24.08.2011 8850

Оценки эффективности научно-исследовательских работ студентов (статья)

 

Характеристика рациональности выполнения научно-исследовательских работ студентов, состав применяемых показателей и точности расчета последних зависят от следующих факторов:

– характера получаемых результатов;

– связи с практическими органами;

– масштаба внедрения НИР;

– содержания НИР (по числу выполняемых этапов);

– длительности периода выполнения НИР и стадии, на которой производится расчет (планирование, выполнение, внедрение).

Не по каждой научно-исследовательской работе анализ ее рациональности может быть доведен до расчета показателей экономического эффекта.

Чтобы установить перечень подлежащих расчету показателей, нужно определить, к какой группе НИР относится данная работа.

По уровню постановки задач научно-исследовательские работы целесообразно делить на выполняемые:

– по государственному или муниципальному заказу;

– планам министерств и ведомств;

– планам промышленных объединений, с которыми налажена связь руководством вуза.

По источникам финансирования научные исследования вузов подразделяются на выполняемые за счет: собственных средств, средств учредителей, хоздоговоров, зарубежных контрактов и грантов, средств из других источников.

По характеру получаемых результатов данные исследования делятся на три группы:

– фундаментальные;

– прикладные (поисковые);

– - разработки.

Первичной формой результатов научного исследования служит получаемая научно-техническая информация (патенты, доклады, статьи, отчеты, техническая документация и пр.).

В случаях, когда информация о полученных научных знаниях одновременно содержится в макетах, экспериментальных или опытных образцах, а также в продукте, изготовленном в процессе исследования (наработка) и подлежащем реализации, можно говорить о непосредственных материальных результатах НИР или вещественных носителях научно-технической информации. Дальнейшее использование информации для создания новой техники, технологии, материалов и т. д., то есть новых или усовершенствованных средств и способов производства, являющихся ее конечным результатом, превращает научные знания из потенциального в реальный вещественный элемент производительных сил.

При этом научные и технические знания не только являются частью вещественного элемента производительных сил, но и входят в производительные силы через их носителя - главную производительную силу, субъективный элемент производительных сил. Таким образом, результат каждой НИР имеет потенциальное значение одновременно как для развития теоретических основ науки, так и для ее практических приложений. Однако возможности практического приложения результатов в каждый данный момент у разных исследований имеются в разной мере и требуют различных сроков для своего осуществления.

Фундаментальными могут быть названы работы студентов, при выполнении которых имеет место открытие и характеристика новых явлений и закономерностей развития природы и общества. Они выявляют принципиально новые пути прогресса техники, экономики, глобальных сфер социальной жизни.

Результаты фундаментальных исследований студентов могут быть использованы в поисковых научно-исследовательских работах, непосредственно направленных на создание новых видов материалов, средств и способов производства (потребления). Практическое приложение этих исследований может дать в последующем значительный экономический эффект. Однако непосредственные результаты фундаментальных работ имеют абстрактный характер и существуют обычно в таких формах научной информации, как гипотезы, теории и т. д.

Фундаментальные исследования студентов, в свою очередь, подразделяют:

– на констатирующие (первично-фундаментальные) - открывают законы и закономерности;

– комментирующие (предметно-фундаментальные) - эти законы и закономерности объясняют, устанавливают факты.

Задача прикладных работ студентов - выявление технико-экономических возможностей и конкретных путей практического применения в соответствующих областях производства, в том числе духовной, принципиально новых для них способов и средств производства или потребления. Эти работы могут выполняться на основе:

– новых явлений и закономерностей, вскрытых в ходе выполнения фундаментальных работ;

– достижений в других областях материального и духовного производства.

К прикладным (поисковым) работам студентов следует отнести также работы обобщающе-информационного характера, исследования сфер применения новых закономерностей и явлений развития производства, научно-методические работы. Первые из них посвящены обобщению ранее выполненных исследований, анализу текущей научно-технической информации, истории науки и техники. Результаты данных работ студентов используются затем при составлении научно-технических прогнозов. В работах методического характера разрабатываются методы исследования различных научных проблем.

Непосредственные результаты прикладных (поисковых) работ студентов выступают в форме научно-технической информации, которая имеет во многих случаях материально-техническое воплощение. Однако эти работы, как правило, не заканчиваются созданием и промышленным внедрением новых видов материалов или способов и средств изготовления продукции. Они лишь выясняют технические, организационные и экономические возможности их получения.

