16.09.2011 15490

Насилие как социально-правовая проблема современности

 

Насилие межвидовое и внутривидовое присуще всему живому, но лишь человеку свойственно внутривидовое физическое уничтожение. Оно уходит в глубину веков и сопровождает становление и развитие человечества на протяжении всей его истории. Развитие общества привело к осознанной необходимости ограничения силовых вариантов достижения целей, решения социальных конфликтов. Философы, поэты, теологи, писатели и художники веками ломали голову над загадкой насилия среди людей. Однако лишь сравнительно недавно ученые сделали насилие объектом своего исследования. Насилие само по себе присуще любому обществу на различных этапах развития, разным социально-экономическим формациям, хотя формы проявления и уровень «насыщения насилием» того или иного общества не совпадают. Всё зависит от установившихся общественных отношений, которые должны послужить исходной точкой для анализа корней насилия. Причём особую актуальность эта проблема приобретала в периоды коренных преобразований, крутых исторических поворотов в жизни общества.

По мнению Ю. М Антоняна: «Насилие есть неизбежный и вечный спутник человечества, без которого оно не в состоянии решить свои проблемы, увидеть своё будущее, установить порядок между людьми, покарать виновных и защитить невинных. Насилие есть способ существования живых организмов и неизменно означает разрушение чего-то, нанесение ущерба кому-то ради кого-то». Понятие насилия, как отмечается в литературе, имеет множество нюансов и оттенков, что в первую очередь зависит от предмета научного исследования. Например, социологическое понятие насилия связано, главным образом, с самыми широкими оценками, вплоть до оккупации, военной агрессии и т.д.; средством осуществления внешней и внутренней политики государства, средством борьбы за власть; как способ разрешения общественных конфликтов и противоречий, принуждения некоторых слоев, групп населения к деятельности не соответствующей их интересам; как средство разрешения этнических, конфессиональных, межличностных конфликтов.

Некоторые философы (Е. Дюринг) приписывали насилию решающую роль в истории. Марксизм хотя и отвергал это, все же не отрицал его принципиального значения для эпохи социальной революции. Так, К. Маркс образно сравнивал насилие с «повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым». На словах марксизм был за ограничение насилия. В.Ленин, например, утверждал: «...в нашем идеале нет места насилию над людьми».

Однако трагическая действительность истории советского общества опровергла эти идеалы. Тотальное насилие, выразившееся в кровавых репрессиях (особенно в годы революции, гражданской войны и коллективизации) невиданного масштаба по отношению к инакомыслящим, превратило социалистическое государство в тоталитарное. Современная действительность уже постсоциалистического и постсоветского общества свидетельствует о том, с каким трудом происходит отказ новых властей от этих тоталитарных традиций.

С позиций психологии насилие характеризуется как воздействие на человека с целью подавления его психики, хотя так же, как в социологии и юриспруденции, речь идёт о соответствующих угрозах, называющихся психическим давлением, т.е. психическим насилием. Как отмечается в литературе, формы и виды психического насилия разнообразны, но все они действуют по одной схеме: информационные раздражители проходят один и тот же путь, приводя к психической травме. Раздражитель действует на психику, воспринимаясь либо через соответствующие органы (глаза, уши), либо через нервные ткани тела. Сигнал в виде образа (отпечатка) поступает в мозг, где происходит его оценка и возникает соответствующая реакция психики. Эта реакция, как правило, в большей или меньшей степени охватывает всю структуру психики - сознание и бессознательное. В зависимости от направленности раздражителя, происходит либо подавление (ограничение) воли лица, либо ему наносится психическая травма, либо одно и другое одновременно. В свою очередь, длительное травмирование психики может вызвать психические аномалии, способные серьёзно повлиять на поведение человека.

Представителями юридической науки понятие насилия вырабатывалось исходя из необходимости обеспечения уголовно-правовой борьбы с насильственными преступлениями, решения на практике вопросов, связанных с их квалификацией, проблемами предупреждения и т.п.

