24.08.2011 5953

Особенности русской школы дизайна и дизайн-образования (статья)

 

Анализ первоисточников позволил установить несколько взаимосвязанных аспектов исследуемой проблемы: отсутствует четкое определение многих понятий в дизайне; отсутствует четкая и ясная позиция по организации непрерывного учебно-воспитательного процесса дизайн-образования; отсутствует в мировой практике система увязки классического (художественного) дизайна с его технологической стороной (художественное конструирование) и их компьютерным воплощением (компьютерный дизайн).

Перечисленные проблемы касаются общемировых проблем дизайн-образования. Что же касается нашей страны, то только перечисление существующих проблем займет достаточно существенный объем данной работы. Обусловлено это, помимо всего прочего, отрицанием науки о дизайне в РФ - нет ни правительственной программы, ни определения к какой сфере деятельности - гуманитарной или технической - он, прежде всего, относится. Полностью прекращены фундаментальные исследования в этой области научного знания.

Однако, несмотря на существующие проблемы, учебные заведения по-прежнему готовят дизайнеров. Как правило, по своим собственным разработкам - образовательный стандарт не только не отвечает требованиям к качеству подготовленности будущих выпускников, но в нем отсутствует и множество направлений и видов дизайна. Сложилась парадоксальная ситуация - специалист в области дизайна есть, а профессии такой нет. Впрочем, это характерно не только для дизайна, но и для множества других профессий в различных областях человеческого общества.

Рассмотрим аспекты дизайна и их составляющие, которые должны найти отражение в учебных программах.

Здесь и далее даны лишь общие сведения, которые, если это необходимо, даны с краткими пояснениями. Это сделано в связи с ограниченностью объема, интегрированностью дизайна во все сферы жизнедеятельности человека и, в частности, образовательную и воспитательную среду, а также тем, что материалы по дизайну и дизайн-образованию выходят далеко за рамки темы исследования (в связи с отсутствием развития в течении 16 лет этой науки и необходимостью автора в какой-то мере попытаться заполнить возникшие пробелы - огромную помощь в этой работе оказали специалисты ВНИИТЭ). Полный текст проведенных исследований отражен в публикациях, данных в Интернет журнале «Образование: исследовано в мире», выпускаемым совместно ГНПБ им. Ушинского и Российской Академии Наук, а практическая часть и рекомендации отражены в учебниках и методических пособиях.

1. Дизайн является синтагмой научного знания, областью творчества человека (процесс создания любой вещи или самого процесса) и представляет собой область, в которой неразрывно и взаимно переплелись эстетика и технология, причем первая задает законы и правила над второй, а вторая задает форму для первой. В русской школе дизайна их воедино связывает духовность, которая является третьей и главной составляющей дизайна (в частности, огромное значение в проектировании имеют понятия Соборности и Софии).

2. Дизайн имеет 5 основных этапов развития на территории СССР и РФ:

– первый - до середины 20-х годов XX века - фольклор, творчество символистов и работ славянофилов, заложивших самобытную духовную основу русской школы дизайна;

– второй - с 20-х годов до середины 30-х годов XX века - формирование основных направлений развития и становление науки о дизайне, во многом благодаря работе ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, заложившей научные основы русской школы дизайна;

– третий - с 30-х годов до начала 60-х годов - застой и распад наработанного, превалирование внешнего художественного опыта в разработках;

– четвертый - с начала 60-х и до начала 90-х годов - научные разработки дизайна как со стороны эстетико-технологического подхода, так и со стороны художественного, - огромную роль в этом сыграл ВНИИТЭ, ставшим мировым научным центром;

– пятый - с середины 80-х годов (в РФ с середины 90-х годов) - дизайн виртуальных пространств (компьютерный дизайн) - за 16 лет было сделано всего две научные работы в этом направлении, свертывание всех научных разработок со стороны эстетико-технологического подхода и расцвет художественного обусловили отставание РФ по дизайну и забвение самой науки о дизайне - компьютерный дизайн базируется на эстетико-технологическом моделировании математических моделей виртуальных объектов, однако в дипломных работах студентов требуют показать художественную выразительность, а ее как раз и нет в них - красота внутренних связей и функциональности мало доступна с художественных позиций;

3. Существует три основных сферы приложения дизайна:

– унитарная (технологическая) - направлена на извлечение максимальной экономической выгоды, за счет некоторого ухудшения художественных и социальных черт товара - наиболее сильно представлено в дизайнерских работах скандинавских стран;

– художественная - наиболее креативная область из всех, направлена на превалирование внешних черт создаваемого изделия, в ущерб его сути - наиболее сильно развита во Франции;

– социальная - наиболее сложная и трудоемкая область, учитывающая всю совокупность факторов жизненного цикла вещи или процесса для создания наиболее комфортных условий при эксплуатации, разработке, утилизации и прочих этапах существования вещи или процесса - было наиболее развито в СССР.

