11.10.2011 9924

Порядок формирования органов государственной власти в Республике Таджикистан

 

Динамичное, эффективное развитие государства и гражданского общества возможно лишь при формирования действенной системы государственной власти, при взаимодействии различных органов государственной власти, относящихся к трем основополагающим ветвям власти – законодательной (представительной), исполнительной и судебной. И здесь на первое место выходит вопрос о степени участия в формировании друг друга различных ветвей власти.

В системе разделения властей главенствующую роль занимают органы законодательной власти. При всем своеобразии форм осуществления законодательной власти в большинстве современных государств, законотворческие функции вверяются конституциями выборным представительным органам.

Сегодня почти во всех странах существуют те или иные формы законодательной власти. Орган законодательной власти занимает важное место в конституционном механизме любой страны.

В Республике Таджикистан также существует высший орган представительной и законодательной власти - Маджлиси Оли. Данный институт власти в Республике Таджикистан имеет сравнительно недолгую историю.

Становление и развитие института представительных органов государственной власти в Республике Таджикистан прошло несколько этапов, прежде чем этот институт принял нынешний вид. Еще в 1926 году был образован Съезд Советов как высший представительный орган ТАССР. Следующей ступенью было образование Верховного Совета как высшего представительного органа в соответствии с Конституцией ТССР 1937 года, которая просуществовала вплоть до 1994 года. Конституция 1978 года не внесла, каких либо серьезных изменений в структуру этого органа.

После получения независимости остро встал вопрос о создании профессионального парламента. В соответствии с Конституцией 1994 года был создан новый высший представительный орган государственной власти, который получил название Маджлиси Оли. Однако он был создан по образу и подобию прежнего Верховного Совета и результат его деятельности показал неэффективность такой модели построения представительного высшего и законодательного органа, в результате чего было принято решение о создании профессионального двухпалатного парламента, которое было одобрено на референдуме о внесении изменений и дополнений в Конституцию 1999 года. С этого времени начинается новый этап развития представительного и законодательного органа государственной власти в Республике Таджикистан.

При формировании новой структуры парламента в Республике Таджикистан был использован опыт стран с давней парламентской историей, а также опыт государств образовавшихся на постсоветском пространстве, в частности России и Казахстана.

На сегодняшний день в мире высшие законодательные органы характеризуются существенными различиями в осуществлении своих функций. За время существования и деятельности парламентов в различных странах накоплен немалый положительный и отрицательный опыт. Но, при всех своих недостатках, парламентаризм играет важную роль в государстве и обществе.

В мире существует многообразие форм законодательных органов власти. По своей структуре они делятся, как правило, на однопалатные и двухпалатные. Характерно, что подавляющее большинство законодательных собраний в крупных демократически организованных странах двухпалатные. Однако это не означает, что наличие в государстве однопалатного парламента является признаком его недемократичности. Однопалатные парламенты функционируют в таких странах как Португалия, Швеция, Финляндия. В этих государствах таким образом обеспечивается централизация власти.

Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря, ряду своих преимуществ:

1. обе палаты взаимно сдерживают друг друга в сфере власти;

2. двухпалатный парламент более эффективно сдерживает исполнительную власть;

3. двухпалатный парламент обеспечивает более широкое представительство избирателей, особенно в многонациональных странах (например, в России);

4. наличие второй палаты обеспечивает более тщательную проработку законопроектов;

5. вторая палата действует в качестве гаранта стабильности, поскольку удлиняются сроки прохождения спорных законопроектов, что дает дополнительное время для рассмотрения законопроекта и его общественного обсуждения.

Однако у двухпалатной парламентской системы существуют и недостатки:

1. однопалатный парламент работает более эффективно, поскольку наличие второй палаты может излишне усложнять и затруднять законодательный процесс;

2. вторая палата нередко выступает как тормоз на пути демократии, особенно когда ее члены не избираются или же избираются посредством непрямых выборов;

3. в самой двухпалатной системе заложена возможность возникновения конфликтов в структурах власти;

4. двухпалатный парламент может сужать доступ к процессу определения политики, так как окончательная выработка законодательных актов находится в руках объединенных комитетов;

5. вторая палата способствует консерватизму в политике, поскольку она поддерживает существующие конституционные устройства и иногда отражает интересы лишь правящей элиты.

