24.08.2011 3594

Значение религиоведческих знаний в гражданском воспитании учащихся (статья)

 

Рассматривая проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо отметить ее конкретно-исторический характер. Гражданские качества личности определялись набором базовых ценностей, исходя из господствующего в данном обществе мировоззрения, понимания сущности и предназначения человека, которое оно провозглашает и проводит в социальной жизни. Классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что каждый народ имеет свой язык, свою культуру, традиции, свой собственный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием.

Социально-политические события, происходившие в России в XX веке, существенно влияли на определение качеств гражданственности и, соответственно, подходы к воспитанию гражданина в системе образования. Поэтому, с учетом нашей политической истории, развитие системы гражданского воспитания в России можно разделить на три больших этапа: царский, советский и постсоветский (Суколенов И.В.). В дореволюционной педагогике, неотделимой от христианского религиозного образования и воспитания, целью гражданского воспитания являлось формирование «верного сына Отечества», готового на служение основному триединству идеалов: духовному началу (вера), государственному началу (государство, русская земля), народному началу («за Отечество», то есть за народ), которое выражалось в известной формуле «За Веру, Царя и Отечество». Идеалом гражданина в системе воспитания учащихся в то время были жизнь и деятельность великих государей, святых подвижников, защитников Отечества и сильных духом, терпеливых страдальцев за общее дело из простого народа (П.Ф. Каптерев). Историческое развитие России складывалось так, что государство было вынуждено играть ведущую роль в жизни человека и общества. Общество и государство, развиваясь вместе, постепенно срастались и «государственность» стала чертой личности россиянина, наложила сильный отпечаток на систему образования в России и процесс гражданского воспитания школьников. Идея государственности была характерна как для дореволюционной, так и для советской систем воспитания.

Основы воспитания советского гражданина определялись идеями марксизма-ленинизма, а в отношении религии и религиозной культуры - атеизма. Основоположниками советской педагогики в области гражданского воспитания были И.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский. Они рассматривали гражданское воспитание как воспитание, прежде всего, политическое. Наиболее подробно и целостно, хотя и с ограниченных позиций классового подхода, пути воспитания советского патриотизма и пролетарского интернационализма, коммунистического отношения к труду, коллективизма и дисциплинированности были разработаны в трудах А.С. Макаренко, во многом развиты В.А. Сухомлинским. К 80-м годам XX века после проведения научно-педагогических исследований различных аспектов воспитания гражданственности в СССР была создана комплексная концепция гражданского воспитания, определившая морально-политические качества ведущими гражданскими качествами личности.

«Основным принципом воспитания был провозглашен классовый подход и коренное отличие советского воспитания от воспитания всех эпох и народов; целью воспитания стало формирование «нового человека», борца и строителя коммунизма, свойства и качества которого противопоставлялись общечеловеческим; основой воспитания стал всемогущий коллектив, а личность стала рассматриваться как явление производное, зависимое от коллектива; школе были переданы, по существу, все воспитательные функции, а семья - главный институт социализации личности - должна была лишь помогать школе. В воспитании были забыты семейный этикет, народные обычаи, национальные традиции, культивировалась идея бесконфликтности процесса смены поколений, создавалась идеологическая иллюзия о непротиворечивости вхождения молодежи в жизнь общества.... Среди идеологических стереотипов, определявших содержание воспитательной работы, укажем на воинствующий атеизм, борьбу с буржуазной идеологией, безусловный примат общественного над индивидуальным...».

Эта характеристика современным ученым воспитания гражданских качеств учащихся в советский период в целом отражает его особенности. Но, составляя концептуальную основу воспитательной деятельности в современных условиях, было бы ошибочным перечеркивать наследие дореволюционной и советской школ гражданского воспитания обосновывая это процессом деидеологизации современной системы образования. Несмотря на принципиальное идеологическое различие этих двух систем, обе они, каждая в своих условиях и на своей духовно-мировоззренческой основе, в целом успешно осуществляли гражданское воспитание молодежи, способствовали формированию социально активной личности, с чувством ответственности за собственные поступки и причастности к судьбе Отечества.

