19.09.2011 13425

Взаимодействие государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества

 

С XVIII века профсоюзы стали играть большую роль в политических системах развитых в экономическом отношении стран. В XX веке их взаимодействие с главным институтом политической системы общества ~ государством приобрело партнёрские отношения. В соответствии со статьёй 23 ТК РФ социальное партнёрство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, входящих в состав предмета трудового права.

Главными участниками этой системы являются работники и работодатели в лице своих представителей, а главной задачей - регулирование трудовых и иных, входящих в предмет трудового права, отношений с учётом интересов обеих сторон.

Кодекс разделяет участников и стороны социального партнёрства. Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнёрства, подготовке проектов и заключение соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнёрства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать

развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Они выступают не в качестве социальных партнёров, а как третий независимый участник консультаций или переговоров, оказывающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаимоприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений.

«Второстепенна» роль органов государства и местного самоуправления проявляется в том, что они участвуют далеко не во всех формах социального партнёрства. Работники и работодатели часто сотрудничают без привлечения третьей стороны. Во-первых, все взаимодействия в рамках организации осуществляются на двусторонней основе. Во-вторых, заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государственных органов или органов местного самоуправления, если представители работников и работодателей так решат (ст. 45 ТК РФ).

Поэтому они не признаются сторонами социального партнёрства, не получат никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашений. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей или представляют интересы работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.

Представителем работодателя выступают руководитель организации или уполномоченные им лица. В том случае, когда полномочия исполнительного органа акционерного общества переданы управляющей организации или управляющему (индивидуальному предпринимателю), эти субъекты будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнёрства.

Представителями работников, как правило, выступают профсоюзы и их объединения, действующие через свои выборные органы. Однако в организации при отсутствии первичной профсоюзной организации либо её малочисленности возможно избрание иного (не профсоюзного) представительного органа.

В соответствии с положениями Конвенции МОТ № 135 «О представителях трудящихся» (1971) наличие выборных представителей работников не может для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться. Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК РФ). Если в организации действует не профсоюзный представительный орган работников, его деятельность должна осуществляться на основе сотрудничества с профсоюзом. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п.2 ст. 16 ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности»).

Социальное партнёрство направлено на достижение баланса интересов работников и работодателей, то есть принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий, трудовых прав работников. Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ) и имеют различный характер: это и нормативные соглашения (коллективные договоры и соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, федеральные целевые программы), принимаемые с учётом мнения социальных партнёров, и локальные нормативные акты, утверждённые совместно или с учётом мнения представителей работников, и правоприменительные акты, принимаемые с учетом мнения профсоюзов или иных представителей работников.

Социальное партнерство является сложной системой взаимодействия представителей работников и работодателей, для понимания его сущности и общественного значения необходимо уяснить уровни и формы сотрудничества социальных партнёров. Трудовой кодекс (ст. 26) выделяет пять уровней, на которых осуществляется социальное партнёрство: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации. Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.

Формы социального партнёрства, определенные Трудовым кодексом, представляют собой конкретные формы взаимодействия представителей работников и работодателей. В соответствии со статьёй 27 ТК РФ социальное партнёрство осуществляется в форме:

1. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

2. участия работников, их представителей в управлении организацией;

3. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Помимо основных форм сотрудничества, можно назвать создание на паритетных началах органов для решения конкретных социальных проблем, например, комитетов (комиссий) по охране труда, координационных комитетов по занятости, участие в управлении внебюджетными социальными фондами.

Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают главной формой социального партнёрства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования. Эта форма социального партнёрства направлена на достижение социального мира, и на упорядочивание трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений осуществляется на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая уровнем организации.

Консультации между социальными партнёрами традиционно осуществлялись на федеральном, региональном, территориальном и заканчивая уровнем организации. Консультации между партнёрами традиционно осуществлялись на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях.

Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров в иных формах, например, статья 21 Закона о занятости предусматривает участие профсоюзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профсоюзов, органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения.

Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией. Проведение консультаций предусматривается, например, ст. 372, 373 ТК РФ при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

Коллективным договором могут быть предусмотрены и иные случаи проведения консультаций с представителями работников, например, при решении вопроса о проведении реорганизации предприятия, признание его банкротом, осуществлении массового увольнения работников. Консультации проводятся с целью учёта законных интересов работников при принятии управленческих решений и обеспечения соблюдения их трудовых прав.

В качестве следующей формы социального партнёрства названо участие работников в управлении организацией. Такое взаимодействие работников и их представителей с работодателем осуществляется исключительно на уровне организации, В соответствии со ст. 52 ТК РФ за работниками закреплено права непосредственно или через свои представительные органы участвовать в управлении.

Участие работников в управлении организацией должно обеспечить учёт их интересов при принятии тех или иных решений. Трудовой кодекс выделяет несколько форм такого участия (ст. 53 ТК РФ), В частности, представители работников имеют право на получение информации, непосредственно затрагивающей интересы работников; высказывают мнение по поводу принятия локальных нормативных актов, увольнения членов профсоюза, привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором; обсуждают с работодателем вопросы о работе организации, вносят предложения по её совершенствованию.

На практике самой важной формой участия работников в управлении организацией признается учет мнения представительного органа работников при осуществлении локального регулирования трудовых отношений и принятия конкретных управленческих решений-

Учет мнения представительного органа работников необходим, например, при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК РФ), принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), локального нормативного акта, устанавливающего нормы труда (ст. 190 ТК РФ), инструкций по охране труда (ст. 212 ТК РФ).

Представительный орган работников участвует в установлении повышенных размеров оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), а также за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ); в определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 196 ТК РФ).

При осуществлении правоприменительных действий учитывается мнение лишь выборного профсоюзного органа, иные представители работников не участвуют в решении вопросов введения неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест (ст. 73 ТК РФ), увольнения работников являющихся членами профсоюза (ст. 82 ТК РФ), привлечения к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ).

Следующей формой социального партнёрства является участие представителей работников и работодателя (работодателей) в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении трудовых споров.

При разрешении индивидуальных: трудовых споров представителями работников и работодателя на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров.

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создаётся примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки с целью урегулирования существующих разногласий (ст. 398, 401-404 ТК РФ). Все эти действия необходимо рассматривать как сотрудничество сторон спора, их участие во внесудебном разрешении коллективного трудового спора.

Помимо указанных форм в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используется: создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, участие социальных партнёров в управлении внебюджетными социальными фондами, рассмотрение и учёт работодателями и органами государственной власти предложений профсоюзов.

Исследования и практика свидетельствует о том, что пока не сформировалась единая модель взаимодействия органов государства с профсоюзами, не приняты адекватно отражающие реальности политической системы России законы.

 

Автор: Костина Н.И.