24.08.2011 4569

Развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории и обществознания (статья)

 

В начале 90-х годов перед разработчиками исторического и обществоведческого образования встала проблема формулирования новых воспитательно-образовательных целей и содержания, соответствующих объявленному демократическому курсу развития российского общества. Историки и обществоведы начали преодолевать мировоззренческий и нравственно-ценностный вакуум, активно участвовать в поиске целей и приоритетов содержания образования и воспитания. Круглые столы, дискуссии, форумы, семинары заполнили педагогические издания и средства массовой информации. Их результатом явилось, начиная с первой половины 90-х годов, появление нескольких десятков новых учебных программ и учебников по истории и обществознанию.

Анализ содержания базовых программ и учебников по истории и обществознанию за последние 10 лет, проведенный нами, выявил их значительную эволюцию в отношении содержания и качества религиоведческих знаний. Видимые изменения проходили два этапа: первый - с 1990/91 годов по 1993/94 годы, второй - с 1994 по 2001 год.

Первый этап характеризовался постепенным удалением атеистического содержания и одновременным внесением культурологических знаний о религии. К характерным недостаткам в этот период можно отнести разрозненность и обрывочность религиоведческих знаний. Культура религии и Церкви, рассматривавшиеся ранее с позиций марксистско-ленинской идеологии, становятся предметом дискуссий. При этом традиционные религии народов России зачастую не отделяются от мифологии или ставится в один ряд с политическими доктринами и социальными концепциями. Сохраняется резкое противопоставление материального и идеального в культуре, науке и религии, продолжает сохраняться преувеличение роли социально-экономического фактора в развитии общества. В то время как новые учебные курсы обществознания стремительно обновляются правовыми, политическими и экономическими знаниями, содержание образования в области духовной культуры общества обновляется существенно меньшими темпами.

Наиболее распространенным в средней общеобразовательной школе и близким к решению задач гражданского воспитания школьников был истори-ко-обществоведческий учебный курс авторского коллектива под руководством профессора Л.Н. Боголюбова под названием «Основы современной цивилизации». В отличие от устаревших обществоведческих курсов, в основу этого курса был положен цивилизационный подход к общественно-историческому развитию. Раздел программы и учебного пособия «Духовная жизнь современного человека» содержал религиоведческие знания, позволявшие рассматривать духовно-ценностные ориентации личности и общества. Однако в данном пособии не было развернутого определения религии, понятий религиозного культа и религиозной веры, отсутствовали основные элементы религиозной картины мира, веротерпимость трактовалась в понятиях экуменизма. Поэтому в первой редакции данного курса отразились многие недостатки, свойственные переходному периоду в развитии обществоведческого образования, его становлению на новые правовые и идейно-мировоззренческие основы.

Второй этап изменения базовых программ и учебных пособий по истории и обществознанию, в том числе в содержании религиоведческих знаний был инициирован инструктивным письмом Минобразования России № 47/20-11п от 19.03.93 г., отменившим письма Министерства просвещения РСФСР от 24.08.71 г. № 389 «Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений»; от 09.08.74 г. № 357-М «Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы»; от 15.04.84 г. № 4-14/130/33-24/14-446/16 «О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений Июньского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС», как противоречащие новым федеральным законам «Об образовании» и «О свободе вероисповедания».

Процесс обновления содержания религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания еще более ускорился после публикации справки коллегии Минобразования России № 24/1 от 28.12.94 г., где была определена стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Эта стратегия, в частности, определила в качестве приоритетной задачи гражданское образование и воспитание и предусматривала освоение каждым человеком трех кругов ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных). А так как традиции отечественной культуры, духовные идеалы и ценности в России в значительной мере складывались под влиянием православного христианства (у других народов России - соответствующих традиционных религий), это ориентировало разработчиков учебных пособий и программ на активное использование отечественной духовной традиции в развитии содержания образования, в том числе гражданского воспитания школьников.

В системе среднего образования начался активный период развития вариативных форм обучения и воспитания, что было связано с появлением негосударственного светского образования (в том числе конфессионального - православных и др. школ, детских садов, гимназий), а также установкой на развитие самостоятельности (автономности) образовательных учреждений в развитии своей образовательной программы. Организационно эта установка была подкреплена выделением в учебном плане инвариантной базовой части (федеральный компонент образования) и вариативной (региональный и школьный компоненты образования) с соответствующим распределением учебных часов. В школах появляется множество новых учебных курсов, в том числе мировоззренческих и религиоведческих, которые преподаются как дополнительные в отношении базового историко-обществоведческого образования в вариативной части учебного плана.

