16.09.2011 8815

Механизм формирования личности насильственного преступника

 

Причинные объяснения преступного насилия, в том числе реализуемого несовершеннолетними, всегда привлекали внимание ученых, публицистов и практиков. В зависимости от своих методологических основ эти объяснения становились объективными или субъективными, приобретали прогрессивное или реакционное значение.

Исследование механизма формирования преступного насилия позволило выяснить, что сложное взаимодействие элементов личности и среды не только характеризуется множеством разновидностей, но и в каждом конкретном случае бывает связано с дефектами в нескольких звеньях психологической цепочки, детерминирующей такое поведение. Следовательно, речь должна идти о совокупности причин конкретного насильственного преступления.

Для научного осознания природы и закономерностей преступного насилия, а также для принятия необходимых управленческих решений необходимо, прежде всего, определить структуру и реальное состояние процесса его детерминации. По-видимому, данный процесс усиливается за счет закрепленных в сознании, поведении, образе жизни и действующих как позитивно, так и негативно способов защиты молодежью своих интересов, преодоления противоречий между ними. В обществе могут закрепиться такие способы преодоления противоречий (нередко одобряемые), которые не соответствуют его высшим интересам. Здесь должны обратить на себя внимание авторитарные взгляды, обычаи и традиции в официальных и неофициальных структурах, в частности характер уголовной репрессии, порядок разрешения дел, касающихся граждан, а также приемы школьного воспитания, нормы и стереотипы поведения в семье, структура семейных отношений, неформальное взаимодействие.

Существенное внимание должны привлечь причинные связи и каналы их воздействия на сознание и поведение личности. Связи детерминации реализуются передачей энергии, информации, материальных воздействий. Источник детерминации, возникающие противоречия между людьми, порождает необходимость разрешения и предлагает веер вариантов - от возможности пренебречь своим интересом до крайних форм их обеспечения.

Формирующиеся в процессе детерминации отношения определяют для общества, группы, индивида реальные способы защиты своих интересов. Чем шире развито насилие в обществе, чем более распространены оправдывающие его нормы, чем меньше возможности правомерно защитить свой интерес и сохранить свой статус при отказе от интереса, тем, следовательно, активнее действуют детерминирующие насилие факторы, интенсивнее передается криминогенное воздействие. Напротив, чем более развиты система согласования воль и интересов, социальный контроль, чем более позитивный характер носят общие процессы социализации групп и индивидов, тем менее интенсивным оказывается криминогенное воздействие источников детерминации насилия.

В результате в отдельных сферах социальной жизни общества возникают промежуточные криминогенно или позитивно регулирующие образования, соответственно усиливающие либо тормозящие процесс детерминации насильственной преступности. Первые выражаются в усилении иногда и в господстве взглядов, оправдывающих насилие, правовых норм, облегчающих либо разрешающих насильственное поведение, стереотипов поведения, институтов управления, широко использующих правомерное или неправомерное насилие и. т.д. Постепенно и на отдельных участках, в отдельных сферах, опираясь на возникший криминогенный эффект, детерминирующие воздействия усиливаются, становятся господствующими и перерастают в причиняющие криминогенные связи, ограничивая веер возможных решений, направляя общество, группу и личность к выбору способа поведения, связанного с насилием или заключающегося в нем.

С этих позиций о причинах преступного насилия и насильственных преступлений несовершеннолетних можно говорить тогда, когда на фоне потребности разрешения жизненно важных конфликтов складываются реальные возможности их разрешения или снятия с помощью насилия; когда возникает система взглядов и норм, так или иначе оправдывающих такое поведение, поддерживающих его. Эти причины насилия существуют в обществе и на вероятном уровне определяют принятие решения о преступном поведении, реализовываются в актах насильственного поведения, число и социальное значение которых опосредовано силой причин, их интенсивностью, криминогенным потенциалом.

Изложенные соображения, по-видимому, должны обсуждаться, насыщаться фактическим материалом, корректироваться и дополняться. Некоторые проблемы при этом чрезвычайно актуальны. Думается, именно путем анализа реального социального статуса подростков, поля их возможностей, влияния авторитарной атмосферы можно объяснить и вспышки массового насилия в молодежной среде («казанский» и иные феномены).

В рамках первого подхода нужно, прежде всего, исследовать источники детерминации и причинного воздействия. К ним, в частности, следует отнести противоречия между интересами различных социальных групп и индивидов, между исторически закрепленными позициями и установками в различных сферах (экономика, быт, национальные отношения, религиозная практика, искусство и т.д.). Известно, что любое противоречие таит в себе возможность его реального либо иллюзорного преодоления насильственными средствами. На индивидуальном уровне столкновение интересов преступных групп несовершеннолетних влечет порой попытку совершения убийств; сведения счетов (разборы), происходящие с помощью насилия; на социальном уровне - от расхождения интересов на производстве и распределении материальных благ недалеко до попытки насильственного его преодоления. Но противоречия таят в себе лишь возможность насилия, как и возможность позитивного развития.

Второй подход к детерминации преступного насилия, в сущности, развивающий первый, связан с поиском индикаторов состояния этого явления. Общество должно иметь средства постоянного контроля за состоянием преступного насилия и насильственной преступности. Этот подход учитывает, что некоторые показатели способны отражать распространенность и интенсивность криминогенной детерминации, ее причиняющий потенциал, не раскрывая или не обязательно раскрывая его природы. К таким индикаторам можно, в частности, отнести уровень конфликтности отношений; реальное состояние судебных и иных гарантий охраны собственных интересов как элемент социальной защищенности; возможности реального доступа к социальным благам и ценностям, декларируемым как всеобщие; степень интенсивности авторитарных приемов социального регулирования; преобладания тех или иных нравственно-этических и правовых норм, формирующих отношение к насилию; вооруженность населения; раскрываемость преступлений и т. д..

Во всяком обществе существуют такие формы преступного насилия и в таком количестве, какие вытекают из конкретно исторических условий его существования социальных, экономических, политических, нравственных Масштабы преступного насилия, его структура, причины и тенденции развития позволяют судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.

Сегодняшнее состояние нашего общества можно назвать переходным, а сложившийся общественно-политический строй формирует и переходный тип личности. Таким образом, причины преступного насилия несовершеннолетних не могут быть объяснены вне связи с основными противоречиями переходного периода. Вместе с тем неверно не только отождествлять причины преступности с противоречиями общественного развития, но и непосредственно выводить их из противоречий. Противоречия сами по себе не опасны, опасны последствия их неразрешенное.

