10.10.2011 10062

Торгово-промышленное развитие города Нижнего Новгорода во второй половине XIX в.

 

Известно, что вторая половина XIX в. в истории России связана с активным развитием крупного фабрично-заводского производства, формированием капиталистического рынка в сфере внутренней торговли и железнодорожным строительством. При этом основное развитие русской промышленности связывают с двумя последними десятилетиями XIX в. (1885-1900 гг.), которые отечественный статистик и экономист, Л.Б. Кафенгауз назвал «периодом широкой капиталистической реконструкции. В течение этого времени по всей стране было проведено широкое строительство, которое заложило производственно-технический фундамент новой промышленной экономики. Это строительство проявилось, главным образом, в трех областях: строительстве железных дорог, городском строительстве и промышленном строительстве». Обозначенные модернизационные процессы наиболее ярко отражались в развитии пореформенных городских центров. Деятельность их населения в это время была главным образом связана с торговлей и промышленностью. Эти отрасли в конце XIX в. стали ведущими отраслями экономики, по сведениям Б.Н. Миронова, для 63,7% русских городов.

Прежде чем мы приступим к изучению промышленности Нижнего Новгорода необходимо подчеркнуть, что к сфере промышленного производства во второй половине XIX в. в русской статистике относили как собственно фабрично-заводские предприятия, так и ремесленные городские и кустарные сельские заведения. Ремесленные предприятия, проходившие соответствующий ценз, мы в данной работе будем называть крупными ремесленными мастерскими, не проходившие - мелкими ремесленными мастерскими. В анализе будут учитываться все категории предприятий (фабричные и ремесленные) с пониманием сущностных различий между ними. Необходимость такого детального изучения нижегородской промышленности связана как с общим значением производственной сферы в экономике пореформенных русских городов, так и с восполнением лакуны в знаниях историков-краеведов о развитии данной сферы. Можно констатировать, что на сегодняшний день отсутствует общая картина местного промышленного производства, изучение которого в советское время подменялось историей отдельных крупных предприятий города и области.

Фабрично-заводское и ремесленное производство. Общей тенденцией развития нижегородской промышленности являлось увеличение количества предприятий, производимой продукции и числа занятых на них лиц. За вторую половину XIX в. количество промышленных предприятий города возросло в полтора раза, число рабочих более чем в три раза, а сумма производства в четырнадцать раз. Промышленность Нижнего Новгорода, безусловно, развивалась в русле общероссийских тенденций, т.к. именно на 1880-е гг. приходится наибольшее количество вновь открытых заведений города, что знаменует собой новый этап в его промышленной.

За десятилетие, начиная с 1870 г., в городе было открыто двадцать одно предприятие. Эта цифра явилась наилучшим показателем развития нижегородского промышленного производства во второй половине XIX в., которое стимулировалось развитием парового судоходства, начиная с 1840-х гг., Нижегородской ярмаркой и железнодорожным сообщением с Москвой.

Рассмотрим, за счет каких отраслей производства формировалась эта благоприятная картина, а также проанализируем основные показатели промышленного производства города за пореформенное время, которые позволят нам сделать вывод о реальном месте промышленности в экономике города. В связи с этим остановимся на общей характеристике предприятий, существовавших в Нижнем Новгороде. В городе действовало около сорока видов промышленных заведений. Вклад каждой из этих отраслей в доход всей промышленности был крайне неравномерен.

Поэтому можно сказать, что в ранге наиболее промышленно развитых городов России Нижний Новгород занимал место одного из главных центров по переработке зерна, начиная с 1880- гг. «Не говоря уже о том, что в Российской империи нет ни одного уголка, где бы не имелось в продаже муки нижегородского помола, особенно, на мельницах гг. Башкировых, последняя пользуется большим сбытом и за границу, причем одним из крупных потребителей нижегородской муки за границей является Париж». Мукомольное производство Нижнего Новгорода имело общероссийское значение, т.к. Нижегородской губернии являлась одной из девяти губерний России, дававших 51% годового производства всей муки.

Мукомольные предприятия в городе работали на привозном сырье: зерно в Нижний Новгород доставлялось из хлеборобных губерний Нижнего Поволжья, Саратовской и Самарской по Волге, что было дешево и удобно. Развитие столь крупных предприятий было вызвано к жизни также и тем, что город раньше других поволжских городов оказался соединенным железнодорожным путем с Москвой, поэтому нижегородские фабриканты могли отправлять готовую продукцию, практически, в любом направлении Европейской и Азиатской части России.

