24.08.2011 4404

Спортивные традиции региона как средство патриотического воспитания студентов (статья)

 

Рассматривая проблему профессиональной подготовки будущего педагога, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, В. А. Сластенин и другие отмечают необходимость сочетания учебной работы студентов с организацией внеучебной деятельности, общественной жизнью учебного заведения в целом или отдельно взятого факультета.

В литературе по педагогике высшей школы проблема деятельности будущих педагогов во внеучебное время под разными углами зрения разрабатывалась М.А. Ачиловым, Т.С. Деркач, М.С. Кобзевым, Л.В. Кондрашовой, В.М. Опалихиным, А.И. Пантелеевой, В.И. Поповой, А.А. Тихоновым, А.Н. Утехиным и другими. Эти авторы в своих исследованиях подчеркивают большие потенциалы использования свободного времени студентов для их профессионального и личностного становления.

Как отмечает Т.С. Деркач, четко продуманное и организованное внеучебное время является дополнительным резервом в привитии студентам интереса к педагогической деятельности, в приобретении умений и навыков, которые стимулируют формирование профессиональной направленности личности, качеств характера учителя-воспитателя. По ее мнению, «внеучебная работа» включает в себя и самостоятельную работу студентов, и участие в кружках и факультативных курсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, в трудовых делах и других видах занятий.

Построение системы воспитательной работы факультетов физической культуры, осуществляющих подготовку педагогов в области физической культуры и спорта (учителей, педагогов-организаторов, тренеров), предполагает возможность освоения студентами технологического компонента воспитательной работы как составляющей профессиональной деятельности, ее логико-операционной составляющей, отдельных приемов и методов целеполагания, планирования, организации деятельности.

На наш взгляд, специфичным для факультета физической культуры является доминанта организации воспитания в сфере, связанной с двигательной активностью и спортом (в соответствии с выделением сфер жизнедеятельности А.В. Мудриком).

Профессиональная подготовка педагогов в области физической культуры и спорта осуществляется по нескольким направлениям. Одно из них -физическая готовность к профессиональной деятельности, что предполагает оптимальную двигательную подготовленность студентов в области одного или нескольких видов спорта, гимнастики, спортивных игр и упражнений, овладение системой знаний о физической культуре, о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности и спортивной подготовки. Физическая культура -важная часть валеологии. В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни, ознакомление с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, накопление знаний об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов является освоение различных комплексов методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, овладение методиками преподавания физической культуры. Особо значимым направлением является формирование устойчивой мотивации к педагогической деятельности. Профессиональная подготовка педагогов на факультете физической культуры предполагает также получение студентами глубоких знаний об анатомо-физиологических, морфо-функциональных и психологических особенностях детей на разных этапах возрастного развития.

В соответствии с концепцией А.В. Мудрика, актуализация воспитательных возможностей содержания жизнедеятельности происходит в том случае, если руководители (в данном случае - педагоги), с одной стороны, возбуждают у студентов, как минимум, интерес к содержанию жизнедеятельности, с другой - делают это содержание настолько субъективно значимым, чтобы оно давало пищу для размышлений и побуждало стремление осмысливать себя, других, отношения к себе, с собой, к миру, с миром.

В этом смысле особое значение приобретает личность самого педагога. От преподавателя (тренера) во многом зависит формирование личности студентов. С точки зрения Ж.К. Холодова критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя. К основным личностным качествам, которыми должен обладать преподаватель (тренер), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, принципиальность, выдержка, требовательность. Обязательными деловыми качествами преподавателя физического воспитания (тренера) должны быть: понимание основ воспитания, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить подход к студентам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным, возбуждать интерес к содержанию той жизнедеятельности, которая является доминирующей, в данном случае - сфере, связанной с двигательной активностью и спортом.

