24.08.2011 11279

Методы изучения защитного и совладающего поведения у детей и матерей из дисфункциональных семей (статья)

 

Общий план и логика исследования основываются на следующих положениях. Мы изучали дисфункциональную семью в период кризиса. Индикатором этого кризиса является ребенок, который оказался без родительского попечения, и был изъят из семьи. Возвращение ребенка домой говорит о совладании семьи на этапе кризиса. Лишение родителей родительских прав, окончательный уход ребенка из семьи свидетельствует о несовладании и ведет к последующему разрушению семьи. Осознание наступления кризиса, опыт преодоления различных жизненных трудностей, эмоциональная привязанность членов семьи друг к другу способствует продуктивному совладанию. Острая стрессовая ситуация проявляет специфику защитного и совладающего поведения членов дисфункциональной семьи.

В исследовании использовался, в основном, идиографический метод, основанный на описании конкретных, индивидуальных, уникальных случаев.

На первом этапе исследования изучались социально-психологические трудности представителей дисфункциональных семей, детей и их матерей.

Были поставлены следующие задачи:

– изучить представления детей и девиантных матерей о трудных жизненных ситуациях, имеющих место в их жизни, восприятие детьми и матерями ситуации изъятия ребенка из семьи, как семейного кризиса;

– изучить стратегии поведения детей и их матерей в трудных жизненных ситуациях;

– изучить способность матери к восприятию и пониманию трудностей собственного ребенка и нацеленность на оказание помощи ему.

Были использованы метод полуструктурированного интервью для женщин-матерей, разработанное автором исследования, и авторская проективная методика «Плачущий человечек». Показатели интервью регистрировались в анкете, которая подразумевает ответы женщин на вопросы, касающиеся ее прошлого опыта, настоящего физического и эмоционального состояния, ее планов, ожиданий и организации собственного поведения для реализации этих планов. Методика «Плачущий человечек» позволяет получить информацию о трудных жизненных ситуациях детей дошкольного и младшего школьника способах реагирования на них и способах совладания с ними. Методика «Плачущий человечек», являясь проективной, дополняет результаты исследования, полученные с помощью других методик, уникальным качественным материалом.

Подросткам было предложено дать определение, что такое трудная жизненная ситуация.

На втором этапе изучались взаимоотношения ребенка и его матери в дисфункциональной семье в период кризиса.

Были поставлены следующие задачи:

– проанализировать особенности взаимоотношений (ответственность, контроль, любовь) матери и ребенка в период кризиса в дисфункциональной семье, наблюдаемые при встречах;

– изучить выраженность эмоциональных сторон взаимодействия матери и ребенка;

– изучить отношение ребенка к матери в дисфункциональной семье в период кризиса;

– изучить восприятие поведения, установки и воспитательные приемы матери глазами подростка;

Использовались следующие методы и методики:

1. С целью выявления этих особенностей взаимоотношений матери и ребенка, мы использовали включенное наблюдение. Педагог-психолог Социально-реабилитационного центра тесно и постоянно взаимодействует с изучаемой группой, но не является непосредственным членом этой группы. Поэтому, в нашем случае, исследователь не теряет нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Тем не менее, мы отдавали себе отчет в субъективности полученных данных.

Наблюдая за общением матери и ребенка во время посещений в СРЦН, мы могли быть непосредственными участниками их общения, где так же проявлялись особенности взаимоотношений. В качестве критериев оценки полученных данных мы взяли три вида отношений, характеризующих психологическую модель семьи (по В.Н. Дружинину, 2000): доминирование-подчинение, ответственность и любовь.

Результаты наблюдений были зафиксированы в специально разработанной карте наблюдений. Анализируя эмоциональную окраску встреч, проявления любви матери и ребенка по отношению друг к другу, мы отмечали:

– эмоциональную реакцию матери и ребенка на встречу;

– расположение в пространстве по отношению друг к другу;

– мимику, жесты, наблюдаемые во время встречи;

– основное содержание разговора, его эмоциональную насыщенность.

Анализируя отношения доминирования/подчинения, мы отмечали:

– того, кто является инициатором контакта;

– особенности предъявления требований, с чьей стороны предъявляются требования, реакцию на требования.