При положительных результатах выводы прикладных (поисковых) работ студентов могут быть использованы в научно-исследовательских разработках. Дальнейшее практическое применение результатов прикладных (поисковых) работ может дать значительный экономический эффект.

Разработки, в которых непосредственно принимают участие, студенты направлены на создание новых либо совершенствование существующих средств и способов производства продукции. Непосредственные результаты этих работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, нормативной документации, экспериментальных и опытных образцов. Результатом внедрения таких работ является создание либо совершенствование средств и способов изготовления (либо потребления) материальной или духовной продукции. К данной группе следует отнести составление инструкций, технических условий, методических рекомендаций; работы обобщающе-информационного характера, составление прогнозов изменения отдельных параметров оборудования и других средств.

В общем случае прикладная НИР может охватывать выполнение теоретических и экспериментальных исследований, а также опытно-конструкторские работы по внедрению результатов НИР, то есть опытно-конструкторские работы (ОКР) являются, по сути дела, частью прикладной НИР. Однако в практике организации и планирования научных исследований их принято выделять наряду с прикладными работами, охватывающими в основном только теоретико-экспериментальную часть.

По сфере приложения результатов научных исследований студентов фундаментальные работы делятся:

– на общие;

– естественные;

– общественные.

К общим относятся такие исследования, результаты которых применяются при познании и использовании законов природы и общественного развития. Соответственно результаты фундаментальных НИР естественного характера направлены на совершенствование материально-технической стороны производства; результаты НИР общественного характера - на совершенствование экономических, нравственных отношений, морали и т. п.

Поисковые и прикладные исследования по сфере приложения результатов, прежде всего, целесообразно подразделить:

– на относящиеся к материальному производству, то есть:

– материально-технические работы, направленные на создание новых видов материалов, полуфабрикатов и топлива либо улучшение их качества; новых технологических процессов, обеспечивающих комплексное использование сырья и материалов, повышение качества продукции, производительности труда и улучшение его условий; создание новых, модернизацию и усовершенствование действующих средств и орудий труда (оборудования, приборов, инструментов, приспособлений, а также зданий и сооружений); создание новых или улучшение старых средств и схем механизации и автоматизации; унификацию, нормализацию и стандартизацию продукции, средств и способов ее изготовления; составление инструкций, технических условий, правил по использованию и применению новых средств и способов производства;

– организационно-экономические работы, к которым относятся работы по специализации и кооперированию производства; улучшению размещения производительных сил и транспортных схем; совершенствованию организации и планирования производства и строительства; совершенствованию методов управления производством и научной организации труда, созданию и усвоению автоматизированных систем управления и обработки информации; по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами, основанных на применении математических методов, электронно-вычислительных и управляющих машин; статистическому учету и контролю производства и т. д.

– непосредственно не относящиеся к нему, а именно исторические, политические, социологические и другие подобные работы.

Под научным направлением понимается совокупность проблем, представляющих собой составную часть той или иной науки или комплекса наук, выражающая наиболее актуальные задачи развития общества и производства.

Научной проблемой называется совокупность тем, которые включают теоретические и практические вопросы данной отрасли науки, имеющие самостоятельное значение для изучения и исследования.

По комплексности выполнения научно-исследовательские работы студентов подразделяются следующим образом:

– комплексные, выполняемые несколькими организациями различных ведомств или несколькими организациями одного ведомства; несколькими подразделениями одной организации;

– некомплексные, выполняемые одним подразделением.

По длительности периода выполнения различаются следующие научно-исследовательские работы студентов:

– краткосрочные (период выполнения до одного года);

– среднесрочные (1-3 года);

– длительные (свыше трех лет).

По состоянию выполнения и внедрения научно-исследовательские работы студентов делятся на переходящие с прошлых лет и новые.

По широте области внедрения результатов научно-исследовательских работ студентов целесообразно разделять на работы:

– целевые - внедряемые в одном практическом органе;

– общие - внедряемые в нескольких практических органах.

С точки зрения величины затрат научно-исследовательские работы студентов могут быть сгруппированы следующим образом:

– крупные - свыше 1 млн. руб.;

– средние - свыше 250 тыс. руб.;

– ниже средних - от 100 до 250 тыс. руб.;

– мелкие - до 100 тыс. руб.

В связи с тем, что научно-исследовательские работы студентов и их внедрение в общей длительности цикла могут составлять значительную величину, практикуется их разбивка на этапы, которые могут стать объектом планирования, финансирования и сдачи заказчику.