Сверхприбыли мукомольных предприятий города, всероссийский уровень сбыта их продукции поставили в наибольшую зависимость именно эти мельницы от последствий общерусских и европейских промышленных кризисов (1881 - 1886 гг., 1891 - 1892 гг., 1899 - 1900 гг.). Также для этой отрасли производства решающим фактором в высоких прибылях были урожаи зерновых. По сравнению с мукомольным производством, остальные отрасли не испытывали на себе изменчивость хозяйственной российской конъюнктуры в силу очень незначительных прибылей.

Следующей по значимости отраслью нижегородской промышленности являлось машиностроение. Оно было вызвано к жизни развитием парового судоходства на Волге и как следствие, необходимостью постоянного ремонта судов, прибывавших в город на ярмарку. Развитие парового судоходства подтолкнуло рост металлургических и механических заводов и спровоцировало упадок канатно-прядильного производства. Все машиностроительные предприятия Нижнего Новгорода работали на покупном металле. Расходы по его доставке на заводы были минимальны, т.к. поставки осуществлялись представителями горнодобывающих заводов прямо с ярмарки. Сумма производств в машиностроении распределялась между отдельными предприятиями города следующим порядком (см. Рисунок 7).

На протяжении всей второй половины XIX в. основные прибыли в машиностроении складывались за счет судостроения, а именно единственного предприятия этого вида, за счет Курбатовского завода. Вторым по значимости производимой продукции был завод мельничного оборудования товарищества Добровых и Набгольц, что вполне объясняется развитием мукомольного производства в городе. Этот завод «был вызван к жизни широким развитием в Поволжье вообще, а в частности, в Нижнем и его окрестностях, мукомольного производства, т.к. главная специальность этой фирмы - изготовление необходимых для оборудования мельниц машин, аппаратов и приспособления разного рода».

Мелкое ремесленное производство. Обратимся к анализу ремесленного производства, которое по количеству предприятий преобладало в городе. По нашим подсчетам, в 1899 г. в Нижнем Новгороде действовало 199 мелких ремесленных мастерских и заведений различных производственных направлений, 26 крупных ремесленных мастерских и заведений и 22 предприятия фабрично-заводского типа. Особенность городского ремесла заключалась в его тесной и непосредственной связи со сферой торговли и сферой услуг (или бытового обслуживания населения). Следовательно, в лице городского ремесленника соединялся производитель и продавец товара или услуги. Поэтому тенденции развития ремесленного производства и ведущие его отрасли мы можем рассмотреть на примере специализации нижегородских ремесленников во второй половине XIX в.

Наибольшее количество ремесленников было занято в мастерских по изготовлению одежды и обуви. Следовательно, мы можем предположить, что в сфере ремесленного производства ведущие позиции занимали именно эти мастерские. На втором месте находились заведения пищевой отрасли (хлебопекарные, кондитерские, мясоперерабатывающие).

Рынок сбыта мелких ремесленных предприятий определялся границами города, поэтому главным потребителем их товаров и услуг являлся горожанин. Следовательно, развитие этого производственного сектора можно оценить с точки зрения формирования потребительского спроса городского населения во второй половине XIX в. Л.Б. Кафенгауз отмечал, что «существенным фактором роста емкости рынка [для отраслей производящих непосредственно предметы потребления] явились изменения в характере потребления в связи с ростом городов, проникновением городских вкусов и новых потребностей в широкие слои населения». Потребительский спрос населения Нижнего Новгорода к концу XIX в. существенно возрос. Об этом можно судить на примере количественного роста типично городских заведений по изготовлению фруктово-ягодных и минеральных целебных вод. Если в 1864 г. в городе действовало одно подобное предприятие с двумя рабочими и с суммой производства 4000 руб., то в 1899 г. таких заведений стало девять. На них был занят сорок один человек, а сумма производства составляла 42237 руб. Итак, подведем итог изучению промышленности Нижнего Новгорода во второй половине XIX в. При общем положительном росте пореформенной нижегородской промышленности в ее развитии особенно выделяются два последних десятилетия XIX в., на которые приходится основной всплеск ее производительности. Это являлось закономерным отражением общей благоприятной ситуации в развитии промышленности страны в целом. Вместе тем, нижегородская промышленность в, не меньшей степени отражала региональные особенности. Они сказывались, прежде всего, в трех мощных внешних факторах: влиянии на общий характер промышленного производства ярмарочного торга, влиянии местоположения города, который был крупнейшим центром поволжского судоходства, влиянии Московско-Нижегородской железной дороги. Фабричная и заводская промышленность города (в традиционном понимании ее как производства, размещенного в специально оборудованных зданиях - фабричных корпусах с использованием паровых двигателей, наемной силы - рабочих, большими объемами производства) была обязана своим появлением именно этим обстоятельствам.

