24.08.2011 7513

Формирования профессиональной компетентности студентов педколледжа (статья)

 

Дидактическое обеспечение учебного процесса педагогического колледжа требует анализа программ начальной школы, отбора и структурирования учебного материала, прогнозирования возможных трудностей, выбора оптимальных средств педагогического воздействия, типа урока, его структуры, форм, методов и средств обучения. Содержание педагогического образования должно быть подвижным, отражающим новые реалии жизни. Таким образом, эволюция требований к профессиональной деятельности учителя начальных классов и, соответственно, к его профессиональной компетентности требует систематического пересмотра педагогических условий, обеспечивающих формирование тех или иных профессиональных компетенций будущего учителя в педагогическом колледже.

В педагогических исследованиях (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, Р.А. Козлов, А.Я. Наин, В.М. Раскопов, С.В. Сальцева и др.) рассматривается общепедагогический аспект понятия условий. Предметом отношения являются педагогическая среда и процессы обучения, воспитания, развития. В общепедагогическом смысле можно выделить следующие определения и признаки понятия.

1. Условия - это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

2. Условия это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности.

3. Условия представляют собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.

4. Условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может.

5. Условия выполняют роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности.

При этом основаниями для выделения педагогических условий являются:

а) логика развертывания процесса деятельности как системного объекта;

б) особенности функционирования цели, предмета и содержания процесса, характера деятельности, уровня целостности и результата процесса на гармоничном уровне его развития, особенности содержания содействия повышению уровня компетентности.

Нами были выделены четыре группы условий формирования профессиональной компетентности студентов педколледжа (специальность 0312 - «Преподавание в начальных классах): концептуальные, содержательные, организационно-технологические, вспомогательные.

Концептуальные условия:

– Личностная ориентация образовательного процесса колледжа на всех уровнях: целевом, содержательном, процессуальном. Личностная ориентация целей образовательного процесса колледжа выражается в приоритетности подготовки широкообразованного, развитого, сознающего свой гражданский долг специалиста и предполагает обеспечение субъект-субъектных отношений преподавателя и студента.

– Построение образовательного процесса колледжа на основе педагогической теории деятельности и концепции модульного обучения.

– Использование в качестве модели выпускника колледжа разработанной в ходе исследования профессиограммы учителя начальных классов, важнейшей частью которой является профессиональная компетентность учителя начальных классов, имеющая сложную структуру.

Содержательное условие:

– Использование специально подготовленного для педагогических колледжей учебно-методического комплекта (УМК) «Методика обучения письму первоклассников».

Организационно-технологические условия:

Использование педагогической технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Суть этой технологии состоит в том, что студенты в процессе обучения воспроизводят профессиональную деятельность в специально созданных условиях. Такая технология позволяет организовать имитацию будущей профессиональной деятельности и тем самым обеспечивает возможность овладения способами действия специалиста. При разработке технологии в учебный курс нами были включены задания и упражнения, направленные на формирование интеллектуальных и практических умений студентов, необходимых для выполнения целостной профессиональной деятельности, а также ее составных частей - действий и операций.

Включение учащихся в реальные профессионально-трудовые отношения в процессе обучения. Данное условие требует выхода за пределы не только теоретической подготовки, но и имитационно-игровых форм обучения, которые не могут заменить полноценной профессионально-педагогической практики учащихся.

– Организация мониторинга образовательного процесса колледжа, нацеленного на выявление формируемых специальных компетенций.

– Построение учебного процесса колледжа с использованием активных методов обучения: метода проектов, моделирования и игровых методов.

Вспомогательное условие:

– Обучение педагогического коллектива колледжа работе с новыми педагогическими технологиями. На первом этапе это требует привлечения сторонних консультантов. Кроме того, требуется выделение сотрудника (сотрудников) колледжа, ответственного за обучение педколлектива и контроль результатов, а также организация времени и рабочего пространства для обучения. Необходимо и преодоление инерции части педколлектива к введению новых педагогических технологий, форм и методов обучения.

