11.10.2011 4672

Приобретение государственной независимости Республикой Таджикистан и переход к системе разделения властей

 

Приобретение Республикой Таджикистан государственной независимости было связанно с распадом СССР. Однако сам процесс суверенизации бывших республик СССР, в том числе и Таджикистана, начался намного раньше этого события.

В конце 1980-х годов, когда в Советском Союзе начался процесс демократизации общественной жизни, появились новые общественные формирования и течения. В это время на поверхность вышли все болезненные вопросы, связанные с федеративным устройством Советского Союза. СССР формально являлся федеративным государством, в реалии же его система управления была построена таким образом, что она представляла собой унитарное государство со строго централизованной властью. Именно это противоречие стало основной причиной, приведшей к суверенизации республик, которая в разных регионах страны шла неравномерно, что было связанно с экономическими, политическими и культурными особенностями республик Союза.

В условиях Таджикистана данный процесс, по сравнению с другими республиками, шел медленно, поскольку здесь еще не созрели необходимые предпосылки и условия для этого.

Союзный центр отставал от событий, которые происходили в республиках. Руководство СССР было занято разработкой нового Союзного Договора, который должен был, установить новые взаимоотношения между центром и республиками. Однако процесс шел медленно и противоречиво. В результате начался парад суверенитетов. Республики одна за другой приняли Декларации о суверенитете.

Не явилась исключением и Республика Таджикистан. На второй сессии Верховного Совета Республики Таджикистан двенадцатого созыва 24 августа 1990 года была принята Декларация о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики. В этой декларации Республика Таджикистан провозглашалось демократическим, правовым государством. Также в ней впервые было закреплено положение, согласно которому государственная власть в РТ должна осуществляться в соответствии с принципом разделения властей.

Начало 1990-х годов прошлого века стало в истории Советского Союза и республик, входивших в его состав, периодом коренных изменений, которые начались в конце 80-х годов. Распад СССР в 1991 году послужил толчком к тому, что республики самостоятельно подвергли пересмотру суть и содержание своей независимости и проявляли серьезное стремление к достижению подлинного суверенитета. Не обошла стороной эта тенденция и Республику Таджикистан. Заявление Верховного Совета Республики Таджикистан «О государственном суверенитете Республики Таджикистан», принятое на внеочередной сессии Верховного Совета 9 сентября 1991 года, провозгласило полную независимость Республики Таджикистан.

Принятие этих двух важнейших правовых актов стало основой провозглашения Республики Таджикистан суверенным и независимым государством. Политико-правовое признание и провозглашение Республики Таджикистан правовым государством состоялось в соответствии с этими двумя политическими и правовыми актами.

Построение правового государства без разделения властей невозможно. Поэтому реализация данного принципа стало первостепенной задачей в первые годы независимости Таджикистана. Однако воплотить в жизнь принцип разделения властей оказалось не легкой задачей. В стране появились различные политические группы, которые стремились захватить власть и всячески мешали реализовывать данный принцип.

После приобретения независимости в республике политическая ситуация требовала проведения изменений в системе политических, экономических и общественных отношений. Новое, независимое государство должно было начать свое существование с выработки Конституции. За основу рабочей группой были приняты ряд положений конституций стран развитой демократии. Конституция определяла конституционную систему независимого таджикского государства и наметила основные контуры будущего развития республики.

В проекте Основного Закона Республики Таджикистан, представленном на всенародное обсуждение в 1992 году, принцип разделения властей был не только провозглашен, но и лег в основу названной Конституции. Данный проект предусматривал президентскую форму правления, образование постоянно действующего парламента и судебных органов в соответствии с мировыми стандартами, способных противостоять влиянию других ветвей государственной власти. Согласно данному проекту, каждая ветвь власти пользовалось определенной самостоятельностью в отношении друг друга, но в случае злоупотребления этой властью проект предусматривал механизмы досрочного роспуска парламента, институт импичмента и различные формы конституционного надзора, осуществляемого Конституционным Судом.