Таким образом, анализ литературы по проблемам социального насилия, знакомство с исследованиями зарубежных учёных в этой сфере, позволяют сделать о том, что в рамках одной формулы представить точно и однозначно содержание такого сложного и многоаспектного явления как насилие весьма затруднительно. На наш взгляд, следует присоединиться к мнению учёных о том, что вряд ли любое понятие сможет отразить существо насилия, поэтому более целесообразно говорить о насилии путём перечисления его наиболее существенных признаков, основными из которых являются следующие.

Во-первых, подобно любому социальному явлению насилие существует и проявляется как взаимодействие социальных субъектов, как отношение между ними.

Во-вторых, как социальное явление насилие характеризуется определёнными количественными, чисто внешними проявлениями, и качественными, сущностными характеристиками. С внешней стороны - это воздействие одного субъекта отношения на другого, это акт применения силы, хотя насилие и не сводится только к таким действиям, как применение силы или угрозы такого применения. Сила в социологическом понимании -это не только возможность и способность действовать самому, но также и возможность определять чужое поведение. Однако реализацию этой потенции (т.е. акта применения силы) ещё нельзя признать насилием. Таковым она становится лишь в случае, когда воздействие на другого субъекта отношения (объекта насилия) осуществляется вопреки (против) его воли и желания, либо воля и желание объекта насилия вообще игнорируются, отрицаются, и при этом интересы, выгоды одного (одних) удовлетворяются за счёт интересов другого (других).

В-третьих, говорить о насилии можно лишь в том случае, когда сила применяется не только «против воли и желания», но и вопреки закону. Здесь следует подчеркнуть, что в данном случае исходным является широкое понимание «незаконности» применения силы как противоречия не только правовым запретам, но и нормам морали, а также противоречия объективному, естественному процессу социального развития и общественного прогресса.

В-четвёртых, насилие как форма принуждения означает не только наиболее высокую степень интенсивности при применении, как материальной силы, так и других принудительных мер. Насилие не может быть сведено только к принуждению, оно может выполнять и функцию непосредственного подавления или (и) уничтожения объекта насилия.

Таковы общие признаки насилия как социального явления, характеризующие его независимо от форм проявления, субъекта и объекта насилия, от вида применяемых средств, цели и результата его применения, независимо от запрещённости того или иного вида насилия в уголовном законодательстве России. Перечисленные признаки насилия весьма часто используются при проведении соответствующих криминологических исследований.

Насильственная преступность существенно влияет на состояние социальной защищенности граждан, усиливает напряженность в обществе, подрывает авторитет государства. Рост преступного насилия затрудняет эффективное решение назревших социальных, политических, экономических проблем, что приводит к обострению напряженности в обществе, порождает популистские стремления любой ценой преодолеть существующие трудности. Происходит усиление агрессивности, конфликтности, противоречия все чаще разрешаются силовыми методами.

Эти тенденции должны вызывать соответствующую реакцию, основанную на принципе разумной достаточности и использования реального потенциала государственного и общественного регулирования, в том числе президентской власти, а не на экстенсивном усилении репрессии. Актуальность этого вопроса порождена жизнью. Сегодня наряду с насильственной преступностью в традиционном понимании появилось довольно много видов поведения, которые не охватываются ее понятием, и для определения явления в целом необходимо внести в научный оборот понятие «преступное насилие».

На первый взгляд, в криминологической литературе, в работах по уголовному праву, преступлениям насильственного характера уделяется довольно существенное внимание. Однако складывается впечатление, что насильственная преступность понимается слишком узко, вне исторического контекста, независимо от происходящих в обществе социальных процессов.

И дело здесь не в дефиниции, а именно в характере явления. Криминологи традиционно выделяют такие структурные элементы преступности, как насильственную и корыстно-насильственную, но развернутой криминологической характеристики группы насильственных преступлений при этом не дают. В ряде криминологических исследований насильственная преступность ограничивается убийствами, причинениями вреда здоровью различной степени тяжести, изнасилованиями. При этом в криминологических работах встречаются лишь отдельные упоминания об опасности вспышек насилия, выходящего за рамки традиционных форм насильственного поведения (насилие в семье, школе, «дедовщина» в армии, и т. п.).

Общество, на наш взгляд, должно реагировать на насильственную преступность как на разнообразные виды преступного насилия во всех областях социальной жизни и выступающие как элемент и разновидность отношений насилия, зависящих от его социальных условий.