Следовательно, социальные противоречия являются лишь самой общей и вероятной причиной антиобщественных проявлений. Конкретный характер действия этой причины можно рассмотреть, по меньшей мере, в двух аспектах. Во-первых, следует рассмотреть процесс возникновения, к примеру, преступного насилия на уровне массового явления; во-вторых, необходимо раскрыть механизм формирования преступного насилия на уровне индивида.

Противоречивое развитие экономики, политики, социальной сферы, с одной стороны, стимулирует общественный прогресс, является источником движения вперед; с другой - создает трудности и препятствия на этом пути, порождая негативные явления. Объективные противоречия в сфере экономики, быта, духовного развития, особенностей образа жизни разных социальных групп, с одной стороны, порождают сложные жизненные ситуации; а с другой - противоречиво сказываются на формировании личности.

Общественная жизнь человека складывается из материальных условий жизни и его духовных и физических сил. В разные периоды жизни менялся характер движения этих противоположных форм производства: материального и духовного. Однако до сегодняшнего дня данная проблема осталась неразрешенной. И коль скоро специфическое положение молодежи, главным образом, связывается с процессом становления субъекта общественного производства и общественной жизни, то в противоречии, возникающем между этими двумя сторонами, и коренится основная проблема развития молодого поколения.

Российское общество до сих пор не преодолело отношения молодежи преимущественно как к объекту воздействия. Столь явно технократический подход выражается в недостаточном развитии различных форм молодежного самоуправления, в преимущественно административном отношении, в недоверии и в стремлении использовать молодых в качестве исполнителей уже принятых решений. В результате значительная часть молодежи не проявляет стремления участвовать в управлении государственными и общественными делами, у нее слабо развит интерес к социальному творчеству и новаторству. Отчуждение проникло во все сферы общества в экономику, политику, культуру, поразило практически все жизненные центры и социальные институты. Оно наложило неизгладимый отпечаток на межличностные отношения людей, повседневную реальность, хотя это и не всегда ощущается или как - то осмысливается.

Молодежь уже не верит, что жизненного успеха можно добиться честным путем. Процесс ее социализации низведен до простого морализаторства, а это вызывает у нее резкое неприятие и протест. Обострившаяся социальная дифференциация поставила молодежь из разных групп в заведомо неравные условия при выборе жизненного пути. Это приводит к озлобленности и неверию в справедливость. Призывы к самоотверженной работе, при рутинном содержании труда ничего, кроме вреда, не приносят. Ощущение своего бессилия, отсутствие надежды на возможность что - либо изменить в своей жизни и в обществе формируют у молодежи нигилистическое отношение к реальной действительности.

В подростковой среде происходит всплеск радикального гедонизма, с одной стороны, и страсти к насилию - с другой. Примерно каждый четвертый школьник уходит из школы. Из-за грубости и побоев со стороны взрослых «в бегах» находится немалая часть воспитанников детских домов и интернатов. Утешения они ищут в бродяжничестве, насилии, рок - музыке.

В социологической литературе выделяют три аспекта отчуждения. Первый связан с «приватизацией» ценностных ориентации, когда молодежь, не получая возможности для самореализации, склонна уходить в частную жизнь. Второй заключается в отчуждении молодежи от социальных институтов, например, невозможности активно участвовать в деятельности органов местного самоуправления. Наконец, третий аспект - отчуждение одним субъектом прав другого на самобытность. В последнее время приходится достаточно часто встречаться с социальной нетерпимостью, особенно когда речь заходит о молодежных проблемах.

Следует различать социальное и психологическое отчуждение личности. Если первое порождается в основном внешними обстоятельствами, отношениями других людей и групп к данной личности, то второе (психологическое) характеризует позицию индивида к другим. При этом отчуждение, охватывающее все стороны жизни человека, предшествует дезадаптации и выступает в качестве его причины. Отчуждение формирует у личности чувство незащищенности, беспокойства, тревоги. Окружающая среда вызывает у такой личности ожидание угрозы, опасности, страха.

Аналогичной позиции придерживается А.Ф. Полис, считающий, что нарушение первичных связей социализации, эмоциональных контактов может не только способствовать отчужденности и невротизации, но и коррелировать, по всей вероятности с такими явлениями, как алкоголизм, хулиганство, жестокость и с некоторыми другими формами отклоняющегося поведения.

Низкий уровень культурных притязаний, стремление определенной части молодых людей к развлекательной, примитивной культуре, уход в потребительство, свидетельствуют и об отчуждении культуры.

В первую очередь это проявляется в разъединении культуры и образования. На протяжении многих десятилетий из средней и высшей школы, практически из всех детских дошкольных и школьных учреждений происходило методичное ее изгнание. Образование, лишенное культуры, становится чуждым, человек и общество перестают испытывать потребность в образовании, основанном на подлинной культуре.

Отчуждение культуры от человека выражается, прежде всего, в том, что она фактически перестала оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность перестала испытывать потребность в культуре, в обладании ее ценностями.

Отчуждение от официальной культуры закономерно приводит молодежь к иным ценностям, в частности, криминальной субкультуре. Возникнув однажды, криминальная субкультура охватывает свои влиянием подрастающие поколения, взламывает официальную культуру, деформирует ее, способствует упрочнению криминального слоя в стране. Следует особо подчеркнуть, что наиболее активными противниками официальной культуры являются, несовершеннолетние, считающиеся наиболее криминализированной частью общества.

Распространителями криминальной субкультуры являются преступные группы взрослых. Они аккумулируют и передают устойчивый преступный опыт подрастающему поколению. Криминальная субкультура связывает взрослую преступность с молодежной. Средний возраст взрослых рецидивистов заметно снизился в последние годы, в результате чего рецидивисты по возрасту стали ближе и потому привлекательнее для несовершеннолетних. Такого рода группы становятся школами первоначальной подготовки молодых преступников, школами «повышения мастерства» для рецидивистов, носителей традиций преступного образа жизни.

В аналогичной критической ситуации оказываются и подростки: во-первых, это жесткий императив отчуждения от официальных ценностей; во-вторых, принятие «правил игры» криминальных сообществ; в-третьих, неизбежная смена мотивации и стратегии поведения. Накопленный большой эмпирический материал по целому ряду частных проблем позволил сформулировать общую цель многолетней исследовательской работы, создать психологическую концепцию криминальной субкультуры.

В частности, под ней понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, способствующих их живучести, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. Социальный вред заключается в том, что она уродует формирующуюся личность, стимулирует ее противоправное поведение и является механизмом «воспроизводства» преступности в молодежной среде.

