14.10.2010 30457

Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению (Е.В. Васильева)

 

На правах рукописи

 

ВАСИЛЬЕВА Елена Викторовна

 

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

 

специальность: 19.00.10. - коррекционная психология

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук

 

Москва-2006

 

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении Московский городской педагогический университет Департамента образования города Москвы на кафедре специальной психологии факультета специальной педагогики и специальной психологии.

Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной психологии, доцент КУЗНЕЦОВА Людмила Вениаминовна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор ПЛАКСИНА Любовь Ивановна, кандидат психологических наук, доцент БУРМЕНСКАЯ Галина Васильевна

 

Ведущая организация: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова

 

Защита состоится 7 сентября 2006 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 850.007.01 при Московском городском педагогическом университете Департамента образования города Москвы по адресу: 117261, Москва, ул. Панфёрова, д. 14.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского педагогического университета по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4.

 

И.о. учёного секретаря диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент  О.Г. Приходько

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

В последние годы в центре внимания психологов и педагогов всё чаще оказываются дети с пограничными нервно-психическими нарушениями. К их числу, прежде всего, относятся различные невротические формы реактивных состояний. Невротические расстройства в детском возрасте, такие как страх, тревога, заикание, нарушение поведения, навязчивые действия и т.п. представляют собой комплексную реакцию детского организма на различные психотравмирующие жизненные обстоятельства (А.И. Захаров, Б.Д. Карвасарский, В.К. Мягер, В.Н. Мясищев). Наиболее уязвимым периодом развития является переход от домашнего воспитания к пребыванию в образовательном учреждении. Поэтому так важна проблема анализа места и роли страхов и тревожности в детских психических и невротических расстройствах в период адаптации к дошкольному учреждению (в современной литературе большинство авторов употребляют страх и фобию в синонимичном значении).

Актуальность исследования состоит в том, что невротические расстройства имеют психогенную природу и требуют создания специальных психолого-педагогических условий для их эффективного преодоления.

Тревожно-фобические расстройства относятся к числу наиболее распространённых нарушений в детском и подростковом возрасте. При этом достаточно часто - 2% от общей популяции детей (Costello et al) - они выступают как самостоятельная патология. Кроме того, тревожно-фобические состояния наблюдаются у детей с различными видами дизонтогенеза, как сопутствующие основному нарушению.

Имеются определённые, но недостаточно систематизированные данные о том, что страх и тревога как вторичные аффективные расстройства наблюдаются у умственно отсталых детей (О.С. Шаповалова, Л.М. Шипицына), детей с ранним детским аутизмом (Е.Ф. Баенская, К.С. Лебединская, О.С. Никольская и другие), детей с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, 3. Тржесоглава, Л.М. Шипицына), детей с нарушением зрения (Нора Гиббс, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева), детей с заиканием (В.И. Селиверстов).

Дети с различными видами дизонтогенеза представляют собой группу риска по развитию тревожно-фобических состояний, поскольку окружающий мир преломляется ими через не только незрелые, но и дефицитарные интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные структуры.

Любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности.

Наиболее сензитивными периодами для возникновения подобных аффективных состояний являются периоды смены или усложнения системы отношений «человек-человек» (В.Н. Мясищев, A.M. Прихожан). В дошкольном возрасте таким эмоционально-стрессовым фактором, провоцирующим возникновение и усугубление тревожно-фобических реакций, является период первичной адаптации ребёнка к образовательному учреждению (Н.Д. Ватугина, А.И. Захаров, А.А. Налчаджян, А.А. Солнцев, Р.В. Тонкова-Ямпольская).

Отсутствие данных по психологической адаптации детей дошкольного возраста с различными видами дизонтогенеза к условиям образовательного учреждения и отрывочность сведений об общих и специфических особенностях тревожно-фобических нарушений при различных дизонтогениях детского возраста обусловили выбор темы данного исследования: «Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению».

Цель исследования: выявление общих и специфических особенностей тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению.

Объект исследования: тревожно-фобические состояния в дошкольном возрасте у детей с различными видами дизонтогенеза.

Предмет исследования: общие и специфические особенности тревожно-фобических состояний у детей 6-летнего возраста с различными видами дизонтогенеза в аспекте оценки их адаптивных возможностей.

Гипотеза исследования: специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте при различных видах дизонтогенеза обусловливает распространённость, содержание возрастных страхов, уровень тревожности что в свою очередь, определяет вектор социально-психологических проблем детей с различными дизонтогениями.

Процесс адаптации к дошкольному учреждению выступает в качестве эмоционально-стрессового фактора, усугубляющего риск возникновения тревожно-фобических состояний и их проявления.

Задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ литературных источников по теме исследования.

2. Изучить распространённость и содержание страхов у детей с различными видами дизонтогенеза в сравнении с их допустимыми возрастными проявлениями в дошкольном возрасте.

3. Выявить особенности тревожности и её структуры у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

4. Изучить возможности родителей в адекватной оценке эмоционального состояния детей, в частности в аспекте наличия и распространённости у них страхов.

5. Изучить особенности протекания и динамику адаптации к дошкольному учреждению у детей с различными видами дизонтогенеза как фактора возникновения тревожно-фобических состояний.

6. Проанализировать различные параметры адаптации с точки зрения информативности эмоционального состояния ребёнка.

7. Оценить качественное своеобразие тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в аспекте их адаптивных возможностей и векторов искажения развития личности.

