24.08.2011 6638

Современное состояние дизайна в мире, глобализация дизайн-образования и пути его развития (статья)

 

Сравнивая между собой Баухауз, Ульм и ВХУТЕМАС можно увидеть, что определенные профессии, которые традиционно подготавливались и функционировали в отрыве друг от друга, имеют, в сущности, общую задачу: формообразование и организацию предметно-пространственной и всей материальной среды жизни человека. Эти задачи могут быть осуществлены только общими усилиями представителей определенных профессий, которые требуют подготовки на основе целостного знания и коллективных форм деятельности. Соответствующим образом должны создаваться и учебные заведения для их подготовки, в которых они должны обучаться в тесном контакте между собой, в учебном заведении нового формата - академии дизайна. Это диктовалось и тем, что, как показал опыт, экспериментирование с новыми идеями в рамках традиционных учебных структур было невозможно. Осуществлять подобную новаторскую деятельность школа могла лишь в условиях автономного существования, административной независимости, гибкости и педагогической самостоятельности. Обучение должно быть интегративно встроено в практическое сотрудничество вокруг разработки дизайнерских проблем в рамках коллектива, требующее органического соединения усилий всех участников, специалистов, ученых и производственников. Требовалась органическая связь между наукой и практикой, технической и гуманитарной сферами для объединения в целостные с позиций потребностей дизайна циклы. Подобная реализация нашла свое отражение в модульных учебных программах, а структура была реализована в учебных заведениях: Университет дизайна (Финляндия) и CUMULUS (Евросоюз).

Таким образом, к середине XX века сформировалось несколько школ, имеющих как общие базисные корни:

– формообразование и организацию предметно-пространственной и всей материальной среды жизни человека;

– социальные, экономические и творческие реализации в дизайне,

– так и отличия в их реализации:

– различное воплощение дизайна в каждой стране, обусловленное тем, что основой, корнями любого дизайна является самобытность народа, носителем культуры которого являются как сами создатели объекта дизайна, так и созданный ими объект или процесс дизайна.

Последнее стоит особо подчеркнуть в период всеобщей глобализации - угроза потери самовыражения народа в предметах быта является угрозой национальной безопасности.

Общность подходов к дизайну, подтвержденная их экономической эффективностью, сформировала общие черты в формировании дизайнерских структур в различных странах:

1. Государственная поддержка: либо на федеральном, либо муниципальном уровнях (реже комплексная, наподобие вертикали дизайна в Финляндии).

2. Центральная или центральные организации, включающие в себя лабораторию, архив, администрацию, научно-исследовательский институт (или институты), учебные центры. В основные функции административного аппарата входит общее управление дизайнерскими структурами в стране, организация выставок, взаимодействие с другими органами власти в стране, обеспечение бесперебойного доступа дизайнеров к архивом и обмену информации, проведение тестов объектов дизайна в лабораториях.

3. Форумы дизайнеров (на региональном и/или общегосударственном уровне).

4. Региональные дизайн-бюро. В их функции входит на местном уровне обеспечивает разработку объектов дизайна, обеспечивать доступ населения и организаций к дизайн-ресурсам.

Такая система организаций принята в Англии, Франции, Бразилии, Канаде, почти во всех скандинавских странах. Она же была принята к внедрению и в СССР соответствующими постановлениями ЦК КПСС в 1983 и 1987 годах на период с 1988 по 2000г.

В ряде стран существуют национальные особенности. Так в Германии центральными структурами являются земельные комитеты. В Финляндии создана вертикаль дизайна с Министерством дизайна во главе. В Японии существует сертификационный комитет объектов дизайна, причем не прошедшие его разработки не допускаются к экспорту. В США структуры дизайна сосредоточены в различных национальных проектах.

Различия в реализации потенциала дизайна, обусловленные разными культурными традициями, а также различные педагогические системы создали различные подходы к организации дизайн-образования. Например, в Англии принята единая концепция дизайн-образования начиная с 5-летнего возраста. В СССР в рамках вышеуказанной программы элементы дизайна предполагалось внедрять на всех стадиях человеческой жизни. А само образование начиналось с трехлетнего возраста.

