24.08.2011 3154

Экспериментальное исследование эффективности подготовки педагогов бального танца (статья)

 

Процесс подготовки педагогов бального танца в высшей профессиональной школе в условиях личностно-ориентированного обучения проходило экспериментальную проверку в Российской Академии Театрального Искусства, Кубанском государственном университете, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Экспериментом было охвачено 320 студентов и задействовано в опытно-поисковой работе 52 педагога.

Экспериментально-педагогическая деятельность была связана с устранением следующих противоречий:

– между необходимостью повышать качество обучения, развития каждого студента и острым дефицитом учебного времени, вызванным большой насыщенностью программ; быстро растущей сложностью, обобщенностью учебного материала и традиционной его подачей на занятиях в высшей школе;

– между традиционной системой преподавания в условиях педагогического вуза и актуальными технологиями обучения, снимающими возрастающие перегрузки субъектов образовательного процесса в танцевальной практике и обеспечивающими формирование устойчивого интереса студентов к познанию;

– между принудительным заучиванием огромного материала и стремлением студентов, будущих педагогов бального танца к проявлению самостоятельности и получению возможности работать в своем темпе, на уровне личных способностей, получая при этом возможность выбора способов обучения, обеспечивающих продуктивный конечный результат;

– между традиционным контролем знаний (одинаковыми для всех) и возможностью рефлексивной их оценки без психологических срывов и боязни быть оцененным неадекватно;

– между фронтальной системой обучения, ведущей к «усреднению» студентов-танцоров и возможностью индивидуального обучения, основанного на свободе выбора студентами его содержания, форм и методов;

– между преподавателем-«надзирателем», указчиком и преподавателем - советчиком, помощником, консультантом;

– между студентом, будущим педагогом бального танца, бездумно выполняющим все, что ему скажут, и студентом, умеющим брать ответственность на себя, принимающим самостоятельные решения.

При разработке общих и частных вопросов пробного и формирующего этапов эксперимента нами использовались идеи и требования, предъявляемые к педагогическому эксперименту, обоснованные в известных работах СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Т.А. Ильиной, Т.И. Огородникова, П.И.Третьякова, Т.И. Шамовой и др.

С целью получения объективных данных в исследовании применялись различные методы подсчетов, используемые в психолого-педагогических исследованиях.

Теоретический анализ и обобщение материалов научно-педагогических источников проводились с целью выявления сущности дидактического проектирования педагогического процесса, подходов к его разработке, изучения возможностей проектирования для повышения продуктивности учебной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно -ориентированного обучения.

Метод анкетирования использовался для получения, изучения и анализа информации о готовности педагогов и студентов к работе в инновационном режиме.

Педагогическое наблюдение проводилось на всех этапах опытно -экспериментальной работы и позволяло отслеживать характер протекания учебного процесса, его адекватность поставленным задачам, регулировать и корректировать процесс обучения.

Графическое моделирование использовано для понимания особенностей учебной деятельности студентов, определяемой дидактическим проектом.

Для выяснения отношения участников педагогического процесса к инновационной деятельности, связанной с дидактическим проектированием в ходе исследования использовался метод беседы и анкетирования.

При разрешении этих противоречий возможна следующая перспектива: выбор студентом и преподавателем форм, методов, программ личностно -направленного обучения с целью обеспечения успеха в своей учебной и управляемой деятельности; функционирование высшей школы, где студент будет чувствовать себя комфортно и понимать, что преподаватель работает только для него и заинтересован в его успешном обучении.

Опытно-экспериментальная работа велась в соответствии с разработанной программой и охватила три этапа. Основными ее параметрами были определены: этапы, их цели, изучаемые при этом характеристики, методы исследования, его база, сроки каждого из этапов и планируемый конечный результат.

На каждом этапе исследования выявлялась готовность студентов к самоорганизации процесса обучения. В соответствии с целью каждого этапа изучались мотивы учения студентов, будущих педагогов бального танца; определялась сформированность общеучебных умений; устанавливались причины удовлетворенности студентов своими учебными успехами.

Так на первом этапе исследования более 100 студентов Российской Академии Театрального Искусства отвечали на вопросы анкеты: «Что доставляет тебе наибольшую радость в учении на данном факультете?», «Ради чего ты учишься в высшей школе?», «Что приносит тебе учение в большей степени: радость или огорчение?», «Каковы причины того, что ты учишься не в полную силу?».

Анализ ответов показал, что независимо от успеваемости студентов, огорчений в их учебной деятельности гораздо больше, чем радостей.

Радуются успеху в зависимости от курса обучения 28,0 - 40,0%, а огорчаются 20,0% - 60,0% студентов. Две трети студентов старших курсов отчетливо осознают, что могли бы учиться гораздо лучше, и только одна треть занимается в полную силу. Наибольшую радость и удовлетворение у них вызывает достижение положительного результата в учении собственными усилиями («Когда я сам достигаю хорошего результата в учебе» - 58,6%). Студентов не устраивает позиция «ведомого», поскольку у каждого свои интересы, цели учения, которые могут не всегда совпадать с тем, что предлагает педагог, когда студент не имеет возможности корректировать свой процесс обучения. Ему необходимо значительно больше альтернатив, возможностей выбора в обучении.

