11.10.2011 4391

Основные механизмы разделения властей в Республике Таджикистан

 

Современный Таджикистан представляет собой сложную социальную систему, и среди ее элементов важнейшее место занимает публичная власть со своими институтами. Государственные органы призваны обеспечивать эволюционное развитие общества в условиях политических, экономических и социальных преобразований.

В юридической литературе понятие «государственный механизм» является весьма распространенным и используется в работах ученных – государствоведов начала 50-х годов. Объектом пристального научного изучения служили и служат проблемы организации и функционирования государственного механизма, его принципы, вопросы соотношения его частей.

Чаще всего понятие «государственный механизм» отождествлялся с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающий все виды государственных органов.

М. И. Байтин утверждает, что понятие «государственный аппарат» в широком смысле адекватно понятию «государственного механизма». Согласно его позиции эти два понятия тесно взаимосвязаны. При этом понятие «государственный аппарат» употребляемое в широком смысле, как совокупность всех государственных органов совпадает с понятием «государственного механизма», т.е. идентично ему, так и в более узком понимании, где под государственным аппаратом понимается аппарат государственного управления.

Сторонники широкого понимания механизма государства включают в него помимо государственного аппарата и другие составные части, как правило, силовые структуры. Так, в частности М. И. Байтин определяет механизм государства, как пронизанную едиными, законодательно закрепленными принципами, основанную на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, по средствам которых осуществляются задачи и функции государства. В данном определении механизма государства под «материальными придатками» понимаются силовые структуры и органы государства (армия, милиция, специальные службы и т. д.).

По мнению В.В. Лазарева, в механизм государства входят законодательные органы, исполнительные органы, судебные и иные органы, а так же силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.). Таким образом, основное назначения государственного механизма, по мнению В.В.Лазарева, является управление обществом с помощью соответствующих структур или органов.

Такое определение механизма государства был характерно для определения механизма советского государства, т.е. механизм государства изучался только как система государственных органов, без анализа функций, элементов и взаимоотношения между собой.

Современные концепции определения понятия механизм государства заключаются в том, что оно изучается не в статике (системы государственных органов), а в динамике (функционирование - совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости).

В частности В.В. Гибов указывает, что «механизм государства представляет собой не просто систему органов государства, а определенные способы, методы, приемы взаимодействия и взаимоотношений между собой, т.е. представляет собой систему органов государства, рассматриваемую не в статике (покое), а в состоянии динамики (движения).По мнению B.C. Нерсесянца, термин «механизм» всегда несет особую смысловую нагрузку. Понятие «механизм» он представляет как некую функциональную характеристику объекта. В связи с чем, термин «механизм» следует использовать не для структурного описания системы органов государственной власти, а для уяснения функциональной специфики различных частей (подсистем) и элементов государственного аппарата. Таким образом, представление «механизма государства» в динамике, позволяет нам использовать понятие «механизм государства» не как совокупность органов государственной власти и государственных организаций, способствующих осуществлению функций государства, особенностей их структурного построения, а как взаимодействие и функционирование системы государственных органов и государственных организаций, способствующих реализации задач и функций государства. На наш взгляд, именно наличие задач, функций, определенных форм реализации функций государства позволяет нам использовать термин «механизм государства». Для описания особенностей структурного построения органов государственной власти их системы, в юридической науке давно используется понятие «аппарат государства».

Принимая за основу вышеизложенное, автор предлагает следующее определение понятия «механизм государства». На наш взгляд, механизм государства это - функционирование и взаимодействие системы органов государственной власти и государственных организаций, в соответствии со своими полномочиями способствующих осуществлению функций государства - т.е. реализации принципа разделения властей.

Таким образом, на наш взгляд разделение властей является основой осуществления механизма осуществления государственной власти.

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей. Различия между современными формами правления выявляются на основе сравнения взаимоотношений между высшими органами государства. В конституционно - правовой науке все разновидности организации государственной власти принято сводить к нескольким типологическим моделям в зависимости от формы правления. Такой подход нацелен показать взаимосвязь между конституционно установленным распределением полномочий между органами государственной власти и существующей в государстве формой правления.