Анализируя отношение ответственности, мы отмечали:

– соблюдение матерью социальных норм (результаты наблюдения и анализ данных о семье);

– выполнение матерью родительских функций (в момент отсутствия ребенка в семье): материальная забота о ребенке, контроль за его поведением;

– исполнителя функции контроля в диаде мать-ребенок.

2. Проективная методика «Тест-фильм» Рене Жиля (адаптация И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой, 1978). Методика используется при обследовании детей 4-12 лет, исследует социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и их особенности, его восприятие внутрисемейных отношений, некоторые характеристики его поведения. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка. Методика визуально-вербальная, состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображениями детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а так же 17 тестовых заданий. 20 заданий относятся к шкале «мать». Преимущество этой методики над другими проективными методиками в том, что в ней есть возможность соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. Полученные процентные значения облегчают сравнительный анализ различных групп испытуемых.

3. Проективная методика «Расскажи сказку». Методика была предложена в 1940 году Л. Дюсс, адаптирована Г.Х. Махортовой. Сказки Дюсс или Десперт Сказки (под этим названием методика известна в англоязычных странах) применяется для обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет. По утверждению Л.Ф. Бурлачука, сведений о ее использовании в странах СНГ нет (2002). Названная методика включает в себя 10 коротких историй и четырнадцать иллюстраций к ним. Ребенок продолжает эти истории в зависимости от своего аффективного состояния и, тем самым, «обнажает» наличие эмоциональных конфликтов или комплексов. Исследовательский материал, полученный с помощью методики «Расскажи сказку», позволил нам определить уровень автономии ребенка, его привязанности к одному из родителей, в частности к матери, а также характер ожиданий ребенка от матери, его желания и страхи, связанные с матерью.

4. Опросник «Подростки о родителях» (ПОР) адаптирован в Лаборатории клинической психологии института им. В.М. Бехтерева Л.И. Вассерманом, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной (1994). Тест существенно дополняет ряд известных методов психологической диагностики подростков и семейных отношений, раскрывая содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет.

Опросник ПОР состоит из 50 вопросов, которые относят к пяти шкалам: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность. Подросток заполняет регистрационный бланк опросника отдельно на отца и мать. По каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма баллов, которые далее переводятся в стандартизированные в соответствии с предложенными в опроснике таблицами. Стандартизированные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 - то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. В опроснике предложена интерпретация шкал.

Данная методика была нами выбрана с целью получения более достоверной информации о девиантных матерях. С целью разрешения противоречий между результатами интервью с женщинами, где они положительно оценивают свои отношения с ребенком, и результатами наблюдений за поведением матерей, а так же существованием объективной ситуации лишения ребенка родительского попечения. Кроме того, в дальнейшем, мы смогли выявить существующие связи между показателями характеризующими установки, поведение и методы воспитания матери, с точки зрения подростков, и показателями выраженности механизмов психологической защиты, выбора стратегий совладающего поведения у подростков.

5. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (ОДРЭВ). Опросник разработан Е.И. Захаровой (МГУ им. М.В. Ломоносова). Методика содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Показатели эмоциональных сторон детско-родительского взаимодействия объединены в три блока:

Блок чувствительность (способность воспринимать состояние ребенка; понимание причин состояния; способность к сопереживанию).

Блок эмоционального принятия (чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком; безусловное принятие; отношение к себе как к родителю; преобладающий эмоциональный фон взаимодействия).

Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия (стремление к телесному контакту; оказание эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; умение воздействовать на состояние ребенка).

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер - согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три - отрицательный - согласие с данными утверждениями означает низкую степень выраженности качества. Полученные «сырые» баллы переводятся в стандартные с помощью формулы. Степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов. Апробация опросника была проведена автором на 104 испытуемых, в результате чего были получены средние показатели выраженности различных характеристик. С помощью данного опросника нами были обследованы матери дошкольников и младших школьников из дисфункциональных семей.

На третьем этапе изучались особенности защитного и совладающего поведения у детей и матерей из дисфункциональных семей.

Были поставлены следующие задачи:

– изучить механизмы психологической защиты детей и матерей, используемые ими в ситуации кризиса семьи: потери ребенком родительского попечения;

– изучить стратегии совладающего поведения детей и матерей.