Таким образом, приверженность к той или иной структуре законодательного собрания предопределяется конкретными условиями, ее историей и традициями. В федеративных государствах выбор двухпалатной структуры обусловлен особенностями территориальной организацией государства. Выбор однопалатной системы предопределен иногда небольшими размерами территории, облегчающими решение проблем внутриполитического равновесия.

По нашему мнению, несмотря на определенные недостатки, двухпалатная структура парламента является более предпочтительной. И главным достоинством двухпалатных парламентов является то, что они отражают как политические интересы граждан (когда граждане голосуют за ту или иную партию в нижней палате парламента), так и их региональные интересы (когда их интересы в верхней палате отстаивают представители с регионов). Другим преимуществом двухпалатного парламента является более четкая проработка законов.

В подавляющем числе стран нижние палаты формируются на началах выборности, избираются населением на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Именно с ними связывается идея народного представительства и высшего законодательного органа, который выступает в качестве носителя народного суверенитета, наделенного правом принимать законы.

Более разнообразным является порядок формирования верхних палат парламента в различных государствах.

Во многих странах применяется практика выборности обеих палат парламента, в частности, прямыми выборами формируются обе палаты парламента США, Бельгии, Японии.

Существуют страны, в которых обе палаты также формируются на выборной основе, однако если нижние палаты избираются непосредственно народом, то верхние на основе косвенных выборов (Франция).

Формирование верхней палаты путем косвенных выборов является распространенным в мировой практике парламентаризма. Формирование ее через местные представительные органы - одна из традиционных моделей формирования верхней палаты, обеспечивающая в нем представительство интересов регионов.

Существует целый ряд государств, в которых помимо выборности обеих палат сохранен и принцип назначаемости при комплектовании верхних палат (Италии, Индия, Казахстан). Это право, как правило, предоставлено главе государства либо субъектам федерации (в федеративных государствах).

В ряде стран, таких как Канада, Иордания, Таиланд, сохранен принцип полной назначаемости верхней палаты.

Но, несмотря на все различия в способах организации верхней палаты парламента, им всем присущ ряд общих черт:

во-первых, в большинстве случаях они представляют интересы регионов;

во-вторых, в порядке их формирования прямо либо косвенно участвуют органы исполнительной власти.

Статья 48 Конституции Республики Таджикистан определяет структуру Маджлиси Оли как двухпалатного органа.

Порядок формирования и деятельности палат Маджлиси Оли определяется помимо Конституции и в Конституционном законе Республики Таджикистан «О Маджлиси Оли Республики Таджикистан».

Ни Конституция, ни закон не называет палаты Маджлиси Оли верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Маджлиси Оли. Для определения статуса палат парламента как верхней или нижней важное значение имеет определение характера (а не количества) полномочий той или иной палаты.

Это дает основание характеризовать Маджлиси Милли как верхнюю, а Маджлиси намояндагон - как нижнюю палату Маджлиси Оли. Двухпалатная структура парламента принадлежит к тому типу, который определяется относительной слабостью верхней палаты. Это выражается в возможности для Маджлиси намояндагон преодолевать возражения Маджлиси Милли в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Маджлиси Милли имеет некоторые важные специальные полномочия, - в частности, образование, упразднение и изменение административно-территориальных единиц, избрание и отзыв председателя, заместителей и судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда по представлению Президента и т. д. (статья 56 Конституции РТ).

Маджлиси Милли состоит из 33 членов, 25 из которых избираются непрямым, тайным голосованием на совместных заседаниях депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов области, города Душанбе и районов города, городов и районов республиканского подчинения (совместно). В Маджлиси Милли Горно-Бадахшанская автономная область, области, город Душанбе, города и районы республиканского подчинения имеют равное количество представителей. Восемь членов Маджлиси Милли назначаются Президентом Республики Таджикистан. Каждый бывший Президент Республики Таджикистан является пожизненным членом Маджлиси Милли, если он сам не откажется от использования этого права.

Нельзя не отметить, что Конституция и указанный закон по существу превращают Маджлиси Милли в орган, действующий непостоянно, ибо Маджлиси Милли действует на созывной основе.

Однако следует отметить, что такой порядок организации верхней палаты парламента присущ не только Таджикистану. Так в Республике Казахстан Сенат, который является верхней палатой парламента, формируется по такому же принципу, что и в Республике Таджикистан. Так, Сенат Республики Казахстан формируется путем косвенных выборов на совместных заседаниях представительных органов областей, городов республиканского значения и столицы республики, которые избирают по два представителя. Семерых депутатов Сената назначает Президент.