Криминальной субкультуре несовершеннолетних присущи следующие особенности: 1) попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестоком и циничном отношении к «чужим», слабым и беззащитным; 2) отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»; 3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»; 4) паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними; 5) обесценивание результатов человеческого труда, приводящее к вандализму; 6) неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях; 7) поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности; 8) поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

Следует учитывать, что степень сформированности криминальной субкультуры, ее влияние на личность несовершеннолетнего бывает различной. Она встречается в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определенное оформление (ее «законы» играют существенную роль в регуляции поведения личности и группы); наконец, она способна доминировать в данном заведении, микрорайоне, населенном пункте, полностью подчиняя своему влиянию, как криминогенный контингент, так и законопослушных подростков.

Криминальная субкультура в качестве самостоятельного элемента включает в себя субъективные человеческие свойства, которые реализуются в криминальной деятельности. Это и знания, умения, профессионально преступные навыки и привычки, потребности, интересы, ориентации, установки и т.п., на базе которых формируется особая «философия» преступного мира, оправдывающая совершение преступлений. Так, например, в насильственных преступлениях - чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, перекладыванием вины на жертву.

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых выделяется правовая неосведомленность, дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и цинизм. В молодежной криминальной среде складывается особое групповое правосознание со своими «законами» и нормами, как элемент этой субкультуры. При этом дефекты правосознания усугубляются деформациями нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Молодежная субкультура - реальный феномен, находящийся в прямой взаимосвязи с экономическим состоянием общества, политикой, культурой, духовной жизнью. Ее криминальная часть является условием сохранения живучести, целостности и сплоченности криминальных сообществ, преемственности проходящих через преступные группы поколений, эффективности их преступной деятельности. Одновременно «ценности» криминальной субкультуры являются важными регуляторами индивидуального поведения, обладают высочайшей степенью референтности для личности в силу действия механизмов подражания и особенно прессинга, постоянно подвергающих как несовершеннолетних нарушителей, так и законопослушных подростков фрустрации и психическим травмам.

Для понимания причин насильственной преступности несовершеннолетних важно изучить последствия неразрешенности пяти основных противоречий:

- противоречие между целями, к которым общество призывает стремиться подростков, и теми легальными возможностями, которые оно им предоставляет, а точнее - не предоставляет для их достижения;

- противоречие между расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;

- противоречие между расширением потребностей в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения;

- противоречие между стремлением к богатству и ощущением невозможности его достижения легальными способами;

- противоречие между необходимостью усиления социальной и правовой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества.

Неразрешенность каждого из этих противоречий порождает многие негативные процессы, которые оказывают влияние на криминогенную напряженность в обществе: пьянство, наркоманию, самоубийства, а так же иные формы отклоняющегося поведения.

«...Неудовлетворенная потребность в самоутверждении путем общественно полезной деятельности может привести к фрустрации, кризису личности, преступлениям или иным антиобщественным поступкам. Особую остроту проблема самоутверждения представляет для молодежи, чей повышенный энергетический потенциал нередко находится в противоречии с ограниченными возможностями его реализации в силу недостаточной образовательной, профессиональной, социальной подготовки, а, следовательно, низкого или неопределенного социального статуса».

Преступность действительно служит как бы кульминацией различных негативных социальных явлений. Типичный механизм ее детерминации заключается в следующем:

1. в обществе, особенно интенсивно развивавшемся, имеется и возникает немало противоречий, проблем, которые не всегда в процессе социального управления должным образом прогнозируются, выявляются и разрешаются;

2. при просчетах в разрешении противоречий и решении проблем возникают разного рода негативные социальные явления непреступного характера: «теневая» экономика, пьянство, алкоголизм, детская безнадзорность и т.п., которые также не всегда должным образом изучаются, выявляются и подвергаются эффективному воздействию;

3. при указанных просчетах негативные социальные явления непреступного характера усугубляются и непосредственно продуцируют преступность;

4. просчеты в прогнозировании, изучении преступности, воздействии на нее, с одной стороны, способствуют ее детерминации, с другой -приводят к тому, что она заметно деформирует отношения в разных сферах жизни общества, влияет на общественное сознание.

Таким образом, в самом общем виде причину преступного поведения можно обозначить как рассогласование личности с социальной средой. Это рассогласование выступает как результат деформаций ряда звеньев психологического процесса мотивации и принятия решения (потребностей, интересов, целей, средств их достижения и др.), развивающегося во взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией.

Другими словами, формирование личности происходит в процессе беспрерывного воздействия не нее социальных «подкрепителей». Если эти подкрепители позитивны и сопровождают социально - одобряемые акты поведения, формируется социализированная личность. Если же они сопровождают акты агрессивного поведения, принятые в данной социальной микросреде, то формируется личность с высокой вероятностью совершения противоправных действий насильственного характера. Если же выбор конкретной линии не детерминирован, тогда вся проблема изучения причин преступности и личности преступника бессмысленна. Утверждать, что выбор полностью детерминирован, можно лишь научно исследовав проблему профилактики преступности, т.е. изучив вопросы влияния на объективные условия и на субъект с целью воздействия на его поведение в желательном для общества направлении.

Общественные противоречия сложными и многообразными путями оказывают воздействие на личность: формируют позитивный или антиобщественный образ жизни, различные, вплоть до противоположно направленных, взгляды и поступки. В итоге образуется временное или устойчивое рассогласование личности со средой, лежащее в основе большинства форм преступного поведения.

Исследования и анализ непосредственных условий социального окружения формирующейся личности подростка позволяет выявить те противоречия микросреды, которые лежат в основе уродливо проявляющихся противоречий духовного мира несовершеннолетних преступников. Многообразие этих противоречий сводится к нескольким типологическим группам.

В первую входят противоречия внутрисемейные и внутриколлективные. К криминогенно значимым внутрисемейным противоречиям отнесены: противоречащие нормам нравственности отношения между родителями; нарушения нравственной целостности отношений между родителями и детьми, а также иными родственниками, проживающими в семье; отсутствие единства в нравственной направленности детей (в многодетных семьях). Внутриколлективными называются противоречия в нравственной направленности микрогрупп внутри коллектива, несформированность единого мнения и единых оценок, отсутствие взаимопонимания между коллективом и его руководителем.

Вторую группу составляют противоречия межколлективные. К ним относят противоречия в психологии семьи и коллективов школ, профтехучилищ и производств. Наиболее распространенными здесь являются противоречия в психологической направленности и требованиях части семей и школ. Это противоречие оказывает серьезное влияние на формировании двойственной морали личности, относящейся без должного уважения к общественным требованиям.