Методологическую основу исследования составили:

Учение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф); концепция А. Адлера, Л.С. Выготского о природе компенсаторных процессов и видов компенсации, как в норме, так и при патологии развития; зарубежные и отечественные теории о месте и роли тревожно-фобических состояний в становлении и развитии здоровой личности (С. Гроф, А.И. Захаров, Ф. Риман, 3. Фрейд, К. Хорни); современные представления о механизмах формирования адаптивной и психологически здоровой личности (С.А. Беличева, И.С. Кон, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина, А.А. Налчаджян).

Методы исследования:

1. Анамнестический метод: сбор данных о ребёнке (об истории его развития, наличия социально-психологических проблем).

2. Эмпирический метод, основу которого составили психодиагностические методы выявления наличия и особенностей тревожности и страхов у детей с различными видами дизонтогенеза (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл, Л. Дюсс, А.И. Захаров, Л.В. Кузнецова).

3. Методы количественного и качественного анализа полученных данных.

4. Интерпретационные методы. Достоверность и надёжность полученных данных обеспечивались репрезентативностью выборки, применением комплекса взаимно дополняемых методов, адекватных целям и задачам исследования, использованием методов математической статистики.

Научная новизна заключается в том, что впервые в сравнительном плане дана характеристика общим и специфическим особенностям тревожности и страхов дошкольников с интеллектуальным и сенсорным недоразвитием. Получены данные о характере протекания психологической адаптации детей с различными дизонтогениями к условиям дошкольного образовательного учреждения и её влияния на возникновение и проявление тревожно-фобических состояний.

Теоретическое значение: внесён вклад в понимание, определение специфики тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза. Выявлены общие и специфические закономерности тревожно-фобических состояний у дошкольников с интеллектуальным и сенсорным недоразвитием, расширены теоретические представления о формировании страхов и тревожности у дошкольников с различными видами дизонтогенеза. Внесён вклад в понимание динамики адаптации к образовательному учреждению дошкольников с различными видами дизонтогенеза.

Практическая значимость исследования: прикладное значение исследования определяется социальной востребованностью по углублению знаний об эмоциональном развитии у детей с различными видами дизонтогенеза, в аспекте профилактики и коррекции тревожно-фобических состояний, являющихся динамическими центрами невротических расстройств у детей. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов, дефектологов, а также воспитателей детских садов, социальных педагогов, при оказании психологической помощи детям с проблемами в развитии, при консультировании родителей в качестве фактической основы для организации психолого-педагогической коррекции и профилактики аффективных расстройств детей с различными видами дизонтогенеза.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тревожно-фобические состояния при различных дизонтогениях в дошкольном возрасте занимают одно из решающих мест в формировании трудностей социально-психологического характера.

2. Факторы, вызывающие тревожно-фобические состояния у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными видами дизонтогенеза, различны.

3. Распространённость и содержание страхов у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными видами дизонтогенеза имеют свою специфику.

4. Количество и содержание страхов, описываемых самими детьми и их родителями различны.

5. Особенности и динамика процесса адаптации к дошкольному учреждению как фактора возникновения тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся дошкольников и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза различны.

6. Специфика тревожно-фобических состояний обусловлена как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями и может лечь в основу коррекционных и профилактических программ для воспитателей, родителей и педагогов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях факультета специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета (2001, 2004, 2005 г.), на Московских педагогических чтениях (Москва, 1999 г.), на научно-практической конференции, посвященной 10-летию МГПУ (Москва, 2005 г.). Материалы исследования используются в практической работе ГОУ-д/с №813, № 2340, № 2343 ВОУО ДО г. Москвы. Основные результаты исследований включены в курс лекций «Специальная психология», «Введение в специальность», «Психология детей с ЗПР» для студентов факультета специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета.

Организация и основные этапы диссертационного исследования.

Исследование проводилось в период 1999 - 2005 г.г. на базе д/с № 813 для нормально развивающихся детей и детей с речевыми нарушениями, д/с № 47 для умственно отсталых детей, д/с № 2343 для детей с ЗПР, д/с № 669 для глухих детей, УВК № 1635 для слабослышащих детей, д/с № 1764, № 2340 для детей с нарушением зрения. Проведение работы было организовано в четыре последовательных этапа:

- на первом этапе осуществлялся анализ научной литературы, была определена методологическая основа и программа исследования;

- на втором этапе проведено экспериментально-психологическое исследование;

- на третьем этапе систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, которые составили основу диссертационного исследования.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, списка литературы из 283 источников, из которых 79 по иностранной литературе и 10 приложений. Работа содержит 6 таблиц и 30 рисунков, 159 страниц.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении даётся общая характеристика исследования, обосновывается актуальность проблемы исследования, научная новизна, его теоретическая и практическая значимость. Формулируются цели, задачи, гипотезы, положения, выносимые на защиту.

В главе I «Современное понимание проблемы тревожно-фобических состояний» раскрыто место тревожно-фобических состояний на шкале эмоциональных проявлений человека, даны классификации страхов и тревожности, описаны механизмы формирования страха, тревожно-фобические расстройства в детском и подростковом возрасте, возрастные особенности тревожно-фобических состояний в дошкольном возрасте, проведён анализ процесса адаптации к дошкольному учреждению, особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза.