В Письме Министерства образования Российской Федерации «О преподавании курсов истории и обществоведения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1994/95 учебном году» указывается, что в базисный учебный план средней общеобразовательной школы входит образовательная область «Общественные дисциплины», которая может включать такие предметы, как история Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, экономика, политология; дисциплины, отвечающие потребностям региона, интересам учащихся; специальный предмет граждановедение. Образовательная область может быть представлена как отдельными предметами, так и интегрированными курсами. Предлагаемые традиционные и инновационные курсы призваны обеспечить новое качество гуманитарного образования, воспитать гражданина России.

В свете новых задач исторического и обществоведческого содержания образования вновь создаваемые программы и учебные пособия содержали существенные позитивные изменения. Во многих учебниках стали даваться различные оценки исторических личностей и теорий, которые ранее давались исключительно на основе атеистических убеждений и классового подхода, что приводило к унижению отечественной истории, ее выдающихся деятелей в глазах учащихся. Определились разнообразные подходы к историческим событиям, явлениям. Выявилось стремление большей части авторов к объективности, взвешенным оценкам религиозного фактора в жизни человека и общества, возросло количество религиоведческих знаний в содержании исторического и обществоведческого образования.

В настоящее время существует несколько типов учебных пособий по обществознанию: для модульных, интегративных курсов и практико-ориентированных пособий. Наибольшее распространение получили пособия для модульных курсов, в основе которых заложены знания конкретных общественных наук - социологии, политологии, культурологии, экономики. Учебные пособия для интегрированных курсов содержат знания целого комплекса общественных наук. Практико-ориентированные учебные пособия рассматривают отдельные события, реальные жизненные ситуации, при, этом научные, знания помогают разобраться в данных проблемах. Интегративные учебные курсы в условиях перегрузки учащихся являются наиболее применяемыми в школе. Но именно здесь и проявляются недостатки в отборе содержания, логики и структурировании знаний, а также выборе методологических подходов. «В ряде случаев торжествует откровенная эклектика. Так, в изложение, выдержанное в основных разделах в марксистском духе, включаются религиозные, и даже мистические элементы. Объяснение одних явлений и процессов (правовое государство, гражданское общество) дается в духе либеральных ценностей, других (семья, духовная культура) - с позиций традиционно-консервативных взглядов. Большевистски трактуемая социальная справедливость соседствует с вполне «буржуазной» теорией стратификации».

Примерно из трех десятков современных всевозможных обществоведческих пособий, работающих на гражданское образование и воспитание учащихся 9-11 классов, религиоведческим знаниям отводится значительное место в курсах Л.Н. Боголюбова, П.С. Гуревича, О.В. Кишенкова, А.И. Кравченко, А.Ф. Никитина, С.В. Тырина.

В новом интегрированном обществоведческом курсе для старшеклассников «Человек и общество» авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, переизданном в 1995 г., религиоведческие знания были существенно дополнены и систематизированы. По-новому представлен параграф «Религия в современном мире» в главе «Духовные ценности современной цивилизации». В параграфе дано определение и характеристики феномена религии, более значимо представлена роль религии в современном мире как носительнице культурных ценностей. Веротерпимость и свобода совести представлены как духовные ценности. Внесенные в учебный курс изменения значительно увеличивают возможности использования религиоведческих знаний в процессе формирования гражданских качеств личности учащихся. Данный курс сегодня является наиболее распространенным в российских школах.

Оптимальный уровень интеграции религиоведческих знаний в содержании обществоведческого образования достигнут в новом учебно-методическом комплексе по обществознанию авторского коллектива под руководством А.Ф. Никитина (А.Ф. Никитин, И.А. Галицкая, Е.С. Королькова, И.В. Метлик, Н.Г. Суворова, Н.И. Тюляева). Квинтэссенцией содержания этого учебника является целенаправленная установка авторов на гражданско-патриотическое воспитание и нравственное развитие учащихся, опирающееся на традиции отечественной духовной культуры - как в светском, гражданском, так и в религиозном ее выражении.

