24.08.2011 12932

Виды творческих диктантов, используемых в процессе формирования навыков грамотного письма (статья)

 

Первые попытки выделить основания классификации творческого диктанта были предприняты в 1963 году Т.А. Ладыженской в работе «Творческие диктанты».

Согласно данной классификации можно выделить следующие две разновидности творческих диктантов, которые используются на уроках изучения орфографии для формирования навыков грамотного письма.

1. Творческие диктанты с заменами.

При выполнении данного вида диктантов происходит замена одной грамматической формы, категории, конструкции другой в процессе записи текста. Возможна, например, замена отдельных слов в диктанте однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена данных в тексте слов или словосочетаний лексическими или грамматическими синонимами.

Чтобы произвести эту операцию, ученикам самостоятельно нужно определить то, что предлагается заменить, образовать требуемую форму или конструкцию и выполнить задачи правописания (в тексте даются трудные с точки зрения орфографии слова).

Творческие диктанты с заменами используются при изучении всех разделов школьного курса. Эффективность такой работы заключается в том, что в процессе написания учащимися разрешается сразу несколько задач. Школьники учатся понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), происходит практическое ознакомление учащихся с лексическими и грамматическими синонимами. Ученики должны уяснить не только сходство, но и различие в выражении мыслей, которое возникает при замене, обратить внимание на оттенки значений в лексической и грамматической синонимии. Это позволяет предупредить тавтологическое использование учащимися одних и тех же слов, форм и конструкций.

Этот вид творческого диктанта дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить навыки правописания. Такие диктанты требуют хорошего знания материала и несовместимы с механической работой.

Заменяя данные конструкции новыми, ученик должен:

1) учесть задание учителя;

2) вспомнить и подобрать слова (словосочетания), которые соответствуют заданию;

3) сопоставить полученное предложение с данным. Упражнения, требующие выполнения таких умственных операций, вызывают большой интерес учащихся. В то же время, как и всякий диктант, он служит закреплению навыков правописания.

2. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов).

Такие диктанты предполагают вставку в текст слов или словосочетаний, подходящих по смыслу и грамматически. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех этих случаях записанный учениками текст остается связным, а частотность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.

При использовании этого вида творческого диктанта преследуются в основном две задачи.

Первая - научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Выбор происходит в процессе диктовки, следовательно, ученики действуют самостоятельно. При этом, подыскивая нужное слово, школьники руководствуются лишь смыслом фразы, контекста.

Вторая - научить учащихся точно и ярко описывать предметы с помощью вводимых слов или словосочетаний. Трудность этой работы заключается в том, что ученик должен проникнуться замыслом, который вкладывал в текст автор, его восприятием и настроением, что, собственно говоря, очень сложно (даже если в предварительной беседе он будет раскрыт учителем). Следовательно, единого восприятия текста быть не может, у всех учащихся возникают различные ассоциации: «При творческом диктанте получаются различные варианты записи, что осложняет его фронтальную проверку». Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, необходимо конкретно сформулировать тему и обеспечить единство в восприятии того, что должно быть описано учащимися. Нужно, чтобы учащиеся имели в виду один и тот же конкретный предмет, одно и то же явление действительности.

Все диктанты на расширение текста развивают реакцию на слово, требуют хорошего знания изучаемой категории и правил правописания. Работая над таким диктантом, ученик должен:

1) учесть требования учителя (задание);

2) самостоятельно найти нужные для вставки слова или конструкции;

3) проверить, отвечает ли измененное предложение требованиям учителя.

Текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, должен быть связным. Он читается с пропуском слов, затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и самостоятельный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

Данный вид творческого диктанта можно проводить по картине, что дает возможность преодолеть формальный подход при выборе нужного слова.

Некоторые методисты рекомендуют использовать картину для запоминания содержания диктанта, особенно в работе над описанием. Картина усложняет условия задачи (дописываемое должно соответствовать изображенному на картине), но помогает легче подобрать нужное слово или словосочетание. Так как, выполняя работу, учащиеся исходят из того, что изображено на картине, можно говорить, правильно или неправильно найдено нужное слово, насколько оно выразительно и насколько точно с его помощью описывается предмет или явление.