Сравнительно недавно были намечены пути глобализации дизайна и дизайн-образования - на XXI Генеральной Ассамблеей ИКСИД (Сидней, 1996г.) был представлен на утверждение «Стратегический план развития дизайнерского образования на 1997-2001гг.». Позиции плана следующие: определить новые направления развития дизайна; установить достаточный уровень стандартов для подготовки дипломированных дизайнеров; ускорить развитие дизайнерского образования в развивающихся странах; усилить работу по информированию и пропаганде роли дизайна среди бизнесменов, промышленников, широкой публики и учащихся средних школ. Главная задача этого плана - признание необходимости изменений в дизайнерском образовании, что позволит определить комплекс знаний, необходимых дизайнерам в будущем.

С этим планом связан научно-исследовательский проект, разработанный Организационным комитетом Второй конференции ИКСИД по вопросам образования (Ганновер, 2003г.) «База знаний о дизайне промышленных изделий и профессиональный облик дизайнера, получившего специальное дизайнерское образование». Задачи проекта таковы: определить сегодняшнюю базу знаний о дизайне и специфические знания в той или иной конкретной области дизайна; выявить, какие изменения затрагивают дизайнерскую профессию; определить, какие потребности в новых знаниях появятся в дизайне будущего; выяснить, чем различаются существующие модели дизайнерского образования.

В целом Вторая конференция ИКСИД по вопросам образования «Критические мотивации и новые аспекты» стала международной трибуной для обсуждения вопросов дизайнерского образования. Доклады и дискуссии открыли широкие возможности для изучения образовательных, философских, исследовательских и практических вопросов. Тематика докладов конференции была следующая: образовательные задачи (подготовка или обучение, база знаний, надежность в области дизайна); образовательный уровень (учеба на последнем курсе, получение диплома, учеба в аспирантуре; начальное, среднее и дальнейшее дизайнерское образование); образовательные методы (обучающие, рабочие, исследовательские, моделирующие, вспомогательные приспособления и учебные пособия, обучение на расстоянии, обучение за счет благотворительности и за свой собственный счет, обучение в индивидуальных группах и массовое); образовательное содержание (передовые технологии, традиционные профессии (необходимые и желательные), социальные, административные профессии, связанные со средствами коммуникаций); применение образования для профессиональной практики (образовательная, исследовательская, социальная, культурная, экологическая и административная деятельность); интернациональность (локализация - глобализация, обмен эквивалентными программами). Рассматривались также вопросы общественного и частного образования, финансирования, исследовательского менеджмента, штатного состава служащих, квалификации педагога, сотрудничества с миром бизнеса. Существующие сегодня тенденции образования свидетельствуют о различиях в практике дизайна и о том, что будущие потребности определяются изменениями, происходящими в бизнесе. Преобразование фирм, производящих изделия и услуги, в фирмы, базирующиеся на знаниях, указывает на то, что в учебные программы должен быть включен новый комплекс знаний. Разработанные установки утверждают: будущие дизайнеры должны обладать общими знаниями и умениями, которые дали бы им возможность развиваться в профессиональном и личном плане. Главная цель заключается в том, чтобы обеспечить дипломированному дизайнеру право на получение знаний, достижение профессиональной компетентности, воспитать в нем чувство ответственности перед обществом, а также дать ему возможность продолжить свое профессиональное развитие на всем протяжении деятельности.