Маджлиси намояндагон является нижней палатой парламента, и его деятельность основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Маджлиси намояндагон является постоянно действующей палатой парламента. В Маджлиси намояндагон через депутатов представлены все граждане Республики Таджикистан независимо от их места проживания на территории Республики Таджикистан. Маджлиси намояндагон формируется на основе прямого мандата. Срок его полномочий определен в статье 48 Конституции Республики Таджикистан, которая гласит: «Маджлиси Намояндагон избирается сроком на пять лет».

Маджлиси Намояндагон состоит из 63 депутатов. Выборы депутатов проводились по смешанной системе, когда одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе (41 депутат), а другая на основе системы пропорционального представительства политических партий (22 депутата).

Таким образом, следует отметить, что при формировании Маджлиси Оли используется два различных способа формирования. Маджлиси намояндагон является палатой, которая формируется без участия других ветвей власти. В свою очередь, в формировании Маджлиси Милли активно принимает участие Президент Республики Таджикистан. Из этого следует, что исполнительная власть отчасти влияет на порядок формирования представительного и законодательного органа государства.

Следует отметить, что в Республике Таджикистан произошли позитивные сдвиги в становлении парламентаризма. Однако, на наш взгляд, в нынешней схеме формирования парламента в Республике Таджикистан существует ряд недостатков.

Во-первых, это возможность избрания в члены Маджлиси Милли председателей местных хукуматов (органов исполнительной власти на местах), которые назначаются Президентом РТ и одновременно являются председателями местных представительных органов. Как показывает практика двух прошедших созывов Маджлиси Милли, из 25-ти человек, выдвинутых местными представительными органами в члены Маджлиси Милли, более половины являлись председателями местных хукуматов. Налицо слияние функций законодательной и исполнительной власти. В этой связи, автор считает необходимым законодательно закрепить список лиц, которые не могут быть членами Маджлиси Милли председателей местных хукуматов.

Во-вторых, на наш взгляд, необходимо увеличить количество депутатов избираемых по партийным спискам в Маджлиси намояндагон. На практике получается, что политическая партия, набравшая от пяти до десяти процентов голосов избирателей, представлена в парламенте одним - двумя депутатами, что не дает ей возможности создать свою партийную фракцию в нижней палате парламента. Поэтому можно предложить увеличить число депутатов, избираемых по партийным спискам. На наш взгляд, наиболее приемлемой схемой в данном случае является равное количество депутатов, избираемых как по партийным спискам, так и по одномандатным избирательным округам.

Эти предложения, по нашему мнению, могут усилить роль и значение парламента в системе органов государственной власти и способствовать развитию института парламентаризма в РТ.

Не менее важным является определение порядка формирования органов исполнительной власти и, в частности, Президента Республики Таджикистан.

Институт президентства в Республике Таджикистан имеет сравнительно недавнюю историю. Однако за столь короткий промежуток времени институт президентства в РТ не раз реформировался, что было связано со сложившейся в стране политической ситуацией.

Политико-правовую основу образования должности Президента в Республике Таджикистан заложила декларация «О государственном суверенитете» от 24 августа 1990 года, где впервые указывалось о том, что государственная власть в РТ осуществляется на основе принципа разделения властей. Для реализации этого принципа был принят закон «Об образовании должности Президента ТССР и порядке его избрания» от 29 ноября 1990 года. В соответствии с этим законом первый Президент избирался Верховным Советом Таджикской ССР тайным голосованием на срок полномочий Верховного Совета Таджикской ССР двенадцатого созыва. При этом закон устанавливал следующие условия для кандидатов в Президенты: быть гражданином Таджикской ССР из числа таджиков и быть не моложе тридцати пяти лет.

Кандидатуры на пост Президента Таджикской ССР на этих выборах выдвигались народными депутатами Таджикской ССР. Избранным считался кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов Таджикской ССР.

Пост Президента, избираемого всенародным голосованием, был введен в Республике Таджикистан решением Верховного Совета РТ от 31 августа 1991 года. Верховный Совет РТ 10 сентября 1991 года принял закон «О выборах Президента Республики Таджикистан». В соответствии с этим законом, 24 ноября 1991 года были проведенные первые всенародные выборы Президента Республики Таджикистан. Однако обострившаяся политическая ситуация, которая сложилась в Республике Таджикистан после выборов Президента РТ, завершилась гражданской войной и показала несостоятельность президентской власти в РТ на тот период времени. Исходя из этого, на 16-ой сессии Верховного Совета было принято решение об упразднении должности Президента РТ и передачи функций главы государства Председателю Верховного Совета. На этом первый этап становления института президентства в РТ было завершен.