Отметим, что в число выделенных нами условий не включены те, которые являются обязательными для обеспечения эффективности образовательного процесса в учреждении СПО независимо от конкретного реализуемого подхода (например, достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса или нацеленность последнего на сохранение здоровья учащихся).

Поскольку экспериментальное исследование ограничено формированием специальных компетенций учителя начальных классов в части обучения первоклассников письму, системообразующим элементов в обозначенной совокупности педагогических условий выступало введение курса «Методика обучения письму первоклассников», построенного на основе одноимённого УМК и педагогической технологии модульного обучения.

Анализ развития педагогической науки показывает, что результативным является лишь тот процесс, который обеспечен методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики. Учебная материально-техническая база образовательных учреждений среднего профессионального образования является одним из важнейших факторов, определяющим качество и эффективность образовательного процесса. Именно поэтому разработка новых учебников и учебных пособий, соответствующих современным требованиям, -актуальная задача системы среднего профессионального образования. Разработка учебно-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности - это сложная и трудоемкая работа.

В рамках данного исследования была частично решена проблема программного обеспечения специальной методической дисциплины в педагогических колледжах, готовящих учителей начальных классов. В спроектированном педагогическом процессе центральным методическим документом является УМК по методике обучения письму «Методика обучения письму первоклассников».

При создании обозначенного УМК мы исходили из того, что:

– в данном учебно-методическом комплекте есть объективная необходимость;

– приоритетной целью курса должно быть формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов;

– УМК должен быть ориентирован на конкретную педагогическую технологию реализации его содержания и достижения поставленной цели.

УМК «Методика обучения письму первоклассников» разрабатывался в соответствии с пониманием методической подготовки будущего учителя как подготовки к осуществлению профессиональной интеллектуальной деятельности.

В результате проведенных исследований в области эффективных подходов к обучению письму младших школьников было сконструировано; содержание соответствующей подготовки учителя, учитывающее:

– кумулятивный характер развития научных знаний: новые данные психологии, физиологии и методики, соединялись с прежними, не отвергая, а дополняя их;

– интеграционные процессы, являющиеся особенностью современных научных знаний, которые проявляются в глубоком проникновении содержания одной научной дисциплины в другую; в связи с этим и в программе прослеживаются межпредметные связи.

При составлении учебно-методического комплекта «Методика обучения письму первоклассников» мы опирались на следующие принципы:

1. научной концептуальной обоснованности - ориентация на определенные научные положения;

2. ценностной и целевой направленности - ориентация на достижение определенных заданных результатов;

3. прогностичности и активности - обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса, а также предвидение потребностей завтрашнего дня;

4. личностно-ориентированного подхода - ориентация на студента как полноценно развивающуюся личность, находящуюся в процессе становления;

5. ситуационного и оптимизационного подходов - отрицание единых, годных на все случаи жизни теорий и практик, готовность к поиску концепций и действий, наилучших для данной конкретной ситуации.

Разработанный УМК «Методика обучения письму первоклассников» включает в себя: профессиональную образовательную программу, учебное пособие для студентов и методические рекомендации для преподавателей. Профессиональная образовательная программа разработана на основании стандарта, вступившего в силу 01.09.2004 года, Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 (Преподавание в начальных классах). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки, тематический план изучения дисциплины и список рекомендованной литературы, а также в программе определен объем учебной нагрузки и примерные вопросы для итоговой аттестации. Программа составлена с учетом специфики организации образовательного процесса в педагогических колледжах г. Москвы.

Средством достижения получения выпускниками педагогического колледжа совокупности профессиональных компетенций, на наш взгляд, является блочно-модульная структура содержания профессионального обучения. При этом блочно-модульное построение профессионального образования предусматривает распределение содержания образования по модулям (законченным учебным единицам), гибкость контроля и оценки, индивидуализацию учебного процесса, субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом. При этом каждый модуль включает целевую программу действий студентов по достижению планируемых образовательных результатов; учебные материалы, способствующие организации самостоятельной работы студентов; оценочные материалы степени сформированности специальных компетенций студентов как образовательных результатов.

