16.09.2011 25747

Роль государства в политической системе современного российского общества

 

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией общества регламентированного правом. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут своё происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города - государства. У разных народов возникали по - разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общим для всех них были такие факторы, как совершенствование орудий труда и разделение труда, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определённых классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает партии горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников - общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно -идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодёжные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определённых социальных сил и оказывающие влияние на политику. И всё же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны, оказывает непосредственное влияние на правовую систему. В силу этого можно утверждать, что государство-это центральный элемент политической системы общества.

Исторически сложилось так, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остаётся предметом постоянного интереса учёных. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний между двумя, на первый взгляд, противоположными точками зрения. Это, с одной стороны, представления XVII в. (Т.Гоббс) о государстве как всемогущем Левифане, гигантская сила которого подчиняет себе все стороны жизни общества, а с другой - представление XVIII и первой половины XIX вв., отводящее государству скромную роль «ночного сторожа» со строго ограниченными функциями, концепция, которая сразу же после Второй мировой войны претерпевает изменения и объясняет активное вмешательство государства в экономику необходимостью «защиты социальной справедливости». Но чем активнее проявляет себя в этой области научная мысль, тем больше возникает новых сложных, тесно связанных с жизнью вопросов, имеющих существенное теоретическое и практическое значение.

Способность политической системы своевременно реагировать на потребности населения и изменяющиеся внешние условия существования общества в значительной мере зависит от эффективного взаимодействия государства с другими институтами политической системы. Наиболее существенным моментом в этом взаимодействии является специализация политических функций и ролей институтов политической системы, так как каждый из них создаётся для удовлетворения определённых групп интересов. Негосударственные организации доводят до государства интересы и требования различных слоев общества. Государство же принимает важнейшие решения по распределению ресурсов в интересах тех или иных групп общества.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

  1. объединяет абсолютно всё население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;
  2. является единственной организацией, которая издаёт либо санкционирует правовой акт;
  3. выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;
  4. определяет основные направления развития и функционирования общества;
  5. вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;
  6. обладает государственным суверенитетом, то есть верховенством и независимостью от какой - либо иной власти;
  7. является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;
  8. располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами. Это придаёт государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;
  9. располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельностью.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнёрство, то есть привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения, они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведётся спор о том, правильно ли считать государство главным, центральным звеном политической системы. По мнению Марченко М.Н. и Комарова СЛ., правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность. Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчёркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов. История свидетельствует и о том, что, занимая решающее место в политической системе общества, государство может поглотить не только эту систему, но и всё общество. Собственно это и происходит в государствах с тоталитарным, фашистским или авторитарным режимом. Поэтому чрезмерное усиление государственного вмешательства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы и даже к беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечивать пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства.

Что же касается политических систем, основанных на классовом антагонизме, то в них наблюдается сращивание государства и политических организаций господствующих классов, которые действуют сообща. Им противостоят их классовые и политические противники в лице своих организаций.

Таким образом, государство является центральным институтом политической системы общества. Без государства и вне государства всякая политическая жизнь общества является бессмысленной. Оно организует и формализует политическую жизнь общества.

Государство - фундаментальная основа политической системы, которая оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство считают первой политической организацией.

Государство от имени всего общества осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, издаёт законы и иные нормативно- правовые акты обязательные для населения, взимает налоги, осуществляет контроль за соблюдением законов, обладает правом легитимного применения насилия. Государство объединяет имеющие различные интересы общности в обществе, то есть политическая система общества играет интегрирующую роль, управленческую функцию, обеспечивает публичность государственной власти. Государство должно быть регулятором социальных и политических процессов своего общества. В связи с этим оно должно предусматривать процедуры, которые позволили бы обществу решать конфликты рациональным и мирным способом, Россия во многих отношениях является конфликтной страной. Поэтому здесь важны правовые процедуры, которые смогут сохранить спокойствие в обществе.

Государство как центральный институт политической системы общества взаимодействует со всеми её элементами. Среди которых в XXI веке особую роль играют политические партии, СМИ, религиозные организации.

Термин «партия» произошёл от латинского слова «partis»-группа, часть. Партия - это носитель отдельной группы; общественный институт в системе государства.

В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия».

