на человека как единое целое, образуя своеобразную «ауру», имеющую важное значение; среда воспринимается в тесной связи с жизнедеятельностью.

Учитывая эти особенности У. Иттельсон выделил уровни реакции человека на среду, которые формируются в процессе его социализации:

– аффект, будучи результатом эмоционального воздействия среды, определяет ее дальнейшее восприятие человеком;

– ориентация в среде как накопление вариантов взаимодействия с ней и поисков выхода из проблемных ситуаций;

– категоризация, то есть образование понятий об окружающей среде;

– системный образ среды, возникающий, когда причинные связи установлены и проверены, случайные или уникальные явления выявлены либо отсеяны, либо «встроены» в представления о среде, а картина среды оформлена как сложная сеть взаимозависимостей.

Костромская область расположена в центральной России, к Северо-востоку от Москвы. Она граничит - на западе - С Ярославской областью, на востоке - с Кировской областью. Расстояние от Москвы до Костромы примерно 330 км. Общая площадь области 61 тыс. км. кв., численность населения, согласно последней переписи, 805 тыс. чел. В области 30 муниципальных образований: семь городов, 23 района.

Костромская область с точки зрения критериев, выделенных А. В. Мудриком, может быть охарактеризована как регион с достаточно стабильным населением, средний возраст которого стремится в пенсионному как у мужчин, так и у женщин. Уклад жизни может быть назван патриархальным и традиционным. В жизни жителей региона традиционность имеет большое значение. Практически каждая область жизнедеятельности региона гордится многовековым опытом, накопленным в ней. Не является исключением и костромское спортивное движение.

Костромская земля - край талантливых спортсменов. Среди них особое место занимают костромичи - олимпийские чемпионы: Анатолий Шелюхин (лыжный спорт), Елизавета Дементьева (гребля на байдарках), Алевтина Олюнина (лыжный спорт), Вера Крепкина (легкая атлетика), Андрей Шляпников (легкая атлетика), Александр Голубев (конькобежный спорт). Спортивные достижения костромичей являются не только примером для подражания, но и способствуют формированию особого отношения к физической культуре и спорту. Кроме этого выдающиеся спортсмены большое значение придавали и придают тренерской работе. Возможность личного общения с ними молодых спортсменов, участие в соревнованиях под их руководством показывают молодым людям перспективы собственного развития, а также формируют их позиции как продолжателей традиций костромского и российского спорта, делают их патриотами своей малой и большой Родины.

Таким образом, в понимании сущности категории традиции мы опираемся на концепцию М. А. Розова, который считает традиции механизмами социальной памяти людей. Они представляют собой цепочку из последовательно воспроизводящихся образцов деятельности или поведения, транслирующуюся в культуре с помощью механизма социальной эстафеты. Этот механизм может быть представлен как повторение последующим актом деятельности предыдущего с возможными трансформациями при сохранении сущностных характеристик. Данное движение основано, с одной стороны, на способности человека действовать по образцу, а с другой - на осуществлении идеи преемственности поколений. Традиции могут существовать как непосредственная эстафета (от человека к человеку в совместной деятельности), опосредованная эстафета (через описание, предписание, воспоминание) и как образцы продукта традиции (через знаково-символьную систему).

Спортивные традиции региона выступают потенциально богатым, интегративным средством патриотического воспитания студентов факультета физической культуры, позволяющим, во-первых, изучать историю своего края и достижения его выдающихся спортсменов; во-вторых, действуя по транслируемым образцам, включаться в «социальную эстафету»; в-третьих, переживать гамму чувств, способствующую формированию эмоционального отношения к Родине; в-четвертых, деятельностно-опосредованно осваивать и присваивать идеи патриотизма.

Одной из важнейших спортивных традиций региона являются мемориальные спортивные соревнования. В Костромской области ежегодно проводится более двадцати пяти такого рода состязаний. Практически в каждом из видов спорта регулярно проходят подобные встречи различного уровня: международные, всероссийские, межрегиональные и областные. Спортивно-мемориальные соревнования отражают не только спортивные достижения региона, но и исторические, экономические, культурные, политические вехи его становления. Сохранение памяти о личностях, своими достижениями внесших значительный вклад в развитие Костромской области, играет важную роль в патриотическом воспитании студентов.

 

Автор: Вятлева С.В.