Третья группа противоречий - между коллективами и малыми группами, формирующимися вне коллектива. Это - прежде всего противоречия в нравственном облике и психологической направленности школы, рабочего коллектива, профтехучилища и тех групп молодежи, которые стихийно складываются, как правило, по месту жительства и зачастую имеют нравственно несостоятельную групповую психологию, стимулирующую индивидуальные и групповые решения совершить то или иное преступление. Свыше 70% несовершеннолетних совершили преступления в составе таких групп.

Приведенные противоречия следует рассматривать как относительно самостоятельные, поддающиеся типизации явления. Заметное место в их генезисе принадлежит и противоречиям между социальной средой и той микросредой, в которой формируется личность преступника.

Одним из проявлений социальной среды, играющей важную роль в формировании личности несовершеннолетнего и ее поведения, считаются конкретные жизненные ситуации. Влияние социальной среды в форме жизненной ситуации носит ощутимый характер, поскольку личность взаимодействует с ней в строго определенный момент, перед совершением конкретного поступка. При этом социальная среда влияет на человека непрерывно как в прошлом, так и в настоящем, формируя его как личность.

Именно в этом и состоит различие конкретной жизненной ситуации (настоящее) с условиями нравственного формирования личности (прошлое).

Если факторы, относящиеся к личности, в конечном счете «погружаются» в психологию субъекта, то свойства ситуации тесно связаны с крупными социальными процессами, такими, как экономические трудности, социальные и бытовые конфликты, слабость социального контроля и др. Социальное неблагополучие сказывается как на объективных (ситуации), так и на субъективных (личность) факторах: резко увеличивается число разводов вследствие распада семей, широкое распространение получает нищенство, растет число имущественных и насильственных преступлений и т. п. По сути дела идет деформирование образа жизни людей.

Жизненные ситуации конкретной личности непосредственно перед совершением преступления в значительной мере определяются ее социальной ролью, принадлежностью к социальной группе (этнической, профессиональной и т. д.), в целом - образом жизни. В зависимости от этих факторов складываются ситуации определенного типа, что позволяет вероятностно предвидеть возможные события в жизни человека и предположить определенный вариант его поведения.

Социализация индивида, начиная с его семейного воспитания, происходит всю жизнь, однако наиболее интенсивно она происходит в подростковом и юношеском возрасте, когда молодой человек ищет, определяет и утверждает свое место в системе общественных отношений. Особую интенсивность этот процесс приобретает в период школьного обучения. Школа, как особый социальный институт, обеспечивает и направляет не только общеобразовательное, но и духовное, мировоззренческое развитие личности несовершеннолетнего.

Воспитывающий характер школьного обучения в плане социализации проявляется во множестве факторов: усвоение норм правового мышления, нравственного и эстетического отношения к действительности, системы идейно - политических взглядов, умения самостоятельно пользоваться всем духовным фондом, воспринимать его как самоценность.

С увеличением возраста ребенка влияние семьи на него заметно уменьшается, после чего «срабатывает» одна из следующих закономерностей: происходит усиление влияния со стороны школы либо неформальной группы сверстников. Чаще в этом единоборстве побеждает неформальная группа, поскольку школа нередко оказывается не в состоянии компенсировать и выправить издержки семейного воспитания. В большинстве случаев школа «обороняется» от различного рода негативных влияний, вместо того чтобы активно бороться с ними.

Более того, в последние годы в школах нарастает атмосфера насилия, процесс этот вполне объективен, поскольку школа является частью современной реальности. Все чаще именно рядом со школой или даже в ее стенах происходят драки, совершаются грабежи, вымогательства. Вблизи многих учебных заведений постоянно «болтаются» сомнительное личности, нигде не работающие и не учащиеся, условно осужденные, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних и т.п. Именно такие лица поддерживают «войны» за «свою - чужую» территории. Провоцируют избиения, грабежи, насилия, вымогательство, ростовщичество. Они курят, пьют, «колются», «нюхают», активно втягивают в это других детей и подростков. В итоге растет с каждым годом число мальчиков и девочек, юношей и девушек, которые боятся в одиночку выйти за порог квартиры даже днем, а особенно - посещать магазины, места проведения досуга (парки, кинотеатры, дискотеки), ходить в школу и т.д.

Школа является также источником психологических проблем: 15-20 % детей испытывают школьную дезадаптацию. Наиболее распространенные психологические проблемы школьников: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, склонность к участию в асоциальных группировках, различные формы отклоняющегося поведения. Причины этого кроются в стандартированных требованиях к поведению и игнорировании индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей, тем более, что в переходные периоды развития особенно ярко проявляется гетерохрония - индивидуально проявляющаяся неравномерность развития отдельных функций и систем организма и психики.

Приведенные недостатки усугубляются еще рядом факторов, имеющих место в современной школе, например, ускорением темпов изучения ряда предметов, усложнением усвоения содержания учебного материала отдельными школьниками, и как результат - потеря интереса к учебе, отчуждение и изолированность от коллектива класса.

Низкий уровень учебно-воспитательного процесса в школе обусловлен недостаточной разработанностью теоретических проблем воспитания в целом, некоторых учителей изучать и нежеланием использовать эффективные методы и приемы обучения и воспитания.

Издержки учебно-воспитательного процесса сказываются, когда школьники получают определенный объем знаний по многим учебным дисциплинам, а вопросы нравственного, эстетического воспитания порой остаются нерешенными. С одной стороны, школа испытывает недостаток необходимых методик и разработок, с другой - преподаватели не готовы к решению проблемы единства обучения и воспитания. Отсюда и формализм в воспитательной работе, которая зачастую ограничивается рамками учебного процесса.

Следует отметить, что в школах не осуществляется должный анализ причин правонарушений, совершаемых учащимися, не ведется надлежащего учета и профилактической работы с педагогически запущенными детьми. От трудных подростков школа старается избавиться. Не случайно в комиссиях по делам несовершеннолетних по инициативе школ рассматривается только 5-8 % материалов, в то время как до 70 % обсуждаемых несовершеннолетних являются школьниками.

Трудовое воспитание должно начинаться в семье, затем продолжаться в школе и окончательно закрепляться в производственном коллективе. Однако в действительности не все обстоит так, как хотелось бы. Администрация предприятий неохотно принимает на работу трудных подростков, а если и принимает, то использует их, как правило, на неквалифицированной работе. Низкая культура труда, отсутствие должной производственной дисциплины приводят к тому, что подростки теряют интерес к работе и уходят с предприятий либо меняют место работы. Недостатки в организации трудоустройства и трудового воспитания наиболее существенно влияют не дальнейшее негативное формирование личности несовершеннолетних, преждевременно оставивших школу.