4. В СССР существовало две основные школы дизайн-образования: художественная (Строгановская) и эстетико-технологическая (ВНИИТЭ). Первая была сильна в направлениях дизайна, далеких от виртуальных пространств и в которых преобладает креатив, художественная сторона, - т.е. внешняя красота предмета. В эстетико-технологическом - главное суть объекта дизайна, комфорт (удобство) и соответствие заданным требованиям на всех этапах жизненного цикла процесса (изделия, вещи). Фактически можно говорить о том, что Строгановская школа описывается первой и второй областями функционального комфорта, тогда как ВНИИТЭ - третьей - позволяющей дальнейшее развитие в сторону четвертой области - экологическому дизайну.

5. На данный момент известно 4-е области функционального комфорта, являющегося основным методологическим критерием качества дизайнерской разработки:

– первая - сам объект дизайна, без учета внешних факторов - идеальный объект дизайна как правило рассматривается композицией и цветоведением (в образовании цветоведение зачастую изучается в рамках композиции);

– вторая - взаимодействие объекта дизайна и его оператора (человека) - научной дисциплиной, изучающей эту область науки, является эргономика;

– третья - объекта дизайна и среда в которой он существует, отражен в его жизненном цикле, имеющем в первом приближении 6 стадий: идея, макет, создание, распространение, эксплуатация и утилизация, - изучается эргодизайном (эта наука наиболее эффективно развивалась в СССР, ныне работы по ее дальнейшему развитию практически свернуты, так как эргономика, как отмечалось является частным случаем эргодизайна и, в то же время, является в большинстве стран основной научной дисциплиной, определяющей качество пользования (удобства) вещью; в США она в принципе развиваться не может (графиком эргономики является линия: человек-объект-природа; эргодизайна треугольник: природа-объект-человек-природа), - характерной ее особенностью является открытость;

– четвертая - экологический дизайн - взаимодействие объекта дизайна как непрерывного процесса на ноосферу - инкапсулирует ноосферу, как совокупный вещевой мир человека, в природе, позволяя оценить степень воздействия человеческой деятельности на природу, как глобально, так и в отдельно взятом процессе.

6. Дизайн является социально активной областью деятельности человека - любое его воздействие всегда затрагивает социальные, творческие и экономические аспекты (здесь дано укрупнено, взаимодействие намного сложнее и глубже).

7. Художественный и эстетико-технологический подходы имеют как общую методологический аппарат и научную базу, так и отличия в них - например, дизайнер работает с 8-ю цветами (Б.Ф. Ломов), а художник с 7-ю; художник свободен в выборе методов реализации, а дизайнер должен в работе соблюсти все предъявляемые требования, включая технологические, эстетические, экономические, правовые.

8. Функция дизайнера - проектное моделирование формообразования гуманистической ипостаси инновационного процесса. Ведь конкурентоспособность инновации как товара есть прямое или опосредствованное отражение его гуманитарной (человеческой, потребительской, социальной, культурной) ценности. Для дизайнера рыночный индикатор целостности очень важен, но не он является естественным мотивом и основанием его профессиональной деятельности. Дизайнер не должен зацикливаться на «интересах» рынка (этим занимается маркетолог), ибо имеет собственную профессиональную задачу в инновационной культуре - проектировать и предметно оформлять гуманистическое измерение (социально-культурный, потребительский интерфейс) инновационного процесса.

То есть предметом дизайна является смысловое ядро инновационного процесса, его главная внутренняя ценность, делающая социально необходимой и конкурентоспособной саму инновацию.

Предлагаемая концепция образованияпо инновационному дизайну направлена на модернизацию образования, что отражает ее основную цель. Речь идет о разработке качественно новой системы переподготовки и повышения квалификации кадров в дизайне, что является средством обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. Полностью о проведенных исследованиях можно прочитать в статье «Влияние элементов дизайна на экономику».

