16.09.2011 10384

Индивидуальное предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних

 

В системе предупредительной деятельности правоохранительных и других государственных органов, общественных организаций и граждан индивидуальная профилактика несовершеннолетних представляет собой важное и относительно самостоятельное направление. Она преломляет и конкретизирует в себе обще-социальные и специально-криминологические меры, не требуя при этом непосредственного решения крупных социально-экономических и иных проблем жизни общества. Индивидуальная профилактика может осуществляться различными социальными институтами, результативность деятельности которых зависит от законности, целенаправленности, конкретности и профессиональности ее проведения. Теоретические проблемы эффективности индивидуально-профилактических мероприятий связаны с углублением интеграции криминологии с социологией, психологией, педагогикой, наукой управления и целым рядом отраслей права, практические - с организацией подключения к этой деятельности разнородных субъектов профилактики.

Предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних может быть успешным лишь в том случае, если оно строится на основе содержания всей совокупности причин агрессивного поведения и направлено на их устранение. Обобщенной субъективной причиной насильственного преступления является мотивация - результирующая взаимодействия личности и среды. Агрессивно-криминальная мотивация отличается от мотивации социально-полезной деятельности совокупностью криминологически значимых признаков. Они заключены в специфическом влиянии социальной среды, в содержании мотивационной сферы личности, наконец, в социальной направленности самой мотивации, т.е. в специфике взаимодействия конкретной личности с конкретной жизненной ситуацией. Для того чтобы приостановить формирование агрессивной мотивации, профилактические меры должны быть направлены на: 1) устранение или нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих ее становлению;

2) структурно-содержательную перестройку мотивационной сферы личности;

3) позитивное изменение мотивации профилактируемого в характерных криминологически значимых ситуациях. Другими словами, профилактические меры должны быть ориентированы на оздоровление социальной среды запущенного подростка, его жизни, деятельности, быта и досуга. Применительно к конкретному подучетному подростку они разрабатываются на основе глубокого изучения его личности и условий существования. Следует учитывать, что устранить можно лишь те криминогенные обстоятельства, которые негативно действуют на личность несовершеннолетнего в данное время или могут возникнуть в ближайшем будущем. Воздействие на криминогенную запущенность прошлого напрямую невозможно, а лишь опосредованно - через коррекцию личности потенциального преступника.

Профилактическое воздействие на подучетного подростка направлено на решение двух взаимосвязанных задач: позитивного изменения агрессивной мотивации в характерной для него ситуации и структурно-содержательной перестройки криминально-мотивационной сферы личности несовершеннолетнего. Если в первом случае перед субъектом профилактики стоит тактическая задача по управлению функционированием личности, то во втором - стратегическая задача по управлению формированием личности.

Решение тактической задачи ограничено воздействием на личность подучетного в пределах конкретной ситуации (конфликтные отношения и т.п.), объективно заданных обстоятельств (экстремальная ситуация) и объективно заданного срока (время адаптации несовершеннолетнего после освобождения его из ВК). Профилактические воздействия тактического характера направлены на критический анализ прогнозируемой криминальной мотивации, оказание помощи несовершеннолетнему в осознании неблагоприятного развития его поведения, психологическую коррекцию конфликтной ситуации и т.п. Решение стратегической задачи предполагает структурно-содержательную перестройку воспитания: убеждение, поощрение и принуждение. Изменению социальной направленности личности профилактируемого подростка может способствовать расширение его позитивных общественных связей, ролей и отношений, формирование социально-полезных потребностей, мотивов и целей, содействие их устойчивому соотношению. Наиболее полное и правильное выяснение истоков антиобщественного поведения подростка достигается на основе учета характера совершенного им преступления и анализа всего образа жизни несовершеннолетнего правонарушителя. Такой подход позволяет выявлять деформацию конкретных сфер образа жизни несовершеннолетнего, определять характер негативных влияний на него, целенаправленно осуществлять профилактику не разных стадиях агрессивно-преступного поведения. Знание образа жизни подростка-правонарушителя дополнительно позволяет обнаружить возможные проблемы, конфликтные ситуации, не всегда обнаруживаемые при анализе непосредственной ситуации совершения насильственного преступления. Следовательно, можно высказать предположение, что непосредственные причины преступного поведения несовершеннолетнего нужно искать в первую очередь в его образе жизни.

Предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних, ориентированных на борьбу с антиобщественным образом жизни, позволяет: а) более полно учитывать личностные особенности подростка-правонарушителя; б) своевременно прогнозировать негативное развитие его личности, ее противоправное агрессивное поведение и при необходимости принимать соответствующие меры; в) образовывать систему: «профилактика - образ жизни - личность»; г) целенаправленно предупреждать различные типы преступного поведения, которому соответствуют разные типы деформаций образа жизни.

Предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних, осуществляемое органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации и принципами международных правовых документов о детях и молодежи, представляет собой социально контролируемый процесс. Осуществляется он путем выявления, предотвращения, пресечения насильственных преступлений в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств.

Процесс предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних осуществляется специальными субъектами: воспитательными колониями (ВК), специальными школами и учреждениями, Центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), подразделениями по делам несовершеннолетних (ПДН), органов внутренних дел совместно с общеобразовательными школами и другими учебно-воспитательными учреждениями. Результаты их деятельности находят свое реальное отражение в индивидуальных планах сотрудников милиции общественной безопасности, работающих с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах милиции.

Наиболее ответственные задачи по предупреждению подростковой преступности возложены на ПДН, находящиеся в составе милиции общественной безопасности. Правовая база деятельности ПДН, применительно к условиям сегодняшнего дня, существенно устарела. Требуется закрепление правового статуса этих подразделений с возложением на вышестоящие структуры функций по:

- анализу состояния, динамики и структуры преступности и правонарушений несовершеннолетних на соответствующей территории;

- контролю за соблюдение законности в деятельности низовых ПДН, а также за обоснованностью доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел (милицию) и постановки на учет;

- методической и практической помощи органам внутренних дел в организации борьбы с преступлениями и другими правонарушениями несовершеннолетних, в совершенствовании форм и методов этой работы;

- ведению дел по линиям работы: предупреждению рецидивной и групповой преступности            несовершеннолетних, правонарушений несовершеннолетних; совершенных на почве пьянства, наркомании и токсикомании; контролю за производством по фактам общественно опасных деяний несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной или административной ответственности;

- рассмотрению жалоб и заявлений граждан, сообщений государственных органов и общественных формирований по вопросам, отнесенным к компетенции ПДН.

Анализ практики свидетельствует о том, что в ней зачастую отсутствуют необходимые методики сбора, систематизации и оценки криминологической информации о подучетных подростках. Прогнозы будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей должным образом не разрабатываются, чаще всего носят интуитивный характер, планы профилактической работы поверхностны и не конкретны. Такая сложившаяся практика не позволяет сотруднику милиции организовать всестороннее изучение личности подучетного подростка, предвидеть его последующее поведение, что в конечном итоге влияет на эффективность предупреждения насильственных преступлений органами внутренних дел.

При организации и осуществлении индивидуальной профилактики, работники ПДН должны систематически учитывать изменения в личности каждого подучетного, произошедшие за последнее время, в том числе наиболее результативные методы профилактического воздействия. Положительным образом скажется на уровне организации профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних, если информацию о них группировать по следующим блокам: а) о личности подучетного подростка и его поведении; б) о среде общения несовершеннолетнего; в) о возможностях сотрудников милиции по профилактике, предотвращению и пресечению насильственных преступлений несовершеннолетних. При этом следует ввести за правило ежегодную аттестацию подростков, состоящих на учете в милиции с обязательным участием родителей, педагогов мастеров, общественных воспитателей и т.п. Это позволит своевременно выявлять происходящие в личности подучетного подростка изменения, как в лучшую, так и в худшую стороны, в конечном счете, более дифференцированно и целенаправленно строить работу с ними. В том случае, если поведение профилактируемого нормализуется и не вызывает в дальнейшем тревоги за его судьбу, то такого подростка можно снимать с учета в связи с исправлением. Подростки, не исправившиеся к моменту аттестации, должны оставаться на профилактическом учете и работа с ними продолжится с учетом упущений прошлого года. Несовершеннолетних, характеризуемых устойчивым негативным поведением и неподдающихся воспитательно-профилактическому воздействию, целесообразно направлять в спецшколы и спецучилища для применения в отношении них специальных мер воспитательно-трудового воздействия. Предложенная схема позволит профилактическую деятельность привести к упорядоченности и логической завершенности.

Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей осуществляют свою работу с учетом возраста, степени педагогической запущенности, общественной опасности обслуживаемого контингента, ранее совершенных им правонарушений, а также обстоятельств, имеющих значение для применения мер воспитательного воздействия. К индивидуально-предупредительным мероприятиям, используемым сотрудниками ЦВИНП, относятся: выявление несовершеннолетних, подлежащих доставлению в центр; изучение их личности и проведение с ними профилактических бесед; возвращение детей родителям или лицам, их заменяющим; направление подростков в специальные детские заведения, учреждения здравоохранения и социального обеспечения.

Установление мест концентрации подростков, ведущих безнадзорный образ жизни и совершающих различные правонарушения (мелкое хулиганство, употребление спиртных напитков и наркотических веществ и др.), сотрудники ЦВИНП чаще всего проводят совместно с работниками ПДН, оперуполномоченными уголовного розыска и сотрудниками других служб органов внутренних дел. В ходе таких рейдов выявляются группы несовершеннолетних с агрессивной направленностью поведения, состав этих групп, их лидеры (вожаки), взрослые лица, вовлекающие подростков в преступную или иную антиобщественную деятельность. Выявленные подростки, ведущие безнадзорный образ жизни, доставляются в Центр для проведения с ними необходимой воспитательно-профилактической работы.

Большие трудности сложились на практике с выявлением взрослых подстрекателей, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Лишь 35-40 % из числа опрошенных сотрудников Центра подтвердили, что занимаются выявлением взрослых подстрекателей, хотя эффективность этой работы остается очень низкой.

Вместе с тем, нахождение подростка в Центре дает возможность его сотрудникам разобраться в личности ребенка путем включения его в игру, учебу, труд, общение; определить его истинные увлечения, наклонности и возможности. Более углубленное изучение личности несовершеннолетнего достигается путем обобщения и анализа информации: о причинах и условиях безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; об условиях жизни и воспитания в семье, в детских учебно-воспитательных учреждениях; о характере взаимоотношений с родителями или лицами, их заменяющими, с окружающими, сверстниками; об источниках отрицательного влияния на детей и подростков; о причинах самовольного прекращения учебы, работы, ухода из семьи, учебного заведения, учебно-воспитательного учреждения; о личных качествах, характере, способностях, увлечениях, интересах, уровне образования, специальности.

Располагая знаниями об особенностях личности несовершеннолетнего, можно прогнозировать его последующее поведение в условиях свободы, о чем в обязательном порядке необходимо информировать ПДН органов внутренних дел по месту жительства подростка.

Наиболее существенными препятствиями в работе Центров для несовершеннолетних на сегодняшний день считаются: совместное содержание детей разного возраста и уровня десоциализации; отсутствие возможностей комплексного изучения личности несовершеннолетних; материальная необеспеченность (и прежде всего помещениями, мастерскими, классами); низкий уровень профессиональных умений и знаний сотрудников.

Вместе с тем, в специальной литературе высказываются предложения о перестройке методов деятельности Центров и их функций. При них могли бы успешно функционировать специальные приюты для несовершеннолетних, имеющие право содержать, обучать и воспитывать направленных иными учреждениями или обратившихся самостоятельно детей и подростков до оздоровления условий их семейного воспитания или передачи их в государственные учреждения. Центры для несовершеннолетних, располагающие штатом медицинских сотрудников, психологов и оснащенные необходимым диагностическим оборудованием, могли бы проводить освидетельствование детей и подростков из семей, в которых родители лишены родительских прав, при оформлении их в детдомы и школы-интернаты, в специальные учебно-воспитательные заведения. Наделение Центров вышеперечисленными функциями существенно расширит возможности правоохранительных органов в оказании нуждающимся несовершеннолетним социальной, правовой, медицинской и психолого-педагогической поддержки и защиты.