Особый интерес для нас представляло изучение объема самостоятельной познавательной деятельности студентов в обучении. Этот вопрос, связанный с проектировочной деятельностью педагогов бального танца достаточно глубоко изучался в двух высших школах: Российская Академия Театрального Искусства, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Данные анкетирования, анализ посещенных и проведенных уроков, беседы с администрацией и педагогами показали, что последние, осознавая целесообразность увеличения объема самостоятельной деятельности студентов, тем не менее не ставят цель организовать эту работу на всех этапах процесса обучения, что связано с преобладанием в высшей школе объяснительно-иллюстративного обучения. Большинство преподавателей не видят свой предмет целостно, не выделяют в нем системообразующие единицы, что обусловливает раскрытие содержания в ходе занятий только на уровне отдельных вопросов и конкретных фактов.

Таким образом, обучению студентов, будущих педагогов бального танца, работать самостоятельно уделяется недостаточно внимания. В результате студенты предпочитают работу, выполняемую по образцу (до 65,0% из общей совокупности).

Полученные данные подтверждают, что взаимодействие между преподавателями и студентами, стимулирующее рост самостоятельной познавательной деятельности, сопряжено с особенностями процесса обучения будущих педагогов бального танца как целостной системы.

Анализ суждений педагогов о необходимости обучению студентов способам организации учебной деятельности показал, что эти возможности ими не вполне используются.

Причины выявленных затруднений студентов в самоорганизации учебной работы нами классифицированы на объективные и субъективные.

К объективным условно можно отнести (по ответам студентов): «большое количество занятий», «много времени проводим в вузе», «недоброжелательные отношения с преподавателями», «непонимание преподавателем студента», «смена преподавателей», «семейные обстоятельства» и др.

К субъективным - «плохо понимаю объяснение преподавателя», «медленно усваиваю материал», «устаю от занятий и тренировок», «не умею конспектировать», «учебники написаны непонятно», «не умею быстро переформулировать слова и мысли преподавателя своими словами», «не умею выступать с докладом или сообщением перед всем аудиторией», «собственная лень», «не умею планировать свою собственную неделю», «не умею планировать свою учебу» и т.п.

Выявленные затруднения студентов, позволили определить цель опытно - экспериментальной работы: спроектировать и опытным путем проверить функциональность и эффективность дидактической модели организации учебной деятельности будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно-ориентированного обучения.

Предварительная проверка знаний студентов дала возможность установить, что уровни подготовки студентов специальным и по общественно-научным дисциплинам примерно равны.

Исходя из того, что планом эксперимента предусматривался сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальных и контрольных группах, возникла необходимость сравнять их по следующим параметрам - количество студентов в группах, уровни их учебных возможностей и др. практически решить эту задачу до конца не представилось возможным в силу известных объективных причин. Поэтому в качестве контрольных групп были взяты во всех случаях и периодах опытно -экспериментальной работы группы с более высоким уровнем познавательной деятельности, мотивацией и ответственным отношением к учению. В качестве экспериментальных выбраны группы со значительно низким уровнем названных показателей.

Организуя экспериментальную работу, мы ставили перед собой ряд задач:

1. Выявить качественный уровень знаний студентов, будущих педагогов бального танца и те возможности проектирования процесса обучения, которые обеспечивают эффективность обучения и реализовать их.

2. Определить наличие педагогически целесообразного способа создания ситуации успеха в обучении.

3. Проверить разработанный проект организации процесса обучения студентов, будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно-ориентированного обучения.

4. Определить зависимость эффективности обучения и продуктивности учебной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца от целенаправленного проектирования процесса учения в режиме личностно-ориентированного обучения.

Понимая сложность и ответственность за решение поставленных задач, возникла необходимость более четко представить наше понимание сущности эксперимента.

Под педагогическим экспериментом принято понимать «наблюдение педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях» (Пед. энциклопедия, 1964-1968, С.762).

Нами эксперимент проводился в естественной обстановке, без нарушения порядка учебно-воспитательного процесса; осуществлялся так называемый «естественный эксперимент» (А.Ф.Лазурский, 1918).

Экспериментальная работа велась в основном преподавателями и руководителями образовательных учреждений под нашим руководством, частично - самим исследователем. Руководство работой заключалось в подготовке педагогов к проведению опытно-экспериментальной работы через индивидуальные беседы, консультации, выступления на семинарах и методических объединениях высшей школы, а также путем контроля за реализацией методических рекомендаций в соответствии с содержанием задач.

Опытная деятельность осуществлялась с учетом следующих требований:

1. Предварительные целенаправленные наблюдения для определения исходных данных изыскания и гипотезы исследования.

2. Создание оптимальных условий и организация объектов для экспериментальной работы.

3. Детальная разработка самой процедуры эксперимента.

4. Учет и четкое фиксирование фактов (изменений) в ходе наблюдения за экспериментом.

5. Организация систематической регистрации полученных данных известными науке способами (анкеты, схемы, психолого-педагогические характеристики, диаграммы и др.).

6. Апробация полученных данных на различных уровнях.

7. Обработка полученного материала путем теоретического анализа и методов математической статистики.

Организация экспериментальной работы потребовала опоры на системно - деятельностный подход в применении к проектированию процесса обучения будущих педагогов бального танца в условиях вуза, который мы рассматриваем как методологический принцип, обоснованно лежащий в организации учебного процесса - вообще и личностно-ориентированного обучения - в частности.