Сущность и цели воспитания молодежи в советский период нашей истории были обусловлены теми задачами, которые в ходе своего развития ставило перед собой общество. Так, сущность всестороннего воспитания и развития личности определялась как процесс достижения гармонии между умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием человека, в гармоническом взаимодействии и развитии его биологической, психологической и социальной структуры (Г.Н. Филонов). Пути и средства реализации комплексного подхода к формированию личности учащихся раскрывались на основе анализа воспитательного процесса в условиях советского общества, социально-педагогических особенностей воспитания в советской школе. Одновременно особенности гражданского воспитания в этот период определялись пониманием сущности и предназначения человека, которое оно провозглашало, т.е. социальным идеалом. Идеал включает черты социального типа, характерные для господствующего в обществе мировоззрения, идейные и нравственные постулаты, ценности образа жизни. Гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного. Воспитать юного гражданина - это прежде всего обеспечить ему возможность реализации потенциалов своей личности на пользу другим людям, коллективу, обществу.

Современная российская педагогика определяет целью гражданского воспитания подготовку учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. При этом сегодня акцент смещается с интересов государства на интересы личности, общества, семьи. Интересы государства рассматриваются как совокупность интересов отдельных личностей и общественных групп. Задача современного гражданского воспитания в том, чтобы, учитывая личные интересы и потребности, интересы и цели общества стали составной частью собственных убеждений каждого человека. Результатом гражданского воспитания выступает гражданственность, как сложное интегративное качество личности, которое можно рассматривать в 4-х аспектах: социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом.

«В социально-правовом аспекте гражданственность определяется, как-достаточный уровень демократического сознания, принятия будущими гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию к управлению государством... В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие. В социально-психологическом аспекте гражданственность - это чувства единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к Родине, решительность и стойкость в преодолении жизненных трудностей, участие в созидательном труде, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость. В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности учащегося, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами» (Суколенов И.В.).

В российском обществе сегодня формируется новая структура ценностей, которая во многом определяет духовно-нравственную обстановку в обществе. При этом в массовом сознании сегодня демократические ценности носят противоречивый характер. Вступление России в постсоветский этап развития, социально-экономические и политические преобразования в обществе вызвали, соответственно, изменения ценностных ориентаций не только у молодежи, но и у старшего поколения. Этот процесс протекает болезненно в силу постепенного вытеснения на периферию доминировавших ранее традиционных духовных, гуманистических российских ценностей в столкновении с новыми западными ценностями, ориентированными на развитие индивидуализма и прагматизма, на культуру «общества потребления». Поэтому сложность решения проблем гражданского воспитания школьников в современных условиях заключается в отсутствии единства взглядов в общественной и образовательной сферах на некоторые базовые мировоззренческие и этические принципы в современном российском обществе.

В других странах также существуют различные подходы к решению проблемы становления личности с демократическими ориентирами, существуют различные системы воспитания, сообразно характеру народа и пережитой им истории. В России, в силу самобытности ее исторического и культурного развития, принципиальным требованием к любым новым формам гражданского воспитания является сохранение национально-исторической преемственности, недопустимость изменения социально-психологического кода населения, выкристаллизованного тысячелетней историей нашей страны. Разрушая некоторые стереотипы тоталитарного мышления, сформированные в предшествующий исторический период, необходимо в содержании гражданского воспитания возродить историческую и культурную преемственность, сохранить все культурные ценности, сформированные духовно-нравственным опытом предшествующих поколений. Современный гражданин России должен остро чувствовать свое гражданское единство с предыдущими поколениями россиян, своими предками на протяжении всей более чем тысячелетней истории русской общественности и государственности.

«Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России...».Отметим, что это требование выделено первым пунктом в проекте «Национальной доктрины образования». Поэтому сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена деятельность современной общеобразовательной школы, в первую очередь определяется влиянием традиций отечественной культуры, ее духовными идеалами бескорыстного стремления к истине, добру и красоте в отношении к миру и окружающим людям.

Человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимает разрушительных идей и способен им противостоять в межличностных отношениях и социальной жизни. Знания отечественных религиозно-этических традиций, начиная от почтения к родителям в семье и кончая сознанием глубокой моральной ответственности перед своей гражданской Родиной, дает возможность активизировать гражданскую направленность воспитания в средней школе. В современной России определяющая роль в морально-этическом и социально-психологическом аспекте гражданственности по прежнему, как и в прошлом принадлежит онтологической связи гуманистических и христианских ценностей, представленных в содержании образования и обеспечивающих формирование целостного мировосприятия за счет расширения «поля культуры. Деформация этой онтологической связи не только деформирует гармоническое развитие гражданских качеств школьников в отношении к российской национальной культуре, но и препятствует приобщению учащихся к ценностям мировой культуры, в значительной степени основанных на этой связи.