На сегодняшний день практически прекратили свое существование специальные учебно-воспитательные учреждения типа спецшкол и спецпрофтехучилищ. Нельзя сказать, что в прежние времена они обеспечивали процесс исправления и перевоспитания несовершеннолетних на должном уровне. Этому во многом мешали рассогласованность функций управляющей системы (народного образования) и этих учреждений, организация режима спецучреждений по аналогии с режимом воспитательных колоний, несовершенство правового регулирования, отсутствие необходимых звеньев в структуре специальных учебно-воспитательных учреждений, заорганизованность учебно-воспитательного процесса, низкий уровень профессиональной подготовки кадров и особенно работников режимной службы.

В предупреждении насильственных преступлений несовершеннолетних определенными возможностями располагают следственные аппараты органов внутренних дел. Применительно к различным этапам предварительного расследования это выражается в: а) предотвращении подготавливаемых и пресечении уже начатых преступлений несовершеннолетних; б) наиболее полном выявлении в процессе расследования причин преступления и условий, способствовавших его совершению; в) принятии необходимых и конкретных мер к их устранению.

Работа по предотвращению замышляемых преступлений объективно облегчается тем, что формирование преступного умысла обычно происходит постепенно, требует определенного времени и не сразу вызывает внутренние побуждения подростка. Поэтому в случае обнаружения первых признаков умысла на совершение преступления необходимо оперативное вмешательство сотрудников милиции в целях разрядки конфликтной ситуации, снятия или ослабления психологического напряжения, в конечном итоге обеспечения добровольного отказа от исполнения преступного намерения.

На стадии пресечения умысел не только созрел, но и начинает осуществляться в конкретном общественно опасном деянии. Для немедленного пресечения преступления следователь должен принять меры, которые не допускали бы дальнейшего продолжения преступной деятельности. Здесь будут уместны меры, направленные на разобщение преступной группы несовершеннолетних, задержание подростков, в чьих действиях имеется состав другого преступления.

Наряду с предотвращением и пресечением общественно опасных деяний в ходе следствия выявляются причины и условия, способствующие совершению конкретного преступления, которые сами по себе не прекращают своего существования. Они продолжают оказывать криминогенное воздействие на другие явления социальной действительности, обуславливая тем самым новые негативные проявления.

Эффективность представлений следователя во многом зависит от своевременности их внесения в соответствующие органы, учреждения и организации и фактического принятия по ним необходимых мер. По данным криминологических исследований, около 80% всех представлений остается без надлежащего реагирования со стороны администрации предприятий, учреждений, организаций. По каждому второму представлению руководители предприятий, учреждений и организаций вообще не информируют следователей о принятых по их представлениям мерах. Многие ответы на представления следователей по уголовным делам в отношении несовершеннолетних носят характер формальных отписок.

Изучение практики профилактической деятельности органой внутренних дел свидетельствует о слабом взаимодействии следователей с инспекторами ПДН. Несовершеннолетние, привлекаемые к уголовной ответственности, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, зачастую не ставятся на профилактический учет в милиции. Это приводит к тому, что в период предварительного следствия обвиняемые подростки зачастую повторно совершают преступления. В целях недопущения такого рода фактов, следователю при выявлении случаев несвоевременной постановки подростка на профилактический учет необходимо направлять представление в ПДН.

Предупреждением наиболее опасных видов преступлений несовершеннолетних (групповых и повторных) занимаются аппараты уголовного розыска. Криминальные группы несовершеннолетних различны по числу их участников. В специальной литературе выделяют группы: малой численности (2-4 человека), средней численности (5-8 человек), большой численности (9 и более человек). Чем больше число участников, тем меньше сплоченность группы, но выше ее криминальная активность и мобильность. Оперуполномоченные уголовного розыска по делам несовершеннолетних профилактику групповых преступлений осуществляют путем: а) выявления преступных групп; б) постановки их на профилактический учет; в) криминологической диагностики преступных групп; г) оказания на них профилактического воздействия. Выявление - это первоочередный и важный этап всей предупредительной работы.