На этапе пробного эксперимента (поисково-теоретический этап), выясняя эффективность процесса обучения студентов на занятиях (ее потенциальные возможности), получили данные, свидетельствующие о нерациональности ее организации, что связано с неумением педагогов проектировать процесс учения. Вместе с тем, они подтверждают факт утомления и переутомления студентов в процессе занятий и тренировок, неудовлетворенности учебным трудом, отсутствие в их деятельности способов самообучения и самопроявления. По известному утверждению, такая организация учебной деятельности студентов формирует «методику отбивания охоты учиться».

Исследованные данные приведены в таблице.

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что организационная нечеткость учебного труда, безмодельное обучение не позволяют студентам проявлять свои проектировочные и интеллектуальные способности.

Очень многое необходимо тренировать в жизни, каждую минуту. И речь идет не только о движении. Именно в жизни мы накапливаем те психологические качества личности, которые затем воплощаем и в тренировочном процессе, и в самом танце. Особый психологический настрой необходим как для эффективной работы, так и для творческого состояния - создания образа. Он необходим для выхода из творческого и физического тупика, когда физическое либо психическое напряжение доходит до такого предела, что мышцы перестают слушаться, обстановка в зале или в паре раздражает, и с тренировки вы не выносите ничего, кроме усталости, раздражительности и неудовлетворенности.

Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение своего тела подвластным любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику танца. Причинами отсутствия должного творческого состояния являются:

1. физическая усталость

2. психологическая усталость

3. неудовлетворенность собой

Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой для этой неудовлетворенности помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы танца, которые танцор ставит перед собой и к которым стремится, как бы парадоксально это не звучало. Сами по себе цели и идеалы - факторы, необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, когда спортсмен считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к ним. Концентрация на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда танцор сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу - пагубна. При виде такой огромной пропасти, отделяющей его от его цели, цель становится, ядом и отравляет тренировки и выступления, и жизнь вообще, превращая ее в «борьбу» со своим телом, с собственным несовершенством.

Способ изменения ситуации существует только один - переделывание, переосмысление своего отношения к себе и своей роли в танцах, как образе жизни.

У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивают его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его творческих, интеллектуальных и физических данных.

По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в том, что жизнь этого данного человека устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день, другие винят партнера и судей, паркет и туфли, музыку и расположение звезд, плохой сон.

И та, и другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элемент вины - самого пагубного для развития личности чувства. Давайте определимся: именно вины, а не ответственности. Это ответственность формирует положительные качества личности, а вина губит их.

Для того, что бы нейтрализовать неудовлетворенность собой, необходимо учится видеть прогресс и позитивность в своем развитии, а не концентрироваться на отрицательных аспектах. Это не значит, что нужно закрывать глаза на свои промахи, это значит, что в своих недостатках необходимо видеть почву для возделывания, а не ставить на них окончательный крест или, того хуже, не превозносить их как достоинства. Грань между этими понятиями очень тонка.

Существует как бы две отрицательные позиции: одни танцоры просто не видят, что в их танце мешает росту - здесь необходимо развивать аналитическое мышление. Другие прекрасно видят все свои проблемы и страдают от их присутствия, следствием чего являются психологические мышечные блоки, делающие мышцы танцора непослушными: либо слишком вялыми, инертными, либо с повышенным тонусом, напряжением (жесткими).

Существует несколько очень простых приемов, помогающих отвлечься от негативного восприятия себя и сконцентрироваться на танце. Важно поверить в то, что ваше тело - не враг вам и не саботажник, оно лишь отвечает вам тем же, с чем вы обращаетесь к нему. Если для вас такой настрой действительно труднопреодолимый барьер, заранее перед тренировкой попробуйте провести с собой что-то вроде медитации, в которой вы обращаетесь к своему телу за помощью. Например: Давай вместе создадим прекрасный танец, который я вижу в своем воображении!

Не смотря на всю забавность этого воображения, заручившись поддержкой тела, вы научитесь получать больше творческого удовлетворения от работы, а значит, разрушится одна из негативных установок, мешающих вам развивать мастерство.

Необходимо помнить всегда о том, что не ваше тело управляет вашим движением, а ваш мозг, и его приказы первичны, и уже их выполняют ваши мышцы, создавая нужные вам движения. Забудьте слово «не получается» -само по себе ничего не бывает.

Отношения в паре также имеют немаловажное значение. Никогда два танцора не подобны друг другу. Не физически и конечно не мысленно, не эмоционально и не духовно. Как люди, мы имеем тенденцию, воспринимать жизнь и опыт людей подобно тому, как мы это делаем сами. Но действительность состоит в том, что они не делают, так как нам этого хочется. Наша индивидуальность основана на наших генах, нашем воспитании, нашей культуре и нашем опытом жизни. Поэтому все мы реагируем по-разному на внешние стимулы.

