24.08.2011 2361

Обоснование многоуровневой модели управления НИР студентов в вузе (статья)

 

Как труд, научная деятельность «потребляет» материальные, финансовые, теоретические, энергетические и другие ресурсы. Оно нуждается в кадровом и информационном, организационном и административном, в правовом, политическом и идеологическом обеспечении.

Обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности, устремленной к творческому миро-и самопреобразованию. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки специалиста качественно иного типа: автора, творца, исследователя, способного «через попытки, испытания, испробования, выбор среди альтернатив, способов, стилей, образов» (Г.С. Батищев) осуществлять профессиональное и человеческое предназначение [40].

Изучение работ А.Г. Алейникова, А.Г. Асмолова, А.П. Валицкой, Ю.В. Громыко, Ю.С. Давыдова, Г.А. Ягодина, В.А. Якунина и др. позволило нам не только установить, что существующая система организации научно-исследовательской работы со студентами вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке специалиста в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих будущих выпускников вуза от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования, но и выделить еще одно противоречие - научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, современная высшая школа при изначально имеющемся потенциале недостаточно готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания специалиста инновационного типа [24, 38, 46, 59, 66, 175, 176].

Для решения указанной проблемы мы предприняли попытку внедрить разработанную нами многоуровневую модель управления НИР вуза в практическую деятельность.

Научными предпосылками анализа намеченной нами проблемы стало обращение к философской и психолого-педагогической литературе и обнаружение идей, направлений, подходов, способных помочь выстроить целостную концепцию проводимого исследования.

Философские работы, утверждающие определяющее значение творчества для построения личностной и профессиональной траектории жизни (В.В. Зеньковский) и прослеживающие взаимосвязь образования с исследовательской деятельностью (И.М. Коган, Г.Г. Панкова, В.В. Розанов), послужили основаниями нашего исследования [78, 122].

Понимание внешних и внутренних механизмов творчества и научно-исследовательской деятельности, необходимое для выстраивания работы со студентами, связано с работами К.А. Абульхановой-Славской, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гатанова, раскрывающих процессы через понятия активности, способностей, мышления, рефлексии, познавательного интереса как движущей силы, переживаний («предельных», «высших», «пограничных»), воображения, вдохновения [22, 52, 55].

В педагогической науке сложились общее понимание процесса творчества в научной деятельности, рассматриваемое через категории педагогическое мастерство и педагогическое творчество. Творчество заключается не только в «удобопонятном изложении предмета», но и в «самостоятельных научных изысканиях».

Важнейшей характеристикой научно-исследовательской работы студентов является ее творческий потенциал (креативность). Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности студентам проявить свой творческий потенциал. Выдвижение на первый план цели развития личности находит отражение в государственных документах, в которых делается акцент на развитие креативных способностей обучаемых [133].

Креативность (от анг. creative - творческий) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [106].

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые.характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов [160].

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех обучаемых в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Критерии креативности студентов:

– беглость, количество идей, возникающих в единицу времени;

– оригинальность, способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

– гибкость, обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность;

– восприимчивость, чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

– метафоричность, готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стенфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека.

Под термином «креативные способности» следует понимать комплексные возможности студентов в совершении деятельности и действий, направленных на созидание ими новых образовательных продуктов.

Следует отметить, что креативные способности студентов развиты в недостаточной степени. Актуальна проблема поиска путей, средств и условий обеспечения более высокого уровня их развития, остро стоит вопрос о такой организации познавательной деятельности студентов, которая бы способствовала эффективному развитию вышеуказанных способностей будущих специалистов.

Успешное развитие творческих способностей у студентов возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: физическое и интеллектуальное развитие; создание обстановки, определяющей развитие студента; самостоятельное решение задач, требующих максимального напряжения, когда он добирается до «потолка» своих возможностей; умная и доброжелательная помощь профессорско-преподавательского состава; комфортная психологическая обстановка, поощрение в стремлении к творчеству [104].

Возможности для реализации этих задач имеет спецкурс «Особенности научно-исследовательской работы и научного труда», в котором предусмотрена тема «Организация научно-исследовательской работы курсантов, слушателей и студентов в Академии ФСИН России», это дает возможность для постепенного вовлечения курсантов, слушателей и студентов в научно-исследовательскую работу. Основной задачей является привитие обучаемым интереса к работе с книгой, материалами практики, законодательством, стремления к познанию нового учебного материала через имеющиеся в академии возможности, средства и методики исследовательской работы. В результате проведения занятий выявлено, что они способствуют не только получению знаний, формированию общеучебных умений, но и развитию самостоятельности; формированию интереса к учебной и научно-исследовательской работе. Студенты оказываются в условиях необходимости выдвижения идей, становятся генераторами идей, чему способствует атмосфера занятий.