Данные выводы подтверждает диссертационное исследование М.А Якобсон. «...Сиэтлские школьники проявили себя как более социально активные и ответственные. Они также были более склонны уважать моральный статус своих властей и традиционные религиозные ценности. Учащиеся московских школ в этом исследовании проявили тенденцию принимать решения в вопросах морали в зависимости от личных отношений и материальных условий жизни. Они склонны весьма низко оценивать роль государственных и общественных структур в поддержании нравственности в обществе. Не проявилось прямой зависимости их моральной ориентации от устоев православия, а также других религий. Однако, наметилась весьма сильное влияние нравственных установок времен тоталитаризма. По результатам данного кросскультурного исследования, московские старшеклассники (по сравнению с сиэтлскими) продемонстрировали меньшую готовность к жизни в свободном обществе, которая требует ответственности и искренней заботы об окружающих людях.

Учитывая сказанное, российским педагогам можно рекомендовать разработать программу нравственного воспитании, основанную на уважении духовной свободы личности, национальных духовных традиций. В российской школе, стремящейся воспитывать ответственных и любящих граждан своей страны, эти меры стоит проводить с позиций разностороннего укрепления подлинной духовной самостоятельности учащихся, основываясь на достоянии отечественной литературы, осмысляя и духовно осваивая историю своей страны и наро-да».

Основная цель гражданского воспитания - свободное усвоение личностью мировоззренческих, исторических и нравственных идеалов и ценностей российского общества, которые складывались на протяжении веков, в том числе под духовным влиянием традиционной религиозной культуры. Духовная сфера жизни общества и сегодня определяющим образом влияет на все другие сферы жизни современной России. Именно духовность позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, внести смысл в собственную жизнь, соотнести ее с жизнью своих соотечественников, сограждан.

В исследованиях современных ученых отмечается, что религиозное сознание, будучи одним из ведущих компонентов духовной культуры на протяжении всей истории человечества, может играть положительную роль в жизни и современного общества, в частности, специфически воздействуя на нравственное и правовое сознание. В то же время есть все основания полагать, что и повышение роли религии в нынешней российской действительности не является лишь простой данью моде или кратковременным следствием того обстоятельства, что марксистская идеология утратила господствующее положение в общественном сознании. Уже в 70-е гг. социологи во всем мире стали отмечать рост религиозности самых разных групп населения. К середине 80-х гг. были сделаны выводы о том, что «процесс секуляризации имеет внутренние ограничения» и оборотной его стороной является возрождение религиозности. И, наконец, к середине 90-х гг. широкое распространение получила точка зрения, что «десекуляризация мира - одно из доминирующих социальных явлений конца XX в.». Поэтому изменения в положении религии, наблюдающиеся в современной России, следует рассматривать как часть набирающего силу глобального процесса «возрождения религии» и, следовательно, как явление закономерное и отнюдь не кратковременное (Золотарев А.В.).

Формирование гражданских качеств личности тесно связано с содержанием духовно-нравственного воспитания и во многом основывается на последнем. Это свидетельствует об онтологической и гносеологической значимости содержания и методов духовно-нравственного воспитания для целей гражданского воспитания школьников. Тем более, что последовательное развитие отечественной философии и психологии привело к пониманию объективного субстанционального существования духовного и в природе, и в самом человеке (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, В.Т. Кудрявцев, М.А. Лифшиц, СЛ. Рубинштейн, Е.П. Самовичев, В.И. Слободчиков и др.). В этой связи, наука неизбежно должна напрямую обратиться к изучению этих явлений. При этом она может воспользоваться и своими методами и средствами исследования духовной реальности. В то же время, она должна включать теоретический и практический опыт, который накоплен историей развития веры и религиозной мысли.