Для актуализации содержания жизнедеятельности важна не только позиция педагога, но и отношение к этому студентов. В содержании жизнедеятельности делается акцент на том, что может стать субъективно значимым для конкретного коллектива студентов в силу их возрастных особенностей, преобладающих у них интересов или переживаемого периода развития. Актуализация содержания жизнедеятельности во многом зависит и от того, насколько оно имеет социально ориентирующий характер, то есть, насколько оно расширяет видение мира студентов, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений в их многообразии, помогает определить собственную позицию в мире. Это становится реальным, во-первых, если содержание субъективно значимо, во-вторых, информационно насыщено, в-третьих, позволяет реализовывать и развивать креативность членам коллектива. Актуализации содержания жизнедеятельности способствуют возрастные и социальные особенности воспитанников (высокая степень самоорганизации, самоуправления, самодеятельности студентов).

На факультете физической культуры Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова в качестве цели воспитательной работы было определено создание условий для развития культуры личности. В соответствии с концепцией О.С. Газмана и А.В. Иванова культура личности понимается как гармония культуры знания, культуры творческого действия, культуры чувств и общения - гармония человека с самим собой и обществом. Воспитание обеспечивает психологическое, нравственное, физическое здоровье человека.

На этой основе строилась система педагогических задач и направлений воспитания: посредством физкультурно-оздоровительной деятельности, общения и образа жизни студента на факультете развивать его мировоззренческую, нравственную, эстетическую, гражданско-патриотическую, физическую, профессиональную культуру. Организация воспитания в сфере, связанной с двигательной активностью и спортом открывает, с одной стороны, большие возможности для реализации каждого из этих направлений, а с другой стороны - позволяет выделить особенности системы воспитательной работы факультета физической культуры.

В физическом воспитании представлены широкие возможности для формирования мировоззренческой культуры студентов. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, эстетических взглядов на мир (то есть на природу, общество и мышление). Научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества. Формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности. Физическое воспитание создает условия для улучшения умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта. Кроме этого оно позволяет формировать систему взглядов и убеждений человека, где важное место отводится патриотически ориентированным взглядам и убеждениям. С другой стороны, развитие мышления повышает эффективность физического воспитания, создавая условия для более вдумчивого отношения к нему занимающихся, для осознания ими сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В содержании философско-мировоззренческой подготовки студентов можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как репродуктивное и как творческое. Репродуктивное заключается в осмыслении занимающимся своих действий после инструктивных указаний преподавателя. Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям. Воспитательная сторона заключается в развитии таких индивидуальных качеств как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

Исходя из вышесказанного, в процессе физического воспитания решаются следующие задачи формирования мировоззрения студентов: обогащение занимающихся специальными знаниями в области физкультурно-оздоровительной деятельности и формирование на этой основе осмысленного отношения не только к физкультурной и спортивной деятельности, но и к ее месту в социуме; развитие умственных способностей, познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности; стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Содержание, формы и методы нравственного воспитания в процессе физического воспитания нашли отражение в исследованиях А.В. Крестьянинова. Воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания); формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения; формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы и др.); формирование нравственного сознания - являются основными задачами нравственного воспитания. Само содержание и организация учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность преподавателя (тренера) выступают в качестве действенных средств нравственного воспитания. Наряду с основными методами воспитания, автор обращает внимание на возможность использования специфических: оказание доверия в выполнении обязанностей помощника тренера, начисление команде поощрительного очка при подведении итогов соревнований, награждение грамотами, временное исключение из состава команды в качестве наказания за совершенный проступок и др.

И.Ю. Насырова, занимаясь исследованием проблем эстетического воспитания студентов факультетов физической культуры, отмечает, что важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом предоставляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности прежде всего в практической деятельности. Физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, а эстетическое повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями. Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями стоят следующие специфические задачи: воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры; воспитание эстетической оценки тела и движений человека; воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и окружающей обстановке.

Взаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность студентов, а трудовое, в свою очередь, придает физическому конкретную направленность на подготовку их к жизни и труду. В процессе занятий физическими упражнениями содержанием трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими упражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение студентами различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков, профессиональной культуры.