Аналогичные процессы происходят при обновлении содержания исторического образования. В настоящее время оно также представлено множеством вариативных учебных курсов, программ, учебных пособий. Объем религиоведческих знаний за последние несколько лет в них значительно увеличился, а качество повысилось. В отсутствии единой концепции исторического образования, сложно оценивать качества представленных курсов и учебных пособий, написанных на разных методологических основах. Вместе с тем, в контексте данного исследования, с точки зрения состава и качества религиоведческих знаний, наиболее удачным можно считать курс авторского коллектива В.И. Буганова, П.Н. Зырянова, А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до 1917 года». Содержание этого курса принципиально направлено на развитие гражданско-патриотических чувств школьников. Воспитание гражданских качеств учащихся осуществляется на примерах жизнедеятельности выдающихся отечественных личностей, раскрытии духовно-нравственной, в том числе религиозной, мотивации их идей и поступков. В содержание пособий этого курса хронологически введены отдельные параграфы о духовной культуре России, а также истории и культуре Русской Православной Церкви, образующие в курсе и пособии логическую систему взаимосвязанных религиоведческих знаний.

Значительно изменен и качественно доработан, в том числе и на предмет содержания религиоведческих знаний, в 2001 г. учебный курс для 10-11 классов общеобразовательных учреждений И.Н. Попова «Российская цивилизация IX - начало XX века». Он отличается от остальных курсов весьма сложной внутренней структурой и логикой. В основе его методологии лежит теория локальных цивилизаций А. Тойнби, определившая важнейшим фактором формирования и развития цивилизаций религиозные верования народов. Поэтому-красной нитью через весь курс проходит идея создания религиями народов «великой традиции», включающей в себя нормы поведения, культурные ценности и культурные идеалы, создающей неповторимую цивилизацию, в том числе и российскую.

В учебном курсе исследуется воздействие на национальную культуру западноевропейских норм, ценностей и идеалов, а также культурных традиций мусульманского Востока. Дан анализ основных этапов роста общественного самосознания в стране: от языческого родоплеменного к христианскому, православному, национальному, имперскому, современному и до глобального. Совмещение в курсе истории российской цивилизации государственнического и демократического аспектов позволяют одновременно воспитывать гордость российского гражданина за свою страну и развивать самокритичный взгляд на ее историю. История российской цивилизации рассматривается как материал для творческого развития самосознания учащихся и осмысления ими перспектив дальнейшего развития общества и государства. Этому способствуют предусмотренные автором практические и семинарские занятия по документам к отдельным параграфам религиоведческого содержания, например: «Роль идеала Правды в русской истории», «Христианство. Одна религия, два мировоззрения», «Патриархальная русская семья в XVI веке», «Национальное сознание п национальные предрассудки», «Ценности государства и ценности общества в сознании русского чиновничества первой половины XIX века», «Иерархия коллективных и индивидуальных ценностей в сознании русского крестьянина», «Зло во имя справедливости», «Марксизм и идеалы русской традиционной культуры».

Многие знания о религии содержит и учебное пособие для учащихся 10-11 классов «История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века» В.М. Хачатуряна. Это учебное пособие знакомит школьников с основными закономерностями и направлениями развития мирового цивилизационного процесса. Религиоведческие знания содержатся в отдельных параграфах, преимущественно в разделах о духовном мире конкретных обществ: древних цивилизаций, европейского средневековья, Византии, цивилизаций Востока, а также в разделе культуры и народных верований России. Но воспитательный потенциал данного пособия незначителен в силу его слабой методической разработки. Обилие имен, фактов, сложных терминов затрудняет усвоение школьниками религиоведческих знаний и снижает их воспитательные возможности. Системно-понятийный характер подачи материала рассчитан скорее на студенческую аудиторию, чем на школьников. Получаемая информация носит больше справочный, а не учебный характер. Гражданский воспитательный потенциал религиоведческих знаний почти отсутствует, так как за исключением семинарских занятий, учебное пособие рассчитано на передачу учащимся формальных знаний, а не на их личностное развитие, слабо формирует мотивационную сферу и общеучебные умения.