Эмоции в жизнедеятельности человека выполняют ряд важных функций, которые мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и действия человека, влияют на соматическое здоровье человека. В нашей работе мы исходим из концепции, что тревожно-фобические состояния представляют собой устойчивое аффективно-личностное образование, повышенную склонность к переживанию и как «всякое сложное образование имеют когнитивный, эмоциональный и операционные аспекты» (A.M. Прихожан).

Freud отличал общие фобии от реалистических страхов, в то время как Kraepelin рассматривал их в единстве. Согласно Miller et al., страхи становятся фобиями, когда влекут за собой превышение нормативного проявления, заданного данной ситуацией, не могут быть обоснованы или логически опровергнуты, неконтролируемы, ведут к избеганию предмета страха, сохраняются в течение длительного периода, плохо приспособляемы и не являются специфическими для определённого возраста и уровня развития. Таким образом, страх - это реакция на конкретную, определённую реальную опасность. Фобия - это патологически сильный страх, объектом которого могут быть различные предметы и ситуации (события).

Существуют разнообразные основания для классификации страхов. Так, Б.Д. Карвасарский различает восемь групп страха, исходя из того, чего боится человек. Ведущие отечественные психоневрологи (А.И. Захаров, Е. Личко, Г.Е. Сухарева), классифицируя страхи, говорят о наличии инстинктивного и социально опосредованного страха, то есть страха по опыту. Они выделяют так же ситуативно и личностно обусловленный страх. Выделяют также страхи реальные и воображаемые, острые и хронические. В. Ковалёв выделяет пять основных групп синдромов страха в детском и подростковом возрасте: навязчивые страхи (фобии), страхи со сверхценным содержанием, недифференцированные бессодержательные страхи, страхи бредового характера, ночные страхи. А.И. Захаров выделяет также обычные возрастные и невротические страхи. В разные периоды жизни ребёнка количество и качество страхов меняется. Для определения благополучия психического развития ребёнка важно знать возрастную динамику страхов. Существенное увеличение числа страхов у нормально развивающихся детей происходит в старшем дошкольном возрасте (А.И. Захаров). В 6-летнем возрасте детей одолевает тревога в отношении своего будущего, а в 7-летнем - наблюдается мнительность: страх опоздать, что-то не так сделать, не соответствовать социальному ожиданию. По данным А.И. Захарова большое место занимает страх смерти. У девочек страхов больше, чем у мальчиков.

Ф. Риман выделяет четыре устойчивых симптомокомплекса поведенческих проявлений страха, которые создают свой специфический вектор искажения социализации личности:

1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость.

2. Страх перед самостановлением (стагнацией «Я»), переживаемый как беззащитность и изоляция.

3. Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.

4. Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.

Эти формы страха могут приводить к формированию устойчивых проявлений, соответствующих следующим типам личности:

1. шизоидные личности,

2. депрессивные личности,

3. личности с навязчивостями,

4. истерические личности.

Три ведущие психологические школы пытаются дать своё объяснение механизмов формирования страха.

С точки зрения бихевиоризма, основным механизмом формирования страха является однократное или многократное переживание субъектом травматического опыта взаимодействия с определёнными объектами или ситуациями (Джон Уотсон).

В классическом психоанализе исходной причиной возникновения страхов считается первичная травма. Исходным моментом, определяющим возникновение страха, выступает бессознательный внутренний конфликт, по отношению к которому страх выступает как одна из форм защиты (3. Фрейд).

Представители неофрейдизма (К. Хор ни) указывали, что в основе фобических расстройств лежат неправильные взаимоотношения между матерью и ребёнком. Роль детства, по К. Хорни, является предопределяющей; в частности, страхи, подавленные в детстве, существуют в бессознательном взрослого, как бы фиксируя невротический конфликт.

В гуманистической психологии проблема страха связывается с фрустрацией потребности в безопасности, что, согласно общей тенденции данного направления, препятствует возможности самоактуализации личности (А. Маслоу).

Наибольшую трудность представляет у современных исследователей различение состояния тревоги и страха. Некоторые авторы рассматривают их как синонимы (Izard, Levitt, Tomkins), другие пытаются определить их как взаимоподчинённые состояния (Дельгадо, Mowrer).

Тревожность - это свойство личности, предполагающее повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги.

Принято выделять два вида тревожности: личностную тревожность -свойство (В.А. Бакеев, Н.Д. Левитов, Ю.Л. Ханин, R Cattell); ситуативную тревожность - состояние (A.M. Прихожан).

Тревога, в отличие от тревожности, представляет собой ситуативное эмоциональное состояние, которое вызывается угрозой безопасности или неопределённостью, тесно связанной с ощущением страха.

Причины тревожно-фобических расстройств могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно, нарушения первичными и вторичными. «Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребёнка с окружающими людьми (нарушения отношений в семье или в детском саду). Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с родителями, особенно с матерью. Можно выделить социально-культурные (наличие страхов у родителей, большое количество запретов со стороны родителя, конфликтные отношения между родителями...) и биологические предпосылки (типологические свойства высшей нервной деятельности) возникновения страха. Врождённые и приобретённые предпосылки формируют физиологические факторы эмоциональных нарушений. К ним относятся: психосоматическая ослабленность, накопление и перегрузка негативными сенсорными стимулами, болезни и болевые ощущения, ранняя госпитализация, возбудимость, раздражительность, сензитивность, импульсивность, пренебрежение свойствами нервной системы и билатеральной индивидуальностью (А.И. Захаров, В.В. Лебединский, Э.Г. Симерницкая и др.).