В сравнительно небольших по объему текстах кратко описывается изображенное на картине. Используются репродукции с картин мастеров. Разумеется, по своему содержанию картина должна быть доступна для учащихся данного возраста. Только в этом случае можно преодолеть формальный подход к работе. При выборе картины нужно учитывать и то, что употребление учениками определенных грамматических средств должно быть естественным, то есть подсказываться самим содержанием картины (например, при описании картины пейзажного характера можно использовать прилагательные, определения и т.п.).

Перед написанием работы следует вывесить репродукцию, немного рассказать о художнике и его замысле. Затем читается приготовленный текст (при этом учитель может показывать на картине описываемые в тексте предметы). После этого перед учениками ставится задача: сделать данное описание картины более полным и ярким, вставив в текст слова определенной категории, называющие признаки изображенных предметов или действий и соответствующие изображенному на картине. Естественно, что при использовании картины необходимо дать каждому ученику возможность рассмотреть ее, иначе работа будет не облегчена, а, наоборот, затруднена. Диктовать текст следует медленнее, чем обычно, чтобы ученики могли обдумать прочитанное учителем предложение и подобрать нужные слова.

После записи всего текста можно провести общую проверку работы. Два-три ученика зачитывают свои работы, называя вставленные ими  слова, попутно проводится разбор трудных орфограмм. Если проверка не проводится, то на следующем уроке выполняется работа над ошибками, при этом главное внимание уделяется разбору найденных учащимися слов - насколько точно они подобраны и орфографически грамотно записаны.

В конце урока делается вывод о значении включенной в описание категории слов в нашей речи.

Этот вид диктанта вырабатывает навыки описания изображенного на картине, воспитывает внимание к слову и подготавливает учащихся к сочинению по картине.

Можно предложить ученикам продолжить данную работу дома:

– подготовить устно или письменно более полное описание картины, обратив внимание на детали, опущенные в тексте диктанта;

– продолжить описание рассказом о том, что произойдет после момента, изображенного на картине;

– подготовить устное сочинение на близкую тему, при этом записав план и некоторые наиболее важные моменты содержания;

– написать сочинение на близкую тему.

Как уже отмечено, труднее всего запоминается описательный текст. Запомнить его содержание помогает иллюстрация или картина, поэтому свободный и восстановленный диктанты, как и творческие, можно проводить по картине.

В этом случае вступительное слово должно быть связано не только с текстом, но и с картиной. Рассматривание ее предшествует первому чтению текста. Слушая тест, школьники сравнивают услышанное с увиденным на картине. При анализе текста тоже обращаются к картине. Также картина помогает подобрать нужные эпитеты.

При проведении по картине восстановленного диктанта работа будет промежуточной не только между диктантом и изложением, но и включит некоторые элементы сочинения по картине, знакомя с композицией такого сочинения.

Видовая классификация свободного диктанта была предложена Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым, Т.В. Напольновой в 1967 году в пособии «Свободные диктанты». В дальнейшем (в 1975 году) М.Т. Баранов в своей работе «О видах диктанта по русскому языку в 4-8 классах» систематизировал полученные данные. Виды диктантов, в том числе творческих и свободных, М.Т. Баранов характеризует в соответствии с целями проведения данного упражнения и выделяет обучающий и контрольный творческий и свободный диктанты. Диктанты, проводимые с разбором написанного, имеют обучающий характер, но помимо этого носят и элементы контроля, являясь практическими методами обучения. Если диктант пишется без разбора написанного текста, то есть самостоятельно, - это контрольный творческий или свободный диктант.

М.Т. Баранов, рекомендуя использовать творческий и свободный диктанты как «средство промежуточного контроля», указывает на место их применения, говоря, что эти диктанты целесообразны «в конце изучения темы в качестве способа проверки как орфографической и пунктуационной, так и речевой готовности к написанию очередного сочинения».

Но цели применения творческого и свободного диктантов требуют того, чтобы эти упражнения в первую очередь были использованы как средство обучения, а потом уже контроля.

Восстановленный диктант также как творческий и свободный может занимать весь урок или его часть. Он может быть обучающим или контрольно-обучающим, то есть на вопросы учеников учитель может отвечать до выполнения, во время выполнения или по окончании работы. Иногда полезно перечитать исходный текст после его восстановления. Цель такого перечитывания - не исправление уже написанного, а сравнение услышанного и написанного для корректирования последующих работ.