Естественно, что антиобщественное поведение несовершеннолетних непосредственно не связано с переходом их к трудовой деятельности. Причины такого поведения следует искать в более ранней социализации личности и связанных с ней причин «разногласий » подростка с обществом вообще и трудовым коллективом в частности. Например, противоречия или несоответствия между представлениями подростка о самом себе и ближайшего окружения о нем; между ценностями, приемлемыми несовершеннолетним и утверждаемыми обществом; возможностями для самоутверждения, требующихся несовершеннолетнему и представляемыми ему обществом; требованиями, предъявляемыми обществом к личности, и эталоном, принятым молодым человеком в качестве образца для подражания.

Именно поэтому устройство на работу подростка, преждевременно оставившего школу, иногда усугубляет дефекты его нравственного развития, чему во многом способствуют: а) наличие самостоятельного заработка у подростка и неумение правильно им распорядиться; б) ориентация на психологический фактор «взрослости»; в) полный выход подростка из-под контроля родителей, школы и ненадлежащий контроль со стороны трудового коллектива.

В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как возможности извлечения из нее только материальной и иной потребительской выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязнь увольнения, так как надеются обеспечить себя, используя условия рыночной стихии, охватившей в последние годы страну. В действительности же повсеместно отмечается стремительный рост числа незанятых общественно полезной деятельностью несовершеннолетних поскольку они, не имея профессий, трудовых навыков, неконкурентноспособны на рынке труда.

Кроме того, как показывают результаты криминологических исследований, труд не является способом жизненного самоопределения - в 1990 г. на это указали 11% несовершеннолетних преступников, 1997 г. - 68%, в 2004 г. - 92%. Вместе с тем, чем опаснее преступление, тем чаще его исполнителями оказываются не занятые делом подростки. Если из общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте 16-17 лет, не работал и не учился каждый третий, то среди лиц, совершивших убийство, разбойное нападение, причинение тяжкого вреда здоровью, их доля составляет до 40 %. По данным нашего исследования, незанятые составляют свыше 70%, являющиеся лидерами антисоциальных группировок. К незанятым работой или учебой несовершеннолетним добавилась и такая группа, как бездомные, ведущие бродячий образ жизни дети, которые по оценкам специалистов, в России, как уже отмечалось, около 2 млн.

Потеряв надежду на помощь и поддержку государства, немало подростков вынуждены создавать свои предпринимательские «ниши», которые находятся вне контроля государства и общественности, в том числе и полулегальные (перепродажа различных товаров, уборка в ночное время коммерческих палаток и территорий вокруг них), и криминальные (торговля наркотиками, оружием и др.)

Существует определенная закономерность и в том, что подросток, не сумевший утвердиться в школьном коллективе, ищет иной коллектив сверстников и, естественно, что он не одинок в своих исканиях. Этим объясняется и то, что коллектив, в котором несовершеннолетний стремится утвердиться, он ищет вне школы чаще всего по месту жительства либо в местах развлечения: в парке, на пляже, дискотеке и т.д. Как следствие, в преступных группах несовершеннолетних чаще попадаются подростки плохо успевающие, не занятые общественно полезным трудом, при каждом удобном случае легко идущие на совершение правонарушений.

Неудовлетворенность подростка своим положением в семье, школе, трудовом коллективе приводит его в различные неформальные группы, где он стремится возместить дефицит общения. Этот вакуум обычно заполняется отношениями в неформальной группе сверстников, среди которых очень велик авторитет лиц старших возрастов с антиобщественной ориентацией. Именно они обычно занимают лидерские позиции, определяя поведение своих младших сверстников, и тем самым психологически полностью заслоняют собой отцов. Поскольку же потребность подростка в отождествлении с членами такой группы велика, ее нормы и стандарты активно усваиваются. Так может завершиться формирование негативных нравственно - психологических черт личности.

Многие трудные подростки проводят свое свободное время неорганизованно, стихийно в различных неформальных группах с асоциальной направленностью. Как отмечает И.С. Полонский, к 11-12 годам у подростков, не занятых общественно полезной деятельностью или неудовлетворенных своей позицией в ней, центр организаторской активности перемещается в сферу неформальных отношений. К 14-15 годам такие подростки окончательно теряют интерес к общественной жизни класса, зато на улице они энергично утверждают себя в группе младших. В то же время согласно результатам других криминологических исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения преступлений. По данным тех же исследований, из числа подростков, имеющих 2-3 часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, 5-7 часов - 53%.

Отмеченные издержки воспитания и связанные с ними отрицательные объективные и субъективные последствия - отсутствие успехов в учебе, неразвитость трудовых навыков, неспособность утвердиться в коллективе, нарушение социально-полезных личных связей, неразвитость позитивных интересов, усвоение отрицательных привычек и потребностей приводят к развитию отрицательных личностных черт (агрессивности, жестокости, эгоизма и т.д.), антиобщественной ориентации личности.

Ранняя агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.

Такая агрессивность может проявляться в криминальном поведении, физической агрессии, в жестоком обращении с другими людьми.

Значительное внимание проблеме досуга молодежи уделяют средства массовой информации. Эта проблема становится все более актуальной в современных условиях, связанных с последствиями научно-технического прогресса (урбанизации, в условиях которой происходит ослабление традиционных форм социального контроля). В ряде работ подчеркивается, что если в организации свободного времени возникает вакуум, то его могут заполнить нарушения общественного порядка. Основной формой времяпровождения становится уличная компания, основным местом -подворотня, подъезд. Здесь большинство «трудных» подростков попадают в сферу влияния групповых норм компании с отрицательной направленностью.

Телевидение, кино, детективная и порнографическая литература несут на себе значительную долю вины за воспитание и распространение культа насилия и жестокости, особенно в досуговой сфере подрастающего поколения. Безудержная демонстрация насильственных преступлений приводит к тому, что телевидение и кино становятся «школой жестокости». Зрелищно поставленные сцены преступлений часто оставляют впечатление, что конфликты можно разрешать только с помощью пистолета, ножа и кастета, что этот путь «жизненен», «красив» и далеко не аморален.

Особое значение для социализации молодых людей имеет ближайшее окружение сверстников. К примеру, сосредоточение их в специальных учреждениях уже само по себе делает неизбежным возникновение специфических юношеских групп с присущим им групповым самосознанием. Чем продолжительнее период юношества, тем важнее становится общественная роль этих молодежных групп, распространяющая свое внимание на различные сферы жизни несовершеннолетних (труд, досуг, общественная деятельность, моральные установки и т. п.).