Учебник по всеобщей истории для 10 класса общеобразовательных учреждений О.В. Волобуева, В.А. Клопова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина «Россия и мир. История с древнейших времен до конца XIX века» знакомит учащихся с основными тенденциями мирового общественного развития от Древнего Востока и античности до XIX века. При этом авторы учебника вписывают Россию в круг европейской цивилизации, выделяя отдельные периоды в ее истории, а также влияние восточных держав. Присутствует описание цивилизационных особенностей России от Запада и Востока. Исторический материал подается в обобщенном, кратком виде. Подробнее анализируются исторические ситуации и причинно-следственные связи. Религиоведческий материал присутствует в минимальном количестве, соответственно и воспитательный потенциал религиоведческих знаний при преподавании истории по данному курсу, оказывается реализованным не полностью.

Учебное пособие по истории Отечества для 9 класса общеобразовательных учреждений «История России» под редакцией АА. Данилова и Л.Г. Косулиной 1996 года было предназначено для использования в качестве переходного пособия по истории за период с 1900 по 1994 год и содержит необходимый теоретический и фактический материал. Но знаний о религии в жизни общества, религиозной культуре в данном пособии практически нет. Только в параграфе о духовной жизни России после прихода к власти большевиков есть страница, посвященная взаимоотношениям Церкви и молодого советского государства.

Позже данное пособие было переработано и дополнено и в 2001 г. вышло под названием «История государства и народов России. XX век» для учащихся 9 класса. Новый учебник является заключительной частью курса истории государства и народов России и отражает главные события политической, экономической и культурной жизни России в XX веке, освещает проблемы взаимоотношений государства и личности, прослеживается путь развития этносов в российской истории. Хотя явно односторонне идеологизированные разделы из учебника изъяты, ограниченность в освещении религиоведческих знаний указывает на определенную преемственность в подборе исторического содержания. Из нового учебника был исключен единственный религиоведческий раздел об отношении большевиков к религии и Церкви, имевшийся в предыдущем издании. При этом добавлен раздел о влиянии религии и Церкви на общественное сознание в параграф о духовной жизни современного российского общества, где сказано, что к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считает себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Указав на столь значительное изменение в общественной жизни России, авторы, тем не менее, никак не отразили это изменение в отношении россиян к религии в других разделах пособия, не включили религиоведческие знания в характеристику важнейших событий отечественной истории в XX веке. В том же разделе было отмечено, что «демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих». Это положение, по нашему мнению, явно устарело, так как бороться с деструктивной деятельностью радикальных религиозных сект, разрушающих личность, культуру и общество, должны не столько традиционные религиозные конфессии, но, прежде всего, государственные структуры, все другие социальные институты, в том числе общеобразовательная школа.

Данный пример характерен для учебных пособий, авторы которых явно занижают роль религиозной сферы в жизни общества (парадоксально не реагируя на приводимые ими же кардинальные изменения в этой сфере, которые фиксируются социологическими опросами). К числу таких пособий относится и учебник по истории для учащихся 11 класса общеобразовательной школы В.П. Дмитриенко, В.Д. Есакова и В.А. Шестакова «История Отечества XX век». Он охватывает политические и экономические события России с 1917 до 1993 года, при этом вопросы культуры и религии в пособии практически не затрагиваются, в связи с чем возможности гражданского воспитания учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в данном учебнике практически отсутствуют.

Учебник по новейшей истории Отечества «История России. XX век» для 11 класса В.П. Островского и А.И Уткина освещает период от начала XX века до событий середины 1995 года. Учебник содержит необходимый фактический и теоретический исторический материал, фрагменты исторических свидетельств и документов. Особое внимание в книге уделено характеру государственной власти и ее изменениям. В связи с этим в учебнике описаны взаимоотношения Церкви и государства в годы «красного террора» и в период Великой Отечественной войны. Такой односторонний подход к отечественной истории имеет право на существование (в условиях вариативности общеобразовательных программ и пособий), но он также препятствует полноценной реализации воспитательного потенциала знаний о религии и религиозной культуре в содержании исторического образования. Это особенно заметно в данном пособии, обращенном на политико-правовой аспект истории Отечества.

Указанные выше недостатки и пробелы религиоведческих знаний, продолжающие сохраняться в содержании базового исторического образования, в некоторой мере компенсируют специальные методические разработки для преподавания истории в школе, направленные на получение религиоведческих знаний (А.Ю. Головатенко, И.И. Павлова, Е.Ю. Попова и др.).