9. Региональный дизайн не рассматривался и не рассматривается в едином контексте. Если рассматривать в полном объеме особенности дизайна в том или ином регионе, необходимо, прежде всего, рассмотреть ноосферу рассматриваемого региона. Что достаточно сложно, так как дизайн проникает во все сферы, входящие в это понятие. Поэтому необходимо упростить задачу, выделив лишь основные составляющие, которые входят в понятие региональный дизайн. Необходимо также учитывать, что в разных регионах, они могут быть различными, в зависимости от основных приоритетов того народа, чей регион рассматривается. Следовательно, едиными, общим для всех региональных дизайнов, вопросами будут являться философия и культура народов, которые населяют рассматриваемый регион, в том числе и этносы его составляющие. Для экономически развитых стран естественно предположить огромное влияние экономики, а также социальной сферы на региональный дизайн. Также необходимо учитывать традиции и элементы фольклора народов населяющих рассматриваемый регион. Полностью о проведенных исследованиях можно прочитать в статье «Региональный аспект дизайна».

10. Информационные технологии, используемые в дизайне, имеют свою специфику. С одной стороны, она направлена, прежде всего, на достижение максимальной эффективности практической реализации различных направлений дизайнерского искусства. С другой, является основой формирования новых и переосмысления старых направлений дизайна, разделяя дизайнерские объекты на направленные на действительность и на виртуальность: Это сторона дизайнерского образования полностью не отражена в существующем ГОСе, так как каждое направление дизайна, использующего компьютерные технологии, предъявляет свои особые требование к содержанию учебного процесса и общим является только базисные ИКТ. Разделение и выделение нужного контекста возможно только с эстетико-технологического подхода. Примером тому является обязательное изучение пакетов проектирования среды, тогда как они не востребованы в издательском дизайне, и наоборот - мультимедийные технологии нужны только для общего развития (а значит не должны быть отведены обязательные учебные часы под них) для дизайнеров среды. Полностью о проведенных исследованиях можно прочитать в статье «Аспекты преподавания информационных технологий в дизайне».

11. Дизайн среды, промышленный дизайн, издательский дизайн это разные направления, что не скажешь по ГОСу, в котором для СПО отведена следующая формулировка специальности - 0514 Дизайн (по отраслям). Каждая из них требует своих ЗУНов.

12. Основное, что отличает русский дизайн от западного и восточного: поиск идеала, как внутри объекта дизайна, так и во взаимосвязи его с окружающим миром; неразрывная связь объекта дизайна с его создателем и Богом; единство целого и частного, выраженное как во внутренней гармонии всех частей, так и в гармонии с окружающим миром; единство и неразрывное переплетение эстетики и технологичности объекта дизайна. Все выше перечисленное можно охарактеризовать как целостность подхода к объекту дизайна. Полностью о проведенных исследованиях можно прочитать в статье «Русский дизайн: его философия, социальные и эстетические аспекты, и проблемы обучения им».

Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод о том, что система современного российского дизайнерского образования должна иметь свои особенности, связанные с учетом сильных сторон отечественного дизайнерского образования, и одновременно впитывать в себя все то новое и прогрессивное, что может быть названо инновационной культурой в российском дизайне.

Таким образом, одной из центральных методических проблем, которая требует осмысления и решения на пути развития инновационного дизайнерского образования, - проблема новой интеграции образования, науки и производства в контексте проектного менеджмента инновационных процессов. Этот новый виток и тип интеграции можно назвать инновационной культурой. Только в системе интегрированной инновационной культуры, обеспечивающей инновационные процессы образованными специалистами, может успешно осуществляться инновационная деятельность. И точно также только в системе интегрированной инновационной культуры, предполагающей непосредственную включенность образования в инновационные процессы и наоборот, образование может выполнить свою задачу - воспроизводство инновационной культуры. Поэтому с самого начала необходимо: наиболее четко обозначить идею инновационной культуры как смысловое ядро новой концепции образования; сконструировать и обосновать парадигму концепт-системы инновационной деятельности; сформулировать ценностные и базисные методологические принципы различных профессионализированных направлений в системе инновационной деятельности; предложить профессиональную модель специалиста-дизайнера, изучив при этом вариативность мотивационно-смысловой сферы дизайнерского профессионализма, его акмеологический аспект.

 

Автор: Елочкин М.Е.