Вместе с тем, особенности формирования личности невозможно правильно определить без учета роли потребностей, интересов, установок, направленности, мотивации и т.п., которые определяют ее поведение.

Потребности способствуют возникновению у человека определенного внутреннего напряжения, побуждающего его к действию. Они составляют тот фундамент, на котором строится поведение и вся психическая деятельность человека, включая его мышление, эмоции и волю. Именно в динамике потребностей, в их усложнении, обогащении и трансформации наиболее непосредственно проявляется тенденция саморазвития; именно наличие потребностей делает поведение активным.

Согласно одной из общепризнанных в психологии классификаций, потребности делятся на материальные, духовные и социальные. Материальные потребности, будучи первичными, составляют основу деятельности человека; духовные потребности, характеризующие уровень развития личности, открывают ей возможности познания окружающего мира, позволяют обустроить жизнь в целом; наконец, социальные потребности отражают общественную природу человека в общении, общественно-полезной деятельности и т.п. В процессе общения происходит познание окружающего мира, установление контактов с людьми, приобретение опыта социальной жизни. Потребность в общественно-полезной деятельности жизненно необходима для человека, привычного к труду.

Среди социальных потребностей одну из ведущих функций в регулировании поведения выполняет нравственная потребность, которая, формируясь в качестве одной из внутренних побудительных сил, согласует волю конкретной личности с существующими в обществе нормами и ценностями.

«Развитая моральная потребность сказывается на системе всех потребностей индивида. Утверждение достоинства, удовлетворение моральной потребности оказывается столь важным для человека, что принятые им установки морали действительно влияют на формы, способы, очередность удовлетворения всех других, в том числе и самых насущных потребностей, не говоря уже о том, что они приобретают порой решающую роль в выборе повседневного и даже чрезвычайного поведения». Нравственно воспитанный человек в конфликтных ситуациях следует нравственным принципам, подчиняя возникшие побуждения моральным мотивам. Правонарушитель, структура мотивационной сферы которого деформирована, в аналогичных ситуациях чаще всего руководствуется эгоистическим желанием, любыми путями пытаясь удовлетворить свои извращенные потребности. Это объясняется достаточно сильным развитием примитивных потребностей, соотношение которых с моральными потребностями находится в неустойчивом равновесии вследствие слабости нравственных мотивов.

Наличие ярко выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов зафиксировано не менее чем у двух третей лиц, совершивших преступления. В молодежной микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, пьянство, демонстрация пренебрежения к нормам общественной нравственности, культивируемая вражда к группам подростков с позитивным поведением.

Уровень развития потребности в деятельности оказывает глубокое воздействие на всю систему потребностей личности. Выявленные эмпирическим путем типы несовершеннолетних, для которых первостепенны материальное потребление, доминирование среди сверстников, в большинстве случаев формируются под воздействием компенсаторных механизмов, включающихся, когда человек не в состоянии выявить свои внутренние потенции в самой деятельности.

Разумеется, перечень потребностей для различных социальных типов личности и отдельных индивидов не одинаков. Однако, с одной стороны, существуют социально-исторические типы потребностей, характерные для представителей того или иного класса или социальной группы. С другой - в рамках определенного исторического типа личности существует разнообразный «спектр» потребностей, присущих конкретным индивидам в связи с их особенностями. Такой индивидуальный «набор» потребностей определяется всем процессом формирования личности, включая как природные свойства организма, так и влияние окружающей его в течение жизни социальной среды. При этом складываются существенные различия в потребностях, как по их структуре, так и по содержанию.

Криминологические исследования подтверждают, что различные виды потребностей мотивируют преступное поведение с разной степенью интенсивности. Так как более 90 % умышленных преступлений сводятся к двум группам: корыстным и насильственным (агрессивным) деяниям, то и мотивирующие их потребности тоже ограничены: это материальные, сексуальные потребности, а также потребность в социальном общении, распадающаяся на несколько подгрупп. В мотивации агрессивной (насильственной) преступности надо отличать две ситуации. Если к числу насильственных преступлений относить и корыстно-насильственные (т.е. грабежи, разбои, вымогательство), то ведущим мотивом будет корысть, что в нашей классификации соответствует материальным потребностям. Опрос экспертов - практических работников оценил ее распространенность в 34 %. Однако надо заметить, что гораздо точнее анализировать чисто насильственную (агрессивную) преступность, не связанную с корыстными побуждениями. Ее мотивами, судя по оценкам наших экспертов, являются месть (10%), личная неприязнь (21%), хулиганские побуждения при алкогольном опьянении (35 %).

Но и эти данные еще не говорят о подлинных побуждениях субъекта, о тех потребностях, которые лежали в основе его агрессивного поведения.

Если исходить из исследований психологов, то здесь на первый план выступают потребности в социальном общении и самосохранении личности. Это, по мнению специалистов, потребность в общении; в признании; в безопасности; в сохранении и повышении престижа или статуса; в лидерстве; в доминировании и др.В потребностях, составляющих побудительное начало насильственных преступлений, можно различать, условно говоря, социально и нравственно приемлемые виды потребностей и те, которые противоречат общественным нормам. К первой группе можно отнести, например, потребности в признании и безопасности, которые были ущемлены другим субъектом (в уголовных делах - потерпевшим). Совершение насильственных' преступлений в конфликтной ситуации при стремлении к удовлетворению г социально-позитивных потребностей имело место в 17% случаев. Прочие виды потребностей, порождающих насильственную преступность, заслуживают, по меньшей мере, нравственного порицания, не говоря уже о криминальных последствиях, к которым привела их реализация.

Исследования, проведенные Л.П. Конышевой, позволили выделить 4 формы агрессии, тесно связанные с соответствующими потребностями: а) экспрессивная агрессия - неожиданное обострение межличностных обострений или провокация со стороны жертвы; б) псевдоморальные формы агрессии («борьба за справедливость»); в) инфантильная агрессия (в отношении лиц, препятствующих удовлетворению актуальной потребности); г) демонстративная, садистская агрессия, в том числе групповое самоутверждение.

Переход страны к рыночным отношениям, глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни привели к деформации потребностей личности, а, следовательно, и к росту агрессивных проявлений.

Капитализация страны означает замену прежних отношений коллективизма и взаимопомощи (пусть во многом декларированных) откровенным эгоизмом, индивидуализмом, «войной всех против всех».