Второй этап становления и развития института президентства в Республике Таджикистан связан с принятием и разработкой Конституции РТ. В марте 1994 года было подготовлено два варианта проекта Конституции РТ: президентская и парламентская. После долгих обсуждений комиссией по разработке Конституции было принято решение о вынесении на всенародное обсуждение только Конституции с президентской формой правления, и 6 ноября 1994 года, одновременно с референдумом о принятии Конституции РТ, были проведены президентские выборы. Таким образом, в Республике Таджикистан был воссоздан институт президентства. В дальнейшем институт президентства в РТ реформировался в 1999 и 2003 годах путем проведения референдумов по изменению и дополнению Конституции. Эти реформы касались и сроков полномочий Президента РТ.

При создании института президентства в Республике Таджикистан использовался зарубежный опыт. В мире существуют две основные формы президентуры - единоличная (президент) и коллегиальная. Коллегиальные формы существовали, как правило, в социалистических странах. На данный момент данная форма не имеет столь широко распространения, хотя в ряде государств существует до сих пор. В частности Федеральный Совет в Швейцарии, который соединяет функции главы государства и правительства. В Иране основные полномочия президентуры разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом преимущественно духовными лицами (аятолла) и президентом, избираемым гражданами.

Наиболее распространенной формой президентства является единоличная форма. При этом в различных государствах Президент может занимать неодинаковое положение в системе органов государственной власти. Место Президента в системе разделения властей зависит от формы правления. В одних странах президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других - это, как правило, парламентарные республики - президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает ведущее место в системе исполнительной власти.

В мировой практике встречается сочетание черт парламентской и президентской республик - смешанные формы правления. Главой государства при этом обычно является лицо, занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене. Глава государства чаще всего рассматривается и как важнейший носитель исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством. В этом отношении показательным является Конституция Республики Таджикистан, в ст. 64 которой указывается, что Президент РТ является главой государства и исполнительной власти.

Таким образом, порядок формирования исполнительной власти и института президентства зависят от ряда условий, к числу которых относится, форма правления, характер политического режима, существующего в государстве, выборность должности президента.

Последнее условие является ключевым при формировании института президентства. Во всех государствах с республиканской формой правления должность Президента является выборной. Президентом может быть избран любой гражданин, чьи данные соответствуют избирательным условиям и цензам, определенным в Конституции и законах. Все президенты избираются на определенный срок, так как пребывание в должности ограничено сроком мандата, который устанавливается Конституцией.

Наконец, различаются и способы избирания президента. В республиках с президентской формой правления Президент имеет, как правило, прямой мандат (исключение составляют США, где президент избирается косвенно - коллегией выборщиков). Он избирается на прямых выборах и получает свой мандат непосредственно от корпуса избирателей. Законодательный орган государства (парламент) не участвует в президентских выборах, то есть никаким образом не участвует в формировании поста президента.

Прямой мандат имеют также президенты в некоторых смешанных полу президентских республиках. Данный способ формирования института президентства является наиболее демократичным, если конечно выборы проходят свободно, справедливо и на основании демократических принципов.

Кроме прямых выборов президента, в некоторых странах действует практика непрямых выборов президента. В данном случае глава государства также избирается без участия парламента, но свой мандат получает не по прямому волеизъявлении народа, а специальной коллегией выборщиков, которую непосредственно избирают граждане. Такой порядок выборов на сегодня действует в США, Индонезии и Пакистан.

Совсем другими являются способы избрания главы государства в республиках, имеющих парламентарную форму правления. В этих странах президенты не имеют прямого народного мандата, избираются путем многоступенчатых выборов. В данном случае воля избирателей является производным от воли действующего в стране парламента.

При организации президентской власти в Республики Таджикистан использовался опыт разных государств. Республика Таджикистан, являясь президентской республикой, избрала такую модель формирования президентской власти, при которой президент имеет прямой мандат, то есть непосредственно избирается народом. Статья 65 Конституции устанавливает, что: «Президент избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет». Данная статья также устанавливает и избирательные цензы для кандидатов на пост Президента. Президентом Республики Таджикистан может быть лицо, достигшие 35 - летнего возраста, владеющее государственным языком и постоянно проживающее на территории республики не менее последних 10 лет. Следует отметить, что одним из изменений, которое было одобрено на референдуме 2003 года по внесению изменений и дополнений в Конституцию, являлось упразднение верхнего возрастного ценза, которое до этого составляло 65 лет.