В основу разработки учебной программы по курсу «Методика обучения письму первоклассников» был положен принцип модульности, в соответствии с которым вариативность программы прослеживается в содержательном наполнении модулей основной части программы. Инвариантной остается структура программы:

– пояснительная записка;

– основная часть, то есть описание изучаемого материала;

– характеристика ожидаемых результатов обучения (разведенных по уровням усвоения);

– описание системы средств обучения, адекватных программе (тесты, учебные задачи, практикумы и пр.);

– методический аппарат (списки литературы, методические инструкции, которыми следует руководствоваться при организации учебной деятельности студентов, дополнительные материалы и т.д.).

При моделировании содержания учебного пособия наиболее важным для нас явилось определение оптимального объема учебной информации, так как «большой объем информации не позволит студентам усвоить ее и превратить в умения».

Проведенный нами анализ педагогических технологий позволяет прийти к заключению, что работа преподавателя и студентов педколледжа на основе УМК «Методика обучения письму первоклассников» является специфической педагогической технологией. Отметим, что проектирование УМК осуществлялось нами в рамках педагогической технологии, представленной в процессуально-описательном аспекте, а реализация обучения по УМК будет являться процессуально-действенной педагогической технологией.

Каждая учебная дисциплина педагогического колледжа делится на учебные разделы. Например, курс методики преподавания русского языка состоит из четырех разделов: методики обучения грамоте, методики обучения письму, методики чтения и методики русского языка. Разработанный УМК предназначен для методического обеспечения только одного их четырех разделов - методики обучения письму как наиболее сложной для освоения студентами.

Для методически грамотного обучения детей письму обязательно нужен учитель, обученный писать, знающий современные прописи и технологии работы на уроках письма, ибо эффективно обучать тому, чего не знаешь и не умеешь делать сам, нельзя. Все сказанное мотивирует необходимость внесения в подготовку учителя начальных классов специального, расширенного курса по обучению письму младших школьников.

Оценивая общее состояние теории и практики в рассматриваемой учебной дисциплине, следует отметить, что практика заметно опережала теорию, и отсутствие теории отрицательно сказывалось на состоянии практики. Поэтому разработанное учебное пособие должно было отвечать основным педагогическим требованиям и быть подчинено дидактическим, методическим целям и задачам профессионального обучения. А именно:

– формировать необходимые компетенции в соответствии с содержанием профессиональной деятельности по профессии;

– способствовать развитию мотивации к учебе;

– решать только те дидактические задачи, которые не могут быть решены без него или могут быть решены наиболее эффективно только с его применением;

– удовлетворять современным тенденциям модернизации содержания, структуры и методов среднего профессионального образования;

– обеспечивать обратную связь и повышение эффективности контроля и самоконтроля за ходом и результатами профессионального обучения.

Учитель начальный классов - это специалист, обладающий разнообразными специализациями. Следовательно, его профессиональные компетенции должны быть очень разнообразны. Как показали наши исследования, наибольшие затруднения испытывают учителя начальных классов при проведении уроков письма на стадии ознакомления с правильным графическим написанием букв и их соединений (далее этот графический процесс будем называть обучением каллиграфии), что является следствием несовершенной предметной и методической подготовки учителя, особенно в педколледжах, так как этот недостаток заложен в самом государственном образовательном стандарте. Курс методики обучения письму не выделен в отдельный предмет, а является частью методики преподавания русского языка, на изучение которой выделено всего 110 часов. Каллиграфия не обособлена в отдельный учебный предмет или хотя бы в практикум, а интегрирована с курсом «Методика преподавания русского языка». По каждому разделу не определен объем учебных часов, не сформулированы четкие требования к специальным компетенциям выпускников. В курсе «Методика преподавания русского языка» органически сливаются в единую профессиональную подготовку учителя начальных классов несколько равно необходимых ему комплексов знаний и умений, без которых невозможно построить продуктивный процесс обучения в начальной школе. Это и методика русского языка, и методика чтения, и методика обучения грамоте и письму, а также каллиграфия.