Под выявлением понимается обнаружение преступных групп несовершеннолетних, определение их направленности, состава участников и т.д. Оперуполномоченные уголовного розыска устанавливают преступные группы несовершеннолетних с помощью личного сыска, во время проведения рейдов, оперативно-следственных действий, при проверке заявлений граждан, в процессе проведения различных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, в ходе анализа профилактических учетов органов внутренних дел.

Первый этап обычно завершается принятием обоснованного решения о необходимости постановки выявленного объединения уже в качестве группы на профилактический учет и обеспечения оперативной и предупредительной работы. При этом важно иметь в виду, что примерно 15-20 % групп начинают активную антиобщественную деятельность сразу после их возникновения, 30-35 % - в течение месяца, 25-30 % трех месяцев, остальные - в течение года. Указанное определяет «резерв» для осуществления своевременной превентивной деятельности.

На преступные группы несовершеннолетних в целях контроля и оказания на них профилактического воздействия заводятся дела оперативной проверки. Основанием постановки на этот вид учета является достоверно установленная и документально подтвержденная противоправная деятельность группы. В делах оперативной проверки концентрируются сведения, необходимые для предупредительной работы. Полнота учетов зависит от умения правильно диагностировать (разграничивать) преступные группы от непреступных.

Криминологическая диагностика расширяет представление сотрудника уголовного розыска о выявленной преступной группе несовершеннолетних. На данном этапе устанавливаются: вид преступной группы, ее структура, формы и способы антиобщественной деятельности, степень сплоченности группы, особенности характера лидера. Кроме того, выявляются характер и причины отклонений в образе жизни и поведении, во взглядах и привычках, направленности потребностей и интересов, ценностных ориентации, установок; возможности их исправления и перевоспитания; распределение ролей, характер взаимоотношений ее участников, индивидуальные особенности каждого участника, с учетом которых он может быть использован для перевоспитания других членов. Исходя из полученных результатов, строится и весь комплекс воспитательно-профилактического воздействия в отношении группы в целом и соответственно каждого ее члена в отдельности.

Следующий этап начинается с составления детального плана воздействия на конкретную группу. Планируемая оперативно-предупредительная работа зависит от особенностей группировки, окружающей обстановки, прогноза ситуации и т.д. Рекомендуется осуществлять перспективное и текущее планирование на неделю, декаду, месяц.

Профилактическое воздействие осуществляется с помощью следующих методов: а) изоляция группы; б) ее расформирование; в) переориентация группы.

Изоляция применяется, как правило, в отношении тех групп несовершеннолетних, которые уже совершили преступления. Смысл ее состоит в том, что члены группы, совершившие преступление, изолируются не только от общества, но и друг от друга и даже от тех, кто не участвовал в преступлении. Тем самым исключается возможность повторного совершения преступлений участниками группы.

К сожалению, на практике указанный метод не всегда правильно применяется. Имеют место случаи, когда не все члены группы, принимавшие участие в совершении преступления, привлекаются к уголовной ответственности, поэтому отдельные несовершеннолетние остаются на свободе и впоследствии становятся организаторами новых преступных группировок. Случается и такое, когда бывшие участники преступной группы направляются в одну и ту же колонию. Естественно, что при этом достигается прямо противоположная цель, группа не разобщается, а наоборот, укрепляется, и при выходе на свободу становится еще более общественно опасной.

Значительно чаще практикуется метод расформирования, поскольку он применяется ко всем группам несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, в том числе и совершившим преступления. Суть его состоит в том, что для отдельных участников используются различные приемы профилактического воздействия в целях их разобщения.

Это может быть физическое (территориальное или временное) разъединение группы, не позволяющее ей собраться и совершать групповые преступления. Расформирование может быть частичным или полным, т.е. предупредительная работа может осуществляться в отношении некоторых членов или всей группы.

