24.08.2011 11748

Развитие нравственной сферы личности (статья)

 

Основными проблемами нравственного развития являются вопросы определения общих закономерностей морального развития человека в онтогенезе, выявления возрастных периодов и стадий этого развития, исследования факторов и средств, способствующих ему.

Отличительной особенностью отечественных исследований в сфере морального развития явилось то, что практически каждое из них указывало на социальную и культурную обусловленность процессов нравственного развития (Рубинштейн СЛ., 1998; Выготский Л.С, 1982; Божович Л.И.,1968; Блонский П.П., Ананьев Б.Г., 1980; Зеньковский В.В., Якобсон С.Г., Морева Г.И., 1989; Братусь Б.С, 1985; Анисимов С.Ф., 1985; Кон И.С, 1989; Субботский Е.В., 1983; Запорожец А.В. и др.) Отечественные психологи считают, что нравственное развитие осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе основывается на учете смены последовательных стадий нравственного развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей.

Нравственная сфера личности развивается постепенно через возрастание произвольной и сознательной саморегуляции поведения индивида с опорой на нравственные нормы и идеалы. На ранних этапах онтогенеза в нравственном развитии преобладают внешние факторы воспитания и контроля, которые по мере развития морального сознания и самосознания индивида переходят во внутренний план личности, регулируя ее социальное поведение.

В.В. Зеньковский выделяет три последовательных этапа морального развития ребенка. На первом этапе (1 - 5-6 лет) моральное сознание определяется через влияние среды, окружающих людей, традиций и обычаев, господствующих в его семье. На этом этапе моральное сознание проявляется как непосредственная оценка, моральное чувство или переживание (гетерономная мораль). Здесь происходит соединение средовых влияний и врожденных нравственных «установок на нравственный смысл». Данные установки позволяют ребенку рассматривать свой собственный опыт с точки зрения нравственности. Второй этап (5-6 - 12-13 лет) отмечен существованием внутренних и внешних нравственных оценок, а также большее значение приобретает собственный нравственный опыт. На третьем этапе (12-13-16-18 лет) моральное сознание развивается в сторону автономной морали, когда подросток действует, не опираясь на какой-либо устойчивый закон, а только на свои чувства и желания, свой собственный опыт. На последней стадии развития нравственного сознания (с 16-18 лет), характерной для уже взрослого человека, функционирует «автономная мораль». Таким образом, В.В. Зеньковский считает, что моральное развитие является следствием проявления врожденной «установки на смысл» и, одновременно, действия социума. Н.П. Капустин связывал становление нравственной позиции с развитием мотивационно-познавательной сферы: 1) любознательности (0-4 года); 2) познавательного интереса (5-7 лет); 3) познавательной активности (8-9 лет); 4) познавательной потребности (10-11 лет).

Е.В. Субботский (1983) изучая нравственное развитие дошкольников, связывает возникновение первых моральных мотивов поведения у ребенка с существующим у него стремлением сохранить позитивные отношения со взрослыми. По мнению Е.В. Субботского, нравственное развитие дошкольника происходит не только за счет усложнения когнитивной сферы, и за счет интериоризации, «врвщивания» внешнего контроля. В своих экспериментальных исследованиях Е.В. Субботский показал, что только 10 % дошкольников могут руководствоваться в своем поведении нравственной нормой без влияния взрослых. Исследования психологических механизмов нравственной регуляции у дошкольников, проведенные С.Г. Якобсон и Т.И. Моревой (1989), показали, что важным условием соблюдения ребенком моральных норм можно считать его способность вообразить себя в будущем, после нарушения норм, оценить свое потенциальное Я. Мотивом же для исполнения нравственной нормы будет стремление сохранить положительный образ себя (Я-реальное).

Изучение нравственного развития детей младшего школьного возраста отображено в работах Г. А. Горской, М.И. Воловиковой (1990), С.В. Тарасова, Л.И. Божович (1972), И.А. Зайцевой и др. Данные исследователи считают, что процесс формирования морально-оценочных суждений младших школьников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, когнитивное понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив морального выбора и их последствий.

Особенности нравственного развития подростков рассмотрены в работах И.С. Кона (1989), Л.И Запорожец, Е.Б. Редькиной, В.А. Мартынова, Д.И. Фельдштейна (1988, 1989), В.И. Чудновского (1981,1983), Л.И. Божович (1968) и др. Подростковый возраст связан с формированием самосознания, устойчивой Я-концепции, с развертыванием процесса психологического самоопределения, возникновением рефлексии собственного поведения. Также в подростковом возрасте оформляются нравственные и гражданские качества личности, основы нравственного мировоззрения. По мнению Д.И. Фельдштейна (1988), именно в подростковом возрасте интенсивно формируются нравственные убеждения и идеалы. Д.И. Фельдштейн выделил три условия процесса развития подростка и становления нравственной сферы личности. На первом уровне «локально-капризном» преобладают ситуативно обусловленные эмоции и мотивы (10-11 лет), появляется потребность участвовать в деятельности наравне со взрослыми, мотив деятельности на пользу другим людям. На втором «правозначном» уровне появляется потребность в общественном признании с опорой на собственные возможности и способности (12-13 лет). На третьем уровне «утверждающе-действенном» подросток способен применит свои способности во взрослом мире (14-15 лет). Л.И. Божович (1968) выделяет в подростковом возрасте проявление нового уровня развития нравственного самосознания, а также потребности осознать себя как личность и индивидуальность. И. С. Кон (1989) считает, что в подростковом возрасте происходит переход от «внешнего» регулирования поведения к саморегуляции, самоконтролю и самоуправлению.

 

Автор: Дрожжина Н.Б.