Основу такого типа производства, а значит, основу вторичного сектора экономики города составляли всего несколько предприятий, и, прежде всего, паровые мельницы Башкировых и Дегтярева. Но вместе с тем они оказались наиболее подвержены негативным влияниям общерусской промышленности - кризисам. Мельничные предприятия оказались своеобразным «барометром» общехозяйственной конъюнктуры русской экономики, отражая перепады ее развития на уровне Нижнего Новгорода. Вторыми по сумме производства и значимости являлись предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли - судостроительный завод, завод мельничного оборудования, котельные и чугунолитейные заводы.

Таким образом, успехи промышленного развития Нижнего Новгорода были налицо. Фабрично-заводская деятельность города свидетельствовала о потребностях макроэкономики на уровне всей страны. Вместе с другими фабриками и заводами России они составляли локомотив крупного промышленного ее производства. Потребности микроэкономической системы - экономики Нижнего Новгорода порождали к жизни ремесленные заведения, которые использовали ручной труд, рутинные методы производства и выпускали уникальную, нестандартизированную продукцию. Именно эти крупные и мелкие предприятия обслуживали ежедневный спрос горожан. В таких мастерских шили одежду и обувь, картузы и шляпы, пекли хлеб и пряники, делали конфеты и варенье, выпускали фруктовую и минеральную воду, готовили рижские колбаски, строгали и клеили мебель, изготавливали дверные замки и звонки - медные колокольчики и т.д. Но в целом, ремесленные мастерские отличались инертностью наращивания объемов своего производства, по сравнению с фабриками и заводами, а с другой стороны устойчивостью в поддержании сформированных объемов, т.к. их деятельность зависела от доходов основной массы городского населения, которые росли медленно.

Безусловно, ремесленная промышленность города была неоднородна по своему составу: в ней выделялись заведения - «монополисты» в своей отрасли, которые можно считать переходной формой между мелким ремеслом и настоящей фабрикой.

Дальнейшее наращивание фабрично-заводских «мускул» города до 1917 г. осуществлялось экстенсивно, за счет влияния внешних факторов. В 1901 г. в Нижнем Новгороде появились казенные очистные склады - спирто-ректификационное предприятие, производившие товар на сумму более полутора миллионов рублей в первый же год своего основания. В 1898 - 1899 гг. городские власти организовали работу комиссии по пересмотру границы города за счет включения в его черту заречных пригородных селений, отличавшихся от селений нагорной части развитым фабрично-заводским каркасом. В годы Первой мировой войны в Нижний Новгород были переведены крупные предприятия из Прибалтики.

Торговля оптовая. Своеобразие торговой системы Нижнего Новгорода, заключалось в Макарьевско-Нижегородской ярмарке, которая была организована казной на землях, принадлежавших городу и безвозмездно отошедших под торг в первой десятилетие XIX в. Международный и всероссийский характер ярмарки, которая ежегодно проходила в течение двух-трех месяцев (а сам торг проходил с 15 июля по 25 августа), наложил большой отпечаток на внутреннюю торговлю города. Как отмечал в 1855 г. П.И. Мельников, «учреждение ярмарки при Нижнем Новгороде принесло весьма важную пользу для государства, но Нижний не получил от нее ничего, кроме не выгод, принося, таким образом, выгоды своего общественного и частного хозяйства в жертву хозяйству общегосударственному». Он же характеризовал местную торговлю как «существующую в самых незначительных размеpax, которая никогда не может развиться». Действительно, влияние и масштаб ярмарки, единственной ярмарки первого класса в Российской империи, были настолько велики, что отвлекли внимание и современников и позднейших исследователей от «внутренней» торговли Нижнего Новгорода. Поэтому ежегодные всеподданнейшие отчеты нижегородского губернатора чрезвычайно скупы на освещение достижений в работе городской торговой сети и ограничиваются общими показателями «выбранных» промысловых свидетельств и билетов по Нижнему Новгороду и показателями его оптовой торговли хлебом и железом.