Таким образом, институт президентства в Республике Таджикистан формируется независимо от других ветвей власти. Однако это не означает, что другие ветви власти не участвуют в формировании исполнительной власти. В структуру исполнительной власти, помимо президента, входит и правительство. Президент Республики Таджикистан по Конституции является главой правительства. Правительство же является составной частью и важнейшим элементом механизма исполнительной власти.

Конституции большинства стран мира регулируют деятельность данного института, используя при этом различные наименования, такие как совет министров, кабинет министров, административный совет и т.д.

Несмотря на использование в конституционном праве различных стран неодинаковых понятий, термин «правительство» является обобщающим. Зачастую конкретная трактовка зависит от формы правления в той или иной стране. В президентских республиках правительство в основном рассматривается как совокупность советников при главе государства, полномочия которых производны от полномочий последнего. В таких государствах правительство, как правило, не составляет единого коллегиального органа.

Конституции указанных стран обычно закрепляют статус президента в качестве и главы государства, и главы правительства. Президент играет решающую роль в принятии решений, определяет структуру правительства и программы правительственной деятельности. Министры в правительстве, как правило, уполномочены осуществлять политику главы государства в вверенной им сферах. Функция вице-президента (США) или премьер-министра (Египет) в президентских республиках сводиться к роли помощника президента, который наделяет его определенными полномочиями для осуществления своей деятельности. Главная задача вице-президента или премьер-министра сводиться в основном к осуществлению вспомогательных, общекоординационных функций.

В странах с парламентской формой правления правительство обычно выступает коллегиальным носителем исполнительной власти, ответственным перед парламентом. Правительство чаще всего образуется на парламентской основе и должно пользоваться доверием парламентского большинства.

Таким образом, конституционно - правовой институт правительства складывается из норм, регулирующих, прежде всего, порядок формирования и полномочия правительства, его структуру, отчетность, взаимоотношения его членов как между собой, так и с другими государственными органами.

Порядок формирования правительства в значительной степени определяется формой правления. В самом общем виде можно выделить два основных способов формирования правительства: на парламентской основе для стран с парламентарными формами правления и внепарламентские для президентских республик. В полу-президентских республиках правительство чаще всего формируется формально внепарламентским путем, но с учетом мнения парламента.

В президентских республиках правительство формируется в значительной степени по усмотрению главы государства. В некоторых государствах назначение главой государства министров требует одобрения парламента. К числу таких государств относится и Республика Таджикистан. В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Таджикистан, Президент назначает и освобождает Премьер-министра и других членов Правительства, представляет указы о назначении и освобождении Премьер-министра и других членов Правительства на утверждение совместных заседаний Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон.

Такой способ формирования правительства (когда в нем принимает участие парламент) является наиболее демократичным и более устойчивым. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям. Как отмечает в этой связи В.Е. Чиркин, данный способ формирования правительства очень важен в тех странах, которые не имеют опыта длительного парламентского управления, и где оно в условиях не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов такого управления может вести к постоянному разброду и шатанию.

При этом следует отметить, что согласие парламента должно быть реальным, а не декларативным. В качестве примера можно привести положения Конституции Франции. В статье 8 Конституции Франции закреплено, что Президент республики назначает Премьер-министра-главу Правительства. По предложению Премьер-министра он же назначает других членов Правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей. В статье 20 Конституции Франции указывается, что Правительство ответственно перед парламентом, т.е. нуждается в доверии Национального Собрания Франции».

Что касается Республики Таджикистан, то, как показывает анализ положений Конституции, согласие парламента носит во многом декларативный характер. Во-первых, Правительство Республики Таджикистан не нуждается в вотуме доверия со стороны парламента, во-вторых, Правительство не подотчетно парламенту, а в-третьих Конституция РТ не устанавливает механизма действий в случаях, когда парламент не утверждает указ о назначении на должность Премьер-министра и других членов Правительства.

Таким образом, следует констатировать, что в Республике Таджикистан влияние на формирование состава правительства со стороны парламента сведено к формальному согласию. Никаких рычагов воздействия на Правительство у парламента, по сути, нет.