Политическая партия - это общественная организация, которая ставит главной целью получение, удержание и осуществление власти (самостоятельно либо в коалиции с другими) посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе. В учебнике В.В. Лазарева и С.В. Липеня политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Политическая партия - это устойчивая структура, постоянно действующая, выражающая политическую волю своих членов и сторонников, имеющая задачу участия в определении политики государства, форм его органов власти и управления, осуществления власти через своих представителей.

В статье 3 ФЗ РФ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года с изменениями и дополнениями на 1 августа 2005 года политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Главные цели политической партии:

1. формирование общественного мнения;

2. политическое образование и воспитание граждан;

3. выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов государственной власти;

4. выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Однако не всякую группу людей, организованных для выражения интересов можно назвать партией. Выделяют следующие признаки, отличающие партию от других политических организаций:

1. Партия - это организация, то есть достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Долгосрочность действия организации позволяет отличать её от фракции, клиентелы, которые возникают и исчезают вместе со своими организаторами.

2. Существование устойчивых местных территориальных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

3. Цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличать партии от групп давления. Если партии ставят цель завоевания власти на выборах, осуществления её посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне её сферы.

4. Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Демократическая партия всегда стремится обеспечить эффективное функционирование всей политической системы страны, согласование и реализацию интересов различных слоев общества, стабильность существующего строя при сохранении его динамики и способности к саморегулированию и саморазвитию.

Между политическими партиями и государством существует тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии - политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Формы взаимодействия государства и партии заключаются в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служат выборы.

В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов, и непартийные организации, а также отдельные граждане путём самовыдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расходами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки.

2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и её сторонников политики.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов. Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, а также путём давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли ещё в Древней Греции и Древнем Риме.

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа в формировании политических партий:

1.  аристократические группировки (XVI-XVII в.в.);

2. политические клубы (XVIII-XIX в.в.);

3. современные массовые партии (XIX- XX в.в.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 году Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Типология партий позволяет выяснить:

1. Чьи интересы выражает партия, какие цели ставит.

2. Ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса.

3. На каких принципах строит свою деятельность, и какие методы считает для себя приемлемыми.

4. Каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией. Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку, то есть тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально- патриотические, религиозные.

3. По составу партий их различают на кадровые и массовые партии.

Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за неё на выборах, либо поддерживает её материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

Примером массовых партии являются европейские социал-демократические партии (прежде всего Французская социалистическая партия), большинство из которых возникло во второй половине XIX века в условиях введения всеобщего избирательного права, как политические организации рабочего класса и как антисистемные партии протеста, что и предопределило некоторые особенности их организации. «Привлечение новых членов представляет для неё фундаментальную потребность с двух точек зрения - политической и финансовой. Она стремится, прежде всего, осуществить политическое воспитание рабочего класса, выделить в его среде элиту, способную взять в свои руки правительство и управление страной; члены партии, таким образом, составляют саму её основу, субстанцию её деятельности. Без членов партия представляла бы собой учителя без учеников. С финансовой точки зрения, она в основном опирается на членские взносы, уплачиваемыми её членами».

Кадровые партии - это объединения нотаблей лучших людей с целью подготовки и проведения выборов с последующим сохранением контактов с избранными.

Первоначально кадровые партии, в отличие от массовых, ориентировались на политическую мобилизацию, прежде всего среднего класса и были «системными партиями».

Ныне эти различия во многом нивелировались, кадровые партии были вынуждены заимствовать или имитировать многие структуры партий массовых, в значительной степени нивелировались идеологическая и классовая определённость, радикализм политических требований бывших партий протеста.

В политической системе общества партии, в свою очередь, образуют партийную систему - совокупность партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.

Под партийной системой обычно понимают конфигурацию политического пространства, составленного из независимых элементов (партий) и определяемого их количеством, параметрами (численность избирателей, тип структуры) и коалиционными возможностями. Большинство из предлагаемых в литературе типологий партийных систем носит количественный характер, их главным критерием является количество партий. Такова типология Дж. Сартори, который, выделяет три типа партийных систем, учитывая при этом только крупные партии, обладающие либо «потенциалом для коалиции», либо «потенциалом для шантажа» (каким, например, в недавнем прошлом обладали коммунистические партии в Италии и Франции):

1. Простой плюрализм (двухпартийная система - США, Великобритания).

2.Умеренный плюрализм «нормальное количество (партий)... три или четыре (Швеция, ФРГ).

3. Крайний плюрализм (более пяти партий - это Италия, где до 1993 года в парламенте было представлено восемь партий).