Вместе с тем, ярмарка явилась следствием удобного географического положения города, что хорошо показал В.П. Безобразов в своем исследовании фабрично-кустарной промышленности Центральной Московской промышленной области, в которую входила Нижегородская губерния. «Главное специфическое значение Нижнего Новгорода исторические ему принадлежащее во всероссийской жизни, долженствующее, пережить всякие другие экономические отправления этого города, даже самую ярмарку, - заключается в том, что он один из важнейших в России перевозочный узел...т.н. исторического сибирского тракта. Это значение, подчиняющее себе всякие другие условия развития этого города, он имеет теперь почти независимо от своего местоположения на Волге, которая сама даже второстепенна в сравнении с этим величайшим всемирным путем, хотя это местоположение первоначально обусловило его». Таким образом, В.П. Безобразов во главу угла всей экономической жизни Нижнего Новгорода ставит его исторически сложившуюся принадлежность к Великому Сибирскому пути.

Принимая во внимание это условие, мы все же вынуждены отметить, что за пределами исследовательского интереса осталась «внутренняя» торговая сеть города, которая формировалась не только под влиянием ярмарки, но и в соответствии с запросами собственно городских потребителей-нижегородцев. В связи с этим, одной из задач данного раздела нашей работы является восполнение пробела в знаниях историков-краеведов о внутренней торговле Нижнего Новгорода во второй половине XIX в., а также о месте ее в организации городской территории.

Исходя из этих характеристик, мы будем рассматривать торговлю города как оптовую (производившуюся с пристаней, внешнюю) и оптово-розничную и розничную (внутреннюю). Безусловно, подобное деление несколько искусственно, но оно является оправданным с точки зрения поставленной задачи функционального зонирования Нижнего Новгорода.

Наибольшие доходы в структуре городской торговли составляла оптовая торговля, осуществлявшаяся с пристаней, принадлежавших городу. Стимулами к ее развитию послужило местоположение города, благодаря которому он получил с легкой руки Петра I во второй половине XVIII в. наименование «внутреннего Российского государства порта». Действительно, Нижний Новгород был крупнейшим перевалочным центром, через который осуществлялась транспортировка грузов по всему Волжскому бассейну, а с 1860-х гг., когда была проведена железная дорога, и по всей России. Нижегородские пристани, растянувшихся по волжскому и окскому берегу на 15 верст, были неразрывно связаны с ярмаркой, поэтому не случайно А.С. Гациский характеризовал ярмарочную торговлю хлебом, чаем, железом, солью, рыбой и другими предметами как «утолщенное продолжение торговли Нижнего». «Главные статьи постоянной торговли, кроме незначительной лавочной всеми предметами потребления, составляют: соль, хлеб, железо, сталь, лес, рыба и изделия валеночные». Объемы оптовой торговли города в 1870-е гг. достигали 17 млн. рублей.

Неотъемлемой частью сложившейся системы оптовой торговли в Нижнем Новгороде являлась городская биржа, учрежденная в 1880 г. «по почину местного торгового общества». (Ярмарочная биржа была устроена в 1848 г. одновременно с рыбинской и одесской). Вытеснение купли-продажи из рук в руки торговлей по образцам, которая велась на нижегородской бирже, отражало общую тенденцию внутреннего рынка России к «централизации торгового оборота, а в целом в сфере обращения ведущие позиции все более прочно занимал крупный торговый и промышленный капитал».

Особенность пристанной торговли состояла в необходимости обеспечения сохранности, как грузов-товаров, так и судов, которые их доставляли в город. Эта проблема решалась с помощью складов, под которые использовались подвальные, цокольные и первые этажи практически всех зданий в районе Нижнего базара. Однако согласно Положению о товарных складах, утвержденного в 1888г., складом считались помещения для «особого хранения по сортам партий товара, и хранения товара, подлежащего обезличению». Поэтому зафиксированные в источниках двадцать пять складов, по-видимому, отражали не все помещения, а только самые крупные, в наибольшей степени соответствовавшие этому определению.