На практике эти различия будут ясно видны. Имеются многочисленные причины для этого. Пара главным образом танцует в близком контакте друг с другом, это означает, что партнер находится в вашем космическом пространстве. Где еще в жизни эти люди были бы так близки продолжительное время. Это делает партнеров весьма уязвимыми. Во-вторых, присутствие других пар на паркете означает, что танцор имеете меньше контроля над окружающим его пространством. Они могут быть на пути или даже вторгаться в его частное пространство, когда они наталкиваются на танцующую пару. В-третьих, пробуя улучшать себя, надо и должно контролировать свои ошибки, которые делают также весьма уязвимыми.

Различия между партнерами могут чувствоваться время от времени. Когда происходит какая-то проблема, один может чувствовать, что должен работать больше, в то время как партнер, хочет идти домой ситуация, та же самая, но подход к ней различен. Кто прав? Оба правы, нет объективной действительности. Можно продолжать спорить относительно проблемы или уважать мнения друг друга. Последнее предотвращает много споров, когда они происходят, что помогает решать проблемы между партнерами значительно легче.

Посмотрим на различия семи групп индивидуальностей, каждая из которых с различными отношениями к работе, желаниями и потребностями: Забытые.

Эти люди чувствуют себя изолированными в жизни. Они предпочитают быть бездействующими большинство времени, так как они не имеют никакой возможности прогрессировать. Они танцуют редко. Они нуждаются в оценке от своих партнеров и преподавателей, чтобы строить чувство собственного достоинства. Они очень чувствительны к отрицательным замечаниям. Они должны видеть, что «стакан наполовину полон, и что в один день стакан заполнится». Борцы.

Они тоже чувствуют себя изолированными в жизни, но иначе. Они предпочитают быть очень активными большинство времени, так как они смотрят на работу, как на обязательство. Они танцуют и занимаются постоянно, боятся, что бы это было не бесполезно. Они нуждаются в оценке от своих партнеров и преподавателей, чтобы строить на этом, чувство собственного достоинства. Они очень чувствительны к отрицательным замечаниям. Они должны видеть, что «стакан наполовину полон и что в один день стакан будет заполнен». Стремящиеся.

Эти люди чувствуют часть жизни вообще. Они предпочитают социализировать большинство времени, так как это делает их счастливыми. Они любят заниматься но, нуждаются во времени, чтобы общаться с людьми. Они не нуждаются в оценке их партнеров, но хотят быть замечены. Они очень чувствительны к холодной обстановке. Партнеры и преподаватели должны делать им внимание, и уделять им некоторое время для светской беседы.

Достигающие. Эти люди чувствуют часть жизни вообще. Они предпочитают упорно трудиться, чтобы улучшить себя. Они очень направлены на цель. Они хотят быть лучше, чем другие. Они любят заниматься столько, сколько они могут. Они не нуждаются в оценках своих партнеров, но нуждаются в сотрудничестве, чтобы улучшить свои навыки. Они не чувствительны к холодной окружающей среде. Партнеры и преподаватели должны быть уверены в том, что последующие их шаги должны привести к успеху. Успешные.

Эти - чувствуют жизнь вообще. Фактически, они чувствуют, что они сделали, и что они являются лучше и «выше» других. Они предпочитают работать, чтобы быть впереди других. Они нуждаются в уважении от других. Они хотят быть признанными, как лучшие. Они нуждаются в уважении и почитании от их партнеров и преподавателей. Исследователи.

Эти люди не хотят быть частью жизни вообще. Фактически, они любят быть всегда разными. Они, очень интуитивны и любят экспериментировать. Они нетрадиционны и любят нарушить правила. Они предпочитают заниматься ради самоудовлетворения и не ищут уважение от других. Они не хотят быть признанными или лучше чем другие. Также нуждаются в уважении и подтверждении от их партнеров и преподавателей, что они «не такие как все» и нуждаются в заботе окружения. Реформаторы.

Такие люди не хотят быть частью жизни вообще. Они, любят отличаться от других. Они, старше, чем Исследователи и ищут внутренний рост, простоту и уверенность в себе. Они менее нетрадиционны, чем Исследователи, так как они больше в себе. Они предпочитают заниматься ради самоудовлетворения и не имеют желания быть признанными, или лучше чем другие. Они нуждаются в уважении и подтверждении от их партнеров и преподавателей что они «не такие как все». Они нуждаются в заботе окружающих.

Партнерство в танцах ведущий термин, характеризующий совместность. Партнером является один член пары, а пара состоит из двух элементов, выполняющих совместную работу, называемую партнерством. Не смотря на то, что лидирование мужчины является главным, успешное партнерство является результатом совместной работы двух людей. Это значит, что двое людей танцуют друг с другом. Одной из самых очевидных связей с партнером в танцах является прикосновение. Функциональный аспект физического контакта является очевидным и важньм. Физический контакт оказывает моментальную помощь и стабильность. Вместе с функциональными отношениями, прикосновение играет важную роль и в том, что через наше ощущение мы можем отличить структуру и давление, и так усилить важность контекста.

Распределяя энергию, передавая напряжение другому партнеру, а также получение напряжение от другого, является очень чувствительной функцией, требующей глубокого понимания. Один из способов понимания и исследования этого процесса заключается в использовании теории Лабана -теории о сопротивлении и уступках.

В сущности, сопротивление является центрально-стимулируемым действием, посылающим энергию вовне, и является сильным в динамическом аспекте. Действия уступки с другой стороны являются параллельно стимулируемыми и отдающими энергию вовнутрь. Динамический аспект является свободным и тяжелым.