Особое место в системе органов государственной власти занимает судебная власть как независимая самостоятельная ветвь государственной власти. Судебную власть осуществляют суды, которые, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона, являются эффективным элементом механизма сдержек и противовесов. Такой статус может быть обеспечен только при условии независимости судебной власти.

Принцип независимости судей наиболее точно отражает идею существования самостоятельной власти, обособленной от других ее ветвей и подчиненной только закону. Независимость судебной власти выражается именно в этих двух аспектах. Практически все конституции воспроизвели это базисное положение, провозгласив, что судебная власть вверяется судьям, которая осуществляет ее независимо, и подчинена только конституции и закону. Так в ст. 101 Конституции Италии указывается, что судьи подчиняются только закону.

При этом подразумевается, что судьи заняли свои посты в рамках надлежащей процедуры, и правосудие осуществляется надлежащим судом.

Существенной гарантией независимости является наличие демократической процедуры формирования судейского корпуса, освобождающей судей от давления и зависимости от других ветвей власти. Существует два способа формирования судейского корпуса: избрание и назначение судей. При этом процедура формирования включает два основных этапа, как при назначении, так и при избрании: предварительный и непосредственный.

Функция первоначального отбора кандидатов возложена на различные органы и должностные лица, такие как совет магистратур (Франция, Испания), либо министерств юстиции. Эти органы формируются обычно на основе представительства трех ветвей власти с преобладанием влияния судебной. Эти органы могут также выполнять и другие функции, такие как утверждение отчетов о работе судейского корпуса, проведение курсов повышения квалификации судей и т.д.

Подготовкой списка претендентов на судейские должности и представлением его лицам, принимающим окончательное решение, завершается первый этап формирования судейского корпуса. Второй этап уже непосредственно связан с занятием должности судьи.

Как было указано выше, применяются два основных способа формирования судейского корпуса.

Наиболее распространенным способом является формирование судейского корпуса путем назначения. При этом особое значение придается назначению, осуществляемому главой государства - президентом. Судьи назначаются президентом в Польше, Австрии, России, Казахстане, Туркмении. Судьи могут быть назначены и другими должностными лицами. В частности, в Германии основная часть федеральных судей назначается министром юстиции. Также судьи назначаются парламентом по представлению президента (Латвия, Словения).

Менее распространенным является способ формирования судебного корпуса путем выборов. Такой способ существует в Чехии и Болгарии.

В ряде государств существует смешанная процедура. Такой способ применяется в Литве, в ряде штатов США, в Японии. Его суть заключается в том, что, как правило, судьи нижнего звена назначаются, а судьи высшего звена избираются. Так в Германии судьи федеральных судов назначаются, а судьи Федерального Конституционного суда избирается парламентом страны.

В правовых государствах обычно действует принцип назначения и несменяемости судей. Несменяемость предполагает возможность увольнения судьи лишь по его просьбе или за совершение преступления. Именно принцип несменяемости и обеспечивает независимость судебной власти. Он дает гарантию судейскому корпусу в том, что какой бы орган не назначал судью, в дальнейшем этот орган не сможет влиять на деятельность судьи.

Как уже отмечалось, в большинстве современных государств судьи назначаются на должность, и в качестве одного из преимуществ такого способа указывается на отсутствие срока занятия судьей своей должности. Действительно, ни конституция, ни иные законодательные акты большинства стран (Франции, Германии, Румынии, Италии, Испании, Чехии и др.) не устанавливают подобного срока. В ряде стран-членов СНГ (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркмения) на конституционном уровне закреплена практика назначения судей на длительные сроки (5-15 лет в зависимости от уровня суда). По мнению законодателя, столь длительный срок занятия судебной должности обеспечивает должную независимость судей, в то время как бессрочность в условиях посттоталитаризма представляет значительную опасность.

По общему правилу, судья занимает свою должность либо пожизненно, либо до достижения определенного пенсионного возраста (ст. 88 Конституции Греции), либо до тех пор, пока он не нарушает главных положений основного закона и основ конституционного строя (ч. 2 ст. 98 Основного закона ФРГ) и его поведение безупречно (ст. 115 Конституции Литвы), причем не только при исполнении судейских обязанностей, но и в повседневной жизни (пп. 4, 10, Канонов судебной этики США).

При формировании судебной власти в Республике Таджикистан использовался опыт многих зарубежных стран. Одним из основных принципов, провозглашенных в Конституции РТ, является создание правового государства. С этой целью в стране проводиться судебная реформа. Многие изменения и дополнения в Конституцию, которые были одобрены на референдумах в 1999 и 2003 годах, касались именно судебной власти. На данный период времени судебная реформа в Республике Таджикистан продолжается.