Для Дж. Сартори и двухпартийные, и умеренно многопартийные системы центростремительны, тогда как крайне многопартийные системы - центробежны. «Если в политической системе преобладают центростремительные тенденции, то это означает, что проводимая политика является взвешенной, тогда как не отличающийся умеренностью или экстремистский политический курс отражает преобладание центробежных сил..., приводит к политическому тупику и парализует деятельность правительства». Таким образом, по мнению многих западных исследователей (Дж. Сарторн, А. Лейпхарт, М. Тейлор, В.М. Херман), умеренная многопартийность является оптимальным условием для стабильной демократии. В типологии американского политолога П. Ортекуша вводится иной критерий - наличие (или отсутствие) одной или двух доминирующих в политическом пространстве партий (так называемых партий большинства), в результате речь также идёт о трёх типах партийных систем:

- Двухполюсная система (США, Великобритания);

- Однополюсная система (Япония, Мексика);

- Многополюсная система (Нидерланды, Бельгия). Обычно же партийные системы исследуют по пяти главным измерениям, предложенным Я. Э. Лейном и С. Эрсоном для европейских партий:

1. Дробность, то есть колебания в численности и силе единиц, составляющих партийные системы.

2. Функциональная ориентация, то есть различия между традиционными классовыми партиями и партиями конфессиональными, этническими, региональными.

3. Поляризация, то есть колебания в идеологических предпочтениях между партиями по «лево- правой» шкале.

4. Радикальная ориентация, то есть различия в степени влияния крайне левых и правых партий.

5. Изменчивость, то есть различия в суммарной мобильности между партиями.

Анализ изменений данных характеристик - основная проблема в изучении партийных систем.

Партийная система есть результат воздействия множества факторов, которые М. Дговерже предложил разделить на:

1. специфические для каждой страны - это национальные традиции и история, экономическая и социальная структура, тип политической системы, наличие постоянного раскола общества, конфессиональные предпочтения населения, этнический состав;

2. общие - среди которых наиболее важен избирательный режим, оказывающий воздействие на количество партий, их численность, специфику формирования партийных коалиций, размеры представительства в парламенте. Не случайно, поэтому наиболее разработанной теорией, рассматривающей партийные системы, является теория избирательных систем.

Нейтральной и совершенной избирательной системы не существует. Исход выборов определяется, с одной стороны, предпочтениями избирателей, с другой - способом подсчёта голосов. Поэтому избирательные системы могут быть представлены как способ конвертации голосов избирателей в места в выборные структуры власти. По той же причине ключевыми в теории избирательных систем являются вопросы об учёте голосов и распределении мест.

Кроме того, «по сравнению с другими элементами политической системы, электоральными правилами легче манипулировать в политических целях», отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт. Такого рода манипулирование возможно не только в результате подтасовки результатов выборов, введения ограничений на выдвижение кандидатов и предвыборную агитацию, нарушения тайны голосования и правила «один человек - один голос». Неравной нарезки округов и махинаций с определением их границ, но и путём выбора той или иной избирательной модели. Избирательные системы отличаются друг от друга по многим параметрам. Реально существует столько их модификаций, сколько государств, использующих процедуру выборов. Однако базовых систем две - это мажоритарная (плюральная) и пропорциональная.

При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Когда имеется более двух кандидатов по одномандатному округу, один из них может набрать менее 50% голосов и, тем не менее, добиться победы.

Основной разновидностью этой модели является мажоритарная модель голосования в два тура, В этом случае, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного числа голосов (50%+1 голос), назначается второй тур, в котором избиратели делают выбор между кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре. Победитель также определяется по простому большинству голосов.

Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе или в нескольких больших региональных округах. Именно такая система ныне установлена в России.

Наиболее яркое сопоставление основных систем голосования осуществил М. Дюверже. Согласно так называемому «закону Дюверже» мажоритарная система в один тур (система относительного большинства) способствует становлению дуалистической системы с чередованием независимых и стабильных партий у власти.

Наукой доказано и практикой подтверждено, что возрастание роли политических партий является характерной чертой формирования и развития демократических государств. Это обусловлено возрастанием политической активности населения, его различных классов и социальных групп; активизацией процессов демократизации властных структур государства; политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности. В странах с демократической политической системой не только признаётся многопартийность, но и предоставляется партиям возможность формирования высших органов государства путём проведения своих сторонников в парламент или состав правительства.