Надо понять, каким образом настоящие изменения состояния действий сохраняют поток энергии во внутрь и наружу, поддерживая активную циркуляцию энергии между партнерами, тем самым, создавая активное и равное партнерство. Но для достижения этого, танцор обязан изучить их физическое состояние. Это состояние можно рассматривать по-разному: состояние готовности, сбалансированное состояние отдыха, состояние тонуса, состояние возможности потенциального движения. До тех пор, пока это состояние не будет интеллектуально понято, его физическое исполнение будет затруднено. Внутренняя подготовка к внешним движениям тела требует способности соединить и отрегулировать факторы Пространства, Веса и Времени. Рудольф Лабан утверждает: Тот, кто хорошо овладел умением соединять себя с пространством, приобрел Внимание, кто овладел умением установить свою связь с фактором веса, приобрел Желание, и может принять решение, когда он приспособился ко Времени.

Состояние потенциального события, готовности, является состоянием внимания, желания и решения через поток движения, становится экспрессивным действием тела.

Следующий аспект физического передвижения в стадию готовности связан с нашей трехмерной структурой тела и его центральной осью в связи с присутствующей силой тяжести. Физические трудности проявляются в установлении и ощущении равновесия. Это активное чувство баланса, как потенциального движения в любом направлении. Если оба танцора в паре знают и ощущают это состояние готовности, таким же образом, тогда первый контакт будет, ощущаем и осознан как уступка влиянию другого партнера, а единые движения будут созданы комбинированными действиями партнеров.

Вытекающие из этого лидирование, следование, сопротивление и уступка будут продолжать создавать единство. Во время лидирования, мужчина при изменении направления, быстрее информируют партнершу, если восстановится такой контакт. Становится ясно, что между участием и ожиданием существует граница. Контакт не только является прикосновением разных частей тела. В танце контакт является более сложным, так как он является динамичным, а не статическим контактом, к которому мы и стремимся.

Как уже говорили раньше, начальное единение является самым важным и его надо продолжать во время танца. Так как танец является активным, сам контакт должен быть активным и динамичным. Поэтому, соединяющий поток энергии, тесно связывающий танцоров, должен циркулировать между ними. Это один из методов обеспечения единства между партнерами.

Беря на себя ответственность за создание активности, оба танцора смогут почувствовать партнерство, как продолжение своих действий. Как слепой через палку, которая является продолжением ощущения физического тела и физической среды, так и Вы, через движения своего партнера можете почувствовать гравитационное притяжение, различные изменения, перемещения веса, а также балансовые и весовые уровни.

Мы должны почувствовать это до такой степени, чтобы смогли ощущать стопы своего партнера на полу, а также перемещение его веса, также как Вы чувствуете свои стопы, благодаря своей общей, чувствительной деятельности. Так, как слепой чувствует землю через свою палку, так и Вы через своего партнера должны «почувствовать» пол. Это становится не возможно, если каждый партнер «корыстно занят своими шагами».

Использование напряженности (тонуса) тела поддерживает индивидуальное исполнение отдельных шагов партнеров, таким образом, что две функционирующие последовательности движения исполняются в одно и то же время, в близкой последовательности и воспринимаются как отдельные. Единства не возможно достичь до тех пор, пока оба танцора не сливаются в одно функционирующее партнёрство, когда упадок и приток энергии поддерживают танцоров индивидуально. Исполнение этих индивидуальных движений требует той же самой энергии, которая поддерживает контакт.

Постоянное ведение и следование, задерживание и освобождение, сопротивление и расслабление для танца являются необходимыми как воздух. Пока существует понимание, что необходимая для исполнения шагов энергия является также энергией, поддерживающей жизнь партнерства и энергией, являющейся структурным элементом танца, пары во время танца на танцевальной площадке будут ошибаться с боевой энергией, которая не полезна ни партнёрству, ни самому «танцу».

Выше упомянутое показывает, что соло танец является совершенно другим процессом, отличающимся от па-де-де, дуэта или партнерства. Акцентирование самого себя часто может привести к разрушению партнерства или оно вообще не сможет развиваться. Другой фактор, оказывающий влияние на партнерство, возникает, когда партнеры работают один для другого!

Очень часто бывает, что мужчины работают ради своих партнерш - это старая точка зрения, мужчина имеет ошибочное восприятие, что он является «лидером» в ведении. Опознать пары такого типа на танцевальной площадке не составляет трудностей. Предупреждение: работайте для самих себя, и вы будете работать для своих взаимоотношений, для Вашего партнерства.

Признайте один другого как индивидуальности, выполняющие специфическую роль при создании этого необходимого единства. Очень часто партнеры обвиняют друг друга в напряженности и неумении расслабиться. Мы очень часто бываем свидетелями, что тот, который обвиняет другого, также бывает напряженным, так как напряженность кроется в самом партнерстве. Концентрируя внимание на желании победить, на танцевание ради победы, на улыбку ради победы, на одежду ради победы, ведение становится важной частью этой энергии, тем стимулом, той целью победить, которое проникает в действие само, в мускулатуру, в ум, выключая любую чувствительность и бдительность.

Одной из проблем является то, что танцоры сами не понимают такого «поведения» и, как правило, не обращают на него внимания.