Одним из актуальных направлений воспитательной работы факультета в последние пять лет стало гражданско-патриотическое воспитание. Основная цель гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданственности и патриотизма как интегративных качеств личности, заключающих в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Организация воспитания в сфере, связанной с двигательной активностью и спортом, предоставляет большие возможности для реализации этого направления воспитания. Спорт является важнейшим средством формирования культуры межнационального общения. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира. Спортсмены разных государств имеют возможность играть в национальных командах, участвовать в открытых национальных первенствах, тренироваться в национальных центрах, что способствует развитию толерантности. Между тем успехи российских спортсменов на мировой арене, участие студентов факультета в общероссийских соревнованиях способствуют формированию чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну. Взаимосвязь гражданско-патриотического воспитания и физического проявляется и в том, что в процессе физического воспитания формируются такие качества как дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства, коллективизм.

Система воспитательной работы по реализации каждого из этих направлений предполагала организацию освоения культуры (ознакомление с миром и жизнью на уровне культуры), усвоение культуры (взаимодействие с миром на уровне культуры), присвоение культуры (проживание отношения к миру и жизни на уровне современной культуры). Такое понимание было выработано нами совместно с педагогами факультета физической культуры в результате анализа идей Е.В. Бондаревской и Н.Е. Щурковой.

Таким образом, основная цель высшего профессионального воспитания - подготовка специалиста - накладывает свой отпечаток на построение системы воспитательной работы факультета.

Специфика организации воспитательной работы на факультете физической культуры обусловлена: высокой степенью самоорганизации, самоуправления, самодеятельности студентов во внеаудиторной деятельности и ориентированностью воспитательной работы на развитие профессионально-значимых качеств личности; возможностью освоения студентами технологического компонента воспитательной работы как оставляющей профессиональной деятельности; доминантой организации воспитания в спортивной сфере жизнедеятельности.

На наш взгляд, патриотическое воспитание будущих педагогов в области физической культуры и спорта (учителей, педагогов-организаторов, тренеров) должно быть направлено на развитие общегражданских качеств, патриотического отношения к миру в целом, стране, малой родине, университету и факультету, реализующихся в конкретных действиях и поступках, как в спортивной, так и в педагогической деятельности.

Учитывая имеющийся опыт факультета физической культуры Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова в области патриотического воспитания студентов, в нашей опытно-экспериментальной работе мы реализовывали комплекс педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию студентов средствами спортивных традиций региона.

Понятие «педагогические условия» широко используется в научно-педагогической литературе и в диссертационных исследованиях последних лет для обозначения предмета научного исследования (работы В.М. Баженова, Е.Н. Бобковой, В.И. Кашницкого, Н.В. Ковалевой, Н.Г. Крыловой, Б.В. Куприянова, Л.И. Орешкиной, А.Е. Подобина, В.В. Рогачева, О.Ф. Рожковой, Ю.В. Румянцева, Н.Б. Тарасовой, А. И. Тимонина, А.Л. Уманского и многих других). Тем не менее, феноменология категории «педагогические условия» разработана недостаточно.

Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1999 г.) приводит несколько значений слова «условие», из которых наиболее употребительным является понимание «условия» как «обстоятельства, от которого что-либо зависит (в данном случае - развитие исследуемого феномена); «обстановки, в которой происходит, осуществляется что-нибудь» (в данном случае - протекание процесса становления исследуемого феномена).

Как философская категория, термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Люди, познав законы природы, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия своей деятельности. Влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию.

Рассматривая дидактические условия, В. И. Андреев трактует их как обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей.

Педагогические условия в современной науке в обобщенном виде определяются как «внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса» (Н.М. Борытко); «сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» (Н. Ю. Посталюк).

Подробный анализ сущности данной категории представлен в работах С.А. Дыниной, Б.В. Куприянова, О.В. Миновской, Н.П. Шибаевой. Авторы рассматривают педагогические условия как специально создаваемые обстоятельства, составляющие педагогического процесса, являющиеся внешними по отношению к процессу изменений личности учащегося (воспитанника). Этого определения мы будем придерживаться в своем исследовании. При этом существенным является то, что категория «педагогические условия» тесно связана с категориями «закономерность педагогического процесса» и «принципы педагогического процесса».