Таким образом, воспитание гражданственности как совокупности качеств личности, интегрирующих ее, сохраняя историческую преемственность, в социокультурное пространство нашего общества, требует выработки понимания школьниками сущности, места и роли религии и религиозной культуры в нашем обществе. Изучение знаний о религии как социокультурном феномене является необходимым компонентом социльно-гуманитарного образования и предметом научного исследования наряду с другими сферами жизни общества: политической, экономической, социальной и др. К сожалению, в настоящее время нет единой, научно проработанной и педагогически обоснованной программы религиоведческого образования в средней школе. Отрывочный характер знаний о религии и религиозной культуре не дающий о ней целостного представления, снижает воспитательные возможности религиоведческого образования. Проблема заключается в том, какие знания, в каком объеме и как давать детям в светской школе. Ее решение определяется спецификой целей, задач и содержания религиозного и религиоведческого образования и воспитания.

Религиозное образование и воспитание находится в компетенции конфессиональных учебно-воспитательных заведений. Государственная же школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании» (Ст. 2, 14) и инструктивным письмом Министерства образования РФ от 19 марта 1993 года «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», согласно которому «в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание». Очевидно, что отношение школы к религии должно быть познавательным, а не вероучительным. Но при этом необходимо также учитывать, что в современном российском обществе живут люди, имеющие различные убеждения. Современная школа, содействуя взаимопониманию между людьми разных убеждений, обязана способствовать реализации прав учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений, учитывать существующий спектр мировоззренческих подходов. Узко научное, «позитивистское» видение не формирует у учащихся целостной картины мира.

Системное, педагогически организованное развитие личности учащихся предполагает знание ими основ и особенностей как научного, так и философского и религиозного видения мира, что решает задачу создания педагогических условий для полноценной мировоззренческой ориентации личности, предоставляет возможности для критического анализа и, соответственно, сознательного выбора мировоззрения. Кроме того, религию в массовой школе можно изучать как феномен культуры, одну из трех форм общественного сознания (В.В. Юдин) и исторический фактор в развитии и формировании цивилизаций.

Для развития гражданских качеств личности учащихся важны религиоведческие знания, приобретаемые ими в ходе учебно-познавательной деятельности, особенно в процессе социально-гуманитарного образования. В последние годы появилось много педагогических исследований в направлении активного использования религиоведческих знаний в содержании школьного образования и воспитания (В.И. Гараджа, Н.С. Гордиенко, Ю.А. Кимелев, Л.В. Колодин, И.Н. Яблоков и др.). К функциям религиоведческих знаний в воспитании и развитии личности учащихся обращены исследования Л.Н. Митрохина, Т.И. Петраковой, И.С. Свенцицкой. Проблемами формирования мировоззрения и гражданского воспитания учащихся средствами религиоведческого образования занимаются И.А. Галицкая, Ю.С. Гуров, И.В. Метлик, А.В. Мителягин и др. В их исследованиях подчеркивается, что религиоведческие знания в содержании школьного социально-гуманитарного образования составляют часть ис-торико-обществоведческих знаний культурологического характера о религии как феномене жизни личности и общества, части национальной культуры. Характеризуя мировоззренческую и предметную сторону религии, они содержат сведения о ней как способе самоопределения человека в мире и обществе, который несводим к другим способам мировосприятия и мироотношения. Религиоведческие знания выступают важным в современных условиях компонентом в процессе мировоззренческого развития старших школьников, необходимым составляющим в комплексе условий, обеспечивающих наиболее эффективные, «безболезненные» для личности пути познания мира и самоопределения в обществе. Они позволяют ответить на важнейшие для становящейся личности вопросы: Кто я? Откуда я? Какой я? Почему я такой?

В повседневном обиходе понятие религии, как правило, отражает черты конкретной религиозной традиции, наиболее распространенной в данном социокультурном пространстве. В России это православие или несколько шире - христианство, то есть христианские ценности и другие формы религиозности, а также традиционные религии народов России - ислам, буддизм и др.

Особая роль православия в становлении и развитии духовности и культуры России признается сегодня на государственном уровне. Современное возрождение в стране духовных традиций «неоспоримо свидетельствует о неисчерпаемом духовном потенциале русской православной культуры, о тяге к ней не только представителей старших поколений, не только верующих, но и самых широких кругов нашей молодежи. Стало быть, православные традиции могут и должны не только питать историческое сознание народа, но и во многих областях призваны направлять духовную жизнь нашего общества в будущем» (В.М. Филиппов).