Проблемой является не обучение партнеров свойствам чуткого партнерства, но убеждение партнеров, что они являются жертвами регулярного конкурентного поведения! Понимая, что контроль возникает из взаимного слияния, а не из доминирования одного над другим, для многих является трудно признаваемым понятием.

Если партнеру нужно время, или оба желают некоторое время подождать, вместо того, чтобы бороться один с другим с конфликтующей энергией, необходимо уступить. В настоящем варианте мы видим не задержку времени, а только боевую энергию.

Физический аспект контроля партнера включает в себя использование локтя, который может толковаться как «подъемная сила руки», позволяются действовать и эффективно использовать руку, как часть тела, при вытягивании вперед которой, получаем реакцию всего тела. Но эффективно это происходит только тогда, когда тянущий (обычно это бывает мужчина) «тянет не женскую руку», а женщину как целое, а тот, которого тянут (обычно это бывает женщина), реагирует так же, как и целое. В противном случае руки выглядят, словно вытягиваемые из плеч и теряется сама основа «тяги». Позиция локтей по сравнению с торсом во время данной тяги/толкания является близкой к солнечному сплетению или как связь с солнечным сплетением, и дает возможность отпускания всего тела при реакции. Иначе говоря, рука не останавливает плеча. А если это происходит, тогда появляется прерывание потока энергии и недостаток контроля, а также напряжение.

Развитие чуткого партнерства является ключевым для пары в танцах - когда посредством физического контакта овладеваются отношения, а дальнейшие отношения, за исключением контакта, будут легче создаваемы и контролируемы. Восприятие тела по определенной форме может показать партнеру ясное направление движения. Реакция на это происходит из готовности воспринимать это как приглашение двигаться или удерживать движение. Когда оба партнера физически делятся энергией, она может стать видимой через динамическое напряжение друг друга. Наконец, понятие внутренней силы может способствовать опыту эффективного партнерства.

Паул Кромптон в своей книге: Тай Хи То пишет: «Ваша внутренняя сила будет расти, если Вы освободите свое тело. Внутренняя сила должна Вас вдохновить. В Тай Хи вы не пользуетесь силой мускулатуры, чтобы выполнить ручную работу».

Это является, очень полезной мыслю, так как она показывает, что сила может быть связана с расслаблением, а не сопротивлением с борьбой. Это требует освобождения напряженности мускулатуры. Но не вся энергия требует напряженности мускулатуры. Энергия, которая поддерживает эффективное партнерство, связана с внутренней силой. Она связана не с силой (не с сопротивлением силе притяжения, и силе Вашего партнера), а с уступкой силе притяжения и энергии Вашего партнера. Иначе говоря, расслабление и слияние - это контролирование.

Разделение энергии, передача напряженности один другому и перенятие этой напряженности одного с другим является эмоциональным делом, требующим чуткого взаимопонимания при желании управлять данным разделением.

Делать замечания своему партнеру в течение урока или соревнования -широко принятое явление в бальных танцах. Некоторые из танцоров даже комментируют своего партнера в момент танца и между танцами, что само по себе выглядит странно. Вообще такое внимание на своем партнере не приведет к улучшению качества танца. По крайней мере, три причины объясняют, почему это не произойдет.

Причина самоусовершенствования. Занимаясь с лучшим партнером в течение двух месяцев, стали бы вы лучшим танцором? Попробуйте представить себя танцующим с вашим «идолом» в течение двух месяцев. Теперь визуализируйте себя к своему партнеру в течение еще двух месяцев.

В какой бы ситуации произошло улучшение больше всего? Конечно, Вы были бы лучше, танцуя с вашим идолом.

Другими словами: если ваш партнер лучше, Вы становитесь, то же лучше. Следовательно, это означает, что, став лучшим танцором, ваш партнер так же становится лучше, и как пара, вы станете лучше, когда улучшаетесь сами. Используйте видеозаписи не только для постановки хореографии. Смотрите на чемпиона, который вам наиболее импонирует, и представляйте, что это - вы. Запомните те ощущения, которые посетят вас в этот момент и унесите их с собой на тренировку. Визуализация - один из самых мощных способов разблокирования психики. Вариантов визуализации существует множество.

Причина напряжения. Автономная Нервная Система вмешивается всякий раз, когда Вы концентрируетесь на задачах своего партнера. Серое вещество в вашей голове знает прекрасно, что Вы не можете управлять другими людьми. Можно сказать что, Вы теперь хотите того, чем ваша система не может Вас обеспечивать. Она пробует предупреждать Вас, посылая сигналы стресса. Этот стресс делает Вас, не свободным, и качество ваших движений теряется. В то же самое время ваш партнер, чувствуя ваш стресс, реагирует на него. В большинстве подобных случаев между вами будет напряжение, и вы оба войдете в отрицательную спираль отношений.

Автономная причина компенсации происходит, когда Вы концентрируетесь на ошибках, своего партнера А.Н.С. пробует помочь Вам и тело реагирует на вашу концентрацию. В такой ситуации система автоматически помогает вашему партнеру ошибиться.