Известно, что развитие инфраструктуры товарных складов было вызвано к жизни железными дорогами и необходимостью перевозки товаров с ближайшей железнодорожной станции или судоходной пристани на склад и наоборот. Поэтому главные складские центры находились либо вблизи пристаней Нижнего базара, либо вблизи Московско-Нижегородской железной дороги, узел которой находился в Макарьевской полицейской части города. Выделяются два вида складов - железные и вино-водочные склады. Железные складские помещения располагались в заречной части города, и были привязаны к железнодорожному узлу, а также к Железной пристани, которая располагалась по р. Оке. Склады вино-водочной продукции концентрировались на Нижнем базаре. И на железных и на винных складах хранили свою продукцию не только нижегородские промышленники (например, А.В. Долгов, «водочные короли» братья Фроловы или крупнейшие пивовары - наследники Бабушкина Д.Н., Гориновы), но и представительства заводов из столиц и других городов России (например, братья Кузнецовы). Это косвенно свидетельствует о том, что оптовая торговля Нижнего Новгорода была его главной функцией.

Большой проблемой и для города и для оптовых торговцев являлось отсутствие оборудованной стоянки для судов - гавани или порта. В этом отношении развитие инфраструктуры нижегородских пристаней отставало от постоянно возраставших торговых оборотов. Городские власти пытались решить этот вопрос, цена которого год от года возрастала пропорционально возраставшей деятельности нижегородских пристаней. Так, в 1882 г. в связи с ранним окончанием навигации у городских пристаней - Сибирской и Молитовской «остановился на зимовку громадный караван судов с хлебом, солью, рыбой, керосином и др. товарами, застигнутый в неудобных местах для стоянки и совершенно беззащитный от весеннего ледохода, ценность всего каравана простирается от 15 до 20 миллионов рублей, подобные явления при обширной деятельности нижегородской пристани, составляющей, центр торговли и передвижения грузов по железной дороге, увеличивающихся с каждым годом, неминуемо будет повторяться по поводу чего уже не раз возбуждался вопрос о необходимости устройства гавани близ города, что несомненно, усилило бы торговую деятельность в течение зимнего времени и послужило бы центром склада осенних грузов, что может отозваться благотворно и на интересы самого Нижнего Новгорода».

Потребности оптовой торговли определили развитие сети кредитных, страховых и банковских учреждений города. В Нижнем Новгороде действовало шесть банков, не считая отделения государственного банка, и более пятнадцати страховых контор. Преобладающее число страховых обществ занимались страхованием грузов, которые приходили на городские пристани, поэтому они не случайно располагались на территории Нижнего базара. Из 23 крупнейших отечественных и иностранных акционерных страховых компании, действовавших тогда в России, семнадцать имели свои представительства в Нижнем Новгороде. В их числе собственно нижегородское страховое общество «Волга», основанное в 1843 г. Размещение по городу страховых обществ было непостоянно в связи с частыми изменениями, происходившими в составе агентов-представителей, которые либо были квартиронанимателями, либо домовладельцами в Нижнем Новгороде. Стационарных контор, имевших постоянное расположение, было не много.

Таким образом, мы можем говорить о том, что оптовая торговля Нижнего Новгорода играла ведущую роль в экономической деятельности города. Это определило необходимость развития соответствующей инфраструктуры в виде пристаней, складов, системы страхования грузов.

Торговля оптово-розничная и розничная. Оптово-розничная и розничная торговля отличалась разнообразием типов своей организации и включала стационарную торговлю (лавки, магазины, палатки) и передвижную торговлю (рынки, базары, ярмарки, разносная и развозная торговля). Ее отличие от пристанной торговли заключалось в том, что главным покупателем здесь, являлся горожанин.