Современная педагогическая теория и практика требует подходить к прошлому и настоящему человеческого общества и нашей страны с позиций цивилизационного, культурологического подхода, учитывать в обучении и воспитании школьников принцип культуросообразности. Роль религиозного фактора в становлении цивилизации и культуры нашей страны и во всеобщей истории, является одной из определяющих. Цивилизационный подход рассматривает всеобщую историю как историю конкретных народов, имеющих национальные, культурные, в том числе религиозные особенности. Поэтому сущность формируемых гражданских качеств личности учащихся в контексте этого подхода зависит от традиций отечественной культуры, принятых в ней духовных идеалов и ценностей. Ознакомление учащихся с духовно-нравственными идеалами и нормами традиционных религий как существенной части отечественного духовного и культурного наследия способствует формированию у школьников «объемного», целостного видения нашего общества в пространстве исторического времени, оптимизирует процессы социализации и инкультурации, дает возможность активизировать гражданскую направленность воспитания в средней школе.

Рассмотрим значение знаний о религиозной культуре в процессе гражданского воспитания школьников, используя в сопоставлении:

1) цели и задачи гражданского воспитания в современной российской общеобразовательной школе, а также законодательно установленные принципы государственной политики в области образования и требования к содержанию обучения и воспитания в общеобразовательной школе (Статьи 2, 14 закона РФ «Об образовании») и

2) религиозные традиции и установки по ряду общественно значимых проблем, в том числе по вопросам личной, семейной и общественной нравственности, проблемам экологии, отношению к труду, культуре, государству. Эти традиции и установки в 2000 г. были отражены в официальном документе Церкви по социальным вопросам - Основах социальной концепции Русский Православной Церкви.

В данном документе отмечено, что православный христианин призван любить свое земное Отечество, имеющее территориальное измерение, а также своих соотечественников. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботы об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. В отечественной истории идеалом для подражания могут служить, наряду с другими лицами и персонажами нашей истории, русские святые, прежде всего, в их державном, общественно активном служении российскому государству, народу, Отечеству. Образцом здесь можно назвать таких людей, как князь Владимир, князь Александр Невский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет Московский, недавно прославленный во святых великий русский флотоводец адмирал Федор Ушаков. Эти мировоззренческие принципы способствуют развитию таких гражданских качеств учащихся как любовь к нашей общей гражданской родине - России, ее общенациональным святыням, истории и культуре.

В отношении социального института семьи Концепция утверждает, что семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, приобретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушениями нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, за исключением особо оговоренных случаев. Такой взгляд вырабатывает ценностное отношение к семье, способствуют развитию таких гражданских качеств учащихся как любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе, ориентации на создание устойчивой многодетной семьи, что оказывается особенно значимым в современных условиях демографического кризиса российского общества.

Последние социологические исследования говорят о резком снижении среди молодежи значимости труда, об очень низкой направленности их интересов на трудовую деятельность. «...Происходит рост значения у молодежи ценностей материально-бытовой сферы, значимое место занимает забота о личном благополучии. Доминируют личные жизненные мотивы и преобладают экономические цели. В структуре ценностных ориентации современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. В новых условиях происходит существенная перестройка ценностно-мотивационных оснований труда. Выявлена низкая внутренняя готовность к труду, к производственной деятельности. Сама трудовая деятельность, интересная работа уже не является в молодежной среде показателем «хорошей жизни». Для части молодых людей это уже не признак удачно сложившейся личной судьбы и не является столь значимой жизненной ценностью в общей структуре их ценностных ориентации. В их оценках жизненного успеха трудолюбие, профессиональные возможности отходят на второй план, уступая место его облегченному, поверхностному восприятию. В сознании некоторых молодых людей трудовая деятельность связывается не с любимой работой и развитием своих способностей, а с материальной обеспеченностью и высокими денежными доходами, которые могут быть направлены на реализацию гедонистических потребностей».