В международных документах указывается, что насилие представляет собой процесс, который протекает не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общества, а также весьма распространен и на мировой арене. Как свидетельствует практика, насильственные конфликты на индивидуальном уровне готовят почву для конфликтов в национальных и международных масштабах, включая транснациональную террористическую деятельность. В последние годы на международном и национальном уровне серьезно обсуждается проблема насилия в отношении детей. При этом насилие в отношении детей трансформируется в насилие в самой среде несовершеннолетних, которые продолжают его использовать в будущем. Другими словами, насилие - это своего рода заколдованный круг - насилие повторяется из поколения в поколение, а его жестокость и изощренность не только не уменьшаются, а постоянно растут.

Одновременно с этим наблюдается увеличение числа преступлений, совершаемых в отношении самих несовершеннолетних. Особенности любого преступления проявляются в многочисленных признаках: направленности личности преступника, мотивах, способе, последствиях, а также в особых обстоятельствах его совершения. Такие преступления сами по себе в структуре преступности выступают как особые. Их исключительность заключается в первую очередь в объекте посягательства: жертвами данных деяний являются несовершеннолетние. По данным МВД России, ежегодно 43,5 - 45 тыс. малолетних детей становятся жертвами преступных посягательств, в том числе из корыстных побуждений, на почве хулиганства, на бытовой и сексуальной почве.

В действительности вопрос стоит гораздо шире - существует глобальная проблема жестокого обращения с детьми, на которую лишь недавно стали обращать внимание ученые. Если обратиться к некоторым цифрам, то доля бытовых травм, полученных малолетними детьми из-за невнимания, беспечности родителей, составляет 70% от общего количества зарегистрированных травм и отравлений лиц в возрасте до 14 лет, со смертельным исходом 45%. Косвенно на проблему жестокого обращения с детьми указывает статистика детских самоубийств. Десятки тысяч детей в возрасте до 14 лет умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Рост смертности подростков в возрасте 15-18 лет связан, в основном, с травмами, алкоголизмом и наркоманией. В России уровень смертности детей в возрасте до 4 лет в три раза выше, чем в западных странах.

По данным исследования Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет, из них 60-70 % отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Кроме того, о проблеме жестокого обращения с детьми свидетельствует возрастание количества удовлетворенных исков о лишении родительских прав. На сегодняшний день в России примерно 400 тысяч семей, где дети - с одним отцом; примерно, 5 млн. семей - с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 млн.); около 300 тыс. детей рождаются вне брака. Ежегодно в России остаётся без одного родителя около 500 тыс. детей и подростков. Выборочные криминологические исследования показывают, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение, сексуальная эксплуатация, голод и отсутствие дома приводят на улицу огромное количество беспризорников или как их еще называют детей группы риска. Сколько таких детей в России определить невозможно, уже только потому, что это число ежесекундно меняется: по данным МВД России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно становятся жертвами насилия со стороны родителей, при этом 10 % из них гибнут, 2 тысячи заканчивают жизнь, самоубийством, более 50 тысяч детей ежегодно уходят из семей, 25 тысяч находятся в розыске.

Распространенной формой жестокого обращения с детьми стало сексуальное насилие. По расчетам некоторых исследователей, подтвержденным мнением экспертов, ежегодно в России около 60000 детей страдают от сексуального насилия. Сексуальное насилие является второй по распространенности (после отсутствия родительского попечения) причиной помещения детей в приют (11 %). Углубленное психологическое обследование в период нахождения их в приюте, позволило установить, что сексуальное насилие перенесли 21 % детей. В 70 % случаев дети оказались жертвой внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников (отца, брата, матери) или фактических воспитателей (отчима, постоянного сожителя матери). Жертвами инцеста становились и малолетние дети (1,5-5 лет), подростки (15 лет), девушки (16-17 лет).

Особым проявлением незащищенности детей является убийство матерью новорожденного ребенка. В среднем за год жертвами этого преступления становятся более 150 новорожденных. Причем темпы прироста убийств матерью новорожденного ребенка значительно опережают темпы прироста общего числа умышленных убийств.

Если убийство матерью новорожденного ребенка - наиболее острая форма жестокого обращения с детьми, то отцеубийство - наиболее острая форма мести детей за жестокое с ними обращение. Можно предположить, что эти преступления - крайние формы проявления происходящего в обществе процесса ожесточения.