Так, пособие А.Ю. Головатенко представляет собой разработку учебного курса истории для старших классов общеобразовательной школы и содержит материалы для рассказа учителя по истории Русской Церкви с XIII по XVIII век. В пособие включены адресованные школьникам вопросы и задания разного типа и уровня сложности по религиоведческой тематике; тексты для подготовки ученических сообщений, фрагменты документов и отрывки из работ историков, снабженные пояснениями и заданиями для анализа источников, справочная информация, краткие методические рекомендации. Материал данного пособия ориентирован на интеграцию в преподавание истории Отечества необходимых для воспитания гражданских качества учащихся религиоведческих знаний в форме дополнений к разделам базовой программы, либо в форме небольшого самостоятельного курса для старшеклассников (при концентрической структуре историко-обществоведческого образования) на 20-30 учебных часов.

Он включает, в частности, такие темы, как: Тема 1. Русская Церковь и Золотая Орда (2 или 3 часа, в том числе 0,5 часа или 1 час для введения учеников в проблематику курса); Тема 2. Русь в XIII - XIV столетиях: самоопределение религиозное и политическое (3 или 4 часа); Тема 3. Церковь и светская власть в XIV веке (2 или 3 часа); Тема 4. Церковь и Московское государство в XV - XVI столетиях (3 или 4 часа); Тема 5. Западнорусская православная Церковь в XVI веке (2 или 3 часа); Тема 6. Учреждение патриаршества в Москве (2 или 3 часа); Тема 7. Церковный раскол XVII века (от 3 до 5 часов); Тема 8. Церковная реформа Петра Первого (от 3 до 5 часов, в том числе I час для обобщения изученного).

Таким образом, учитель получает основной необходимый материал для полного, всестороннего рассмотрения истории Отечества в этот период, а вместе с тем - возможность использовать эти религиоведческие знания в воспитании учащихся.

Автор пособия не только обосновывает значимость религиоведческих знаний для исторического образования, формирования исторического сознания школьников в обучении, но и указывает на существенные, по его мнению, методические трудности и проблемы при их передаче учащимся.

«Сегодня уже не приходится доказывать, что история Церкви - неотъемлемая часть изучаемых в светской школе курсов отечественной и всемирной истории. Авторы современных программ и учебников не скупятся на часы и страницы, посвященные ключевым эпизодам развития Церкви, ее отношениям с государственной властью или особенностям сословного положения духовенства в различные эпохи. При этом, однако, Церковь чаще всего рассматривается только как один из институтов общества, как субъект политической борьбы, а особенности вероисповедания анализируются как некая система идей, существующих в одном ряду с социальными доктринами, политическими концепциями, революционными теориями и т.п.

Такой подход достаточно привычен отечественным учителям и методистам; у него есть, однако, серьезные недостатки. Нарочито секулярный язык, которым многие современные ученые и авторы учебников рассказывают о крещении Руси или о противостоянии папства и империи, о византийских иконоборцах или о московском расколе XVII столетия, приводит к подмене одних понятий другими; язык этот оказывается непригодным для адекватного анализа жизни людей, вполне искренне соизмеряющих свои поступки с религиозными ценностями. В результате формируются искаженные представления о мотивах и устремлениях участников Крестовых походов или о целях Крымской войны, о смысле споров нестяжателей с иосифлянами или об особенностях политического строя Женевы при Кальвине. Некоторые учителя, например, всерьез предлагают школьникам рассказать о взаимоотношениях Церкви и общества в XVII в., как бы забывая (или действительно не догадываясь), что для православного сознания жителей Московского царства Церковь и общество - это одно и то же, что Церковь включает в себя не только священнослужителей, но и мирян».

На это обстоятельство, чрезвычайно важное при изучении знаний о религии и религиозной культуре, указывают и другие ученые, педагоги, причем не только историки, но и филологи, преподаватели художественной культуры и даже естествознания как в средней школе, так и в вузе (А.А. Волков, В.В. Воробьев, А.Ю. Евдокимов, Г.Н. Мелехова, А.Ю. Соловьев, Т.Н. Петракова, В.Ю. Троицкий, А.Н. Ужанков и др.).