Знакомство учащихся с традиционным религиозным отношением к труду способно влиять на перестройку ценностно-мотивационного отношения к труду у молодежи. По данной проблеме социализации детей и молодежи в Концепции выражается следующее суждение. Труд является органичным элементом человеческой жизни. Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа... Всем памятны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10). А святой Иоанн Златоуст призывал считать «бесчестьем не работу, но праздность. Примеры трудового подвижничества явили и ныне являют монахи монастырей. Их хозяйственная деятельность во многом была образцом для подражания, а основатели крупнейших иноческих обителей имели, наряду с высочайшим духовным авторитетом, и славу великих тружеников. Широко известны примеры усердного труда преподобных Феодосия Печерско-го, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и других русских подвижников. Христианское мировоззрение русского народа рассматривало труд как нравственное деяние, как богоугодное дело, а не как проклятие или тяжкую, угнетающую повинность. В «Поучении» Владимира Мономаха (кстати, изучающемся в базовой программе средней школы по литературе) труд - высшее мерило богоугодности человека. В замечательном памятнике русского быта XVI века «Домострое» отражен идеал трудовой жизни наших предков от крестьянина до князя, где проповедуется трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Знакомство школьников с идеалом отношения к труду как духовно-нравственному служению способствует, в противовес пропаганде отношений в «общества потребления», выработке такого качества,как желание активно участвовать в производительном труде для личностной самореализации и процветания всего общества.

Россия, всегда бывшая многонациональным и многоконфессиональным государством, дает примеры удивительной веротерпимости, которую писатель Ф.М. Достоевский определил как всечеловечность, а философ и правовед И.А. Ильин назвал наднациональностью. Для русских православных людей миссионерское, апостольское служение было неразрывно связано с заботой о распространении просвещения, смягчении нравов, облегчении жизни языческих народов.

Святой Феодосии Печерский проповедовал терпимость и человеколюбие ко всем народам разных вер, твердо следуя христианской заповеди любить своего ближнего, как самого себя. Современник Сергия Радонежского преподобный Стефан Пермский принес местным народностям в предуральские леса не только новую веру, но и письменность. Митрополит Тобольский Филофей (1650 - 1727) завел в Тобольске школы и типографии для малых народов, предостерегал, чтобы «неволею не крестили». В Иркутском Воскресенском монастыре митрополит Иннокентий (1680 - 1731) открыл первую в России школу китайского и монгольского языка, положив начало традициям русского китаеведения. Правительство управляло народами при помощи их традиционных религиозных авторитетов. Императрица Екатерина назначала ламам и муллам казенное содержание. Изучение различных аспектов - фактических исторических, нравственных, героических, проблемных и др. межрелигиозных отношений в России способствует выработке у школьников такого гражданского качества, как уважение ценностей своей национальной культуры и культуры других народов России, способность к гражданскому сотрудничеству с представителями разных национальностей и вероисповеданий в российском обществе.

Высшие авторитеты Христианской Церкви учили, что социальный институт государства есть результат божественного установления для поддержания порядка, законности в обществе, защиты от внешнего врага. Бог предоставил людям возможность устроить свою общественную жизнь,исходя из их свободного волеизъявления, поэтому природа и особенности государства находятся в тесной связи с нравственным состоянием самого общества. Апостолы учили христиан повиноваться гражданским властям (кроме вопросов веры) независимо от их отношения к Христианской Церкви. Знакомство с такими мировоззренческими взглядами, глубокими духовно-нравственными оценками способствуют выработке у школьников такого гражданского качества личности, как уважение Российского государства - высшей формы самоорганизации российского общества, понимания целей и задач его деятельности.

Отношение к Российскому государству, как гражданской ценности, ныне особенно ослаблено у существенной части общества, в том числе среди учащейся молодежи, о чем убедительно свидетельствуют как социологические опросы, так и отношение населения к выборам органов государственной власти и местного самоуправления. В этих условиях знакомство учащихся с пониманием сущности и задач государства в традиционной русской духовной культуре может способствовать выработке сознательного и ответственного отношения школьников к Российскому государству как главной формы самоорганизации российского общества, преодолению отчуждения от решения социальных задач, выработке активной жизненной позиции по этому вопросу.

Православное христианство никогда не противопоставляло власть светскую и духовную, а действовало по принципу: Богу - Божье, а кесарю - кесарево. Участвуя в управлении государством и политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия, на заботе о духовном и материальном благе людей. Знакомство с этими религиозными традициями способствует формированию у школьников правового сознания, воспитанию правовой культуры, что выражается в формировании такого гражданского качества, как уважение к российским законам (законопослушание), готовности к активной политической деятельности в рамках действующего законодательства, правового поля.