Отметим, что вопрос о стационарной торговле, как в сельской местности, так и в городах является на сегодняшний день малоизученным. В.А. Скубневский, исследуя западно-сибирские города, справедливо отмечает: «торговая функция в жизни городов Сибири досоветского периода была одной из основных, и на это неоднократно обращали внимание отечественные историки. В литературе довольно подробно освещены вопросы особенностей торговли в пореформенный период и после проведения Сибирской ж.д., а также некоторые виды торговли, прежде всего хлебной и масляной. Но научной картины инфраструктуры торговли городов региона второй половины XIX-начала XX в. пока не создано. Между тем исследование социально-экономического развития городов периода капитализма, рынка, уровня развития буржуазных отношений ставит задачи более глубокого анализа, чем в современной литературе, структуры городской торговли. Речь идет не только о числе, оборотах и прибыли торговых заведений отдельных городов, но также о соотношении групп торговых заведений по профилю (т.е. видам товаров), типам заведений, принадлежности местным сибирским предпринимателям и предпринимателям из Центральной России, зарубежных стран, по концентрации капитала и пр.». В отношении поволжских городов аналогичную ситуацию констатирует Н.Ф. Тагирова в своем исследовании хлебного рынка Поволжья.

Изучение городской торговли осложняется тем, что она не была вычленена из торгово-промышленной статистики. Сведения о состоянии торгового дела фиксировались в ведомостях о пошлинах на право торговли и промыслов, в отличие от промышленных предприятий, число и сумма производительности которых ежегодно отражались в специальной таблице губернаторских отчетов. Указанные обстоятельства были связаны со слабостью и неразвитостью форм стационарной городской торговли, структуру которой до пореформенного времени можно считать архаичной. Для нее были характерны бедность ассортимента, большое количество ремесленных товаров и розничные операции, осуществлявшиеся в лавке - главном типе торгового заведения в городе на всем протяжении XIX в. Это подчеркивает тот факт, что современники считали синонимичными слова «магазин» и «лавка».

Как было сказано выше, торговые заведения города учитывались в ежегодных ведомостях о собранном государственном налоге на торговлю и другие промыслы. Известно, что эта система налогообложения во второй половине XIX в. было патентной. Она учитывала внешние признаки торговых заведений (количество входов, торговых залов), а не их реальный товарооборот и доходы. Более того, закон 1865 г. - Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов - понимал торговлю достаточно широко. К ней относилась не только торговая деятельность и соответствующие торговые заведения, но и фабрично-заводская и ремесленная деятельность с их предприятиями, а также финансовые, страховые, транспортные и коммивояжерские услуги. Начала подоходного обложения появились лишь в 1883 г., когда был введен 3% налог с чистого дохода промышленных предприятий. Следовательно, на основании ведомостей о числе выданных торговых свидетельств мы можем говорить лишь об общем количестве торгово-промышленных предприятий города. Тем не менее, выявить общие тенденции развития торговой системы Нижнего Новгорода по таким источникам вполне возможно, что мы и попытаемся осуществить.

Билеты на право торговли выбирались вместе с гильдейскими или промысловыми свидетельствами (патентами). Если свидетельство выдавалось на вид деятельности, то билет на конкретное торговое заведение. Каждому свидетельству соответствовал один или несколько билетов в зависимости от количества торговых предприятий у данного владельца. Исходя из этого, мы видим, что в торговой системе Нижнего Новгорода численно преобладали мелкие торговые предприятия лавочного типа, что соотносится с выданными билетами по промысловым свидетельствам на мелочный торг. Если же обратиться к анализу налоговых поступлений с них, мы увидим обратную картину: главные доходы в казну приносили немногочисленные крупные предприятия (склады, магазины), действовавшие по выбранным гильдейским свидетельствам и билетам.

Однако за счет мелкой лавочной торговли происходило удовлетворение потребностей преобладающего числа городского населения.

Лавка была основным поставщиком продуктов питания и крепких напитков. На лавки этой торговой специализации приходилось 2/3 всех действовавших в конце 1890-х гг. лавок города. Остальная треть специализировалась на продаже одежды и обуви. В целом, мы можем говорить о развитой структуре потребностей городских жителей и сложившейся сети лавочных заведений, которые являлись ведущим типом торгового предприятия города.

Наряду с лавочной торговлей рынки, базары и ярмарки являлись неотъемлемой частью торговой системы Нижнего Новгорода. На них осуществлялся специализированный торг съестными припасами, сеном, кустарными изделиями крестьян сельской пригородной округи. По данным 1860-х гг. «значительные базарные съезды бывают два раза в неделю, как в верхнем, так и в нижнем городе по средам и пятницам; зимой же нижний базар переводится для большего простора на лед р. Оки, на самое ее устье». После 1864 г., когда произошел провал льда на р. Оке вся базарная торговля была перенесена в город на Старосенную и Новосенную площади.