Известны две разновидности партийных систем. Одна из них основана на монополии правящих партий. Это достигается либо путём запрета деятельности оппозиционных партий, либо безраздельным господством тех из них, которые получают мощную организационную и финансовую поддержку.

Другая партийная система характеризуется пёстрым многопартийным разнообразием. В многопартийных системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по следующей схеме: выраженные партиями притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении правовых норм и процедур. К власти приходит партия, победившая на парламентских выборах. Эта система олицетворяет действительный плюрализм, существующий в обществе.

Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти, или присвоения властных полномочий какой- либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к тому, что никто не может быть принуждён к вступлению в партию или пребыванию в ней. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов, и после регистрации в установленном законом порядке; организация и деятельность партий не должны ущемлять основные права и свободы человека и гражданина. Недопустима деятельность партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную, религиозную рознь и нетерпимость; решения политических партий не имеют обязующей силы для органов государства. Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается; действия государственных органов и должностных лиц, ведущие к устранению многопартийности, незаконному ограничению деятельности партий, установлению неравномерных преимуществ для отдельных из них, преследуются по закону.

Государство как единственная властвующая и главная организующая сила общества уже обеспечивает в России нормальную деятельность политических партий. Дело за тем, чтобы и все другие негосударственные организации (профсоюзы, творческие союзы, добровольные общества) в рамках их уставных задач под эгидой содействовали повышению качества и уровню жизни граждан.

Процесс становления и развития многопартийности в Российской Федерации в настоящее время вступил в новую фазу своего развития» когда мелкие политические партии, не сумевшие достойно проявить себя на политической арене, привлечь на свою сторону сколько- нибудь значительную часть своего населения, прекращают существование либо объединяются с другими политическими партиями. В конечном итоге этот процесс привёл к созданию нескольких партий, реально представляющих и отражающих интересы той или иной части населения России. В настоящее время в России их 39. При этом конкуренция и борьба развернётся между партиями, представленными в органах государственной власти и поддерживающими курс государства, и партиями, стоящими в оппозиции к этому курсу и предлагающими другой путь развития общества и государства, решения актуальных экономических, политических и иных проблем. Реально такая борьба уже идёт между партиями социалистической ориентации, претендующими на защиту и выражение интересов рабочего класса и всех трудящихся, и партиями, поддерживающими интересы новой российской бизнес-элиты и отстаивающими курс экономических реформ и проведение дальнейших мер с целью упрочения рыночных отношений в России.

Всё чаще в политической борьбе начинают участвовать профсоюзы-Партии, победившие на выборах в Государственную Думу РФ, будут непосредственно влиять на законодательную политику государства. Создаётся ситуация, при которой законодательство будет являться связывающим элементом, способствующим сотрудничеству государства и других институтов гражданского общества, в том числе государства и профсоюзов.

Предпосылкой для возникновения таких отношений является высокий уровень развития демократии, экономики, установления устойчивого политического равновесия в обществе. А в современном обществе это зависит и от отношений государства и профсоюзов. События в Польше в 1980-х - начале 1990-х годов показали, что профсоюз способен дестабилизировать политическую систему страны, захватить государственную власть и закреплять свою волю в законодательстве. Польский профсоюз «Солидарность» был влиятельным институтом до тех пор, пока выражал интересы народа.

Управление общественными процессами достигается воздействием на сознание. Функции информирования, воспитания и политического манипулирования осуществляют электронные и печатные СМИ. Гласность и открытость политической информации закрепляются в конституциях демократических государств. Одно из направлений законодательного регулирования СМИ - это государственный контроль за их деятельностью. В политологии обычно выделяют три модели взаимодействия государства и СМИ.

Первая модель заключается в прямом государственном управлении и имеет место в тех случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности и не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета» В таком случае законным образом закреплена абсолютная подчинённость СМИ государству.

Вторая модель представляет собой косвенное государственное управление, которое осуществляется обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие от него лицензии на разрешение ведения профессиональной деятельности. Имея определённые рычаги воздействия на эти корпорации, государство не ответственно за их политические ориентации. Вместе с тем в большинстве западных стран с такой моделью управления СМИ институты государственной власти косвенно оказывают влияние на формирование общественного мнения именно через СМИ.

Третья модель осуществляется через специально учреждаемые органы -распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными судебными органами.