Особым моментом в спортивных танцах является отношение к победе. «Быть, чтобы победить» - это серьезная стрессовая ситуация существующая на большинстве спортивных состязаний. Наш мир танца не исключение такому размышлению. Быть, чтобы победить - желание быть высоко оцененным. Многие нуждаются в этом, чтобы достичь дальнейшего успеха. К сожалению «быть, чтобы победить», часто путают с желанием стать лучше, чем другие.

Это ожидает и конкурентоспособных спортсменов, которые хотят победы и начинающих танцоров. Многие могут спрашивать себя: действительно ли я хочу победить или пробую оправдать надежду моего партнера, тренера и друзей? В данном случае характер определяет уровень вашего профессионализма. Если вы танцуете только тогда, когда вас посетило вдохновение, когда вы вдруг прочувствовали, увидели внутренним взором свой танец, и это ощущение просветленного знания, как нужно танцевать, выбросило вас в зал - это не профессионализм, это любительское творчество, хобби.

Много танцоров действуют в пределах узкой концепции победы без полного её осмысления. Странная ситуация. Исследование показывает, что только четверть общества имеет потребность быть лучше, чем другие и имеют доминирующее желание победить. Чтобы победить - зависит от персональных характеристик танцующих. Только не многие нуждаются в успехе, чтобы действительно наслаждаться им.

Жажда победы, амбиции юных танцоров зачастую выше по показателям, относительно их технической и физической подготовки. Каждый второй танцор мечтает быть победителем но, к сожалению, первое место только одно, а желания работать над собой, добиваться признания путем прохождения трудностей, имеют единицы.

Иногда бывает весьма опасно желание - победить. Действительно, есть некоторые серьезные недостатки в этом желании. Прежде всего, желание победы, не то, что можно легко приобрести. Фактически, желающие победы - люди настроения, с постоянным чувством «выиграю или нет». Мысленное стремление (без желания выиграть) - является возможным в течение большого отрезка времени, если когда-либо будет возможным вообще.

Во-вторых, более важное желание, выиграть только с помощью тренировок и не большим количеством соревнований так же не полноценно.

Мечта победы, может действительно помогать находить у танцоров желание к занятиям, разрабатывает их тело и голову хорошо на уроках и на практиках. Однако, в день соревнований, только желание «победить» может быть очень опасным. Сосредоточившись на победу лучше, чем другие означает, что Вы сосредотачиваетесь на факторах, не поддающихся контролю. Поймите, что победа не зависит только от выполненной работы. Это также зависит от работы партнера, других пар на паркете, в восприятии и оценке судей. Здесь важно учитывать, что каждый танцор соревнуется еще и с самим собой, и с природной стихией, со временем и пространством, тяжестью или невесомостью и прочими внешними препятствиями и внутренними трудностями. Победа на соревнованиях - это публично объективированный, зарегистрированный судьями успешный результат.

Однако следует учесть, что в любом соревновании есть не только победители, но и проигравшие. Сердцевину психологии в соревнованиях составляет мотивация достижения успеха, стремление быть первым в состязании с равным.

Сосредоточенность на факторах, не поддающихся контролю, ведет к активизации Нервной Системы и система замечает, когда исполнитель не получает желаемого. Она включается чтобы «защитить» его и посылает предупреждающие сигналы в мозг, которые чувствуются как стресс, моментально начинается производство химикалий в крови, которые ограничивают исполнителя от свободного владения телом. Странно, но многие танцоры могут даже не чувствовать эти сигналы стресса, они воспринимают стресс на соревнованиях, как нормальное явление. Тогда, посылая сигналы стресса, нервная система, пытается защитить их другим способом. Она дает сигнал телу выполнять, что ни будь, что тело может контролировать и делать очень хорошо, отталкиваться от опыта, который был получен в прошлом.

Наступает время, когда начинают действовать старые привычки. Новые навыки, которые не расценены как привычки - не будут активизироваться.

Старые привычки в этот момент становятся предпочтительнее. Многие танцоры не добиваются желаемого успеха, сосредоточившись слишком много на победу в момент соревнований. Они не чувствуют свободного танцевания при своих возможностях и теряются из-за не правильно поставленной цели в течение этих соревнований. Постарайтесь избегать этой ненужной западни, прислушиваясь к своему телу.

Становится очевидным, что для сохранения продолжительной учебной активности необходимо не только переключение студентов с одного вида (чаще репродуктивного) деятельности на другой, но также включение в коммуникативную и проектировочную деятельность, обеспечивающих самостоятельность и самообучение.

Психологическим основанием опытной работы является предоставление возможности преподавателю и студенту получать удовольствие от проделанной работы, в которой нет и не может быть принуждения. Важным для студентов, будущих педагогов бального танца и педагогов были установки, обеспечивающие доверие и теплоту отношений, типа: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера...», или «Я помогу тебе найти форму работы, которая позволит тебе добиться успеха и приведет к решению проблем любой сложности» и т.п.

Важно предоставить каждому студенту возможность обучаться в своем индивидуальном темпе.

Таким образом, были выделены значимые для исследования задачи последующей работы:

– научить каждого студента учиться самостоятельно (используя интегрированный курс «Шаги к успеху в танцевальном спорте»);

– научить каждого студента планировать работу по изучению курса, темы, через совместное планирование учебного процесса преподавателем и студентом;

– обеспечить целенаправленное решение задач, связанных с обучением и развитием каждого студента.