Структурное содержание учебного пособия отвечает требованиям адаптивности, диагностичности и оптимальности. В методических рекомендациях раскрыты наиболее сложные вопросы методики письма, представлены диагностические тесты и критерии оценки результатов обучения.

Содержание специальных дисциплин должно соответствовать характеру деятельности специалиста и должно быть направлено на подготовку студента к выполнению конкретной профессиональной деятельности. Поэтому основой для определения содержания УМК «Методика обучения письму первоклассников» явилась профессиограмма и структура профессиональной компетентности учителя начальных классов. При этом учитывались следующие требования:

а) системность и систематичность - логическая упорядоченность, опора на предшествующие сведения, раскрытие связи между блоками информации;

б) непрерывность - непрекращающееся образование и самообразование;

в) обобщенность - способность воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания, объединение разнородных предметных знаний в единый комплекс;

г) оперативность - готовность применять знания в различных ситуациях;

д) гибкость - способность самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившихся условиях.

Типология созданной учебной программы курса «Методика обучения письму первоклассников» была определена нами как программа предметного типа, так как в ней зафиксировано содержание конкретного учебного курса; как программа, имеющая структуру линейного типа, так как учебный материал расположен без повторений и возвращений к ранее пройденному; образует непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения один раз. Так как программа разработана на основе существенных уточнений и усовершенствований существующих программ, то по новизне её можно отнести к программе рационализаторского типа.

Курс «Методика обучения письму первоклассников» разделен на разделы-модули. По каждому из этих модулей указывается, что должен знать и уметь студент, какие приобрести навыки. Контрольная процедура по теоретической части курса - семинар. К семинарскому занятию студенты готовят короткие сообщения по предлагаемой тематике и выступают с ними. Сообщение оформляется в рукописном или печатном виде.

В процессе преподавания курса названные темы последовательно раскрывают переход от теоретических положений к его конкретно-методической реализации. Данная тематика выработана не случайно, она мотивирована требованиями начальной школы улучшить качество подготовки учителей. Курс «Методика обучения письму первоклассников» рассчитан на освоение в течение одного семестра из расчета 1 аудиторный час в неделю.

Выполненная нами в русле современного психолого-методического направления работа дает ответ на вопрос о том, как достижения в области смежных наук, дидактики, психологии, связанные с учетом психофизиологических особенностей детей при овладении графикой (А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев), с выяснением механизма воссоздания звукового образа слова, слога по его графической модели (Д.Б. Эльконин), с превращением предметного действия в умственное (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), с развитием и становлением учебной и познавательной деятельности младших школьников, поставить на службу педагогической науке и как тем самым процесс овладения письмом сделать эффективным и результативным.

В пособии собраны воедино и представлены в строгой логичной последовательности все сведения, касающиеся обучения письму и самого письма как акта деятельности: от психофизиологических механизмов через историю возникновения письма и очерк истории развития методики к описанию современных технологий обучения письму. Проблема обучения письму рассматривается не в узких рамках методического воздействия на ученика, а значительно шире, формируя у будущих учителей глубокое понимание предмета изучения.

Курс состоит из трех разделов - модулей. Первый раздел «Теоретические основы обучения письму» знакомит студентов с историей развития письменности и методики письма, психофизиологическими основами письма. При этом процесс обучения письму рассматривается с позиции деятельностного подхода и раскрывается в теории поэтапного формирования умственных действий.