Позиция Христианской Церкви в отношении выполнения гражданином своего воинского долга, выраженная в Концепции, состоит в том, что признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Церковь причислила к лику святых, относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Во все тяжелейшие периоды в истории нашей Родины российский народ проявлял величайшие чудеса храбрости, мужества и самопожертвования - от простых крестьян до великих князей: князь Дмитрий Донской, монахи Пере-свет и Ослябя, староста Минин и князь Пожарский, крестьянин Иван Сусанин, полководец Александр Суворов, герои Великой Отечественной войны 19411945 гг. - и среди последних было множество тех, кто осознавал свой воинский долг в религиозных понятиях и категориях как служение своему земному Отечеству. Знакомство школьников с этой традицией отечественной духовной культуры способствует формированию у детей и молодежи такого гражданского качества, как готовность к защите Отечества, выполнению воинского и патриотического долга в условиях опасности для Российского государства и общества.

Уважение жизни и здоровья сограждан, гуманизм в межличностных отношениях в обществе, являющиеся важнейшим нравственным основанием воспитания гражданственности, заложены в ветхозаветных заповедях Библии и развиты в Новом Завете, Нагорной проповеди Иисуса Христа. Библейские нравственные нормы, по убеждению многих выдающихся русских и зарубежных историков, философов, социологов, стали основой представлений об общечеловеческой морали, составили этический базис всей европейской цивилизации.

В Нагорной проповеди нашли концентрированное выражение нормы христианской морали, поставившие гуманизм в межличностных отношениях на новую высоту, по сравнению с ветхозаветными нормами справедливости. Жертва за ближнего, добро как универсальная ценность, милосердие как высшая форма справедливости (в противовес ветхозаветному «око за око и зуб за зуб») вошли в плоть и кровь европейской и русской культуры, народных традиций и образа жизни нашего общества. И ныне, при явном ожесточении межличностных отношений в условиях социального и экономического неблагополучия, знакомство с этими принципами взаимоотношений людей в обществе способно оказать на школьников благотворное нравственное воздействие, способствовать развитию позитивной культуры межличностных отношений в среде учащихся, улучшению психологического климата в ученических коллективах.

Принцип личностного начала, который христианство утверждало в противовес «растворению» человека в социальном и природном окружении, характерном для религии и культуры язычества, способствовал формированию европейской традиции антропологических представлений, а позднее - современной культуры понимания уникальности каждой человеческой личности, сущности неотъемлемых прав человека и гражданина.

Так христианская религиозная традиция заложила основы такого базового принципа гражданственности в современной цивилизации как уважение гражданских прав и свобод личности в общества, охраняемых законом - политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова и др.

Бережное отношение к окружающей среде, стремление сохранять и благоустраивать природную среду проявляется в одном из ключевых мировоззренческих принципов христианской религиозной традиции - понимании единства и целостности сотворенного Богом мира. Растительный, животный и человеческий миры тесным образом взаимосвязаны. С христианской точки зрения природа есть не вместилище природных ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления человеком, но данный человеку дом, где он является ответственным домоправителем, а не безраздельным хозяином, а также храм, в котором он - священник, призванный «привести» к Богу все Творение.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что основные религиозные традиции и установки по ряду общественно значимых проблем, в том числе по вопросам личной, семейной и общественной нравственности, проблемам экологии, отношению к труду, культуре и государству, сформулированные крупнейшей религиозной организацией в России - Русской Православной Церковью в её официальном документе - Основах социальной концепции, не только не противоречат целям и задачам гражданского воспитания в современной российской школе, законодательно установленным принципам государственной политики в области обучения и воспитания детей и молодежи в системе образования и требованиям к содержанию обучения и воспитания в общеобразовательной школе, но и во многом с ними совпадают. Это сочетание, согласие в ряде основных целей воспитания позволяет выявить общегражданский воспитательный потенциал ценностей религиозной культуры, образует педагогическое пространство для развития воспитательных возможностей светской школы при изучении знаний о религиозной культуре в содержании общего историко-обществоведческого образования.

 

Автор: Кондратенко И.Н.