Применяя метод расформирования группы, следует помнить, что:

- разобщение членов группы не может быть настолько длительным, чтобы за это время все члены или большинство из них могли быть перевоспитаны;

- разобщение не может быть абсолютным, поскольку члены группы, как правило, находят возможность поддерживать между собой контакты;

- разобщение может вызвать встречное сопротивление со стороны группы и еще больше сплотить ее.

Аппараты уголовного розыска в борьбе с групповой преступностью несовершеннолетних часто используют и такой метод, как переориентация группы с негативной направленностью на позитивную. Переориентация может быть успешной при анализе и учете причин и закономерностей образования конкретной группы несовершеннолетних, взаимоотношений ее членов, знаний сильных и слабых сторон группы, соблюдении индивидуального подхода к работе с каждым ее участником. Этот метод осуществляется путем: а) включения всех или большинства членов группы в коллективы с высокой степенью позитивной активности; б) низвержения прежнего «отрицательного» лидера и введение в группу нового «положительного»; в) переориентация прежнего лидера на социально одобряемые формы поведения.

Эффективности предупредительной работы во многом способствует получение максимально исчерпывающей информации, включающей в себя:

1. способствовавшие созданию и развитию группы («отрицательный» прогресс);

2. сведения о ее составе (постоянном и переменном, включая «ядро»), о структуре, распределении ролей, системе взаимоотношений, симпатиях и антипатиях, личностных особенностях участников;

3. криминогенную направленность: «крадущая», «хулиганствующая», «крадуще-хулиганствующая» и т.д. (возможны и иные классификации);

4. место группы в окружающей ее микросреде, регионе, контакты и уровень отношений с другими объединениями;

5. сведения о лицах, которые в нее не входят, но оказывают или могут оказывать влияние на лидеров, отдельных участников;

6. причины, приведшие каждого участника именно в эту группу (иногда конкретное лицо может входить не в одну группу, объединение, но занимая при этом различные места в них);

7. уровень комфортности членов группы, т.е. насколько она сплочена, имеется ли открытый или скрытый контрлидер и т.д.);

8. сведения о наличии элементов преступной субкультуры: жаргона, татуировок, кличек, особенностей внешнего вида, поведения;

9. степень конспиративности деятельности, места дислокации, встреч, укрытия похищенного, изготовления орудий преступлений, наркотиков и т.д..

Рассматривая данный этап работы, следует подчеркнуть, что уже сформировавшиеся («стойкие» группы с антиобщественной направленностью, не говоря уже о чисто преступных, подлежат только разобщению, а о переориентации можно говорить лишь относительно групп ассоциальных.

Практикой доказано, что наиболее действенным средством в борьбе с групповой преступностью несовершеннолетних является сочетание методов, например, расформирования и переориентации. В этом случае группа лишается активности, боевитости, исключается негативный настрой ее членов, что, в свою очередь, служит предпосылкой для ее последующей переориентации. Однако и в том, и в другом случае во главу угла необходимо ставить воздействие на лидера и «ядро». При разобщении группы главаря или изолируют различными способами (арест, осуждение, направление в ВК, спецшколу, спецПТУ и т.п.), или умело дискредитируют в глазах других участников. Для успешной работы в этом направлении необходимо хорошо знать и учитывать особенности, присущие лидеру. К ним относятся активность и инициативность, организаторские способности, умение расположить к себе, хорошее знание психологии, компетентность в решении значимых для группы вопросов. Нередко для завоевания лидерства в криминальной группе подростки совершают неординарные, с позиций здравого смысла, поступки. Это может быть цинизм и особая жестокость по отношению к слабым, необузданный вандализм, издевательство над животными. Смысл таких поступков заключается в том, чтобы запугать конкурентов на лидерство, запугать других членов группы. От такого лидера во многом зависит тип и вид агрессивного поведения группы.