«Излагая историю Церкви в терминах социологии XX столетия, - продолжает рассуждать Головатенко - мы почти неизбежно впадаем в модернизацию прошлого и внушаем ученикам несколько фантастические представления. Сергий Радонежский превращается в борца за национальное освобождение, Радищев - в приверженца материалистических воззрений, средневековые еретики изображаются как сторонники атеистического вольнодумства, а отлучение Льва Толстого трактуется как акт правительственного произвола. Гиперкритический секулярный взгляд не замечает очевидного и часто подменяет действительность измышлениями, а живой процесс - малоубедительной схемой.

В современной отечественной школе существует, однако, и иная тенденция, сопряженная с беспроблемным, лубочным толкованием истории Церкви. В этом случае ученики усваивают взгляд на православие как на национальную религию русских; развитие земной Церкви изображается в идиллическом духе; эту идиллию несколько нарушают только склонные ко всяческим козням недоброжелатели-латиняне да усвоившие западные идеи вольнодумцы. В итоге познание подменяется псевдопатриотическим умилением. Попытка совместить агиографию с историографией, а анализ с апологией - явно неплодотворный путь изучения церковной истории. Очевидно, что некритический взгляд на прошлое и настоящее православия столь же неуместен на уроках истории, как и отчужденная критика, основанная на недоразумениях, схематизации и смешения религии с идеологией».

К еще одному методическому недостатку знаний о религии, которые преподаются в современной школе и на который указывают ученые можно отнести то, что они в большинстве случаев подаются исключительно как культурологически-краеведческие. Внимание учащихся заостряется на отдельных деталях быта, нормах поведения, церковном календаре, но не всегда реализуется философско-исторический подход к фактам и явлениям, анализ влияния религии на ход исторических событий. Л в религии главное мировоззренческое содержание, которое обращено к вопросам о человеке, мире и обществе. Религиоведческие знания активны на стыке онтологии и теории познания, в социальной философии, философии истории, в культурологии, этике и эстетике, психологии и лингвистике, политологии и этнологии, археологии. Даже последние достижения науки в области медицины, психологии, физики и космологии по ряду проблем оказываются тесно связаны с различными аспектами религиозного мировосприятия.

Как видно на приведенных выше примерах, содержание религиоведческого образования - знаний о религии и религиозной культуре в современных школьных курсах истории и обществознания еще далеко не полностью адекватно социально-исторической действительности как в современности, так и, особенно, в прошлые исторические эпохи, что и отмечают специалисты в области содержания и методики общего образования.

В этой связи особую актуальность приобретают научные педагогические исследования, направленные на разработку содержания и методических аспектов воспитания учащихся при изучении религиоведческих знаний. Такие исследования активно проводятся во многих регионах России.

Например, в диссертации И.И. Павловой «Формирование единства гражданского сознания и поведения у подростков в современной национальной школе (на примере деятельности школ Чувашии)» обстоятельно раскрывается методика формирования гражданских качеств на занятиях по «Правам человека»; показывается «приобщение учащихся к достижениям мировой культуры на уроках истории через изучение религиозной культуры народов, в том числе и чувашей».

А.В. Колодин определяет методические условия, необходимые для нормального функционирования государственной школы в развитии религиоведческого образования. «Первое. Для того, чтобы государство могло гарантировать религиозную терпимость и оставаться верным конституционным принципам, оно должно быть нейтральным по отношению к различным религиям.

Оно не может поощрять ни верующих, ни неверующих. Государственные школы не должны игнорировать роль и место религии в истории наций и народов, страны в целом.

Второе. Государственная программа общеобразовательных школ не должна составляться таким образом, чтобы насаждать или запрещать религиозные верования. Учителя должны ясно понимать важность различий между преподаванием сведений о религии и религиозным (конфессиональным) образованием. Очевидно, что отношение школы к религии должно быть познавательным, а не вероучительным.

Третье. Изучение религии может быть включено в контекст различных образовательных предметов: истории, литературы, специальных уроков по религиоведению, беседы о семье, различных праздниках, обычаях и обрядах. Но в любом случае разговоры о религии не должны затрагивать чувства детей разных вероисповеданий: каждый должен чувствовать себя комфортно при обсуждении вопросов религии».