Виды диктантов М.Т. Баранов также характеризует и по времени предупреждения ошибок. Так, творческий и свободный диктанты могут быть предупредительными и объяснительными.

Обучающие творческие, свободные, а также восстановленные диктанты могут быть разных видов, к ним в одинаковой мере может быть применено и объяснение, и предупреждение, при этом восприятие учащимися диктуемого текста может осуществляться как на слух, так и зрительно.

Т.А. Ладыженская, Т.В. Напольнова и некоторые другие методисты на основе различий в способе восприятия диктуемого выделяют слуховые и зрительные диктанты.

Исходя из сказанного выше, в современной методике преподавания русского языка можно выделить следующие виды творческого, свободного и восстановленного диктантов, используемых в школе в качестве средства для выработки навыков грамотного письма.

1. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с предупреждением.

При проведении творческого, свободного и восстановленного диктантов с предупреждением после первого чтения текста ученикам предлагается ответить на вопросы по содержанию, затем перед записью предложения, абзаца или всего текста проводится предупреждение ошибок: незнакомые и «трудные» слова выписываются на доске, часть слов объясняется устно. Объяснение слов производят ученики, что наиболее ценно, а учитель помогает им лишь в случае затруднения. Учитель также должен приветствовать то, что школьники сами будут задавать вопросы, возникающие при написании диктанта, на которые преподаватель может ответить или отослать учащихся к словарю. Таким образом, проводится самостоятельная работа учащихся. Необходимо поощрять интерес учеников к выяснению «трудных» случаев правописания, так как это развивает внимание к написанию слов, вырабатывает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля, которые плохо развиты у учащихся 6-х классов или отсутствуют вовсе.

Разбор текста до его написания стимулирует употребление учащимися большего числа слов и предложений из него, но «вместе с тем, большой объем орфографической и пунктуационной подготовки... отрицательным образом сказывается на передаче учениками содержания».

При написании восстановленного, свободного и творческого диктантов необходимо учитывать подготовленность учеников к изложению текста и этап работы над тем или иным орфографическим материалом. Поэтому предупредительный диктант может помочь ученикам в формировании правописных и речевых навыков.

По поводу предупредительного диктанта К.Б. Бархин писал, что это «один из видов диктантов с предварительным сосредоточением внимания на орфографических явлениях».

Придавая особое значение предупреждению ошибок в процессе формирования орфографического навыка, многие методисты (Н.К. Кульман, А.В. Миртов, П.О. Афанасьев, И.Р. Палей, М.В. Ушаков, М.Т. Баранов, Н.Н. Алгазина, Е.А. Баринова, А.В. Текучев и другие) в числе упражнений по орфографии называют разные виды предупредительных диктантов. Они считают предупреждение лучшим упражнением, потому что орфографический разбор способствует запоминанию правописания слов, содержащих орфограммы, воспитывает орфографическую зоркость, приучает учеников вдумываться в текст. Это мотивируется необходимостью предупредить ошибки, которые, как правило, допускают учащиеся на этапе первичного применения знаний, когда очень важно не допустить закрепления ошибочных написаний в памяти учащихся.

Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснение и усвоив его, напишут слово без ошибок, поэтому после написания текста проверка его в классе не производится.

2. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с объяснением.

Диктанты с объяснением можно проводить в том случае, если ученики уже знакомы с методикой проведения творческого, свободного и восстановленного диктантов и текст-образец не вызывает у них трудностей с точки зрения жанра, стиля и правописания.

При проведении диктантов этого вида «трудные» случаи не предупреждаются, а анализируются и исправляются либо после написания предложения (творческий диктант), абзаца (свободный диктант), либо после написания всего текста (восстановленный диктант). Но целесообразнее проводить объяснение после того, как написан весь диктант, так как только при такой организации не нарушается целостное восприятие текста.

В пользу объяснения говорят такие его характеристики:

– объяснительный диктант совмещает в себе свойства предупредительного;

– эта форма требует от учащихся самостоятельности, так как приходится самим решать орфографические задачи в творческом письме;

– при объяснении написаний ученики приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать необходимость такого, а не иного варианта написания, формулировать по памяти правила, сопоставлять факты.

