10.10.2011 4282

Отраслевая структура занятости населения Нижнего Новгорода в XIX веке

 

Вопрос о распределении городского населения по сферам деятельности (промысловой занятости) является одним из наиболее интересных моментов переписи, но вместе с тем и наиболее методологически слабым. Последнее объясняется нерасчлененностью в переписи таких понятий как «профессия» и «занятие», что было характерно также для европейских и американских переписей населения в XIX в. В общем списке вопросов, задаваемых опрашиваемым лицам, вопросы о занятии были сформулированы следующим образом: «главное занятие, ремесло, промысел, должность или служба» и «положение, занимаемое в занятии». В результате были получены сведения о роде занятия, с помощью которого обеспечивались средства к существованию. Сведения же о профессиональной квалификации человека в этом занятии оставались за рамками переписи. Известно, что наибольшую погрешность эти вопросы вызвали среди земледельческого населения страны. Однако распределение жителей городов по отраслям производства было признано удовлетворительным уже в начале XX в.

Перепись выделяла 65 видов занятий населения. Попытки их отраслевой группировки были намечены уже в рамках подведения общих итогов по стране: тогда была выделена группа занятий обрабатывающей промышленности, а также торговля. В начале XX в. были разработаны обоснованные классификации занятий населения в зависимости от их принадлежности к материальной или духовной сфере производства. По одной из них выделялось непроизводительное население (чиновники и вооруженные силы; духовенство и лица свободных профессий; рантье и пенсионеры; лишенные свободы, проститутки, лица неопределенных и неизвестных занятий), полупроизводительное население (торговля; пути сообщения и связь; частная служба, прислуга, поденщики) и производительное население (сельское хозяйство, промышленность). По другой классификации все население было разделено на профессиональное и непрофессиональное. Соответственно занятия профессионального населения были подразделены на две большие категории - непромысловая деятельность (государственное управление и суд; военная служба; религия; образование; медицина; наука и искусство; частная служба и услужение) и промысловая деятельность (сельское хозяйство; промышленность; торговля и транспорт), а население на активное или самодеятельное, т.е. непосредственно участвующее в материальном или духовном производстве, и пассивное или несамодеятельное, иначе живущее за счет дохода активных лиц, домочадцы. Непрофессиональное население составляли лица, живущие за счет доходов от казны, на проценты от капиталов, заключенные и т.д.

Представленные классификации занятий по отраслям производства используются и современными исследователями. Поэтому мы, опираясь на существующие методики группировки занятий по отраслям, применим их в соответствующем распределении населения Нижнего Новгорода. При этом расчет удельной массы каждой отрасли производства мы осуществляли исходя из занятого в них самодеятельного населения, поскольку именно оно являлось активно-профессиональной частью общества.

Мы видим, что основная часть населения Нижнего Новгорода была занята либо в частном услужении, либо в промышленно-ремесленном производстве, либо в банковско-торговой сфере, что в целом соответствовало структуре отраслевой занятости городского населения по России. Одним из первых такую отраслевую характеристику населения дал П.Г. Рындзюнский. Он выявил, «главную особенность городских местностей: резкое преобладание среди горожан профессий, порождаемых буржуазным развитием непосредственно (занятия в области промышленности и торговли, по транспорту и связи, отчасти в прислугах и поденщиках) и не столь прямо (непроизводительные занятия и другая часть людей из категории «прислуга и поденщики»)».

Рассмотрим подробнее первые две отрасли как обладающие наибольшим удельным весом в структуре занятости населения города. Так, в Таблице 19 (а также Рисунок 10) показано соотношение частных хозяйств (домохозяйств), имеющих и не имеющих прислугу и количество состоящих в этих хозяйствах лиц. Под хозяйствами перепись подразумевала группу лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти лица могли быть родственниками, не родственниками или и теми и другими одновременно. Также хозяйство могло состоять из одного человека, живущего независимо и обеспечивающего себя пищей самостоятельно.

В первую очередь поглощало преобладавшие в городе малоквалифицированные слои населения.

Обратимся к распределению самодеятельного населения по видам ремесленно-промышленного производств и определим, в каком из них наблюдалась наибольшая концентрация населения.

Преобладающая часть населения Нижнего Новгорода была занята в мелком и среднем ремесленном производстве (изготовление одежды, производство продуктов питания, строительные работы). Основная часть их относилась к разряду рабочих (подмастерьев). На втором месте находилась группа занятий «Обработка металлов», которая была представлена крупным промышленным производством города. Можно сказать, что представленная переписью структура занятости населения в промышленном секторе экономики соответствовала распределению лиц, занятых в промышленности, которое представлялось в ежегодных всеподданнейших губернаторских отчетах.

Проведенная разработка данных первой всеобщей переписи 1897 г. по Нижнему Новгороду позволяет нам сделать следующие выводы. Нижний Новгород являлся одним из торгово-промышленных городов, которые преобладали в системе городских поселений Европейской России в конце XIX в. Поэтому социальные процессы, зафиксированные переписью в Нижнем Новгороде, отражали типичную картину того времени. В связи с этим данные переписи по Нижнему Новгороду выявили одну из самых заметных тенденций развития и роста городских центров - преобладание крестьянства в сословной структуре общества. Учитывая этот факт и основываясь на характеристике общества по совокупности показателей, мы можем представить усредненный социальный портрет типичного местного и неместного жителя Нижнего Новгорода. В отношении неместного пришлого населения типичным жителем являлся русский православный, неграмотные или обладавший минимальной грамотностью, холостой либо семейный крестьянин-мужчина в возрасте от 20 до 40 лет, пришедший на заработки из уездов Нижегородской губернии и использовавший для этого любые возможности, которые предлагал город. В городе он занимался, как правило, низко квалифицированным, физическим трудом. Основным местом приложения его сил являлось промышленное механическое производство, частное услужение у других лиц, мелкая ремесленная работа, а также непостоянные занятия без определенной специализации. Для местного постоянно проживающего населения типичным жителем был, скорее, представитель мещанского сословия, чем крестьянин. Наиболее ощутимое различие между этими группами жителей проявлялось по уровню грамотности и по семейному положению. Во-первых, мещане в отличие от крестьян обладали не только элементарной грамотностью, но имели средне-специальное образование. Во-вторых, среди представителей мещанского сословия было значительно меньше людей, состоящих в браке, что говорит о развитии городского типа семьи, отличного от патриархального, крестьянского уклада и в целом об отношении горожан к институту семьи.

Говоря о проведенном источниковедческом сравнении переписи с данными полицейского учета, стоит сделать главный вывод о том, что эти два типа источников оказались сопоставимы друг с другом по основным показателям (на примере сословной и конфессиональной структуры населения). Следовательно, реконструкция социокультурного пространства Нижнего Новгорода (см. Глава IV) может с полным правом осуществляться на основании данных этих источников, а полученные результаты претендовать на достоверность с учетом погрешностей.

 

 Автор: Акашева А. А.