Далее ученый обращает внимание на еще один важный аспект содержания и методики религиоведческого образования в средней школе, имеющий важнейшее значение для реализации целей гражданского воспитания. В конце 1985 г. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации заслушала информацию Минобразования России и Госкомвуза России по соблюдению законодательства о свободе вероисповедания в государственной системе образования и отметила ряд нарушений в сторону тенденциозного преподавания религиоведческих дисциплин. Принимая во внимание замечания и рекомендации Комиссии, Минобразования был издан приказ №47 от 05.02.1996 г., в котором органам управления образованием субъектов Российской Федерации поручено проводить систематический анализ соблюдения законодательства в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В справках из регионов подчеркивалось, что принимаются меры по ограничению влияния деструктивных сект на деятельность образовательных учреждений. Так, например, в группе продленного дня средней школы № 44 г. Ярославля были исключены из учебного процесса сектантский курс и учебный комплект «Христианские занятия», а в целом по области - курс «Мой мир и я. Путь к единению», основанный на педагогической интерпретации учения деструктивной корейской секты «Церковь Объединения» С. Муна. Но они были в учебной программе, и никто не считал это неправильным. Акценты же на историко-художественное осмысление родного края в сочетании с рекомендованными Минобразования России программами «Мировые религии», «История религий» не стали ведущими в процессе воспитания детей в духе благоговения перед национальными святынями. На местах из-за недостатка специалистов, учебной и методической литературы, а также из-за несовершенства законодательства религиоведческое образование зачастую и сегодня воспринимается исключительно как культурологическое и краеведческое. Внимание учащихся часто заостряется на деталях быта, нормах поведения, церковном календаре, но не всегда есть исторический подход к фактам и явлениям, анализ влияния этносов друг на друга, влияния религии на ход исторических событий.

Характерно заключение исследования автора: «Религиоведческое образование в России опирается на мощную традицию и богатое наследие в области истории религии, в том числе и церковной истории, религиозной философии, этнографии и культурологии. Преподавание религиоведения в школе и вузе, если его оценивать под этим углом зрения, могло бы способствовать утверждению в российском обществе нравственных ценностей, признанию прав человека, толерантности не только как правовой нормы, но и этической добродетели. В этом смысле преподавание религиоведения - не только одна из актуальных задач, но и проба на гражданскую зрелость и состоятельность общества, власти и религиозных организаций».

В диссертации И.В. Метлика обоснованы философские и психолого-педагогические подходы к формированию мировоззрения старших подростков при изучении религиоведческих знаний. Определены содержание и структура религиоведческих знаний, совокупность форм и методов педагогической деятельности при их изучении, способствующих формированию научных и гуманистических основ мировоззрения, воспитанию культуры личности учащихся старшего возраста. Разработан и апробирован интегративный учебный курс, направленный на практическое решение задачи формирования мировоззрения старшеклассников при изучении религиоведческих знаний, включающий совокупность методических средств, позволяющих успешно осваивать религиоведческие знания высокой степени абстракции и обобщения в учебной деятельности.

В работе Е.Ю. Поповой» исследуется проблема формирования знаний школьников по истории Русской Церкви с целью повышения общего уровня их исторического образования и нравственного воспитания. Автор теоретически обосновывает, разрабатывает и экспериментальным путем проверяет основные критерии отбора историко-религиоведческого материала; определяет методические условия их реализации в учебном процессе при дифференцированном подходе к обучению учащихся. Разработанные автором методические рекомендации содействуют формированию знаний учащихся о прошлом России на новой, более глубокой гуманистической основе понимания уклада жизни русского народа.