Учитывая данный факт, мы обосновали некоторые принципы, на основании которых реализуются создаваемые нами педагогические условия. Принцип (от латинского principium) - «основа», «начало». Каждая наука, ее область и соответствующая ей отрасль практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами - основными исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Каждый принцип реализуется через определенные правила. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотношение теоретических положений, воплощенных в закономерностях с практикой организации исследуемых педагогических процессов.

В определении принципов патриотического воспитания студентов факультета физической культуры мы основываемся на позициях Н. Е. Щурковой, обосновавшей принципы формирования ценностных отношений личности:

Принцип субъектности определяет необходимость самовоспитания как неотъемлемой части процесса воспитания студентов факультета физической культуры, что реализуется через использование бинарных методов воспитания-самовоспитания (М.И. Рожков). Субъектность - способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях, способность быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Такая способность формируется в процессе духовных усилий и воспитывается целенаправленно.

Н.Е. Щуркова выделяет пять этапов процесса формирования субъектности. Первый связан с приобретением способности свободного самовыражения «Я». Второй - с появлением интереса к другим «Я» как альтернатива эгоистической траектории личностного развития. На третьем формируются способности к прогнозированию своей деятельности и предвидению ее возможных последствий. На четвертом этапе личность производит свободный выбор поведенческих вариантов. Пятый этап связан с оценкой результатов и новым витком целеполагания.

Успешное осуществление процесса патриотического воспитания студентов факультета физической культуры посредством спортивных традиций региона возможно при последовательной смене студентом позиции в логике наращивания субъектности (А. Л. Уманский) в процессе ценностного ориентирования: от объектной позиции, когда студент является объектом трансляции преподавателями, тренерами, администрацией факультета, старшекурсниками информации, а также образцов поведения, к позиции, сочетающей свойства субъекта и объекта, когда студент получает возможность в различных ситуациях деятельности и межличностных отношений совершать поведенческие выборы на основе воспроизводства присвоенных знаний и образцов, и субъектной позиции, когда студент самостоятельно организует деятельность, в рамках которой транслирует полученные ценности.

Принцип целостности требует, во-первых, обеспечения непрерывности педагогического влияния в процессе воспитания студентов факультета физической культуры при использовании спортивных традиций региона; во-вторых, комплексности воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностную сферу личности студента; в-третьих, единства и однонаправленности педагогических влияний различных субъектов воспитательного процесса.

Непрерывность педагогического влияния в процессе патриотического воспитания студентов факультета физической культуры обеспечивается через сочетание ярких эмоционально-насыщенных педагогически-организованных событий с воспитывающим воздействием среды факультета (информационного, предметно-пространственного, поведенческого окружения личности).

Реализация принципа целостности возможна посредством включения студента в разнонаправленную учебную, практическую, внеаудиторную деятельность в процессе формирования патриотизма, комплексного использования методов воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую, саморегуляции, предметно-практическую, экзистенциальную сферы.

Принцип рефлексии. Для обеспечения успешности процесса воспитания необходим специально организованный и непрерывный процесс рефлексии, размышления о себе в рамках гуманистически-ориентированной системы ценностей социокультурной среды региона, об отношениях на факультете, о ценностях социокультурной среды региона в контексте общечеловеческих ценностей.

Рефлексия - способность человека взглянуть на себя, свое дело со стороны, размышляя, переживая, оценивая. В настоящее время наблюдается повышение интереса к проблеме рефлексии. Это связано с процессом гуманизации образования, приоритетом внутренних личностных механизмов регуляции деятельности над внешними механизмами контроля, приоритетом методов стимуляции ресурсов личности над принуждением. В условиях воспитания в вузе могут использоваться как специальные технологичные приемы, тренинги, упражнения, так и менее жестко заданные, иногда импровизационные приемы, связанные с побуждением к рефлексии, стимулированием взгляда на себя со стороны: вопросы проблемного характера, сочинения, самодиагностика.

Рефлексия позволяет преодолеть противоречие между научным знанием и реальностью, соединить знание о ценности и проживание ценностного отношения, развить умения приложения знания к реальной деятельности в реальной ситуации.