В двух наиболее известных классификациях (DSM и ICD) выделяются тревожные нарушения, встречающиеся во всех возрастных группах. Особым вниманием отмечены расстройства, типичные для детского возраста, подчёркивая тем самым самостоятельный характер этого патопсихологического феномена. Кроме того, в обеих классификациях отмечается, что тревога может существовать как изолированный синдром, так и проявляться в рамках других нарушений.

В целом, в предложенных классификациях даётся сходное определение тревожных состояний, характерных для детского возраста.

В классификации ICD-10/МКБ-10 выделен раздел «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста», среди которых выделяется три категории тревожных расстройств, схожие с описанием расстройств в классификации DSM.

1. Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте. Ключевым диагностическим признаком является чрезмерная тревога, касающаяся отделения от тех людей, к которым ребёнок привязан.

2. Фобическое тревожное расстройство детского возраста. Эта категория должна быть использована только для страхов, специфических по отношению к определённым фазам развития.

3. Социальное тревожное расстройство. У ребёнка с этим расстройством отмечается постоянный рецидивирующий страх и/или избегание незнакомых людей.

Особое место в первой главе диссертации занимает анализ процесса адаптации детей к дошкольному учреждению, как фактора, провоцирующего возникновение тревожно-фобических состояний.

Одной из причин тревожно-фобических состояний в детском возрасте является неблагоприятное протекание процессов социально-психологической адаптации. Как биологическая, так и социальная адаптация человека осуществляется в рамках общих адаптационных механизмов. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретённые на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов. В одних и тех же проблемных ситуациях разные люди адаптируются по разному и с различной степенью успешности. В.П. Казначеев выделяет несколько вариантов адаптации: «физиологическую» (или нормальную) адаптацию, напряжённую и патологическую адаптацию. С.А. Беличева, А.А. Налчаджян выделяют ещё такую разновидность социально-психической адаптации личности, как девиантная адаптация. Большое значение придаётся авторами (С.А. Беличева, И.С. Кон, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина, А.А. Налчаджян) агентам первичной социализации детей, таким как семья и образовательное учреждение.

Поступление в дошкольное учреждение для многих детей является эмоционально-стрессовым фактором, провоцирующим возникновение тревожно-фобических состояний.

Р.В. Тонкова-Ямпольская различает 3 фазы в течение адаптационного процесса: острую, подострую и фазу убыстренного развития или компенсации. В работах Р.В. Тонковой-Ямпольской и А.А. Солнцева выделяется динамический стереотип, как главный фактор течения процесса адаптации у маленьких детей. Н.М. Аксарина впервые показала связь возможностей социальной адаптации с возрастом. Р.В. Тонкова-Ямпольская выделяет в развитии детей раннего возраста 3 этапа, в которых дети по-разному реагируют на изменение внешней среды. В работе Р.В. Тонковой-Ямпольской не изучалась адаптация детей старше 3-х лет. Исследования С.И. Поройковой подтверждают, что возраст до 1,5 лет гораздо менее благоприятен для поступления в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), чем возраст от 1,5 до 3-х лет. Н.Д. Ватугина решающим фактором, влияющим на характер адаптации, считает уровень развития потребности в общении. Ж.М. Юзвак рассматривает уровень развития общения в ряду ещё нескольких показателей психосоциального развития ребёнка, выделяя их в комплекс «психологическая готовность к ДОУ». А.И. Захаров указывает на зависимость характера адаптации от темперамента ребёнка. Согласно его исследованиям, хуже всего к детскому саду приспосабливаются флегматики, медлительность которых причиняет много неудобств и воспитателям, и самим детям.

Вышеназванное позволяет предположить, что у детей с различными видами дизонтогенеза адаптация к образовательному учреждению может протекать со значительными трудностями. Наряду с большей изученностью специфики социально-психологической адаптации в школьном возрасте (Э.М. Александровская, С.А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина), практически не изучены процессы психологической адаптации дошкольников с различными видами дизонтогенеза к образовательному учреждению.

Тревожно-фобические состояния в наибольшей степени изучены у детей с первичными эмоционально-волевыми нарушениями, в частности у детей с ранним детским аутизмом (РДА). Имеются данные о выраженности и генерализованности страхов аутичных детей (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, Т.И. Морозова, О.С. Никольская, Р.К. Ульянова). Аутичный ребёнок не просто безразличен к окружающему, большей частью он его боится. У ребёнка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устаёт даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. Он может испытывать как генерализованную тревогу, так и определённые локальные страхи. Источником первого состояния является нарушение привычного порядка существования, изменение деталей окружающего, способа поведения близкого человека. У дошкольников с другими видами дизонтогенеза тревожно-фобические состояния не являются предметом специальных экспериментально-психологических исследований. Однако в отдельных психолого-педагогических работах исследователи обращают внимание на подверженность детей с разными видами дизонтогенеза подобным расстройствам.

Так, дети с детским церебральным параличом (Д1Щ) трудно привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействия с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за своё здоровье и здоровье своих близких (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова).

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) часто отмечаются труднокорригируемые проблемы невротического характера (70,5 %), по данным 3. Тржесоглавы, количество страхов на одного дошкольника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с нормальным развитием. Детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты (Е.В.Васильева, Л.В. Кузнецова, Н.В. Новикова).

Среди умственно отсталых детей (олигофренов) встречается склонность к острым переживаниям, бездумным впечатлениям оказывается значительно сильнее осознания нежелательности того или иного действия (О.С. Шаповалова, Л.М. Шипицына).