Что касается порядка формирования судебной власти в Республике Таджикистан, то она имеет ряд особенностей, характерных для ряда стран бывшего Союза.

Во-первых, в Конституции провозглашается независимость судебной власти и осуществление ее от имени государства. При этом независимость судебной власти должна обеспечиваться путем установления длительного срока полномочий судьи. После референдума по изменению и дополнению в Конституцию 2003 года этот срок был увеличен до 10 лет. Как и в других постсоветских государствах, в Республике Таджикистан было принято решение отказаться от принципа несменяемости судей и пожизненного назначения, объясняя этот шаг тем, что на этапе становление судебной системы такой шаг может привести к коррупции в судебной системе.

Во-вторых, в 1999 году был создан специальный орган для первоначального отбора претендентов на судебные должности - Совет юстиции. Данный орган был создан с целью обеспечить полную независимость судебной власти. На него, помимо функции первоначального отбора судейского корпуса, возлагаются ряд других функций, таких как организация курсов повышения квалификации для судей, сбор и анализ всей информации по деятельности судов и т.д. Данный орган создан Президентом Республики Таджикистан, который и определяет количественный состав Совета юстиции Республики Таджикистан».

В-третьих, по Конституции в Республике Таджикистан предусматривается использование смешанной процедуры формирования судейского корпуса. Судей Конституционного Суда, Верховного Суда, и Высшего Экономического Суда по представлению Президента избирает и отзывает Маджлиси Милли. Судей низового звена назначает и освобождает от должности Президент по представлению Совета юстиции

Таким образом, в Конституции РТ устанавливается довольно сложная процедура формирования судебного корпуса, которая призвана обеспечить полную независимость судебной власти. Однако при анализе норм Конституции возникает ряд вопросов, которые ставят под сомнение независимость судебной власти. Во-первых, в статье 85 Конституции указывается, что судьи избираются и назначаются. Как было отмечено выше, судей Верховного Суда, Высшего экономического Суда и Конституционного Суда по представлению Президента избирает и освобождает от должности Маджлиси Милли. Однако такое избрание не подпадает под понятие «выборности судей». Как отмечает М.В. Баглай, такой порядок, по которому судьи высших судов избираются парламентом по представлению главы государства равнозначно назначению, только производиться оно двумя ветвями власти совместно. Проанализировав это, можно констатировать, что в Республике Таджикистан судебная власть полностью назначаема, и смешанная процедура формирования судейского корпуса является весьма условной. Во-вторых, возникает вопрос об обеспечения полной независимости судебной власти от других ветвей власти. Даже увеличение срока до десяти лет не дает полной гарантии независимости судей, так как за органами, назначившими судей, сохраняется право освободить их от занимаемой должности. Это право не совместимо с принципом независимости и несменяемости судей. До тех пор, пока Маджлиси Милли и Президент будут сохранять право освободить от должности судью, даже пожизненное назначение на должность судей не будет гарантией независимости судебной власти. И в этом отношении Республике Таджикистан необходимо позаимствовать опыт зарубежных демократических государств, в которых законодательные и исполнительные органы государственной власти участвуют только при назначении судей на должность. Принцип несменяемости судей является одним из основополагающих демократических начал деятельности суда, а также служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей. Судья может лишаться своей должности только на основании установленных в законе требований, к числу которых можно отнести совершения судей преступления, достижения пенсионного возраста и ряд других.

Если сопоставить законодательство Российской Федерации и Республики Таджикистан по вопросу о прекращении полномочий судей, то законодательство РТ предусматривает больше оснований прекращения полномочий. В частности в статье 18 конституционного закона «О судах РТ» предусматриваются такие основания прекращения полномочий судей как нарушения трудового законодательства и обнаружение несоответствия судьи занимаемой должности.

На наш взгляд, наличие в законе таких оснований прекращения полномочий судей противоречит принципу независимости судей и ставит судей в довольно уязвимое положение. Данные пункты носят расплывчатый и неконкретный характер. Если исходить из смысла закона, то судья может быть уволен за единожды совершенное им нарушение трудового законодательства. При этом, в соответствии с Трудовым кодексом РТ, каждое уволенное лицо может обжаловать свое увольнение в суде. Однако судьи освобождаются от должности указами Президента РТ. Указы Президента РТ, носящие индивидуальный и ненормативный характер, не подлежат рассмотрению Конституционным Судом. Таким образом, судья не может обжаловать свое освобождение от должности за нарушение трудового законодательства. Это правило относится и к другим основаниям отстранения судьи от должности.