Таким образом, кризис гуманности, проявляющийся в высоком уровне преступности, насилия, жестокости, наркомании и алкоголизма, утраты культурных и нравственных традиций, сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Вместе с тем, разумеется, статистика не может отражать реальную картину распространенности этих социально-негативных явлений. Кроме того, появились такие формы жестокого обращения с несовершеннолетними, как торговля детьми, вовлечение их в попрошайничество, сексуальная и экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию и другие формы нарушения прав несовершеннолетних, пренебрежения их нуждами и интересами.

Весьма неблагополучно обстоит дело с воспитанием, обучением лечением подрастающего поколения, что является едва ли не самым мощным источником общественного неблагополучия и высокой тревожности людей. Россия сегодня лидирует среди развитых стран по младенческой смертности, и у нас около 800 тысяч психологически неполноценных детей. Многие новорожденные приходят в этот мир нежеланными. Их ненужность запрограммирована еще до рождения житейской неустроенностью и неприкаянностью, болезнями и неудачами родителей, неуверенными в своем будущем.

Причины роста насилия в стране зависят от глубинных факторов: социальной напряженности, состояния общественной депрессии, упадка общественного настроения, повышенной конфликтогенности определенных слоев населения, затянувшегося экономического кризиса, вызывающего неизбежное обострение отношений между всеми слоями общества.

Объективные факторы влияют на психологию всех членов общества, включая тех, кто для разрешения своих жизненных проблем прибегает к преступному насилию. Опыт показывает, что для многих из этих людей насилие играет «инструментальную» роль, помогая «выбить долг» у предпринимателя, ограбить прохожего, ликвидировать конкурента. Однако, распространяется и другая разновидность: насилие как самоцель, -по существу, бессмысленное издевательство над незнакомыми людьми, вандализм, «безмотивные» убийства и т.д. Эти виды преступного насилия свидетельствуют о росте извращенных форм индивидуального и группового сознания, порожденных жизненными неудачами, стрессами, крушениями надежд, глубинными конфликтами между личностью и обществом.

Таким образом, масштабы насилия и его характер зависят от общества в целом, его социально-нравственной зрелости, деморализации отдельных групп населения и, конечно, от эффективности защитных и профилактических мер. Насилие - продукт социальных противоречий и человеческих страстей. Корни жестокости и насилия лежат в повседневной и обыденной жизни, в «обыкновенных» тяжких условиях человеческого существования.

Ю.М. Антонян, в связи с исследованиями феномена насилия, предлагает различать еще такие понятия, как агрессия и агрессивность. По его мнению, агрессивность это не только личностная позиция, это врожденное качество, а не просто результат социализации, хотя в процессе воспитания и формирования личности данное качество может усиливаться либо, наоборот, снижаться. Насилие, агрессия, нападение - это поведение, действие; агрессивность и жестокость - черты личности. При деструктивной агрессии активность индивида деформирована, и деятельность его носит разрушительный характер.

Психологические механизмы агрессивного поведения исследуются и в многочисленных зарубежных работах. Авторы приходят к выводу о том, что существенную роль в формировании жестоких форм поведения играет плохое обращение с детьми в семье, жестокость, насилие между родителями, свидетелями которых становятся дети. Кроме того, значительное число исследований посвящено изучению негативного влияния телевизионных передач с элементами насилия и жестокости на поведение детей и подростков. Однако поток подобной информации не только ни снижается, но и увеличивается.

Большое внимание уделяется также изучению возможных нарушений детского психического развития, способствующих формированию агрессивного поведения. Результаты исследования подтвердили гипотезу относительно того, что испытуемые, смотревшие фильмы со сценами насилия, действительно демонстрировали увеличение уровня агрессивности в некоторых, хотя и не всех ее формах. В отличие от них, у испытуемых, которые не смотрели фильмы со сценами насилия, не было отмечено в поведении проявлений агрессии.

Ранняя агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жесткую, антисоциальную агрессивность в молодые годы. Такая агрессивность может проявляться в криминальном поведении, физической агрессии, в жестоком обращении с детьми.

