24.08.2011 10165

Проблемы модернизации высшего профессионального образования в России (статья)

 

Развитие новых социально-экономических отношений в постсоветских странах в середине 90-х гг. привело к необходимости серьезных реформ в области образования. Не является исключением в этом отношении и Россия, где уже приступили к стадии реализации концепции реформирования высшей школы. Однако эти изменения в большей степени носят организационно-структурный характер, недостаточно затрагивая содержание высшего профессионального образования. Попытка приблизиться к западным образовательным системам через внедрение бакалавриата и магистратур, иные новации такого же порядка не являются, на наш взгляд, сущностными компонентами реформирования высшего профессионального образования, так как они недостаточно глубоко затрагивают его содержательную сторону [88].

Высшая школа сегодня уже не соответствует складывающейся социально-экономической ситуации в стране, тем более не может отвечать социальному заказу общества в третьем тысячелетии без глубокого ее содержательного реформирования. Вся система образования должна изменяться в соответствии с социально-экономическими процессами, которые протекают в обществе, и, в свою очередь, влиять на них. Без учета этого общеметодологического положения о развитии общества реализация любых проектов реформирования высшего профессионального образования будет малоэффективной. Поэтому, по нашему мнению, на первый план должно выдвигаться социальное прогнозирование, а не поиск и механический перенос привлекательных, по мнению реформаторов, компонентов образовательных систем западных стран. Конечно, отказываться от международного опыта нельзя, однако его использование необходимо творчески и органически вписывать в конкретные условия нашей страны. В основу различного вида прогнозирования текущего и долгосрочного в сфере образования должны быть положены глубокие и широкомасштабные научные исследования, в том числе проработка новых моделей обучения на практике [91].

Другим важным аргументом в пользу научных исследований как обязательного этапа разработки концепции реформирования высшей школы является использование возможности процесса рефлексии. Очень важно, создавая любые социальные модели, опираться не только на эмпирическое видение проблем какой-либо одной стороны, а учитывать психологическое восприятие социальных перемен, включенность и готовность всех участвующих субъектов [15].

Следует отметить, что в советский период исследования в этой сфере не были достаточно распространены по причине их невостребованности в условиях административно-командной системы, где преобладал приоритет государства над личностью. В условиях же роста социального значения личности в постсоветский период, закрепления ее прав и свобод в Конституции Российской Федерации было бы ошибкой игнорировать реакцию объекта реформирования на происходящие в обществе процессы и намечающиеся перемены.

Более того, социальная общность обучающихся является не только объектом реформирования, но выступает также в роли активного субъекта данного процесса. Изучая соотношения субъекта и действительности, мы в состоянии выяснить характер и продуктивность его участия.в развитии социального явления. Как отмечает М.А. Кремень, истинная мера функциональных возможностей человека может быть определена только при учете его отношений к действительности [55].

Для определения путей совершенствования подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования нами в 2007-2008 году нами был проведен целый ряд социально-психологических исследований педагогической среды и организации учебно-воспитательного процесса. Основными задачами этих мероприятий стали: изучение индивидуально-психологических качеств абитуриентов и их динамика в период обучения; анализ социально-психологического климата всех студентов, мониторинг мотивационно-ценностных ориентации обучающихся; подтверждение эмпирических наблюдений и выводов других ученых о состоянии организации учебного процесса; апробация методики проведения подобных исследований в будущем и др.

Исследования позволили определить основные направления совершенствования подготовки кадров в вузах. Так, выяснилось, что существующая система отбора абитуриентов является недостаточно эффективной, вызывая потребность в замене ее основных звеньев. Необходимо более широкое применение психологического обследования абитуриентов, которое широко применяется в ведомственных вузах, и учет его результатов при зачислении. Это позволит более объективно выявить и оценить моти-вационно-нравственную, волевую и интеллектуальную сферы личности поступающих, использовать полученные характеристики при приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также в ходе организации всего учебно-воспитательного процесса [16].

Немаловажное направление реформирования подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования связано с развитием образовательной среды, нейтрализацией негативных тенденций, выявленных в ходе исследований, которые прежде всего это проявляется в нарастании отрицательного восприятия окружающей обстановки студентами на макроуровне. Процесс резкой социальной дифференциации проявляется в осознании студентами фактора имущественного расслоения по доходу, ориентации на повышенное потребление. Данный фактор воздействия макроуровня все в большей мере определяет социально-психологический климат в студенческом коллективе, вызывает нарастание переориентации с профессиональных интересов на личностно-потребительские запросы, снижает интерес к учебному процессу в целом. Более того, возрастание неудовлетворенности реализацией материальных потребностей в значительной мере проецируется в сознании студентов и на будущую профессиональную деятельность в качестве специалистов, чья заработная плата не велика и вряд ли может удовлетворить уже сегодня неадекватно возрастающие запросы личности [48].