Однако гражданская война в республике остановила работу над принятием Конституции. Лишь после 16-ой сессии Верховного Совета Таджикистана, которая состоялась в ноябре - декабре 1992 года в Худжанде, было принято решение о продолжении работы над проектом Конституции. Помимо проекта комиссии, которой поручалось разработать официальный проект Конституции, был выдвинут и ряд альтернативных проектов Конституции. Как в официальном проекте Конституции, так и в альтернативных, большое значение уделялось принципу разделения властей. Так, в инициативном проекте Конституции Р. Зоирова в статье 6 закреплялась норма о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а главы, посвященные органам государственной власти, соответственно получили названия «законодательная власть», «исполнительная власть» и «судебная власть».

Однако, к сожалению следует отметить, что при подготовке проекта Конституции 1994 года, не были учтены наработки предшествовавшей комиссии и многие нормы, которые предлагались этой комиссией, либо не были учтены, либо были отражены в неполном виде.

После долгих обсуждений и согласований, Конституция Республики Таджикистан была принята на референдуме 6 ноября 1994 года. Принятие Конституции стало важнейшим шагом к прекращению гражданской войны и переходу к мирной жизни. С принятием Конституции закончился процесс легитимации власти. В стране полноценно заработали органы государственной власти, был определен порядок их формирования и полномочия.

В Конституции Республики Таджикистан была избрана президентская форма правления, но не в классической ее форме. Ее особенность заключается в том, что в Республике Таджикистан главой государства и исполнительной власти является Президент, но при этом существует и должность Премьер-министра, функция которого заключается в координации деятельности Правительства. Избрание такой модели правления связанно с рядом причин.

Во-первых, с момента обретения независимости в 1991 году была избрана президентская форма правления, которая была «позаимствована» у США. Были созданы институты Президента и Вице-президента РТ, которые избирались вместе. При этом Президент являлся как главой государства, так и главой Правительства, а Вице - президенту отводилась функция координации деятельности Правительства. Однако данная форма правления в РТ просуществовала всего лишь год. С началом гражданской войны и в связи с тем, что власть в лице Президента РТ не справилось с возложенными на нее задачами, было принято решение до разработки и принятия новой Конституции и наведения конституционного порядка в стране изменить форму правления с президентской на парламентскую, то есть главой государства становился Председатель Верховного Совета РТ. Конституция 1994 года вновь закрепила в качестве главы государства Президента РТ, а должность Вице-президента была заменена на должность Премьер-министра. При этом ни в Конституции, ни в законе о Правительстве РТ, Премьер-министр не был наделен самостоятельными полномочиями. Он предусматривается как «тень» Президента (по образцу американского вице-президента). Следует отметить, что подобная схема организации формы правления характерна для многих стран Азии и Африки. В частности, аналогичная система организации власти предусмотрена в Египте.

Во-вторых, в Республике Таджикистан осуществляется жесткое разделение властей: Президент не вправе досрочно распускать парламент, но и последний не вправе смещать министров путем вотума недоверия. Правительство ответственно только перед Президентом.

В-третьих, Президент Республики Таджикистан является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Только он вправе назначать и освобождать Премьер-министра и министров. При этом он свободен в подборе членов Правительства и делает это по своему усмотрению.

В-четвертых, Президент Республики Таджикистан избирается, не зависимо от парламента, прямым голосованием избирателей.

В-пятых, срок полномочий членов Правительства устанавливается законом и равен сроку полномочий действующего Президента. Правительство РТ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Таким образом, на наш взгляд, все перечисленные признаки свидетельствуют о том, что в РТ избрана президентская форма правления и модель разделения властей, несмотря на то, что существует должность Премьер-министра.

В статье 9 Конституции РТ провозглашается, что «государственная власть в Республике Таджикистан основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Данная норма Конституции предусматривает формирование трех ветвей власти: законодательной - Маджлиси Оли, исполнительной - Президент и Правительство, судебной - Конституционный Суд, Верховный Суд, и Высший Экономический Суд. Порядок деятельности этих государственных органов в соответствии с Конституцией регулировался конституционными законами - такими как «О Маджлиси Оли», «О выборах Президента», «О Конституционном Суде», «О Верховном Суде» и т. д.

Становление института разделения властей в этот период шло довольно сложно. Это было связанно с рядом объективных причин. Прежде всего, принцип разделения властей был впервые введен в Таджикистане. По этой причине многие вопросы, касающиеся принципа разделения властей, не были проработаны до конца (в частности, обеспечение независимости судей, деятельность Конституционного суда, порядок формирования Правительства, контрольные полномочия парламента, и т.д.).