Таким образом, становление агрессивного поведения представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации и т. п. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Весьма важной является проблема детерминации агрессии. На обыденном уровне большинство людей полагают, что это может быть результатом душевной дисгармонии или эмоциональной неустойчивости. Однако это характеризует лишь то, что лежит на поверхности. Очевидно, что агрессия не возникает в социальном вакууме. Скорее, на агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения, в связи с чем предполагается рассмотрение специфических предпосылок агрессии: 1) фрустрацию; 2) вербальное и физическое нападение; 3) характеристики жертвы; 4) подстрекательство со стороны окружающих.

В качестве возможных индивидуальных детерминант агрессии в специальной литературе выделяют: 1) личностные черты агрессора и жертвы; 2) типы установок и внутренних стандартов; 3) тендерные различия; 4) биологические и генетические свойства личности.

Подростки агрессивного склада характера, как правило, напористы и склонны к соперничеству, стремятся во всех случаях одержать победу и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзойти других. Они всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, когда другие лица или рамки ситуации сдерживают их. К дополнительным чертам характера, связываемым с агрессией, следует так же отнести авторитаризм и враждебность во взаимоотношениях с окружающими.

В контексте нашего исследования, несомненный интерес представляет характеристика подростков - агрессоров абсолютно не контролирующих и, наоборот, чрезмерно контролирующих свое поведение.

К первой группе относятся подавляющее большинство несовершеннолетних, совершивших серию насильственных преступлений с применением особо жестоких способов. Их не так много среди обследованной выборки, однако, именно они привлекают к себе внимание общественности зверскими актами насилия.

В зарубежной литературе эту категорию насильников подразделяет на несколько типов: 1) поддерживающие свою репутацию; 2) защищающие свою репутацию; 3) потакающие себе; 4) защищающие свой «статус»; 5) хулиганы и садисты; 6) защищающиеся.

Первые, опасаясь, что ничего собой не представляют, пытаются убедить других, что на самом деле они - крутые и бесстрашные.

Вторые, пытаются защищать свой образ, имидж от пренебрежения, в основном воображаемого, со стороны других.

Третьи уверены, что другие существуют только для их обслуживания и проявляют гнев, когда им отказываются подчиняться.

Четвертые, агрессивно выступают против других вследствие места, которое занимают в обществе, к примеру, лидер преступной группировки.

Пятые, получают удовольствие от причинения вреда другим, выбирая в качестве жертвы более слабых людей. Наконец шестые, прибегают к агрессии из-за сильного опасения, что сами станут жертвой, если не нанесут удар первыми.

Такие лица считают агрессию вполне приемлемой и используют ее как средство достижения целей, глубоко укоренившихся в их личностной структуре. Агрессия как модель поведения абсолютно устраивает таких лиц, и поэтому вряд ли они с готовностью и легкостью откажутся от возможности отвечать ударом на удар.

Другая группа, чрезмерно контролирующие себя агрессоры - это лица, обладающие мощными сдерживающими силами, препятствующими совершению агрессивных действий. Такие люди, обладающие прочными, внутренними сдерживающими началами, обычно редко реагируют на провокации, предпочитая прятать свой гнев под мнимым безразличием.

Во многих случаях на возникновение агрессии сильное влияние оказывают установки задействованных в ситуации лиц, как самих агрессоров, так и тех, чье поведение спровоцировало агрессию. Термин «установка» используется социальными психологами для обозначения мысленных представлений человека о различных характеристиках социального или физического мира - представлений, изложенных в результате жизненного опыта, которые, раз возникнув, очень сильно влияют на его поведение.

Увеличение в последние годы групп несовершеннолетних агрессивной направленности вызывает особую тревогу. Хотя многие из них различаются по групповым интересам и способам их достижения, все они имеют общие свойства, которые позволяют их отнести к предкриминальному типу. Основными из них являются готовность к активным насильственным действиям; узость и деформированность предметного содержания групповых интересов; групповой цинизм; дерзко-пренебрежительное отношение к незнакомому взрослому человеку как представителю «они»; наличие лидера, имеющего опыт антисоциальной деятельности.