Для этой цели использовались следующие методики:

1. Карта оценки детских защитных механизмов Р. Плутчика и К. Перри (модификация Е.В. Чумаковой, 1998). Методика позволяет оценить те же восемь защит, что и в методике Р. Плутчика для взрослых LIFE STYLE INDEX, и выразить количественно полученный результат. Изучение выраженности механизмов психологической защиты детей проводится посредством формализованной экспертной оценки. Оценивается наличие не собственно защитных механизмов, а соответствующих им поведенческих проявлений. Такой подход исключает неверное толкование одних и тех же МПЗ и необходимость специальной подготовки экспертов, что дало возможность использовать в качестве экспертов воспитателей социально-реабилитационного центра. Каждого ребенка оценивали 2 человека, те, кто мог систематически наблюдать его в естественных условиях, не вызывая при этом нежелательную реакцию на наблюдателя. Работа экспертов не требовала от них проведения дополнительных наблюдений: достаточно было использовать уже имеющуюся информацию о типичных для ребенка формах поведения.

Каждому эксперту предлагалась «Карта оценки детских защитных механизмов»: список доступных для внешнего наблюдения поведенческих реакций, каждая из которых соответствовала одному из восьми заранее определенных защитных механизмов: отрицанию, вытеснению, регрессии, компенсации, замещению, проекции, формированию реакции и интеллектуализации. Список содержал 24 (по 3 на каждый вид защиты) утверждения, отражающих детские аналогии защитного поведения взрослых в строгом соответствии с тем, как такое поведение понимается в опроснике Плутчика.

С целью получения дифференцированной количественной оценки для каждого МПЗ экспертам предлагалось оценить частоту встречаемости данной защитной реакции в поведенческой стратегии ребенка и сделать отметку в соответствующей графе регистрационного бланка. Далее каждому показателю частоты экспериментатор приписывал соответствующий балл: не случается, не замечали - 0 баллов; бывает иногда - 1 балл; бывает часто - 2 балла; бывает постоянно - 3 балла.

В итоге максимальная выраженность каждого защитного механизма могла составлять 9 баллов (3 поведенческих реакции по 3 балла), минимальная - 0. Так как каждого ребенка оценивало несколько взрослых, то конечный показатель каждого МПЗ представлял собой среднее значение оценок всех экспертов.

Таким образом, в качестве показателей психологической защиты детей в исследовании фигурируют абсолютная усредненная оценка выраженности каждого механизма психологической защиты.

1. «Опросник копинг-стратегий детей младшего школьного возраста», адаптированный Н.А. Сиротой и М.В. Ялтонским (1994) (упрощенный И.М. Никольской и P.M. Грановской, 2000) использовался с целью исследования стратегий совладания с неприятными, стрессовыми событиями у детей. Этот опросник содержит перечень из 26 копинг-стратегий, свойственных детям 8-12 лет.

2. Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale) Э. Фрайндерберг и Р. Льюиса (адаптированная Т.Л. Крюковой, 2002). Общая форма.

3. Методика диагностики копинг-поведения (ACS - Adolescent Coping Scale) была разработана одним из ведущих австралийских специалистов в сфере психологии Эрикой Фрайденберг в соавторстве с Рамоном Льюисом (Е. Frydenberg и R. Lewis) в 1993.

Опросник рассчитан на юношеский возраст. Он содержит 79 утверждений, образующих 18 стратегий, которые молодые люди используют для совладания с трудными жизненными ситуациями. Авторы методики выделяют три стиля совладающего поведения: продуктивный копинг, социальный копинг (обращение к социальной поддержке), непродуктивный копинг. Методика позволяет так же установить, что больше всего беспокоит и тревожит подростка.

4. Авторский проективный тест «Плачущий человечек».

5. Проективный рисунок «Человек под дождем». Эта методика является малораспространенной в психологической практике. Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Методика позволяет осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Наиболее продуктивно использовать данную методику в паре с рисунком «Человек» (Ф. Гуденаф, К. Маховер, 1996). Процедура является стандартной. Используется два листа бумаги формата А 4, в некоторых описаниях рекомендуется располагать лист вертикально. Испытуемому предлагают сначала нарисовать человека, а затем, на другом листе, -человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. Критерии для интерпретации были представлены нами в виде таблицы.