Рефлексия - это не столько констатация наличия или отсутствия качеств личности, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления. Рефлексивная позиция, являясь механизмом творческой активности личности, позволяет функционировать и развивать собственную деятельность, превращая ее в объект своего воздействия.

Для того чтобы рефлексия выступала в качестве инструмента личностного роста, необходимо развивать способность к ней. Рефлексия как оценка собственного поведения и деятельности позволяет сохранять актуальный уровень личностного развития, тогда как развитие способности к рефлексии - фактор личностного роста. Оно выражается в увеличении рефлективно актуализированного пространства жизненного опыта, степени глубины и истинности выявления причинно-следственных связей в контексте собственной деятельности, повышении уровня осознанности мотивов поведения, взаимосвязей и взаимозависимостей в социальном окружении и другом.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта, выявленные принципы патриотического воспитания студентов факультета физической культуры, опытно-экспериментальная работа показали необходимость создания совокупности педагогических условий использования спортивных традиций региона как средства патриотического воспитания студентов факультета физической культуры. В своем исследовании мы обосновываем необходимость создания трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, действующих одновременно на всем протяжении изучаемого процесса педагогических условий. Это, во-первых, организация познания истории и традиций регионального спортивного движения, ориентированного на актуализацию для студентов идеи преемственности; во-вторых, насыщение воспитывающей среды факультета знаками и символами, олицетворяющими спортивные традиции региона; в-третьих, включение студента в деятельность по продолжению спортивных традиций региона (как субъекта и соавтора).

Первое условие - организация познания истории и традиций регионального спортивного движения, ориентированного на актуализацию для студентов идеи преемственности. Мы пришли к выводу о необходимости осознанного и ценностного принятия студентами базовой идеи патриотического мировоззрения - идеи преемственности поколений - «социальной эстафеты». Подобное отношение к региональным спортивным традициям закладывалось как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности.

Учебные формы подразумевают организацию изучения истории и традиций регионального спортивного движения в рамках образовательного процесса - освоение учебных дисциплин общепрофессиональных и специальных блоков, проведение в четвертом семестре спецкурса «История и традиции спортивного движения в Костромской области».

Спецкурс «История и традиции спортивного движения в Костромской области» рассчитан на 16 аудиторных часов и наряду с другими дисциплинами учебного плана обеспечивает профессиональное и личностное становление студентов. Занятия спецкурса включают изучение особенностей развития физической культуры и спорта в Костромской области на различных исторических этапах, истории возникновения и развития в Костромской области различных видов спорта, традиционных мемориальных соревнований. Освоение курса организационно предполагает три основные формы работы: лекции, семинары, самостоятельную работу студентов. Программа ориентирует студентов факультета физической культуры не столько на получение готовых знаний, сколько на готовность к их самостоятельному поиску. Поэтому в ней сделан акцент на активную учебно-методическую работу студентов.

Цель спецкурса - дать основные сведения об истории и традициях спортивного движения в Костромской области. Цель конкретизируется в задачах: выделить особенности развития физической культуры и спорта в Костромской области на различных исторических этапах; определить роль выдающихся спортсменов, физкультурных и спортивных деятелей в становлении костромского спорта; охарактеризовать основные спортивные традиции Костромского края; изучить спортивные мемориальные соревнования по различным видам спорта; собрать сведения о ресурсном обеспечении Костромского края в области физической культуры и спорта.

Студент, завершающий изучение специального курса «История и традиции спортивного движения в Костромской области», должен знать основные этапы развития различных видов спорта Костромской области, выдающихся спортсменов, физкультурных и спортивных деятелей, основные спортивные мемориальные соревнования Костромской области, роль и значение костромского спорта в отечественной системе физической культуры и спорта.