В связи с недостатком в методической литературе разработок по данной тематике, важным в этой работе является выявление степени ориентации современных программ, учебников, временного образовательного стандарта по истории на формирование знаний о религии и религиозной культуре, а также анализ преподавания знаний о истории Церкви в курсе истории Отечества. Попова Е.Ю. отмечает, что в настоящее время научной и педагогической общественностью оживленно обсуждаются вопросы, связанные с преподаванием знаний о религии в средней школе. Эти вопросы имеют много аспектов - методический, кадровый, материальный и т.д. Ощущается отсутствие хорошо обоснованных, сбалансированных программ. Неоднозначно отношение к проблеме «школа - религия» в обществе. Содержание статей Конституции РФ, Закона РФ «О свободе вероисповедания» позволяет говорить, что в рамках современного Российского законодательства возможен широкий спектр подходов к преподаванию в школе элементов религиоведения, истории религии. По-разному решаются вопросы о том, в какой мере и как должны затрагиваться те или иные аспекты истории Церкви, ее влияния на становление государственности, развитие культуры, быт, национальное самосознание, на каких фактах следует акцентировать внимание учащихся в процессе преподавания, как их трактовать. Нет единых критериев оценки - они зависят в конечном итоге от цели, идеала, который, в свою очередь, определяется исходными установками теоретико-познавательного, общефилософского, мировоззренческого характера. Выработка и научно-педагогическое обоснование общего подхода и методики преподавания элементов истории Церкви в курсе истории Отечества, конкретных методических рекомендаций по формированию данной сферы знаний, призваны не только повысить общий уровень исторического образования школьников, но и способствовать поиску нравственных идеалов, социализации в современном российском обществе.

Таким образом, задачи формирования гражданских качеств личности в процессе изучения учащимися религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания в настоящее время в современной школе силами предлагаемых учебных курсов, методических пособий и научно-педагогических исследований в целом решаются. Но потенциал использования религиоведческих знаний в гражданском воспитании учащихся еще далеко не исчерпан. Так же, учитывая результаты данного исследования, далеко не достигнут и оптимальный уровень знаний и представлений о религии и религиозной культуре в ведущих массовых учебных пособиях, особенно в части его методической проработки, в том числе для реализации целей гражданского воспитания школьников.

Эти выводы подтверждаются информационным письмом Департамента общего среднего образования Минобразования РФ № 916/11-12 от 07.06.99 г. «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году: « - недостаточен воспитательный потенциал учебников, они не в полной мере решают задачу формирования у школьников уважения к своей истории, патриотического и нравственного воспитания».

В свете данного исследования, отмеченные недостатки и проблемы, требующие решения, подтверждаются и в проекте «Концепции обществоведческого образования в 12-летней школе». В частности, в проекте Концепции обращается внимание на следующие недостатки: в системе обществоведческой подготовки недооценивается воспитательный потенциал обществознания, учебный процесс мало содействует выполнению общественно значимой установки на формирование гуманистических ценностных ориентации, не уделяется достаточного внимания философскому обобщению в выпускном классе межпредметных сведений о духовной культуре, содержание многих учебников не удовлетворяет требованию достижения целостности знаний об обществе и человеке.

По нашим оценкам необходимое для реализации воспитательных функций религиоведческих знаний обновление содержания общего социально-гуманитарного, исторического и обществоведческого образования произойдет через 7-10 лет.

В целом, процесс гуманизации и гуманитаризации современного образования обусловил важную роль религиоведческих знаний в обучении и воспитании школьников. В условиях новой социокультурной ситуации знания о религии и религиозной культуре как части культуры общества выступают одним из необходимых факторов социализации личности, в том числе формирования гражданских качеств. Поэтому, несмотря на существование различных подходов к проблеме изучения религии в школе, религиоведческие знания признаются общественно значимым компонентом содержания общего образования. Целесообразность включения религиоведческих знаний в содержание курсов истории и обществознания дидактически обоснована необходимостью создания условий для:

- формирования мировоззрения учащихся в учебной деятельности, мировоззренческой ориентации школьников на социально ценные нормы и стереотипы отношения и поведения (гражданина, семьянина, патриота и т.д.);

- обеспечения в содержании образования разнообразия мировоззренческих подходов, ориентации содержания образования на решение задач самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; интеграцию личности в национальную и мировую культуру (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»);

- осознанного восприятия ценностных ориентации, обеспечивающих формирование национального самосознания, национально-культурную идентификацию учащихся в пространство национальной культуры;

- развития у школьников навыков самостоятельного мышления, выработки способностей рациональной рефлексии, анализа и сопоставления социально-гуманитарных явлений, способности преодолевать предрассудки и нерациональное негативное отношение к чужому мнению;

- овладения учащимися рядом специфических понятий, облегчающих раскрытие причинно-следственных связей многих социальных процессов, исторических событий, мотивации поведения исторических деятелей, особенностей и динамики современной социокультурной ситуации в стране и мире.

 

Автор: Кондратенко И.Н.