Постоянная внутренняя готовность к дерзкому, циничному и жестокому поведению делает такие молодежные группировки особенно опасными в регионах с высоким уровнем социальной напряженности (межнациональные конфликты, антиармейские настроения, безработица, забастовки, акции гражданского неповиновения и т. д.). Вспышка ранее латентной агрессивности подростковых групп может быть стихийной, организованной и стихийно-организованной. Последняя форма массового проявления агрессивности предкриминальных групп наиболее вероятна.

Привлекательность и распространенность агрессивных группировок объясняется следующими факторами: во-первых, происходит ослабление реальной социально-правовой защиты подростков от нападения сверстников. Во-вторых, многие подростки на себе испытали действие враждебной агрессии со стороны родителей и педагогов (в медицинской психологии появился термин «синдром опасного обращения с детьми»). В-третьих, с детства подростки усвоили, что в некоторых ситуациях насилие -эффективный и быстрый способ (инструмент) достижения желаемого.

Социально-психологическая характеристика агрессии ускользнула от внимания исследователей, хотя в области криминологии это весьма важная проблема, когда тому или иному индивиду наносится моральный, физический, или материальный ущерб не конкретным индивидом, а группой лиц, т.е. преступной группой.

Как для групповой агрессии, так и для других форм агрессии, развивающихся в массовых социальных явлениях (террор, геноцид, расовые, религиозные, идеологические столкновения) характерны:

1. сопровождающие их процессы заражения;

2. взаимной индукции;

3. стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага»;

4. наличие инициаторов и провокаторов;

5. готовность массы за счет других решать свои какие-то проблемы;

6. анонимность каждого участника агрессивных проявлений в социуме.

Почти во все изученные агрессивные группировки входили слабые,

подростки, которые в массовой антисоциальной деятельности,

как правило, самые активные. Ощущая защиту и поддержку со стороны группы, такие подростки тем самым стремятся скрыть свои слабость и трусость. Это обстоятельство важно, поскольку способствует повышению самооценки. Именно эта категория наиболее агрессивна, дерзка и цинична.

Чувство защищенности в агрессивной группировке притягивает к себе многих подростков, особенно тех, кто не может рассчитывать на нее в других подростковых и молодежных объединениях. Сила группы воспринимается ее членами как личная сила. Ощущение «нужности», которое проявляется в групповых действиях (избиение представителей соперничающей группы и т. п.), способствует формированию внутреннего комфорта, открытию собственного «я». Проведенное психологами с помощью экспериментальных приемов исследование осужденных несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления в условиях соперничества двух подростковых группировок, показало, что преступникам был свойственен минимальный «уровень неприятия себя (в 2 раза ниже уровня, присущего группе насильственных преступников в целом)».

При появлении в микрорайоне или зонах повышенного интереса молодежи нескольких группировок между ними возникает соперничество. Отношения между такими группировками могут быть нейтральными или враждебными и крайне редко - дружескими.

Столкновение интересов соперничающих группировок может привести к одному из следующих последствий: 1) разделу сфер влияния; 2) объединению группировок (конфликт заканчивается союзом); 3) поглощению слабых группировок более сильной; в этом случае некоторое время сохраняется расслоение группировки: более сильная часть группы становится группой - лидером, а менее сильная - группой аутсайдером; 4) враждебным отношениям.

Последние имеют наиболее заметное «криминальное эхо», поскольку они переходят в периодические драки, которые сначала выполняют инструментальную функцию, а затем несут в себе преимущественно враждебную агрессию. Многие исследователи увидели во враждебной агрессии, ставшей «визитной карточкой» многих группировок, нечто необычное и поспешили назвать их нетрадиционными. Однако такой стиль группового поведения в молодежной среде - одна из самых устойчивых тенденций.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

На сегодняшний день сформировалось несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. 3. Фрейд, наиболее приверженный этой точке зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Представители теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная несколько десятилетий назад американским антропологом, психологом Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания.

Сторонники когнитивных моделей агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления и интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемым индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определенной степени угрожающей ему опасности.

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с насилием как социально-правовой проблемой, следует подчеркнуть, криминализация многих социальных отношений современного российского общества вызывает множество негативных последствий, напрямую затрагивающих подрастающее поколение, сказывается на обострении преступного насилия несовершеннолетних.

 

Автор: Юрков Г.А.