В процессе освоения спецкурса студенты рассматривают следующие темы: «Развитие физической культуры и спорта в Костромской области в первой половине XX века», «Развитие физической культуры и спорта в Костромской области во второй половине XX века», «Спортивные мемориальные соревнования по боксу и вольной борьбе», «Спортивные традиционные соревнования по конькобежному спорту и лыжным гонкам», «Спортивные соревнования по футболу и хоккею», «Спортивные традиционные соревнования по легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ», «Традиционные комплексные соревнования», «Спортивные сооружения Костромской области». Заканчивается изучение спецкурса зачетом, организованным в творческой форме. Нами были опробованы некоторые игровые формы организации данной формы отчетности. Наибольший интерес у студентов-второкурсников вызвала такая форма как «Виртуальные соревнования». Каждому из студентов самостоятельно было необходимо преодолеть несколько интеллектуальных препятствий: «викторина», «календарь знаменательных дат», «портретная галерея», «ритуалы», «награды и герои» и другие. За правильное выполнение заданий каждый студент получал зачетные балы. Финалом «интеллектуальных состязаний» было награждение победителей и студентов, выполнивших норматив.

Таким образом, данный спецкурс, а также включение в другие дисциплины учебного плана компонентов, ориентирующих студентов на идею «социальной эстафеты», способствовали эффективному формированию патриотического сознания и мировоззрения студентов.

Внеаудиторные формы предполагают специально-организованную деятельность по подготовке, участию и организации студентами совместно с преподавателями, тренерами и методистами областного спортивного комитета мемориальных соревнований по различным видам спорта, а также турниров для детей и подростков, отражающих идеи преемственности и продолжающих традиции костромского спорта.

Второе условие - насыщение воспитывающей среды факультета знаками и символами, олицетворяющими спортивные традиции региона, было направлено, главным образом, на формирование представлений студентов о региональных спортивных традициях на когнитивном и эмоционально-чувственном уровне. Знаки и символы (непосредственные и опосредованные) используются для обогащения эмоциональной сферы личности и воспитывающей среды факультета, понимания студентами смысла традиций, создания неповторимой эстетики, повышения эффективности и привлекательности предметной деятельности, в которую включены студенты. Вызывая активную работу воображения, такие типы символов как слово, предмет, действие, музыка, изображение, помогают студенту осмыслить свое поведение, представить себя в новой позиции и ситуации, определить перспективы своего участия в деятельности.

Предметно-пространственное окружение становится фактором патриотического воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех воспитанников как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство среды. Предметно-пространственное окружение в опытно-экспериментальной работе насыщалось ценностным содержанием через оформление учебных и рекреационных помещений факультета знаками и символами региональных спортивных традиций (стенды, плакаты, стенные газеты, детали интерьера, несущие смысловую нагрузку, выставки книг, журналов, посвященных истории и традициям костромского спортивного движения, экраны соревнований и др.). Кроме этого использовалось введение элементов одежды, отличающих участников, призеров и победителей мемориальных соревнований по различным видам спорта.

Поведенческое окружение рождается как некая единая карта поведения, свойственного личности на факультете, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: установившиеся на факультете интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, позы при диалоге, характер совместной деятельности воспитанников, тренеров и педагогов, отдельные поступки студентов, протекающие конфликты и их разрешение, а также время от времени возникающие сложные ситуации этического порядка. На факультете физической культуры как для преподавателей, администрации, так и для студентов свойственен особый стиль общения, насыщенный игровыми моментами, когда старший относительно младшего выступает в патерналистски окрашенной позиции тренера, при этом межличностное взаимодействие строится на характерной для такой системы отношений основе сочетания эмоциональной близости, доступности и статусной субординации, существуют принятые способы особого приветствия победителей соревнований, выказывания знаков особого уважения и расположения к ним, в отношениях между студентами негласно присутствуют «командные» правила, ставящие интересы каждого в зависимость от интересов товарища и др.

Событийное окружение - это совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: если личность видит отношения там, где на поверхности лежат случай, действия, обстоятельство, то данное событие становится фактором его личностного развития, потому что событие стало для него событием его самого, он был с происходящим и сопереживал случившемуся, переживая отношение. Событийная сеть факультета физической культуры состоит из регулярно-повторяющихся (различные виды соревнований, чаще всего ежегодные, в которых студенты принимают участие), циклических (например, круглогодичная олимпиада факультета) и исключительных событий (например, встреча с олимпийским чемпионом, уроженцем Костромской области А. Голубевым).