Существуют особенности определения рациональности научно-исследовательских работ студентов в зависимости от их вида. По фундаментальным исследованиям в ходе комплексного анализа, в первую очередь, устанавливается научный эффект. Если результаты НИР в будущем могут отразиться на социальной стороне общественной жизни (что важно для уголовно-исполнительной системы), то в содержание комплексного анализа НИР должна входить качественная оценка этих составляющих общего эффекта. Кроме того, характеристика эффекта по фундаментальным работам, выполняемым в вузе, должна включать установленные влияния данных работ на качество образования в вузе.

Экономический эффект и экономическую эффективность затрат на НИР по фундаментальным исследованиям обычно рассчитать не удается. В отдельных случаях может быть дан лишь качественный прогноз экономической рациональности НИР, возможной в будущем.

По прикладным (поисковым) НИР также, прежде всего, выявляются научный и технический эффекты. Возможность анализа организационной целесообразности НИР зависит от ее разновидности.

По прикладным (поисковым) работам, относящимся к материальному производству, выполняемым на основе использования новых явлений и закономерностей, вскрытых в ходе проведения фундаментальных исследований, экономический эффект внедрения их результатов и экономическая эффективность затрат на НИР студентов, как правило, не могут быть рассчитаны. Выясняются лишь производственные и другие возможности применения НИР в области производства и на основе качественного анализа дается характеристика их предположительной экономической значимости. При этом определяется круг показателей, которые изменяются под влиянием внедрения результатов работ, а также возможный диапазон этих изменений.

Однако это не означает, что наука (в том числе НИР студентов вузов) не перспективна. В новой инновационной экономике одним из наиболее прибыльных рынков является рынок социальных технологий. Обороты на нем постоянно растут и составляют по последним оценкам более 2 трлн долл. в год. Контроль более чем над 80 % всего мирового рынка наукоемкой продукции обеспечивает ведущим державам мира благосостояние и привилегированное положение в экономике. Россия на этом рынке практически не представлена, ориентируясь на экспорт сырья. При этом большинство ведущих нефтедобывающих стран уже сегодня в своем балансе от экспорта нефти имеют только 40 %, а 60 % - от интенсивно развивающегося наукоемкого производства. В России же более 78 % в структуре экспорта составляет экспорт сырье. Если рассматривать незначительную долю, приходящуюся на экспорт промышленной продукции, то более 40 % в его структуре составляет военно-техническое сотрудничество (ВТС).

Таким образом, специфика позиций России на мировых рынках состоит в преимущественной ориентации на низкотехнологичные (сырьевые) формы обмена, а в слаборазвитой сфере высокотехнологичного обмена -главным образом, на рынки вооружений и военной техники.

В советский период в России был создан мощный и эффективно работающий с точки зрения поставленных перед ним задач комплекс высокотехнологичных производств, нацеленных на выпуск сложной наукоемкой продукции. Однако ввиду специфики советской промышленной политики все предприятия были сосредоточены в специфических военно-промышленных структурах, а гражданское высокотехнологичное производство рассматривалось как второстепенное по сравнению с производством вооружений и военной техники. Это было одной из причин значительной деградации научно-производственного потенциала страны в условиях перехода крынку, начатого в 1991-1992 гг. К 1997 г. было предпринято примерно одиннадцать попыток выбора оптимальной модели управления реструктуризацией военно-промышленного комплекса, каждая из которых продолжалась 8-12 месяцев, при этом объемы высокотехнологичного производства продолжали падать. До сих пор, несмотря на кажущуюся стабилизацию, программы модернизации сталкиваются с колоссальными трудностями.

Не лучше обстоит дело и с научными разработками в области нематериального (духовного), в том числе и социального производства. При этом во всех существующих программах развития научных разработок вузов четко обозначена тема ограниченности финансов, поэтому предусматривается концентрация усилий на развитии ограниченного перечня так называемых критических направлений. Между тем развитие научных исследований становится вопросом выживания для вузов именно в экономическом плане, так как «зарабатывать» на количестве студентов станет все сложнее в ближайшие 3-5 лет. Реакция показателей абсолютного спроса на образование при стабилизации численности населения в соответствующих возрастных когортах говорит о том, что относительная величина спроса на образовательные услуги уже к концу 90-х годов XX века - начала выходить на уровень насыщения.

Изменение роли знаний в обществе требует и перестройки системы образования.

 

Автор: Данилова И.Ю.