Но, несмотря на все его достоинства, по частоте применения на уроках русского языка он значительно уступает предупредительному диктанту. Отчасти это можно объяснить тем, что лучше предупреждать ошибку заранее, чем потом ее исправлять.

Процесс объяснения слов делает этот вид диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его обучающий характер.

3. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с комментированием.

Среди видов творческого и свободного диктантов М.Т. Баранов выделяет комментированный диктант без указания методики и границ его применения.

Отличие его от других видов диктанта в том, что объяснение текста (с орфографической точки зрения) производится в процессе самого письма, в то время как при предупредительном диктанте оно происходит до записи диктуемого текста, а при собственно объяснительном - после записи.

Сложность проведения диктантов этого вида, во-первых, заключается в том, что у школьников в процессе свободного воспроизведения текста получаются разные варианты записи, а комментирование в большей степени предполагает единообразное написание текста. Во-вторых, сложно добиться того, чтобы ученики выполняли работу еще и единовременно, поскольку процесс письма многих учащихся и комментирование во времени чаще всего не совпадают, так как одни школьники не торопятся при письме, а внимательно слушают «комментаторов» и предупреждение о возможных ошибках получают до записи текста, другие привыкли писать в присущем им темпе, не ожидая реплик «комментатора» и намного опережая темп его письма, а речевые сигналы, предупреждающие о возможных ошибках, воспринимают уже после записи текста и зачастую забывают исправлять ошибки. Даже сам «комментатор» никогда не может полностью объединить в один процесс письмо и объяснение.

По этому поводу Б.Т. Панов писал: «Психологические свойства нашего мышления таковы, что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах». Поэтому соотношение мыслительного процесса и акта письма у учащегося, комментирующего свои записи, может быть двояким: или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а затем сделает необходимые комментарии.

С точки зрения психолого-педагогических особенностей, позволяющих с наибольшей эффективностью организовать учебную деятельность учащихся, комментированный диктант во многом проигрывает предупредительному и объяснительному. Таким образом, следует отметить, что комментированный творческий, свободный и восстановленный диктанты не являются бесспорными и требуют экспериментальной проверки.

4. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с комбинированной подготовкой.

Этот вид диктантов может быть проведен следующим образом: перед записью первого предложения или абзаца идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующая анализируется после записи и заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Такой вид диктанта сочетает этапы обучения и проверки.

Комбинированный диктант проводится только после того, как учащиеся хорошо освоятся со всеми названными выше видами диктанта, овладеют техникой работы во время этих диктантов, чтобы учителю не приходилось отвлекаться и объяснять школьникам, что от них требуется при проведении комбинированного диктанта.

Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих типах уроков.

Применить этот прием можно к восстановленному, свободному и творческому диктанту, в котором одно предложение, абзац или часть текста воспринимается только на слух, другие же - на слух и зрительно.

Орфографический аспект присутствует во всех видах диктантов, так как при их написании происходит запоминание правописания вставленных слов путем фиксирования на них внимания.

На одном уроке возможны сочетания разных видов творческих, свободных и восстановленных диктантов, переход от более легких видов к трудным, например: диктант с предупреждением переходит в диктант с объяснением; от зрительных к слуховым, от обучающих диктантов к диктантам контрольного характера. Это заставляет учеников быть активными в течение всего урока.

Наши наблюдения показали, что творческий, свободный и восстановленный диктант - одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений.

В школьной практике эти виды диктанта применяется не очень широко, по сравнению с диктантом и списыванием. Таким образом, появляется пробел между репродуктивным и продуктивным видами работ. Из этого следует то, что в школе нет плавного перехода от чисто орфографических форм контроля к речевым. Если творческий, свободный и восстановленный диктант и используется, то чаще всего как речевое, а не как орфографическое упражнение. Учащиеся при написании творческого, свободного и восстановленного диктанта совмещают две важные задачи: самостоятельное создание письменного текста и соблюдение при этом орфографических норм. Поэтому, данные виды работ «вооружают учащихся как речевыми, так и орфографическими умениями».

 

Автор: Колесник Е.В.