В отличие от потребностей как непосредственного отношения к предмету потребления, интерес - это опосредованное отношение к последнему. Потребность только тогда порождает интерес, когда ее удовлетворение встречает затруднения в силу каких-либо субъективных или объективных факторов. Беспрепятственное удовлетворение потребностей интереса не порождает.

Следовательно, потребности приобретают сознательную, смыслообразующую силу через интерес, т.е. через полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения. Интерес, являясь свойством направленности личности, представляет собой сложное, динамическое явление. Интерес можно определить как избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Другими словами, если потребность это необходимое требование личности к условиям жизни, то интерес - это увлечение объектом.

Любой человек обладает множеством устойчивых конкретных потребностей и интересов, организованных в единую динамически развивающуюся систему. Отсюда возникает необходимость выявления их взаимодействия, функциональной роли и иерархического положения каждой из них в структуре личности. Задача эта весьма не простая и еще более важная, поскольку именно от иерархии потребностей и интересов зависит общая направленность личности.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, у правонарушителей развитие их зачастую идет в обратном направлении. Негативный интерес закрепляется в привычке, а последняя ведет к асоциальным потребностям. Соответственно искаженному развитию потребностей развиваются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

Способность направлять и регулировать человеческое поведение не заложена непосредственно в самой потребности, которая приобретает эту возможность при встрече с объектом, способным удовлетворить ее. Подобное слияние потребностей и опыта (ситуации) способствует формированию у личности такого психологического образования, как установка на определенный вид деятельности.

Существенным аспектом социальной психологии личности являются ее установки (отношения, которые охватывают и синтезируют итоги познавательной, эмоциональной, волевой и поведенческой сферы). Это основная программа ситуационного, тактического и стратегического поведения человека по отношению к деятельности, к себе, к ближайшим группам, к обществу в целом. Установки - это проявления, которые были в начале сознательными, но которые в силу частого повторения сделались настолько привычными, что стали совершаться автоматически, бессознательно.

Самые мощные установки формируются в детском возрасте в ходе семейной драмы, которая либо подкрепляет то, что говорилось ранее родителями, либо разоблачает их лживость. Именно эти сцены чаще всего мучительно запечатлеваются в сознании ребенка. Громко произнесенные слова воздействуют не менее глубоко и долго, чем так называемое невербальное общение.

Установка, по мнению К. Юнга, есть готовность психики действовать или реагировать в известном направлении... Быть установленным - значит быть готовым к чему-нибудь определенному даже тогда, когда это определенное является бессознательным... Выявив в личности типичные установки, он предсказал появление такого понятия, как «социальный тип».

С.А. Тарарухин считает, что установка представляет собой специфическое состояние психики, проявляющееся в стойкой тенденции к повторению привычных норм поведения (стереотипности). Совокупность устойчивых (фиксированных) установок и является базисом ориентированной в определенном направлении деятельности субъекта, в том числе не только социально полезной, но и антиобщественной.

Развивая понятие установки как составного элемента регуляции социальной активности личности, следует отметить, что потребности могут не включаться непосредственно в повседневную цепочку, но как бы в скрытом, в снятом виде способны побуждать к деятельности через соответствующие диспозиционные образования. Другими словами, устойчивые, направленные потребности существуют в форме установок (диспозиций), как бы преобразуются в них.

Установки, ценности, осознанные интересы, цели нужны человеку не сами по себе, а для выявления потребностей, закрепления их на определенных объектах и видах деятельности. Усвоение им социальных ценностей представляет собой сложный процесс соотнесения первичных импульсов и потребностных состояний, порождаемых многообразными объективными соотношениями человека, с данными социального опыта о ценности объектов и видов деятельности, на которую могут быть направлены его импульсы.

Изученное проекционными методами множество латентных и осознанных мотивов поведения, закономерно распределилось по типам, выявленным методом фиксирования установки. Например, положительные с точки зрения адаптации к социальной среде черты (коммуникативность, коллективность, пластичность и т.д.), которые установлены специальными тестами, обнаружились у личностей с пластично-динамической установкой, т.е. у личностей, адаптированных к среде; тогда как отрицательные с точки зрения адаптации к среде черты (эгоцентризм, агрессивность, излишняя автономность, ригидность и др.) обнаружились у трудно-адаптируемых к среде конфликтных субъектов со статической или лабильной установкой.

Установки в свое время требовали мобилизации всех духовных и физических сил, привлечения всего предшествующего опыта, помощи посторонних, выучки. И чем сложнее поведение, тем больше воли, практики, информации требуется, чтобы зафиксировать соответствующие установки. Значит, в подавляющем большинстве случаев установки вырабатываются с активным участием сознания, под его критическим контролем, они сознательно суммируют прошлый опыт личности и лишь после этого действуют, как в данный момент неосознаваемое, экономя наше время, умственные и физические ресурсы.

Отдельные авторы не признают возможности употребления в криминологии такого понятия, как установка личности, понимая под ней чисто психологическое явление. Естественно было бы неправильным использовать в криминологии понятие установки в том смысле, в каком оно было разработано в свое время известным психологом Д. Узнадзе. Нам думается, термин «установка личности» вполне имеет право на существование в криминологии в том понимании, которое дает нам социология и социальная психология. Стоит согласиться с мнением В.Н. Кудрявцева, который под установкой понимает общую «программу» деятельности личности, предопределяющей устойчивый способ ее поведения.

Измерение установки по специально разработанной шкале позволяет с определенной долей вероятности определять тенденцию будущего поведения того или иного типа личности. Выявленные в ходе исследования установки различных типов несовершеннолетних насильственных преступников позволяют разрабатывать действенные профилактические и воспитательные мероприятия, что является немаловажным положительным моментом в деле предупреждения подростковой преступности.

Под социальной установкой понимается выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности (группы) к заранее определенному отношению - позиции к конкретному человеку, явлению, событию. Социальную установку можно трактовать как ценностную ориентацию, характеризующую отношение к определенному типу конкретных объектов или ситуаций и снабженную алгоритмом, т.е. определенным порядком действия. Установка в большей степени, чем ценностные ориентации, формулируется с одной стороны, под влиянием индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта и, с другой - под воздействием особенностей объекта и ситуации.

Такого рода установка подтверждает, что весь предшествующий установочный опыт личности создает определенный психический настрой индивида. Из различных вариантов решения задачи установка в качестве первого, очевидного предлагает свой вариант. И если она антисоциальна, то существует высокая вероятность антисоциального решения. Социальная установка, представляющая собой интегральное понятие, в значительной мере синтезирует прошлый жизненный опыт личности и ее духовный мир, связывает воедино потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации личности с ее реальной средой обитания.