Для слепых свойствен страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребёнка свойствами (Нора Гиббс, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева).

Многими авторами рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (В.Ф. Матвеев, В. Петшак и др.).

У детей с заиканием преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряжённость, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. Исследователи (В.И. Селиверстов) говорят о фиксированности заикающихся на своём дефекте и разном эмоциональном отношении к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

В современной детской психологии и психотерапии наиболее распространённым является интегративный подход к коррекции тревожно-фобических состояний. В коррекции ситуативной и личностной тревоги успешно используются когнитивно-поведенческие стратегии. Так в коррекции физиологических проявлений тревожности у детей специалисты обращаются к поведенческому подходу, используя метод релаксации (Horney, Koeppen, Ollendick, et al.). В коррекции негативных ожиданий применяются когнитивно-поведенческие методы (Ingram, и др.), которые направлены на обучение детей анализировать и оценивать угрожающие ситуации, расширять возможные пути их преодоления, применять способы самопомощи в состоянии сильной тревоги, искать в своём прошлом и настоящем опыте позитивные стратегии самозащиты. Для коррекции самооценочного и межличностного конфликта используют: «реориентацию через самопознание» (A. Adler), т.е. осознание тревожности и невротических конфликтов, ложности «идеализированного Я», совместно разрабатываются стратегии подлинного разрешения внутренних конфликтов (A. Adler; К. Horney); создание условий для свободной, спонтанной игры, рисунка, рассказывания историй (А. Фрейд, Klein и др.), проигрываются конфликтные ситуации для освобождения от эмоционального напряжения (G. Hambridge). Для повышения эффективности коррекции в детском возрасте необходимо использовать методы ориентированные на изменение семейной среды, как-то участие родителей в детско-родительских терапевтических группах (В.И. Гарбузов; А.И. Захаров; А.С. Спиваковская и др.); обучение и консультирование родителей (Ю.Б. Гиппенрейтер; A. Adler; Gordon, K.R. Rogers и др.), обучение воспитателей навыкам эффективного общения (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, B.N. Phillips, K.R. Rogers), а также проведение специальных терапевтических занятий, снижающих интенсивность тревоги детей по отношению к различным формам негативных родительских воздействий (А.И. Захаров), коррекционные методы, направленные на формирование активной жизненной позиции личности (Л.И. Божович; СЛ. Рубинштейн и др.).

Для профилактики тревожно-фобических состояний у дошкольников с учётом возрастной сензитивности сформулированы рекомендации для родителей и взрослых, принимающих участие в воспитании детей (А.И. Захаров, Р. Калинина, A.M. Прихожан).

Глава 2 «Сравнительное изучение формирования тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся дошкольников и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза» посвящена изложению результатов исследования страхов, тревожности и адаптации дошкольников к образовательному учреждению.

В исследовании приняло участие 210 человек. Экспериментальную группу составило 180 дошкольников с различными видами дизонтогенеза, посещавших специальные (коррекционные) образовательные учреждения г. Москвы: д/с № 813 для нормально развивающихся детей и детей с речевыми нарушениями, д/с № 47 для умственно отсталых детей, д/с № 2343 для детей с ЗПР, д/с № 669 для глухих детей, УВК № 1635, для слабослышащих детей, д/с № 1764 д/с, № 2340 для детей с нарушением зрения. Контрольную группу составили 30 нормально развивающихся дошкольников, посещавших д/с № 813, средний возраст которых был равен 5,7 годам. Были изучены следующие категории детей, по 30 человек в каждой: нормально развивающиеся дошкольники (HP), с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР), дошкольники с лёгкой умственной отсталостью (УО), глухие (Глух), слабослышащие (Сл/с), слабовидящие дошкольники (Сл/в).

При формировании диагностического комплекса мы исходили из необходимости получения целостной объёмной картины исследуемых состояний. Для этого мы использовали методы, направленные на выявление тревожно-фобических состояний как с позиции детей, так и с позиции их ближайшего окружения.

Основными методами выявления тревожно-фобических состояний в нашей работе являлись: анкетирование детей и родителей о наличии страхов (опросник А.И. Захарова), методика наблюдения за процессом адаптации (Л.В. Кузнецова), тест тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл), рисунок на тему сказки «Дурной сон» (сказки Л. Дюсса).

Все опросники были подвергнуты качественному и количественному анализу с применением t-критерия Стьюдента.

Анализ результатов детского опросника (А.И. Захаров) показал, что по количеству страхов глухие и умственно отсталые дети значительно отличаются от нормально развивающихся детей, а остальные категории детей имеют не значительные отличия.

Количественный анализ данных детского опросника представлен на (рис. 1).

Рис. 1. Количество страхов у детей по данным детского опросника

Так же был проведён качественный анализ детского опросника, где фиксировался ответ на каждый вопрос. Качественный анализ показал, что среди группы страхов причинения физического ущерба, страх нападений и транспорта доминирует у глухих и слабослышащих детей. Слабовидящие боятся людей, включая родителей. Наказаний боятся слабослышащие. Страх воды доминирует у глухих, слабовидящих и детей с ОНР. Страх неожиданных резких звуков преобладает у умственно отсталых и слабослышащих детей.

Страх собственной смерти и смерти родителей выражен у глухих детей.

В переживании страха животных у всех категорий детей имеются незначимые отличия. Сказочных персонажей боятся умственно отсталые, глухие и дети с ЗПР.