Данный процесс явно свидетельствует о заметном снижении у обучаемых внешней мотивации не только к учебе, но и к будущей профессиональной деятельности [50]. Очевидным становится то, что рассматриваемые факторы все в большей мере оказывают негативное воздействие на подготовку студентов, действуют разлагающе на морально-психологический климат будущих специалистов уже на стадии их обучения.

Решение этой проблемы в целом лежит за пределами реальных возможностей учебного заведения. Помочь студентам глубже понять природу современных социально-экономических противоречий, свою роль и задачи в процессе обучения, а в последующем и в профессиональной деятельности могут только углубленное изучение гуманитарных и общенаучных дисциплин, целенаправленная воспитательная работа в совокупности с мерами Правительства, направленными на увеличение заработной платы будущих специалистов [56].

Эта весьма серьезная дидактическая проблема в значительной мере будет решена за счет внедрения методики интенсивного обучения путем уплотнения планирования изучения дисциплин; деления учебного материала на укрупненные блоки с обязательным контролем каждого из них; перехода на ситуационное практическое обучение.

Завершая краткий анализ полученных в результате исследований данных, можно сделать ряд общих выводов. Во-первых, реформирование подготовки кадров может быть эффективно осуществлено лишь на основе научного анализа и прогноза. Поэтому социально-психологические исследования в этой сфере, сегодня актуальны в большей степени, чем прежде. Во-вторых, реформа системы учебных заведений высшего профессионального обучения должна включать в себя развитие новой модели учебного процесса, а не только его организационно-структурных компонентов. Она должна обеспечить дальнейшее приближение структурно-содержательной модели выпускника к требованиям науки и практики. Предстоит уточнить цели и конкретные задачи обучения, заметно обновить его содержание, сместив приоритеты в выборе методов и форм проведения занятий в сторону практического обучения, одновременно развивая у студентов творческий, научный подход и инициативу в решении учебных задач. В-третьих, указанные пути совершенствования подготовки кадров в системе учебных заведений высшего профессионального образования будут тем успешнее, чем в большей степени реализуются принципы гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса [74].

В настоящее время в сфере образования назрела проблема модернизации институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны, отсутствие которых приводит к тому, что система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность личности на рынке труда. Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным [91].

Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в новых условиях необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда [133].

Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения. Успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей.

Данное отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. А в случае поступления на работу по специальности они не владеют современными и эффективными способами деятельности на производстве.

Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия гражданского общества (граждан, работодателей, профессиональных сообществ) в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества научно-исследовательской деятельности [134].

Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы.

Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство [58].

Проблема негибкости и инерционности системы высшего образования во многом связана с проблемой дефицита профессорско-преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности [154].

Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать, используя современные образовательные технологии. Наиболее привлекательный для преподавателя вариант карьерного роста связан с перспективой назначения на административные должности, однако эффективные механизмы ротации управленческих кадров в системе образования не разработаны.

Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления и задачи создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности [162].

Значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач преобразований результатам, которые достигаются в процессе их реализации, является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии возможностей сопровождения федеральной целевой программы, являющейся одним из основных инструментов реализации единой государственной политики в сфере образования, то есть без применения программно-целевых методов, существующие противоречия не могут быть устранены, а стоящие перед сферой образования задачи не найдут своего решения [10].

В том случае, если будут ограничены возможности создания единых в Российской Федерации условий для развития механизмов в сфере образования, адекватных состоянию развития экономики, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реально обеспечен принцип равных возможностей и доступа граждан Российской Федерации к получению качественного образования, будет существенно затруднено вхождение России в Болонский процесс и во Всемирную торговую организацию [66].

Таким образом, в современной России назрели проблемы, решение которых невозможно без коренной модернизации образования.

Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны [91].

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [91].

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

– достижение нового современного качества высшего профессионального образования;

–  формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

– повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие высшего профессионального образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения [91].

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации высшего профессионального образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений высшего профессионального образования и учитываться при проведении модернизации образования.

 

Автор: Данилова И.Ю.