Занятия по спецкурсу тесно связаны с выполнением творческих заданий, для решения которых необходима готовность и способность творчески подходить к решению поставленных задач, готовность выдвигать идеи. Данная технология, которую часто называют проектным обучением или методом проектов, не является принципиально новой в мировой педагогике. В своих работах Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Очень важно было показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [70].

В основе их методов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Данная технология предполагает решение какой-то проблемы путем использования разнообразных методов, средств обучения и путем интегрирования знаний, умений и навыков из различных областей науки, техники, творческих областей.

Творчество одна из главных социально-педагогических ценностей. Существуют различные технологии создания условий для творчества, но на первый план выходит научно-исследовательская деятельность, как универсальный механизм развития личности.

Научно-исследовательская работа студентов призвана расширять их кругозор, стимулировать познавательный интерес в различных областях знаний, предоставлять дополнительные возможности для эффективной творческой самореализации, формировать креативные способности. Коллективом академии накоплен определенный положительный опыт, который сочетает в себе добрые традиции прошлых лет и современные, требования. Содержание, форма и организация научно-исследовательской работы опирается на самостоятельную творческую деятельность студентов, которые используют полученные знания в процессе синтеза различных видов деятельности.

Одной из задач работы было определение зависимости исследовательских способностей студентов от уровня сформированности общих навыков и творческих способностей. Результаты показали, что существует критический уровень сформированности общих навыков (25 %) ниже которого нельзя говорить об исследовательских способностях студентов

Результаты исследования креативности студентов показали, что уровень сформированности исследовательских способностей достаточно полно коррелирует с уровнем творческих способностей студентов.

Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию. Все эти качества проявляются через участие студентов в научно-исследовательской деятельности.

В Академии ФСИН России ведется совместная научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава с курсантами, слушателями и студентами, направленная на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формированию навыков и умения исследования, содействие связи учебного исследования с практикой [11].

Одной из форм взаимодействия учебного исследования с практической деятельностью явилось создание на базе Академии ФСИН России юридической клиники.

Постановлением ученого совета академии от 28 февраля 2006 г. было утверждено Положение о юридической клинике при Академии ФСИН России, положившее начало ее созданию и успешному функционированию в настоящее время.

С 20 октября 2006 года начал осуществляется прием граждан. Создание юридической клиники стало результатом большой подготовительной работы, проведенной совместными усилиями Правительства Рязанской области, Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе и Академии ФСИН России.

Создание юридической клиники находится в русле тех традиций академии, которые были заложены еще в 1980-е годы в виде так называемой общественно-политической практики. Она представляла собой проведение курсантами и слушателями во внеслужебное время лекций, бесед на правовые темы с различными категориями граждан, участие в работе оперативных отрядов, инспекций по делам несовершеннолетних, выполнение профессиональных обязанностей следователя, участкового инспектора милиции и т. д. Таким образом, обучающиеся получали бесценный практический опыт.

Основными направлениями работы клиники являются:

1. Практическое оказание бесплатной юридической помощи: а) социально незащищенным гражданам; б) осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы; в) персоналу учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Непосредственный прием граждан осуществляется консультантами юридической клиники - курсантами, слушателями и студентами старших курсов юридического факультета. Каждый свой ответ консультанты в обязательном порядке согласовывают с преподавателем-куратором. Прием граждан ведется на протяжении всей рабочей недели в следующих местах:

– юридическое бюро академии (три раза в неделю);

– Московский районный суд г. Рязани (два раза в неделю);

– выездные сессии в исправительных учреждениях УФСИН России по Рязанской области (на основе ежеквартального плана);

– выездные сессии в муниципальных образованиях Рязанской области (по мере поступления соответствующих запросов). При содействии Правительства Рязанской области 3 февраля 2007 г. был осуществлен выезд в г. Касимов, где в течение 3-х часов оказывалась юридическая помощь 13 гражданам. Консультанты юридической клиники принимают участие в различных мероприятиях, проходящих под патронатом администрации г. Рязани. В частности, консультанты клиники оказывали правовую помощь по вопросам материнства и детства при проведении торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню матери.

Одной из основных направлений деятельности юридической клиники, отражающее специфику вуза, - работа по оказанию бесплатной правовой помощи осужденным к лишению свободы. С этой целью регулярно осуществляются выездные сессии в исправительные учреждения рязанской области, а именно: в исправительную колонию № 2 (строгий режим), исправительную колонию № 6 (общий режим) и Рязанскую воспитательную колонию для осужденных-женщин. Выездные сессии осуществляются на основе ежеквартального плана посещения исправительных учреждений, утверждаемого начальником академии и начальником УФСИН России по Рязанской области.