Страхи стихии преобладают у умственно отсталых дошкольников. Они боятся: бури, урагана, огня, пожара. У слабослышащих эта группа страхов представлена в виде страхов огня и пожара.

Пространственные страхи преобладают у детей с сенсорными нарушениями: у слабовидящих, глухих и слабослышащих дошкольников. Страх оставаться одному дома испытывают глухие и слабослышащие дети. Темноты боятся глухие дети. Страх высоты преобладает у слабовидящих и дети с ОНР. Страх глубины присутствует у глухих, слабовидящих и детей с ОНР. Замкнутого пространства боятся умственно отсталые, глухие и слабослышащие дети. Страх больших улиц и площадей испытывают глухие, слабовидящие и дети с ЗПР.

Врачей боятся умственно отсталые и слабослышащие дети.

Социальный страх в виде опоздания в детский сад преобладает у умственно отсталых детей.

Анализ данных опросника для взрослых (А.И. Захаров) с применением методов математической статистики показал значимые различия между нормально развивающимися детьми и детьми, имеющими ОНР и ЗПР. По остальным категориям детей значимых различий данный опросник не выявил.

Количество страхов у детей по данным опросника для взрослых представлено на (рис. 2).

Количество страхов у детей по данным опросника для взрослых

Так же был проведён качественный анализ опросника для взрослых, где фиксировался ответ на каждый вопрос.

Большая часть ответов родителей не совпала с ответами детей, но есть и некоторые сходства. Так, со слов родителей нападения и транспорта боятся глухие дети, воды - глухие и дети с ОНР. Больших улиц и площадей боятся слабовидящие и дети с ЗПР. Опоздать в детский сад боятся умственно отсталые. Это говорит о выраженности и заметности этих страхов.

По ряду вопросов есть отличия в ответах родителей и детей. Так войны, со слов родителей, боятся умственно отсталые и глухие дети, хотя вряд ли эти категории детей могут в полной мере осознавать, что такое война и страха войны в ответах детей нет. Страх смерти приписывают своим детям родители умственно отсталых, слабовидящих, детей с ЗПР и ОНР. Животных и сказочных персонажей боятся дети с интеллектуальным недоразвитием.

Сопоставление данных позволило сделать вывод, что ответы родителей не всегда совпадают с ответами детей. Некоторые страхи родители могут не знать, так как ребёнок проводит большую часть времени в детском саду. Также ребёнок не всегда может говорить родителям о своих страхах, потому что боится, что его будут стыдить. Многие страхи детям приписывают родители, так как им кажется, чего боятся они, того могут бояться и их дети. Иногда родители «заражают» детей своим страхом и дети начинают бояться какого-то объекта не оттого, что на самом деле им страшно, а оттого, что его боится родитель.

Таким образом, сопоставление результатов, характеризующих выраженность фобических состояний у детей, позволяет говорить о важности и подтверждает значимое место, которое занимают фобические состояния, особенно в период адаптации к дошкольному учреждению. Полученные результаты выявили как общие, так и специфические ситуации, вызывающие страхи у дошкольников с различными видами дизонтогенеза. Сопоставление собственного представления детей о переживаемых ими страхов с представленностью их родителями, показывает необходимость специальной психолого-педагогической работы по развитию психологической восприимчивости, чуткости у близких взрослых к эмоциональному состоянию детей и внедрению специальных коррекционных программ, учитывающих выявленные закономерности и повышающих восприимчивость родителей к эмоциональному состоянию своих детей.

Анализ рисунка «Дурной сон» (Л. Дюсс), отражающий более спонтанный и бессознательный уровень страхов и тревожности, позволил выделить в рисунках детей несколько групп страхов (рис.3), частично совпадающих с типами фобических состояний, выявленных с помощью опросника.

Сюжет рисунка «дурной сон»

Так, в сюжете многих детей были страхи, связанные с причинением физического ущерба. Больше всего их было у глухих, что совпадает с данными опросника. Также эти страхи отражены в рисунках слабовидящих детей, хотя по опроснику этим страхам подвержены слабослышащие. Страшных снов и темноты больше всего боятся глухие дети, что также совпадает с данными опросника, слабовидящие и нормально развивающиеся одинаково этого боятся. Меньше всего испытывают страх темноты и страшных снов в рисунках дети с ОНР, ЗПР и умственно отсталые дети. Наибольшее количество социальных страхов отражено в рисунках умственно отсталых детей, что частично совпадает с данными опросника. Одинаково эти страхи распределились у нормально развивающихся и слабослышащих детей. У остальных детей меньшее количество страхов. Животных и сказочных персонажей больше всего боятся слабослышащие, умственно отсталые, дети с ЗПР и дети с ОНР. Меньше всего этого боятся глухие дети, хотя по опроснику они имеют страхи сказочных персонажей. Пространственных страхов больше всего у детей с ОНР, хотя по опроснику им подвержены слабовидящие, глухие и слабослышащие дети. Одинаковое количество у нормально развивающихся и слабовидящих детей. Меньше пространственных страхов у глухих детей и детей с ЗПР. Не испытывают пространственные страхи умственно отсталые и слабослышащие дети.