Однако прежде чем в сознании того или иного лица сформируется и в конкретном преступлении проявится антиобщественная установка, проходит, как правило, довольно значительное время, в течение которого действуют причины, формирующие эту установку. Обстоятельства, сформировавшие антиобщественную установку в сознании лица, совершившего преступление, в их совокупности принято называть условиями нравственного формирования личности преступника. Речь идет о формировании нравственных качеств, сделавших возможным совершение преступления, и которые мы называем антиобщественной установкой в сознании субъекта преступления. «Разумеется, при этом имеются в виду только те обстоятельства, под воздействием которых формировались отрицательные нравственные качества, оживлялись или сохранялись пережитки прошлого в сознании».

Анализируя установку на преступную деятельность несовершеннолетнего, К.Е. Игошев включал в нее: психологическое состояние с ярко выраженным эмоциональным фоном (озлобление, мстительность, некритичное подражание и др.), рассудочно-оценочные отношения (жадность, корысть, стремление к незаконному приобретению материальных благ и др.), социальную позицию (неуважение к окружающим, отсутствие твердой жизненной цели и др.). При этом выделяются две основные разновидности на преступную деятельность: ситуативная и личностная.

Вместе с тем, если ситуативная установка на преступную деятельность представляет собой противоправную форму реагирования личности на конкретную жизненную ситуацию, то личностная установка - готовность и предрасположенность к совершению преступления, которая основывается на твердо занятой индивидом антиобщественной позиции.

Для несовершеннолетних характерны взаимопереходы личностной установки в ситуативную и наоборот. В реальной же действительности нередко личностная установка на преступную деятельность выступает на поверхности явлений как ситуативная. В тех случаях, когда личностная установка выражает определяющую линию антиобщественной ориентации личности, она как бы смыкается с ее антиобщественной направленностью.

Причину преступного поведения некоторые находили в биологии субъекта, в антиобщественной установке личности, в дефектах правосознания и правового воспитания, в особенностях эмоций, в дефектах ценностных ориентации, порицаемом образе жизни и т.д.

Опыт, однако, доказал, что в ряде случаев нет ни одной из указанных особенностей, а преступление все же совершается, и наоборот, даже при стечении ряда названных выше факторов, оно не является неизбежным. Это свидетельствует, во-первых, о весьма сложных причинных связях между личностью и поведением, которые имеют вероятностный характер, а во-вторых, о том, что в механизме поступка может быть деформировано любое звено.

Вместе с тем, основным стимулом, причиной поведения человека является мотив, в котором проявляется личностный смысл - ради чего совершается то или иное действие. Как отмечается в литературе, специфических мотивов преступного поведения в природе не существует. Основная масса мотивов нейтральна, за исключением лишь тех, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках. Поэтому в основу типологии преступников должны быть положены мотивы лишь уголовно наказуемых поступков.

Исследования мотивационно-целевой сферы личности несовершеннолетнего насильственного преступника позволили выявить ее типичные негативные черты. Главная из них заключается в том, что на первое место в мотивации выступает не общественная ценность конечного ее результата, а узкая эгоистичная цель, достижение которой обеспечивается противоправными средствами. Для многих преступников свойственна, так сказать, погоня за сиюминутными целями в ущерб тем, которые имеют значение жизненных перспектив, создающих предпосылки для проявления регрессивных изменений в механизме включения мотивации в процесс деятельности. Этой категории также свойственны отказ от общественно полезных целей, обеднение круга положительных устремлений, примитивность программ поведения. Отсутствие идеальной положительной цели характеризует большинство несовершеннолетних, совершивших преступления.

Деформации личности несовершеннолетнего преступника проявляются чаще всего в виде утраты личной ответственности, которая представляет собой свободную реализацию верно осознанного долга. Преступник искаженно воспринимает, либо вообще отрицает нравственные ценности, цинично относится к требованиям общественной морали.

Для несовершеннолетнего насильственного преступника характерно то, что идеи и нормативные суждения общественного правосознания воспринимаются им лишь в качестве внешней силы, а иногда - чуждой системы требований, вызывающей нередко безразличное или негативное отношение.

Исследование взаимосвязи дефектов правосознания личности несовершеннолетнего преступника показало, что особого внимания заслуживают две наиболее типичные формы связи: влияние неверных и искаженных представлений о вредоностности преступлений на мотивацию преступной деятельности; влияние неверных и искаженных представлений об ответственности (наказании) за содеянное на мотивацию совершенных преступлений.

Большинство обследованных несовершеннолетних в момент совершения ими преступления либо вовсе не задумывались над вредностью своих действий, либо полагали, что наносят вред лишь отдельным людям, но никак не обществу. Около 50% из них не задумывались над правовыми последствиями совершаемых ими преступлений. Это оказывает наиболее сильное влияние на реализацию ситуативно-избираемых, но не осознанных четко мотивов, а также мотива «месть, озлобление».

Поведение и поступки, мотивы и намерения теснейшим образом переплетены друг с другом. Поведение осуществляется только через поступки, в то же время последние приобретают нравственное качество только в соотнесенности с поведением в целом. Намерения не всегда выражают нравственную суть мотивов, и в этом случае отдельные поступки могут выпадать из общей линии поведения.

Решение данной проблемы состоит в том, чтобы при расхождении намерений и собственно поступка выявить лежащий в основе поведения мотив. Это, означает установить, насколько данный поступок типичен для личности. В этом случае оценка будет справедливой и с точки зрения личности, ибо исходит из ее устойчивых нравственных устремлений, и с точки зрения общества, ибо в ней прогнозируется вероятность повторения таких же поступков в будущем.

Заканчивая рассмотрение вопросов, связанных с механизмом формирования личности несовершеннолетнего преступника насильственной ориентации, что именно стратегическая организация поведения включает в структуру личности интеллект и волю, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности. Однако при принятии решения существенное значение имеют такие личностные черты, как склонность к риску, уровень самоконтроля, импульсивность, ригидность и внушаемость. При этом большую степень риска при выборе предпочитают люди агрессивные, с сильной потребностью в лидерстве, самоутверждении.

Таким образом, изучение личности несовершеннолетних преступников, совершающих насильственные преступления, особенностей проявления преступной ориентации, причин таких преступных посягательств, являясь взаимосвязанными и взаимодополняющими составляющими, как раз и образуют прочный фундамент для предупреждения рассматриваемых преступлений. Это надежно служит конечной прикладной цели исследования - сбалансированному и комплексному использованию всех сил, средств и методов в предупреждении насильственных преступлений несовершеннолетних.

 

Автор: Юрков Г.А.