Центры базарной и ярмарочной торговли располагались на площадях Нижнего Новгорода, в соответствии с планировочной структурой города, а стационарные рынки, имевшие крытые торговые ряды, «привязывались» к его торговым зонам, в соответствии с функциональным делением города. Продажа торговых мест на рынках формировала доходную часть городского бюджета. Согласно Положению о пошлинах за право торговли и других промыслов, торговля на городских базарах с возов не облагалась ни государственной пошлиной, ни местными налогами. Это привлекало на них крестьян из пригородного земледельческого пояса Нижнего Новгорода. В связи с чем, базары можно считать местом экономического и культурного взаимодействия городского центра и периферии.

Магазины являлись более развитой формой стационарной торговли по сравнению с лавками. Особенность магазинов конца XIX в. заключалась в том, что часто они представляли собой склад тех или иных товаров, не имевший традиционного магазинного оборудования в виде прилавков и т.д. В связи с этим практически невозможно выделить из нижегородских магазинов торговые помещения складского типа, осуществлявшие продажи оптом и в розницу, и магазины в привычном для нас смысле слова, т.е. торговые заведения с отдельным залом для покупателей и отдельным местом хранения товаров. Эта неразделенность форм стационарной торговли в городе свидетельствовала, о ее слабом развитии в конце XIX в. Известно, что настоящих магазинов было очень немного в силу невысокой покупательной способности основной части городского населения. Такие магазины были рассчитаны на состоятельных покупателей, поэтому, располагались, преимущественно, в центральном деловом районе города и имели характерное название «универсальный магазин» (калька - с французского grands magasins).

Наибольшее число магазинов располагалось в центральном деловом районе Нижнего Новгорода (Кремлевские полицейские части), а также на Нижнем базаре. Их специализация на оптовой торговлей, заставляет нас считать указанные в таблице магазины Рождественской полицейской части торговыми складами, а магазины Кремлевских полицейских частей собственно магазинами. Таким образом, магазины-склады как форма оптово-розничной торговли можно считать переходным типом торгового стационарного заведения от лавки к традиционному в нашем понимании магазину. «Такое совмещение мелких и крупных сделок представляется нам типичным явлением российской действительности. С одной стороны оптовые сделки давали больший доход, хотя и были связаны с риском, с другой стороны, низкая покупательная способность населения провинции не давала возможности торговому предприятию существовать только за счет оптовых сделок. Сочетание розничной и мелкооптовой торговли было уникальной возможностью решить все проблемы разом». Наличие большого количества дорогих магазинов (из 186 магазинов по нашим подсчетам около ста пятидесяти являлись традиционными магазинами в современном значении этого слова) можно считать успехом проходивших в Нижнем Новгороде в пореформенное время урбанизационных процессов.

Ряд дорогих магазинов города в 1880-е гг. пополнился особым типом торгового заведения - Блиновским пассажем, который представлял собой галерею крытых торговых рядов с верхним светом. Известно, что пассажи (прообраз современных торговых центров) в Европе стали появляться в последней трети XVIII столетия в связи с нехваткой и удорожанием городской земли и необходимостью максимально эффективного ее использования, поэтому они представляли собой узкие крытые, зачастую деревянные двухэтажные галереи торговых рядов. Расцвет строительства пассажей в европейских городах приходится на первую треть XIX в. В России строительство пассажей было вызвано не условиями городской жизни, а необходимостью усовершенствовать организацию торговли на ведущих ярмарках страны (Курской, Ирбитской, Нижегородской). Первый пассаж был возведен с 1783 по 1812 гг. по проекту Дж. Кваренги на Курской ярмарке, располагавшейся у монастыря Коренная пустынь.

В русских городах проникновение этого нового типа торгового заведения связано со строительством в Москве в 1842 г. Голицынской галереи по проекту М.Д. Быковского и в Петербурге в 1848 г. пассажа Я.И. Стенбок-Фермора на Невском проспекте по проекту Р. Желязевича. Принципиальная новизна пассажей по сравнению с лавками и даже магазинами заключалась в их многофункциональности: это был торгово-развлекательный и культурный центр. Наряду с лавками и дорогими магазинами в таких торговых центрах были расположены дамские мастерские, парикмахерские, фотоателье, кафе, рестораны. Пассажи, конечно, были рассчитаны на состоятельную публику, которая могла совместить поход за покупками с отдыхом и развлечениями, неотъемлемой частью которых являлась прогулка (променад). Кроме того, в пассаже Стенбок-Фермора давались концерты и проходили выставки. Таким образом, мы можем говорить о появлении своеобразной культуры пассажа, которая значительно обогащала городскую среду и свободное времяпрепровождение горожанина.