Кроме того, в стране сохранялась не стабильная обстановка. По этой причине эффективное осуществление государственной власти органами управления на определенных территориях было затруднено. Третей причиной было сложившаяся система управления, которая была унаследована от Советского Союза. Так, Маджлиси Оли, который должен был выполнять функции законодательной власти, не справлялся с этой функцией в силу порядка организации своей работы. Созывной порядок работы Маджлиси Оли, когда депутаты собирались два три раза в год, не способствовал эффективной работе законодательного органа. Деятельность законодательной власти не всегда была эффективной, и законотворческая деятельность парламента не всегда поспевала за стремительными изменениями, которые происходили в обществе и государстве. Принимая большое количество законов на одной сессии, которая длилась 3-4 дня, Маджлиси Оли не обращал должного внимания на их содержание, в результате часто в системе законодательства стали возникать противоречия.

Большие проблемы существовали и при осуществлении судебной власти. Хотя она и была объявлена независимой, на деле выходило наоборот. Этому способствовало и то, что деятельность судебных органов регулировалось большим количеством нормативных актов, которые противоречили друг другу.

Становилось очевидно, что действующая система разделения властей не справляется с возложенной на нее задачей, тормозит развитие государства, и что так дальше продолжатся не может. Поэтому возникла необходимость в проведении реформы государственных органов в республике.

В процессе обсуждения реформ органов государственной власти был изучен опыт как ведущих стран мира, так и опыт постсоветских государств, в частности России и Казахстана. В 1999 и 2003 годах были проведены референдумы по внесению изменений и дополнений в Конституцию, которые касались изменения системы органов государственной власти. Следует отметить, что конституционные реформы 1999 и 2003 годов имели как положительные, так и отрицательные моменты для системы разделения властей.

Положительным моментом в реформе органов власти стало создание двухпалатного парламента. В принципе считается, что двухпалатный Парламент более стабилен, даже консервативен, так как верхняя палата «пресекает» популистские настроения нижней палаты.

Другим положительным моментом реформы можно считать увеличение срока полномочий судей с пяти лет до десяти лет. Данная поправка, целью которой являлось обеспечение независимости судебной власти, была внесена в рамках судебной реформы.

Однако в ходе конституционных реформ был внесены и ряд поправок, которые не в полной мере соответствуют принципу разделения властей. В частности, неоднозначными являются преобразования, осуществленные в отношении судебной власти. С одной стороны, увеличение срока полномочий судей должно было гарантировать их независимость, однако создание Совета юстиции лишь больше установила зависимость судебной власти от исполнительной власти.

Идея создания Совета Юстиции заключалось в том, чтобы обеспечить независимость судей. Однако на деле судебная власть стала еще более зависимой от исполнительной власти. Президент Республики Таджикистан сохранил за собой право назначать и освобождать судей. Зависимость судей также проявляется и в других аспектах, в частности, при определении ответственности судей, при материально-техническом обеспечении судов и т.д.

Другим примером является порядок формирования Маджлиси Милли. Дело в том, что большинство членов верхней палаты Маджлиси Милли являются представителями исполнительной ветви власти, и определенное число из них назначаются непосредственно Президентом страны. В такой ситуации, при возникновении конфликта между двумя ветвями власти, что может произойти, не трудно предугадать поведение палаты. Исполнительная власть всегда может достичь цели и решить проблемы с наименьшими потерями.

Что касается непосредственно системы разделения властей, то существенных изменений после референдума она не претерпела.

Таким образом, положительные моменты реформы, связанные с созданием двухпалатного парламента и Совета юстиции, увеличения сроков полномочий судей, были сведены на нет порядком их формирования. В руках

Президента, по сути, после реформы оказалось больше рычагов влияния на другие ветви власти, чем было до проведения реформы.

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Таджикистан является его народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 6). Органами осуществления государственной власти на территории Республики Таджикистан выступают Президент РТ, Маджлиси Оли, суды РТ.

Органы государственной власти РТ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Республики Таджикистан. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей. Однако, с признанием и закреплением принципа разделения властей в статье 9 Конституции, в Республике Таджикистан не до конца сформирован механизм реализации данного принципа в жизнь.

Конституционно-правовой институт разделения властей функционирует эффективно, когда есть сильный парламент, независимый суд и исполнительная власть, которая будет тесно взаимосвязана с другими ветвями власти.

 

Автор: Диноршоев А.М.