Полученные нами результаты о доминирующих страхах, были соотнесены с основными формами страха, предложенными Ф. Риманом. Данный подход позволяет предположить некоторые возможные векторы искажения личностного развития детей. В частности, страхи умственно отсталых детей, согласно данной концепции, могут обусловить в дальнейшем развитие личности по депрессивному типу и личности, страдающей навязчивостями. Та же тенденция формирования депрессивной личности обнаруживается у слабослышащих и у детей с ЗПР. У глухих детей не выявлено доминирующей тенденции в развитии личности. Аутистический и истерический компоненты, согласно критериям Ф.Римана, свойственны слабовидящим детям, а депрессивный и истерический - детям с ОНР. Данные выводы об упомянутых тенденциях личностного развития при различных видах дизонтогенеза носят предварительный характер, нуждаются в дальнейшем изучении и уточнении. Однако полученные результаты могут явиться основой для учёта особенностей доминирующих страхов у детей с целью организации коррекционно-воспитательной и профилактической работы с дошкольниками.

Особенности тревожности у детей с различными видами дизонтогенеза оценивались на основании выполнения теста тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл).

Данный тест позволил выявить наличие тревожности у детей по отношению к ряду типичных для них жизненных ситуаций общения с другими людьми. Результаты проведения теста тревожности в группах нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с различными видами дизонтогенеза практически одинаковы. Количественный анализ данных показал, что 20 % всей выборки детей имеют высокий уровень тревожности, остальные дети имеют средний уровень тревожности. Детей с низким уровнем тревожности не было обнаружено.

Причём по качественным и количественным характеристикам дети в группах совпали.

Качественный анализ ситуаций, позволил разделить их на три группы:

1) «ребёнок-ребёнок»,

2) «ребёнок-взрослый»,

3) «повседневные действия».

Оказалось, что наибольшее количество «тревожных» ответов (90%) во всех категориях детей приходится на ситуацию «ребёнок-ребёнок», что указывает на проблемы взаимоотношений со сверстниками и связанную с этим тревожность и 10 % приходится на ситуацию выполнения повседневных действий. Ситуация «ребёнок-взрослый» не оценивалась ни одной категорией детей как тревожная.

Был проведён количественный и качественный анализ адаптации детей к дошкольному учреждению, как фактора, провоцирующего появление и усугубление тревожно-фобических состояний. Оценка состояния и динамики процесса адаптации к дошкольному учреждению показывает разный её уровень успешности у дошкольников с разными видами дизонтогенеза по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Количественные показатели адаптации представлены на (рис. 4).

Динамика уровня адаптации к дошкольному учреждению в первые две недели

Результаты за первую неделю (Ml) показали, что для нормально развивающихся дошкольников она является периодом выраженного эмоционального напряжения. Набранный суммарный балл соответствует среднему уровню адаптации. Наиболее низкий уровень адаптации наблюдается у детей с интеллектуальной недостаточностью, а именно у умственно отсталых детей и детей с ЗПР. У детей с сенсорными дефектами наблюдается средне-низкий уровень адаптации.

За вторую неделю адаптации (М2) у всех категорий детей наблюдается положительная динамика, а именно, переход на средне-низкий уровень адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью, на средний - у детей с сенсорным дефектом, на высокий уровень - у нормально развивающихся детей.

Качественный анализ адаптации в первую неделю, представлен на (рис. 5).

Качественный анализ адаптации в первую неделю

Каждый параметр адаптации был проанализирован по степени выраженности. Очень низкий уровень адаптации: от 0 до 1 балла, низкий: от 1 до 1,5 балла, средне-низкий: от 1,5 до 2,5 баллов, средний: от 2,5 до 3,5 баллов, высокий: выше 3,5 баллов.

Адаптационный профиль показал, что параметры, отражающие соматовегетативный тип реагирования (температура тела, состояние желудочно-кишечного тракта, приём пищи, сон) на травмирующие, изменяющиеся ситуации оказались малоинформативными для всех категорий детей (кроме умственно отсталых и детей с ЗПР - у них наблюдались проблемы с приёмом пищи), что отражает общевозрастные типы реагирования на патогенную ситуацию (В.В. Лебединский).

Наиболее информативными оказались параметры, отражающие расширение социального пространства ребёнка, а именно включение в общение с чужими взрослыми и детьми. Данная особенность соответствует тенденциям, выявленным при исследовании тревожности. Низкий уровень включаемости в задания учебного типа наблюдался у детей с интеллектуальной недостаточностью и у глухих. Средне-низкий уровень адаптации наблюдался у глухих и слабовидящих детей по параметру: приход в группу. Трудности соблюдения правил были у детей с ЗПР. Освоение возможного пространства было затруднительно для детей с ЗПР, глухих и слабовидящих.

Качественный анализ адаптации во вторую неделю, представлен на (рис. 6).

Качественный анализ адаптации во вторую неделю

Во вторую неделю низкий уровень адаптации отмечался у детей с интеллектуальной недостаточностью по параметрам: контакт с чужими взрослыми, игровая активность, включённость в задания учебного типа, что обусловлено их ведущим нарушением, средне-низкий уровень был по параметру соблюдение правил. Наблюдались трудности в игровой активности и включённости в задания учебного типа у детей с ОНР, глухих, слабослышащих и слабовидящих. По остальным параметрам данные категории детей переходят на средний и высокий уровень адаптации.