6. Тест-опросник для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты (LIFE STYLE INDEX) Р. Плутчика, совместно с Г. Келлерманом и Х.Р. Конте. Методика была адаптирована в диссертационном исследовании Л.Р. Гребенникова (1990), Е.В. Чумаковой (1998), а так же в исследовании В.Г. Каменской (1999). Опросник имеет два варианта, включающие 97 и 94 вопроса. В своем исследовании мы использовали опросник, состоящий из 94 вопросов, предполагающих две градации ответа: «верно» или «не верно».

Методика LSI предназначена для оценки выраженности у индивида восьми механизмов психологической защиты, признанных в структурной теории Р. Плутчика основными. Это механизмы отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, формирование реакции, компенсация. В качестве показателей выраженности психологической защиты взрослых в исследовании фигурируют количественный показатель выраженности каждого механизма психологической защиты и показатель общей выраженности всех механизмов психологической защиты.

7. Опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) Н.

Эндлера и Д. Паркера (адаптация Т.Л. Крюковой, 2001), выявляющий 3 стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированный, эмоционально-ориентированный, копинг, ориентированный на избегание [75]. Каждый из стилей представлен шкалой из 16 вопросов, третий стиль имеет две субшкалы: отвлечение и социальное отвлечение. Данный опросник позволил выявить особенности совладающего поведения девиантных матерей.

Методы математической обработки данных.

Для выявления значимых различий по показателям выраженности механизмов психологической защиты и выбора стратегий совладающего поведения между группой матерей и группой детей, лишенных родительского попечения, а так же между экспериментальными и контрольными группами нами были применены непараметрические статистические критерии Манна-Уитни и угловое преобразование Фишера. Критерий U Манна-Уитни предназначен для сравнения двух выборок значений посредством оценки вероятности распределения рангов. Это один из мощных непараметрических критериев, позволяющий провести сравнение двух неравнозначных по количеству выборок. Критерий ф* - угловое преобразование Фишера позволяет сопоставить две выборки по частоте встречаемости интересующего эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок.

Корреляционный анализ проводился с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена, которая основана на рангах значений двух переменных и является наиболее широко используемой корреляцией.

Для корреляционного анализа нами были использованы следующие числовые показатели:

– показатель выраженности восьми механизмов психологической защиты у детей и их матерей;

– пять стилей совладающего поведения женщин-матерей;

– шесть стилей совладающего поведения детей младшего школьного возраста;

– восемнадцать стилей совладающего поведения подростков;

– пять параметров, характеризующие установки, поведение и методы воспитания матери, с точки зрения подростков;

– одиннадцать показателей эмоциональных сторон взаимодействия матери и ребенка;

Были составлены следующие варианты корреляционных матриц:

– показатели выраженности механизмов психологической защиты и выбора стратегий совладающего поведения у матерей сопоставлялись с показателями выраженности механизмов психологической защиты у детей (отдельно у дошкольников - младших школьников и подростков);

– показатели выраженности механизмов психологической защиты и выбора стратегий совладающего поведения у матерей сопоставлялись с показателями выбора стратегий совладающего поведения у детей (отдельно у младших школьников и подростков);

– показатели выраженности механизмов психологической защиты и выбора стратегий совладающего поведения у подростков сопоставлялись с показателями пяти параметров, характеризующих установки, поведение и методы воспитания матери, с точки зрения подростков;

– показатели выраженности механизмов психологической защиты и выбора совладающего поведения у детей сопоставлялись с показателями эмоциональных сторон взаимодействия матери и ребенка;

Для изучения влияния защитного и совладающего поведения матерей на защитное и совладающее поведение детей, влияния взаимоотношений с матерью на защитное и совладающее поведение детей был использован множественный регрессионный анализ. Показатели, например, выраженности механизмов психологической защиты матерей мы считали предикторами, стратегии совладающего поведения детей - зависимыми переменными. Множественный регрессионный анализ в отличие от корреляционного позволяет установить степень зависимости изучаемого явления от ряда факторов.

 

Автор: Гущина Т.В.