Что касается обнаружения несоответствия судьи занимаемой должности как основания для освобождения от должности, то в законе не дается четкого определения понятия несоответствия занимаемой должности. И это чревато негативными последствиями. Данное основание является сдерживающим фактором при осуществлении своей деятельности судьями, что в итоге приводит к зависимому положению судей от тех лиц кто, определяет вопрос о соответствии судей занимаемой должности.

На наш взгляд, данные основания должны быть исключены из закона. Это позволит судьям быть более независимыми при принятии решений по конкретным делам, не опасаясь последствий со стороны органов исполнительной власти.

Множество вопросов вызывает и порядок формирования Конституционного Суда РТ. То, что в формировании Конституционного Суда не принимает участие судебная власть, является нарушением принципа разделения властей. В формировании состава судей Конституционного суда Республики Таджикистан должны участвовать все три ветви государственной власти. За основу можно взять модель, существующая в Республике Молдова, где судей Конституционного Суда назначают следующим образом: парламент - два человека, Президент - два человека и Высший совет магистратуры – два человека.

Не менее важным вопросом является порядок назначения Председателя Конституционного Суда РТ. По действующей Конституции Президент представляет кандидатуры Председателя Конституционного Суда Маджлиси Милли наравне с кандидатурами остальных судей Конституционного Суда, тем самым лишая права судей каким-либо образом участвовать в определении Председателя Конституционного Суда. На наш взгляд, право избирания Председателя должно быть предоставлено самим судьям.

Также много вопросов вызывает и ряд полномочий, которыми наделен Совет юстиции и которые на наш взгляд противоречат принципам независимости судебной власти. В частности, Совет юстиции наделен контрольными полномочиями в отношении судов. Так, в соответствии со статьей 98 Конституционного закона «О судах РТ», Аппарат Совета юстиции проверяет расходование судами финансовых и материальных ресурсов, а также проверяет организационную деятельность судов. Наделение полномочиями по контролю над судами органа исполнительной власти, которым на наш взгляд является Совет юстиции, не способствует обеспечению независимости судебной власти.

Подводя итог, следует констатировать, что при формировании судебной власти в Республике Таджикистан существует много вопросов, требующих своего решения. Судебная власть - такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти. Дальнейшее развитие судебной реформы и судебной власти - действительное, а не мнимое, возможны при условии законодательного включения органов судейского сообщества в механизмы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти.

Правосудие пока не стало в Республике Таджикистан доступным и надежным средством защиты прав и законных интересов людей. Это вызвано, в частности, устареванием организационной модели судебной власти, совпадением судебной юрисдикции с административным делением, что обусловливает зависимость судов от местных властей; чрезвычайно остра проблема коррупции в судебных органах. Судебная система не обеспечивает надежную защиту права собственности, обязательственных, личных неимущественных и иных прав. С этой целью, на наш взгляд, необходимо ускорить судебную реформу. Уже минуло более десяти лет после приобретения Республикой независимости, однако в стране до сих пор действует процессуальное законодательство 60-х годов прошлого века.

Всесторонняя реформа судебной власти должна быть направлена на создание судебной системы, обеспечивающей единый стандарт защиты гражданских прав, свобод и законных интересов граждан и стабильность этих отношений. Главной же целью реформы должно быть обеспечение полной независимости судебной власти и занятие ею достойного места в системе разделения властей.

В заключении следует отметить, что порядок формирования органов государственной власти в Республике Таджикистан определяется Конституцией. Так как Таджикистан по форме правления является президентской республикой, то и в формировании органов государственной власти активное участие принимает Президент. Как было показано выше, он участвует в формировании практически всех органов власти. В свою очередь, Президент избирается непосредственно народом и другие органы власти не участвуют в. формировании должности Президента. Что касается парламента, то он косвенно участвует в формировании Правительства и высшего судейского корпуса. При этом следует отметить, что в вопросе формирования Правительства и участия в этом процессе парламента существует ряд вопросов, которые были озвучены выше и которые будут рассмотрены более подробно в следующих главах. Много вопросов вызывает и порядок формирования судебной власти. Она фактически не участвует в своем формировании. Этот факт ставит в зависимое положение судебную власть.

 

Автор: Диноршоев А.М.