Механизм работы по рассматриваемому направлению следующий. Предварительно (примерно за неделю до выезда) в юридическую клинику поступают письменные вопросы осужденных конкретного исправительного учреждения, которые распределяются администратором клиники по всем направлениям. Полученные ответы передаются консультантам клиники, непосредственно участвующим в выездной сессии (как правило, 3 человека). Они знакомятся с ответами своих коллег и на их основе готовят устный комментарий к поступившим вопросам. Выездная сессия проходит, как правило, в здании клуба колонии, куда приглашаются все желающие. Сначала консультанты клиники озвучивают заранее подготовленные ответы на вопросы осужденных. Вторым этапом является проведение индивидуальных консультаций.

В стадии согласования находится проект соглашения о сотрудничестве с управлением социальной защиты населения Рязанской области, в соответствии с которым будут открыты два филиала юридической клиники на базе управления и государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания города Рязань». Готовится проект аналогичного соглашения с Сапожковской местной организацией «Общество слепых».

На сегодняшний день в клинике рассмотрено более 800 обращений граждан, из них:

– 25 % - по гражданско-правовым вопросам (договорные отношения, наследование, право собственности и иные вещные права на недвижимость);

– 20 - по трудовым вопросам;

– 18 - по жилищно-правовым вопросам;

– 12 - по вопросам гражданского процесса;

– 9 - по семейно-правовым вопросам;

–  7 - по вопросам права социального обеспечения.

– 6 - по административно-правовым вопросам;

– 4 % по уголовно-правовым вопросам.

При этом книга отзывов и предложений посетителей содержит свыше 40 только благодарственных записей.

2. Совершенствование методики оказания юридической помощи на-^ селению.

Для решения данной задачи руководством академии было принято решение о проведении регулярных (не реже одного раза в месяц) научно-практических семинаров. К участию в них приглашаются: профессорско-преподавательский состав вузов, работники судебных и иных органов государственной власти, адвокатские работники, курсанты, слушатели и студенты юридического факультета. Первый научно-практический семинар на тему «Актуальные вопросы искового производства в судах общей юрисдикции» состоялся 5 марта 2008 г. на базе академии. Второй научно-практический семинар «Правовое просвещение и оказание правовой помощи гражданам как элемент профессиональной подготовки сотрудников УИС» прошел с участием заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Н.И. Макарова и главного федерального инспектора аппарата Полномочного  представителя Президента Российской федерации в Центральном федеральном округе В.А. Кожемякина.

3. Правовая просветительская работа.

Данное направление включает в себя, в частности, ознакомление школьников старших классов с работой юридической клиники, что содействует их профессиональной ориентации в области юриспруденции.

С сентября 2007 г. началось сотрудничество юридической клиники со средней школой № 47 г. Рязани, где созданы специализированные юридические классы.

Регулярно издается «Вестник юридической клиники при Академии ФСИН России», в который включены ответы консультантов на самые актуальные вопросы граждан. В свет вышли уже два выпуска «Вестника», причем один из них посвящен исключительно вопросам осужденных к лишению свободы. Материалы «Вестника» используются при написании курсовых, дипломных работ, проведении диссертационных исследований.

Деятельность юридической клиники регулярно освещается в средствах массовой информации (журналы: «Большой город», «Новый дом», газеты: «Рязанские ведомости», «Мещерская сторона»). Коллектив юридической клиники 17 ноября 2007 г. принял участие в записи телепередачи «Слушается дело» (телеканал Ren TV) на тему «Доступность правосудия». В настоящее время изготовлен информационный видеофильм о юридической клинике, завершается работа по созданию интернет-сайта клиники.

Основу клиники составляют ее консультанты. В настоящее время их 16: 5 слушателей 5 курса юридического факультета, 4 курсанта 3 курса юридического факультета, 3 студентки 4 курса юридического факультета, 4 студентки 3 курса юридического факультета. Координатор Юридической клиники - помощник начальника академии по правовой работе. Он осуществляет текущее руководство Юридической клиникой, разрешая широкий круг вопросов - помощь студентам-консультантам при подготовке ответа на обращения граждан, материально-техническое обеспечение клиники, различного рода организационные вопросы и т.д. График работы клиники: понедельник, среда, пятница с 10 до 12чис 15 до 17ч. Такой график позволяет оптимально согласовать деятельность клиники с учебным процессом. За время работы из консультантов Юридической клиники образовалась сплоченный коллектив, успешно справляющийся со своими задачами.

В перспективе развития клиники планируется развитие бесплатной психолого-правовой и социально-правовой помощи социально незащищенным слоям населения г. Рязани и области, а также проведение юридических консультаций с персоналом исправительных колоний Рязанской области.

Внедрение и активное использование таких форм учебно-научной деятельности, как ежегодные конкурсы студенческих работ, студенческие конференции и публикации работ студентов, участие в деятельности общественных научно-исследовательских лабораторий, юридической клиники позволяет более качественно развивать исследовательские способности и творческие навыки студентов, что в свою очередь оказывает существенное влияние на повышение уровня образования.

 

Автор: Данилова И.Ю.