Как видно на рисунках № 5 и № 6 в первую и вторую неделю уровень адаптации по всем параметрам ниже всего у умственно отсталых детей, на немного выше - дошкольники с ЗПР. Адаптация нормально развивающихся детей более ровная и сглаженная. Наиболее информативными в группах детей были показатели: дневной сон, эмоциональное состояние, контакт с детьми и с взрослыми, соблюдение правил, игровая активность. Трудности с включаемостью в задания учебного типа могут объясняться как интеллектуальным недоразвитием, в частности у умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития, так и новыми требования воспитателя в отношении дошкольников. Контакт с детьми и игровая активность могут быть связаны с трудностями в общении из-за ведущего дефекта, а так же по причине формирования нового детского коллектива. Эти показатели совпадают с показателями теста тревожности, где наибольшую тревожность вызывают ситуации взаимодействия детей друг с другом.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы:

1. Анализ литературных источников показал малую изученность тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза.

2. В популяции детей с различными видами дизонтогенеза страхи являются достаточно распространённым явлением (среднее количество страхов, приходящихся на одного ребёнка с дизонтогенетическим недоразвитием, превосходит количество страхов, испытываемых нормально развивающимся ребёнком).

3. Структура страха обусловлена видом дизонтогенетического развития. У детей с интеллектуальным недоразвитием страхи связаны с непониманием реальности и назначения предмета и типичны скорее для детей более младшего возраста: страхи сказочных персонажей, врачей, транспорта, стихий. У детей с сенсорным дефектом отмечается специфика и своеобразие проявления страхов: пространственные страхи, страх оставаться одному дома, страх смерти, связанные с дефицитарным, искажённым восприятием мира.

4. У дошкольников всех обследуемых групп, включая нормально развивающихся, наблюдается преимущественно средний уровень тревожности, а в ситуации общения со сверстниками, у всех детей с разными видами дизонтогенеза - высокий.

5. Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей относительно эмоционального состояния и наличия страхов у своих детей показывает недостаточную осведомлённость родителей нормально развивающихся детей и детей с различными видами дизонтогенеза.

6. Уровень первичной адаптации к дошкольному образовательному учреждению в течение двух недель у всех дошкольников с различными видами дизонтогенеза различный. У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает низкий и средне-низкий уровень адаптации, у детей у сенсорными дефектами - средне-низкий и средний уровень адаптации, в то время как у нормально развивающихся -средний и высокий уровень адаптации.

7. Динамика процесса адаптации у всех категорий детей различна. У детей с интеллектуальным дефектом процесс адаптации в первую и вторую неделю происходит в одном и том же темпе, в то время как у детей с сенсорными дефектами темп адаптации может меняться. Так у слабовидящих и глухих он увеличивается, а у детей с ОНР и слабослышащих он замедляется.

8. Качественный анализ исследуемых параметров адаптации показывает, что наиболее информативными являются показатели: дневной сон, эмоциональное состояние, контакт с детьми и взрослыми, соблюдение правил, игровая активность, что коррелирует с зонами наибольшей уязвимости детей, и может служить источником возникновения или усугубления тревожно-фобических состояний.

9. Уровень психологической адаптации к дошкольному учреждению связан с выраженностью тревожно-фобических состояний. Так дети, имеющие наибольшее количество страхов (дети с умственной отсталостью, глухие) показывают наиболее низкий уровень адаптации, чем дети с меньшим количеством страхов.

10. Тревожно-фобические состояния в аспекте прогноза адаптивных возможностей детей можно интерпретировать в терминах возможного вектора искажения развития личности и позволяет выявить некоторые тенденции, а именно риск формирования депрессивной личности обнаруживается у умственно отсталых, слабослышащих, детей с ЗПР и ОНР. Развитие личности, страдающей навязчивостями возможно у умственно отсталых детей. Аутистический компонент проявляется у слабовидящих детей, а истерический - у слабовидящих и у детей с ОНР. У глухих детей не выявлено доминирующей тенденции в развитии личности.

11. Специфика тревожно-фобических состояний, обусловленная как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями может лечь в основу разработки специальных психокоррекционных и профилактических программ, рекомендуемых для дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, в диссертационном исследовании решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования, получены результаты, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы.

Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях автора:

  1. Васильева Е.В. Изучение тревожно-фобических расстройств у детей с различными аномалиями развития. // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в области гуманитарных и естественных наук в 1997-1999 гг. М.: -Прометей. 1999. - 333 с. - С. 208 - 210 (0,13 пл.).
  2. Кузнецова Л.В., Васильева Е.В., Новикова Н.В. Тревожно-фобические расстройства у детей с различными отклонениями в развитии. // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Материалы Московских Педагогических чтений 16-19 марта 1999 года. Доля участия автора 50 %. М., МГЛУ, 1999 г. - С. 289 - 291 (0,13 пл.).
  3. Васильева Е.В. Понятие страха в философии и психологии. // Сборник работ молодых учёных МГЛУ. Выпуск VII. Составитель Н.М. Чалов. М.: МГПУ. 2001. - С. 35 - 37 (0,13 пл.).
  4. Васильева Е.В. Особенности страхов у дошкольников с проблемами в развитии. // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск XIX. Сост. и отв. ред Н.М. Чалов. М.: МГПУ. 2004. - С. 52 - 59 (0,33 пл.).
  5. Васильева Е.В. Тревожно-фобические проявления у дошкольников с проблемами в развитии в условиях дошкольного учреждения. //Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том III. Материалы секции: «Медико-психолого-педагогическое сопровождение современного образовательного процесса». - М.: МГПУ, 2005. - С. 6-18 (0,54 пл.).
  6. Васильева Е.В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. // Коррекционная педагогика, 2006 г. - № 5-6. - С. 103-110 (0,32 пл.).

Печатные работы автора по теме исследования составляют 1,6 печатного листа.