В Нижнем Новгороде пассаж был выстроен по проекту Л.В. Даля в 1879 г. известными мукомолами Блиновыми в районе Нижнего базара на Рождественской улице. Позднее в 1882 г. был выстроен пассаж Лаптева в Саратове, в 1883 г. - Александрова в Казани, в 1899 г. - Менделекича в Одессе.Приведем показательную характеристику Блиновского пассажа, данную современником в 1880-е гг.: «Пассаж резко выделяется среди прочих зданий города; но вместе с тем он производит не особенно приятное впечатление: видно, что у строителя были претензии на изящество, на венецианский стиль, но в общем вышло что-то несимметричное, неуклюжее. Внутренность пассажа, распланированная в виде креста, еще менее удовлетворительна: высота громадная, стекла зеркальные и размеров колоссальных, а за этими стеклами помещаются оптовые склады, рогожные кули, бочки с керосином и бакалейным товаром, рядом нотариус, француженка-модистка, вывешено несколько аляповатых картин; затем опять бакалея и кожи. Гуляющей публики в пассаже нет. Торговцы, забившись в эту огромную нишу, по-видимому, чувствуют себя не в своей тарелке; француженка-модистка нашла даже неприличным для себя помещаться в этой нише и в прошлом году выехала отсюда, через это исчез последний элемент, привлекавший, хотя изредка, дам и фешенебельную публику. Теперь уже и чайный магазин играет здесь роль аристократа. Говорят, здание пассажа, стоит покойному Блинову до 800 тысяч. Остается только пожалеть так неумело ухлопанных денег».

Как мы видим, Блиновский пассаж в Нижнем Новгороде не соответствовал приведенному выше описанию столичного пассажа. Во-первых, негативную оценку здания вызвали несоответствие его больших размеров, нехарактерных для торговых заведений того времени в большинстве городов, количеству продавцов. Во-вторых, отрицательное восприятие усугублялось и несоответствием продаваемых товаров уровню такого заведения как пассаж, который в нижегородском варианте больше походил на склад. Это неудивительно, т.к. пассаж располагался в торговом районе города, где главенствовала оптовая торговля с пристаней, поэтому его здание использовалось под нужды крупной купли-продажи, остро нуждавшейся в складских и магазинных помещениях. Ситуация не изменилась и через десять лет, пассаж не стал пассажем в полном смысле этого слова, и местоположение оказало, на наш взгляд, здесь решающее значение: «на Софроновскую площадь, выходит огромное здание дома Блинова, в котором устроен пассаж, где помещается в зимнее время нижегородская биржа, переходящая летом на ярмарочную территорию близ плашкоутного моста. В доме Блинова помещаются почтово-телеграфное отделение, несколько лучших магазинов, как, например: магазин механических принадлежностей Элухена и мануфактурный магазин Соколова, а также одна из лучших в городе гостиниц «Биржевая». Мы видим, что на базе площадей пассажа формировалась инфраструктура оптовой торговли (гостиница, связь, склады).

Итак, развитие городской сети подчинялось общим тенденциям: преобладание «примитивных» форм торговых предприятий, наметившееся разделение оптовой и розничной торговли, развитие магазинов как следующей за лавкой более развитой формой торгового предприятия. В целом структура городской торговли напоминала пирамидальную структуру промышленных предприятий города. На вершине этой пирамиды находились универсальные, дорогие магазины, а основание составляли многочисленные лавки, которые являлись для подавляющего большинства городского населения единственной формой совершения покупок. На уровне лавок существовали городские рынки и базары, которые являлись наиболее доступным каналом взаимодействия городского центра и его периферии - пригородного сельского кольца. В развитии торговой сети Нижнего Новгорода следование общим тенденциям сочеталось с региональными особенностями. Она состояла в более раннем внедрении в торговую жизнь города новых форм стационарной торговли - магазинов и пассажей. В этом сказывалось, безусловно, влияние ярмарки и положение города как крупнейшего перевалочного центра грузов всего Поволжья.

 

 Автор: Акашева А. А.