Информационное окружение является воспитывающим, когда в образовательном учреждении есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; студенты имеют доступ к новой научно-методической литературе. В рамках опытно-экспериментальной работы прилагались усилия по обеспечению библиотечного фонда и учебно-методических кабинетов факультета литературой по проблемам регионального спортивного движения и его традиций, проводилась серия встреч с участниками, победителями, организаторами и идейными вдохновителями спортивных мемориальных соревнований разных лет, организовывались студенческие научно-практические конференции, включающие исследуемую тематику, результаты научно-исследовательской, а также учебной деятельности (рефераты, курсовые, квалификационные работы) пополняют учебно-методический фонд кафедр и часто становятся материалом для оформления предметного пространства факультета.

Насыщенность воспитывающей среды факультета знаками и символами спортивных традиций региона позволяет говорить о реализации ею контекстной функции, которая придает существованию каждого объекта внутри себя неразрывность и процессуальность и создает феномен смыслового фона, который в целом «оттеняет» содержание деятельности.

Третье условие - включение студента в деятельность по продолжению спортивных традиций региона (как субъекта и соавтора) -предполагает регулярное его участие в спортивных мемориальных соревнованиях в одном или нескольких видах спорта. Только осознание смысла и значения этих соревнований, выработка особого эмоционально-чувственного отношения к участию в них, поможет студенту стать продолжателем этой традиции. Следовательно, реализация данного условия направлена на индивидуальную проблематизацию личности по отношению к выбору вида деятельности по продолжению спортивных традиций региона и индивидуальное самоопределение по возможным формам и вариантам участия в ней. Это предполагает достижение студентом состояния, которое характеризуется: интериоризацией цели деятельности, непосредственным участием в ней, выполнением совокупности действий, приносящих субъекту удовлетворение собственных интересов и потребностей, удовлетворенностью системой межличностных отношений, возникающей в процессе деятельности (В.В. Рогачев). Состояние включенности в деятельность по продолжению спортивных традиций региона как субъекта и соавтора способствует активному, деятельностно-опосредованному освоению и присвоению (В. И. Слободчиков) студентом базовых идей патриотического воспитания, а также формированию готовности к их трансляции младшему поколению.

Патриотическая направленность подготовки студентов в процессе участия в мемориальных соревнованиях - не самоцель. Ее смысл состоит в том, чтобы будущие специалисты физической культуры и спорта не только правильно воспринимали, понимали патриотические идеи, но и «присвоили» их, сделали «ценностными» лично для себя. Одним из главных условий всего этого процесса, на наш взгляд, является собственная активность личности студента, включенной в процесс воспитания в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание с первых дней пребывания в вузе необходимо направлять на развитие субъектных свойств личности студента: самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.

Регулярность проведения мемориальных турниров позволяет студенту самостоятельно и при помощи педагогов и тренеров выстроить траекторию индивидуального продвижения не только в спортивных достижениях, а главным образом по линии становления субъектом патриотического воспитания. Студент меняет позицию: от рядового участника соревнований (объекта патриотического воспитания) до организатора и активного распространителя идеи мемориальных турниров (субъекта и соавтора). Подробнее реализация на практике данного механизма рассмотрена во втором параграфе второй главы.

Данные условия тесно взаимосвязаны, и дополняют друг друга, поэтому они реализовывались в совокупности и обеспечивали исследуемый процесс на всем его протяжении.

Таким образом, процесс использования спортивных традиций региона как средства патриотического воспитания студентов факультета физической культуры обеспечивался нами на основе принципов субъектности, целостности и рефлексии через создание совокупности педагогических условий, а именно: организации познания истории и традиций регионального спортивного движения, ориентированного на актуализацию для студентов идеи преемственности; насыщении воспитывающей среды факультета знаками и символами, олицетворяющими спортивные традиции региона; включении студента в деятельность по продолжению спортивных традиций региона (как субъекта и соавтора.).

 

Автор: Вятлева С.В.