В частности, Энтин Л. М. рассматривает разделение властей в президентской республике, парламентарных монархиях и республиках, в странах со смешанной формой правления, и в развивающихся странах.

Сходный подход представлен в работе Лузина В. В. который проводит сравнительное исследование о принципе разделения властей в государственном механизме США, Великобритании и Франции, выделяя три модели разделения властей: президентскую модель (на примере США), парламентарную модель (на примере Великобритании), полу-президентскую модель (на примере Франции). В сущности, в условиях конституционализма определенная модель разделения властей сливается с той или иной конституционной формой правления.

Наиболее последовательное воплощение принцип разделения властей получил в условиях такой формы правления как президентская республика. Классическим примером президентской республики является США, в которой, законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, исполнительная власть - Президенту и судебная - Верховному суду, нижестоящим судам.

Республика Таджикистан также избрала подобный механизм реализации принципа разделения властей, в которой носителем законодательной власти и представительным органом является Маджлиси Оли, исполнительная власть осуществляется Президентом и Правительством, а судебная власть осуществляют судами и реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Для конституционной модели Таджикистана характерны следующие

черты.

Президент избирается всеобщими выборами, получая мандат непосредственно из рук избирателей, и поэтому может противопоставить себя Парламенту, оказывая на него политическое давление. Будучи главой государства, он является верховным представителем Таджикистан внутри страны и на международной арене. На него возложено выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих целях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Парламент, осуществляя законодательные функции и принимая законы, не должен вмешиваться в сферу правительственного управления. Административным органам запрещено вторгаться в дела правосудия.

В этой ситуации совершенно естественно предположить возможные различия среди «точек зрения» разных ветвей государственной власти по одному и тому же вопросу, наличие противоречий и противостояния между ними по тем или иным принципиальным вопросам государственной жизни.

Причем не стоит однозначно трактовать разность в позициях ветвей власти в качестве отрицательного момента, дестабилизирующего слаженную работу государственного механизма. Выражение «в споре рождается истина» применительно к работе органов различных ветвей государственной власти находит свое практическое воплощение в возможности среди множества мнений и предложений найти взаимоприемлемый, наиболее взвешенный вариант решения той или иной сложной проблемы. Но для конструктивного диалога ветвей власти необходимо создать соответствующий механизм, не позволяющий различиям в позициях и взглядах вылиться в конфликт, парализующий деятельность государственных институтов. Механизм этот должен быть направлен на обеспечение координации и взаимодействия всех органов власти. Немалую роль в осуществлении этой важнейшей функции Конституция отводит Президенту Республики Таджикистан. В своей деятельности Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них.

В чем конкретно выражается участие Президента в функционировании других ветвей власти?

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту Республики Таджикистан принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Маджлиси намояндагон и назначает одну четвертую часть Маджлиси Милли, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения, подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не вправе подменять собой парламент. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и законам.

Президент Республики Таджикистан обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Правительство формируется непосредственно Президентом, при этом отсутствует обязанность учитывать расстановку политических сил (в лице депутатских объединений) в Маджлиси намояндагон по результатам выборов в нижнюю палату. Однако Конституция устанавливает требование об утверждении указов о назначении и освобождении Премьер - министра и министров со стороны Маджлиси Оли.

Вопрос участия парламента в формировании Правительства РТ является наименее проработанной. С одной стороны закрепленный порядок формирования Правительства в перспективе способно усилить элементы парламентаризма в существующей в Таджикистане модели разделения властей, если в Маджлиси намояндагон и Маджлиси Милли будет формироваться устойчивое партийное большинство. Данный фактор в парламенте может воздействовать на возникновение конституционного обычая, в соответствии с которым Президент при назначении главы Правительства будет учитывать, какой из политической партии принадлежит большинство мест в нижней палате Парламента. С другой стороны оно таит в себе угрозу формирования авторитарного государства, в случае слабости парламента и невозможности контролировать деятельность Правительства.

В данном случае на наш взгляд существуют два способа разрешения вопроса о порядке формирования Правительства.