Успешность проведения опытно-экспериментальной работы, связанной с проектированием процесса обучения студентов педагогического вуза обеспечивалась необходимыми условиями, к числу которых относятся:

– введение в учебный план подготовки будущих педагогов бального танца специального курса «Шаги к успеху в танцевальном спорте» (интеграция предметов логика, риторика, психология успеха, основ философских знаний), с целью научения каждого студента навыкам самостоятельной умственной деятельности, самооценки своих способностей и возможностей;

– отказ от традиционной системы контроля знаний, использование систем фактической и качественной оценок, предзачетов, предзащит, конкурсов, турниров, соревнований;

– дидактическое и научное обеспечение студентов средствами обучения во время процесса их обучения;

– предоставление возможности работы с различными материалами и пособиями, где есть выбор для преподавателя и студента.

Подготовка преподавателей к осуществлению проектирования деятельности так же была включена в нашу опытно-экспериментальную работу. Обучение проходило на занятиях авторской школы и лаборатории под руководством автора, задачей которых было: обучить педагогов, принимавших участие в эксперименте, проектированию собственной деятельности, а также овладение ими способами проектирования учебной деятельности студентов. Будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно -ориентированного обучения.

Для осуществления экспериментальной программы необходимо было выбрать критерии, на основании которых определялась эффективность проектировочной деятельности субъектов образовательного процесса и в целом учебного процесса как личностно-ориентированного.

При измерении результативности процесса изучения студентами специальных и общественно-научных дисциплин в условиях проектирования их учебной деятельности мы исходили из того, что её возможно оценить (измерить) только в пределах того ограниченного объема учебного материала, для которого четко определена система типовых задач, вопросов, проблем, а также образцовые решения и ответы, которые должны осознать, осмыслить и научиться использовать студентов в новых ситуациях.

При разработке критериев эффективности проектировочной деятельности нами использовался достаточный опыт определения этого явления (Ю.К. Бабанский, В.М. Блинов, В.Т. Онушкин, В.М. Рогинский и др.)-

Исследования показали, существует ряд параметров, которые всегда принимаются в расчет педагогами и студентами как реципиентами при оценке их эффективности. Эффект принятия студентами учебного материала (сообщения, информации, текста и др.) обусловлен одновременным влиянием трех параметров: значимости, доступности, убедительности.

Именно они приняты при определении конечного эффекта обучения специальным и общественно научным дисциплинам в условиях проектирования учебной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца в условиях вуза.

Дадим их краткую характеристику.

Доступность характеризует понимание студентами того, что в сообщении излагается; она непосредственно связана с уровнем развития знаний, умений и навыков личности, которая воспринимает изучаемое.

Значимость характеризует отношение содержания учебного материала (сообщения) к имеющимся у реципиента потребностям, ожиданиям, запросам и интересам. Процесс освоения содержания направлен при этом на то, чтобы выработать разнообразную ориентацию у студентов, в том числе операционную ориентацию как выработку у студентов определенных способностей действия, способов преобразования объектов в соответствии с заданными целями.

Убедительность (доказательность) - параметр, характеризующий соответствие того, что отображается студентами (и преподавателем), по отношению к реальному (фактическому) положению дел.

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих усвоение студентами учебного материала, развития мышления, самостоятельности.

Не отступая от общепринятых норм, о качестве знаний будем судить на основании анализа различных факторов: полноты, глубины, систематичности, оперативности, гибкости, обобщенности, свернутости, конкретности, осознанности и прочности. При этом мы исходили из следующего:

– полнота измеряется знанием программного материала;

– глубину характеризует совокупность осознанных студентами существенных связей между изучаемыми и соотносимыми явлениями;

– систематичность заключается в осознании иерархии и последовательности некоторой совокупности специальных и общественно -научных знаний;

– оперативность предполагает использование какого-то числа ситуаций, в которых будущий педагог бального танца может применить свои знания;

– гибкость проявляется в готовности обучающегося к самостоятельному поиску способов применения знаний;

– обобщенность заключается в способности студента подвести конкретное знание под обобщение;

– конкретность связана с готовностью студента показать конкретное как проявление обобщенного;

– свернутость характеризует умение студента выразить знания компактно, сжато;

– осознанность - восприятие знаний в их взаимосвязи;

– прочность характеризуется длительным сохранением знаний в памяти.

В целом качество знаний служит признаком, средством для суждения, мерилом оценки результатов учебной деятельности и усвоения, критерием.

При этом характер оценки существенно менялся, когда оценивались знания по критерию одного из качеств, например, по полноте (единичная оценка), по критерию нескольких качеств (комплексная оценка), по критерию системы качеств (интегральная оценка).

При определении требований к оценкам использовались следующие критерии:

– «отлично « оценивают знания студента, глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающего; при этом студент не затрудняется с ответом на видоизменение задания, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ и проектировочной деятельности;

– «хорошо « - оценка за твердое знание программного материала, грамотное и конкретное изложение, без существенных неточностей, правильное применение теоретических сведений, положений при решении практических вопросов и задач, владение необходимыми навыками и приемами проектировочной деятельности;

– «удовлетворительно « - оценка студенту, который знает общие положения основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических и проектировочных задач;

– «неудовлетворительно» получает студент, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические и проектировочные задания.

 

Автор: Гунько Г.Е.