Во втором разделе проанализированы новые технологии организации обучения первоклассников письму. Будущему учителю показано как можно рационализировать процесс обучения письму: за счет целенаправленной работы учителя по формированию познавательного интереса к письму, введения новых технологий обучения, способствующих развитию мотивов, потребностей и способов учения. Студенты смогут структурировать учебную деятельность первоклассников по овладению письмом, а также узнают объективные трудности, с которыми сталкиваются первоклассники при обучении письму и возможные пути преодоления этих трудностей. В этом же разделе студенты познакомятся с современными гигиеническими требованиями, предъявляемыми к письму, и на практическом уровне овладеют здоровьесберегающими технологиями обучения. В учебном пособии впервые приведена классификация ошибок, допускаемых школьниками при письме. Структурирование ошибок поможет студенту понять причины ошибок и устранить их.

Третий раздел посвящен технологиям обучения письму, которые применяются в современной школе. Здесь студенты познакомятся с концептуальными особенностями каждой технологии, смогут проанализировать их с точки зрения требований стандарта, выявить достоинства и недостатки, а также на практическом уровне познакомиться с программно-методическим обеспечением уроков обучения грамоте в современной школе.

Созданный УМК решает задачу совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов, необходимость которой вытекает из тех изменений, которые происходят в начальной школе в связи с её модернизацией. Поэтому, освоив содержание курса, учитель сможет успешно решать не только задачи обучения письму, но и задачи развития младших школьников средствами этого учебного предмета. В целях оптимизации учебного процесса курс «Методика обучения письму первоклассников» должен изучаться с учетом межпредметных связей, так как данная наука не может рассматриваться в отрыве от других наук (об этом говорилось выше). Особенно это касается педагогики, в которой раскрываются общие вопросы воспитания и обучения детей; детской психологии, которая помогает определять индивидуальные особенности детей данного возраста, уровень их познавательной активности и т.д.; методики обучения грамоте, т.к. обучение письму осуществляется параллельно с обучением чтению. Вместе с тем подчеркнем: в содержании данной программы курса раскрываются только технологии, касающиеся обучения письму, и при осуществлении учебного процесса преподаватель должен постоянно опираться на знания студентов, полученные при изучении смежных предметов.

Рассмотрим подробнее особенности образовательного процесса в педколледжах г. Москвы с использованием разработанного УМК. Программа создана на основе ГОС СПО, учебного плана педагогического колледжа, отражает конкретное содержание материала, его объем, логику изучения, конкретное количество часов по темам и разделам.

При разработке УМК в него был заложен принцип активного усвоения знаний студентами. Реализация этого принципа может быть осуществлена, как показал целый ряд исследований, посредством применения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Основной путь формирования приемов познавательной самостоятельности лежит в правильной организации учебной деятельности, следовательно, при обучении нужно выделять главные учебные приемы. Например, приемы умственной деятельности при самостоятельной работе студентов по учебному пособию «Методика обучения письму первоклассников», заключались в следующем:

– выделение основных опорных пунктов в материале, разбивка текста;

– составление плана, тезисов, конспектов;

– составление логической схемы материала, выделение причинно-следственных связей;

– понимание имеющихся схем, диаграмм, таблиц;

– заучивание нужных определений по тексту.

В конечном итоге программа должна стать таким средством обучения, в котором определена и запрограммирована деятельность учителя и учащихся. Наиболее трудный теоретический материал объясняется преподавателем на лекциях. На семинарских занятиях преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у студентов во время самостоятельного изучения более легких тем, проводит индивидуальные консультации. Важнейшей формой при модульном обучении выступает проблемная лекция (занятие), где студент самостоятельно находит решение в новых ситуациях. Помимо этого студенты готовят рефераты и доклады по интересующим их вопросам, учатся анализировать новый материал. Все это, безусловно, способствует самообразованию студентов и развитию их личности в целом.

Итак, основой обеспечения условий успешного формирования специальных компетенций у будущих учителей начальных классов в колледже (в части обучения первоклассников школьников письму) стала разработка научно обоснованного учебно-методического комплекта, а также выбор эффективной педагогической технологии, гарантирующей достижение запланированной образовательной цели.

 

Автор: Герасименко Е.Н.