Суть первого способа заключается в том, что бы упразднить должность Премьер- министра и возложить на Президента все вопросы, связанные с формированием состава Правительства, без учета мнения парламента, т.е. применить классическую президентскую модель разделения властей.

Второй способ заключается в том, что бы перейти от президентской модели разделения властей к смешанной модели, в рамке которой за Президентом сохранялось функция главы государства, а функция главы исполнительной власти и Правительства осуществлялось Премьер-министром, который избирался непосредственно парламентом по представлению Президента РТ. Таким способом устанавливалось бы политическая ответственность Правительства перед Маджлиси Оли. Этот инструмент не может быть реально действующим, пока не оформится практика учета мажоритарного фактора в парламенте. Декретировать такую конституционную практику вряд ли возможно, она должна сложиться в результате постепенной политической эволюции. Смешанная модель разделения властей предоставляет такую возможность, т. к. более подвижна и вариативна по сравнению с президентской или классической парламентской моделью.

В нынешних условиях Таджикистана, наиболее эффективным было бы применение первого способа. Этому существует ряд объективных причин. Во - первых Конституция устанавливает, что Президент является главой Правительства т.е. руководить его деятельностью, во- вторых Премьер - министр не имеет своих собственных полномочий, и в случае досрочного прекращения полномочий Президента его обязанности выполняет Председатель Маджлиси Милли а не Премьер - министр, в - третьих в РТ не сформировалось полноценная политическая система, в которой бы партии реально влияли на политическую жизнь в обществе и боролись за власть путем участия в выборах, где в случае победы могли претендовать на министерские должности, в том числе и Премьер-министра.

Принцип «разделения властей» является основой невмешательства, которое в Конституции особо строго сформулировано в отношении функции правосудия.

В пределах компетенции специального государственного органа правосудию вверяются в полномочия власти, необходимые для надлежащего осуществления возложенных на него задач: определяется сфера правомочий, в силу которых в пределах данной ему компетенции законодатель устанавливает обязательные нормы, в соответствии с которыми исполнительной власти что-то разрешается или запрещается, а судебной власти предоставляется возможность принятия самостоятельных решений. В этих исполняющих определенные и разграниченные задачи специальных органах, наделенных полномочиями высшей власти и приспособленных для осуществления соответствующих функций, Основной Закон конституирует государственную власть. Таким образом, принцип разделения властей в Республике Таджикистан признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Однако необходимый для его полной реализации механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон узурпации власти, еще находится в начальной стадии формирования. Его создание - одна из важных гарантий демократического развития Таджикистана. В самом общем виде функционирование системы сдержек и противовесов можно представить как процесс удовлетворения интересов участников путем согласования позиций и поиска компромиссных решений. В свою очередь, это предполагает наличие хорошо разработанного правового механизма, регламентирующего все стадии законодательного процесса, в чем находит свое отражение действие внутренних (процессуальных) факторов законодательной деятельности.

В заключении следует отметить, что форма государственного правления отражает структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Она дает возможность уяснить, как создаются высшие органы государства, и каково их строение, какой принцип лежит в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы граждан.

На наш взгляд, сейчас сложно говорить о каком-либо едином механизме разделения властей для всех без исключения президентских республик. Как показывает практика, установление президентской формы правления часто имело место непосредственно после получения соответствующим государством независимости. Данная форма правления получила широкое распространение в странах Центральной и Южной Америки, Азии и Африки. Последующее развитие механизма взаимодействия органов государственной власти в государствах указанных регионов, во многом определялось особенностями политического режима и общим уровнем развития гражданского общества, что и объясняет обилие различных вариантов реализации конституционного принципа разделения властей в президентских республиках.

Следует также отметить, что формирование механизма разделения властей в Республике Таджикистан находиться на первоначальном этапе своего развития. Лишь с развитием полноценного гражданского общества и установлением демократического режима в стране, можно будет с полной уверенностью говорит о реализации механизма разделения властей в Республике Таджикистан.

 

Автор: Диноршоев А.М.