Большое практическое значение, особенно в группах с авторитарным лидером, имеют значение и учет закономерностей его взаимоотношений с ядром (активом, если таковой имеется) и рядовыми членами. В подобных группах (а их, как показывает практика, большинство) нет и не может быть психологического и иного равенства, ощущения защищенности, возможности для самоутверждения, самовыражения, т.е. того, чего ищут подростки. В итоге - скрыто или явно идет постоянная борьба за лидерство, порой приобретающая очень острый характер. Внимательное изучение и учет закономерностей и нюансов этой борьбы позволяет разработать и реализовать более эффективные приемы (тактические и психологические) разобщения или разложения группы. При этом лучшим вариантом будет использование этих условий и соответствующих методов воздействия на стадии допреступного поведения, а также в процессе раскрытия и расследования уже совершенных деяний.

Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних, особенно тех, которые ранее отбывали наказания в местах лишения свободы, осуществляется также аппаратами уголовного розыска. Основной задачей, стоящей перед оперуполномоченными уголовного розыска, является практическое закрепление результатов, достигнутых в воспитательной колонии, и обеспечение непрерывности воспитательно-профилактического воздействия на них после освобождения. Успех возможен только тогда, когда оперативные уполномоченные уголовного розыска устанавливают тесное взаимодействие с инспекторами службы ПДН.

Результативность предупреждения конкретных преступлений несовершеннолетних во многом зависит от реальной возможности аппаратов уголовного розыска располагать информацией о готовящемся или совершаемом (но не законченном) преступлении. По данным Р. М. Абызова, сведения, поступающие в аппараты уголовного розыска по линии несовершеннолетних, используются лишь на 20-25 %, остальная часть оседает без надлежащей проверки и профилактического использования. Используется лишь информация, которая имеет значение для раскрытия актуальных на сегодняшний день преступлений, к сожалению, не отрабатываются возможности применения ее для предотвращения либо пресечения аналогичных преступлений.

Ознакомление с делами оперативной проверки на несовершеннолетних свидетельствует о слабом негласном прикрытии преступных групп, значительная часть которых остается практически безконтрольной. Причины подобного положения кроются в низком уровне организации оперативно-профилактической работы среди несовершеннолетних начальниками РОВД и слабой профессиональной подготовке оперативных уполномоченных уголовного розыска по делам несовершеннолетних. Последние зачастую дублируют инспекторов ПДН, не используют оперативных возможностей в предупреждении групповых преступлений несовершеннолетних.

Сегодня в стране по существу распалась ранее сложившаяся система профилактики правонарушений подростков, фактически прекратили работу комиссии по делам несовершеннолетних различных уровней. В тех же регионах, где комиссии еще как-то действуют, сотрудники ПДН не имеют реальной возможности активно использовать для предупреждения правонарушений подростков меры воздействия, предусмотренные законом.

Издержки в формировании системы дополнительно подкрепляются упущениями в функционировании отдельных субъектов профилактики. Так, ПДН необоснованно перегружена функциями различного уровня. Перечень состоящих на учете включает около 10 категорий несовершеннолетних, куда входят как несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной помощи, так и находящиеся на этапе преступного поведения.

В связи с чем, ПДН предлагается оставить в качестве объектов профилактического воздействия хотя бы тех несовершеннолетних, которые имеют устойчивую криминальную ориентацию; осуждены к лишению свободы с отсрочкой приговора или условно; освобождены от уголовной ответственности вследствие акта амнистии; обвиняются в совершении преступлений; не заключены под стражу в период проводимого следствия; считаются наркоманами и злоупотребляющими алкоголем; совершили общественно опасные деяния и административные правонарушения, свидетельствующие об устойчивой криминально-агрессивной ориентации личности.

В целях конкретизации функций и определения оптимальных полномочий ПДН следует рассматривать как орган сугубо индивидуальной профилактики. Прежний обширный перечень ее задач, особенно по общей профилактике, контролю за органами и учреждениями иных ведомств целесообразно исключить из нормативных документов.

Таким образом, успешное предупреждение преступлений несовершеннолетних зависит в первую очередь от организации взаимодействия всех служб и подразделений органов внутренних дел, а также от качества профессиональной подготовленности всех сотрудников органов внутренних дел, участвующих в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

 

Автор: Юрков Г.А.