Экономическими средствами воздействия на СМИ со стороны государства служит регулирование публикаций рекламы частных предприятий. В отдельных странах вопросы о предоставлении рекламного времени в разные периоды жизни общества регулируются в законодательном порядке. Также способом воздействия государства на СМИ является предоставление определённых льготных условий, которые заключаются либо в освобождении от подоходного налога поступлений от продажи политических газет или журналов, либо в установлении льгот при перевозке этих изданий.

По законодательству СМИ несут ответственность за его нарушения. Наиболее распространёнными из них являются злоупотребления свободой печати, среди которых выделяют: диффамацию - обвинение в фактах и деяниях, порочащих честь или наносящих ущерб репутации лица или группы лиц, которым они приписываются, но они могут быть правдивы; клевету -распространение заведомо ложных порочащих сведений о человеке.

Конституция РФ признаёт Российскую Федерацию светским государством, что означает полное отделение религиозных объединений от государства и его органов. Светский характер государства выражается, прежде всего, в том, что религиозные объединения никак не вмешиваются в деятельность государственных органов при осуществлении правосудия, регистрации актов гражданского состояния, не входят в состав таких государственных органов, как армия, государственные и муниципальные образовательные учреждения. В свою очередь, государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений и их участников.

Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние политических партий на сознание и умы населения нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это - законопослушание, несопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материалистического мировоззрения.

Антиконституционный альянс церкви и органов государственной власти наиболее ярко проявился в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством, В свою очередь, церковь, предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях.

Заметно активизировали свою деятельность зарубежные миссионеры, изъявившие острое желание приобщить население России к религиозным ценностям Запада, помочь российским гражданам окончательно избавиться от пережитков социализма в сознании и поведении. Уже к концу 1993 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало более сотни миссионерских организаций, среди которых были Европейско-азиатский дивизион генеральной конференции адвентистов седьмого дня, Всемирная миссия братьев во Христе, Российско-американская христианская миссия евангелизации и благотворительности «Каждый Дом для Христа».

В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сентября 1997 года приняла Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно названному закону религиозным объединением признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространение веры. Таким образом, основное отличие религиозного объединения от общественных объединений характеризуется тем, что в основе его деятельности лежит определённое вероисповедание (христианство, буддизм, ислам), то есть религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать религии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах - религиозные группы и религиозные организации.

Религиозная группа представляет собой такое добровольное объединение граждан, которое исповедует и распространяет веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и другое необходимое имущество для деятельности религиозной группы предоставляют её участники.

Религиозная организация - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. Следовательно, религиозная организация от религиозной группы отличается двумя признаками:

состоит из лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации. Её учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограничивает возможности миссионерской деятельности религиозных объединений зарубежных стран;

обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Федеральный закон разрешает религиозной группе преобразовываться в другую организационную форму с соблюдением следующих условий. Учредителями религиозной организации могут выступать не менее десяти граждан РФ. Религиозная группа, членами которой состоят учредители, должна существовать на данной территории в течение пятнадцати лет и иметь подтверждение о своём существовании, выданное органами местного самоуправления либо централизованной религиозной организацией.

Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него религиозных организаций. В частности, признаётся, что государство не может: 1. возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 2. вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодательству; 3. давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях; 4. вводить религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон запрещает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащим использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. Все иные формы материальной помощи государства религиозным объединениям, в том числе и финансирование строительства новых храмов, являются противоправными, грубейшими нарушениями законности.

В свою очередь, религиозные объединения обязываются последовательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе: 1. не возлагать на себя функции государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 2. не участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальную и иную помощь.

Религиозные объединения могут действовать самостоятельно, без вмешательства государства при условии уважительного отношения к действующему законодательству и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубых нарушений Конституции РФ, федерального законодательства либо систематического осуществления деятельности, противоречащей целям её создания, религиозная организация по решению суда может быть ликвидирована. За аналогичные деяния судом может быть вынесен запрет на деятельность религиозной группы.

Основаниями для судебного запрета деятельности религиозной группы или ликвидации религиозной организации могут служить такие противоправные деяния, как создание вооружённых формирований, пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием наркотических и психотропных и иных противоправных действий.

Учредители, руководители и участники религиозного объединения, совершившего насилие над гражданами или иное причинение вреда их здоровью, несут ответственность в уголовном порядке.

Основополагающей характеристикой государства как института политической системы общества является длительность его существования. Государство как политический институт продолжает сохраняться даже тогда, когда интересы государственной власти противоречат интересам гражданского общества.

 

Автор: Костина Н.И.