В связи с этим, принятые той же «Второй конференцией ИКСИД по вопросам образования» «Проект базы знаний о дизайне» и «Справочник дизайнерских учебных заведений» большое внимание уделяют учебным программам дизайнерских образовательных учреждений и в целом дополняют друг друга. Курсы дизайна ведутся в университетах, художественных колледжах, политехнических и специальных учебных заведениях - как государственных, так и частных. Учебные программы по дизайну рассчитаны на обучение в пределах от 2-х до 6-ти лет (в зависимости от учебного заведения и получаемой квалификации). Степень бакалавра присваивается после 4 лет обучения. Получение дипломов о среднем дизайнерском образовании возможно после усвоения двухгодичной программы, а свидетельств (аттестатов) - одногодичной. Наиболее распространенной является программа, рассчитанная на 4 года, после чего присваивается степень бакалавра в области дизайна. Названия степеней определяются во многих случаях традициями в области связей дизайна с изобразительным искусством и наукой. На сегодняшний день существуют: степень бакалавра в области промышленного дизайна; диплом инженера, получившего дизайнерское образование; степень бакалавра в области искусств и ремесел (дизайна); диплом о получении дизайнерского образования; степень бакалавра в области дизайна и степень бакалавра в области науки о дизайне (промышленный дизайн). Принятие учебных программ зависит, прежде всего, от особенностей страны и ее потребностей. В некоторых странах они утверждаются совместно университетами и профессиональными организациями, в других - правительственными организациями, в которые входят представители правительства и дизайнерской профессии. Специальные учебные программы по дизайну и курсы, окончание которых не дает права на присуждение степени, утверждаются соответствующим правительственным органом. Группы специалистов, утверждающих программы, состоят из представителей правительства, учебных заведений и приглашенных членов - научных специалистов в области дизайна и представителей промышленности дизайнерской профессии. Период действия утвержденных программ - от 3 до 5 лет.

Повышение статуса дизайнерских учебных заведений стран-членов ИКСИД связывался с целым рядом планируемых действий в дизайнерском образовании. К числу таких действий были отнесены: разработка долгосрочных и краткосрочных программ развития дизайн-образования; распространение информации по данной проблеме с одновременным переводом ее в компьютерные базы данных; введение проблематики дизайн-образования в работу будущих конгрессов ИКСИД; разработка концепции дизайнерских конкурсов для студентов, в которых сформулированы категории культурных различий, благодаря чему участники конкурсов смогут продемонстрировать многообразие подходов к решению одних и тех же проблем в масштабах всего мира; учреждение премии ИКСИД преподавателям дизайнерских учебных заведений; содействие развитию научно-исследовательской деятельности при разработке программ обучения дипломированных специалистов.

Было также принято решение об учреждении в ИКСИД специального Фонда для повышения квалификации дипломированных дизайнеров. Цель Фонда - поднять престиж дизайнерской профессии в глазах подрастающего поколения, создать условия для подготовки дизайнера, соответствующие новым требованиям динамично развивающейся профессии дизайнера. Осуществление проекта началось с создания консорциума, в который вошли от 5 до 10 дизайнерских школ из разных стран. Консорциум взял на себя обязательства по созданию необходимых благоприятных условий для запуска экспериментального проекта. Разработка международной сети знаний в Интернете является одной приоритетных задач. Сеть знаний предполагает охватить различные ресурсы Интернета, будет приниматься только дизайнерскими школами, а затем формироваться в большой, всеобъемлющий и очень полезный банк данных для студентов-дизайнеров. Каждый web-сайт включает базу данных, архивы и связующие звенья по специфическим темам, заслуживающим особого интереса студентов-дизайнеров и преподавателей. Обеспечивается доступ к линиям сети студенческих дизайнерских конкурсов, (при поддержке ИКСИД). В дополнение к этим услугам сеть знаний содержит глобальный источник информации. Наиболее важной его функцией является линия связи по вопросам занятости. Студенты найдут работу, а выпускники высших учебных заведений смогут повысить свою последипломную специализацию. В справочник учебных заведений включаются все организации-члены ИКСИД категории «образовательные» и, таким образом, обеспечивается оперативная связь с ними в Интернете. Учебным заведениям предоставляется возможность пропагандировать свои программы. Дополнительно web-сайт будет публиковать календарь мероприятий, осуществляемых при поддержке ИКСИД: конференций, конкурсов, при проведении которых в роли принимающей стороны выступает одно из учебных заведений. Другое ключевое направление сайта - библиотека, работающая в оперативном режиме и включающая статьи, обзоры о дизайне.

Таково современное состояние дизайн-образования в мире и пути его развития в целом.

 

Автор: Елочкин М.Е.