12.10.2011 4073

Правовое положение женщин на Руси в IX-XV вв. в дореволюционной науке

 

Анализируя дореволюционную историографию вопроса о правовом положении женщин на Руси с IX по XV вв. следует отметить, что нет ни одной работы, которая комплексно рассмотрела бы этот вопрос, В то же время работы, затрагивающие данную тему есть. Первыми показали общество Древней Руси и место в нем женщины наши великие историки Н. М. Карамзин, С/М. Соловьев и В. Ключевский. Н.М. Карамзин подчеркнул роль женщины в жизни новгородского общества и Древней Руси в целом, в своей повести Марфа-посадница или Покорение Новгорода».

С.Ф. Платонов на примере княжеских семей исследовал вопросы многоженства, дал общую характеристику основным формам брака, существовавшим в языческой Руси и сделал вывод о том, что древнейшее законодательство Руси допускало многоженство, объяснив это низким положением, занимаемым женщиной в языческом обществе: «В сем состоянии гражданского общества жена считается одной рабою, или, по высшей мере, прислужницей мужа». Важные сведения по дохристианскому периоду древнерусской жизни и дальнейшее развитие основных тенденций, возникших в этот период в языческом обществе под воздействием новой религии, мы можем почерпнуть в работах И.Е. Забелина. Он один из первых направил свой интерес исследователя не только к русским летописям и церковным материалам, но и к свидетельствам иностранцев. И.Е. Забелину принадлежит одно из первых исследований, непосредственно посвященных положению женщины, ее правам в языческий и христианский период.

Рассматривая историю русского права, В.И. Сергеевич дает интересный анализ языческих обычаев и сложившихся в более поздний период законодательных актов. По мнению В.И. Сергиевича жена могла владеть определенным имуществом даже будучи замужем, но распоряжаться им ни в языческий период» ни даже в Московский период самостоятельно не могла. А. В. Добрякова «Русская женщина в домонгольский период», в своей работе дается характеристику личных и имущественных прав женщин в языческий и христианский период, В работе также проводится оценка размера выплаты штрафа в случае убийства женщины, и его сравнение с вергельдом за убийство мужчины.

Анализируя работы посвященные женщинам в дореволюционный период необходимо упомянуть статью А. Ивановского «Русская женщина в до-петровский период». Указанная работа, несмотря на не большой объем, дает характеристику положения женщины в довольно длительный период времени. Е. Щепкина в работе «Из истории женской личности в России» дает характеристику положения женщины на Руси, начиная с языческого периода. Положение женщин в этот период она определяет следующим образом: «В ту пору физическая сила и удаль давали права на личную свободу; эти качества могла иметь и женщина, и приобрести ими свободу»,

Дня полноты анализа необходимо провести сравнение правового и социального положения древнерусской женщины в семье и браке с положением женщин в Западной Европе используя сравнительно-исторический метод. Так в трудах С.М. Шпилевского сравнивается положение женщины на Руси и в древнегерманском обществе подробно анализируются обычаи и нормы права, существовавшие на Руси и дается сравнительный анализ со схожими институтами германского права. Несколько иные вопросы рассматривал в своем исследовании Д. Азаревич, который также обращается к анализу нормативных актов иностранных государств. Традиционно для анализа, были выделены законы Западной Европы, но объектом исследования стали брачные элементы и их значение.

С.В. Ешевский, раскрывая положенные женщины в средние века в Западной Европе, анализирует законодательные акты и обычаи Германии, Италии, Франции.

К сожалению единого исследования, которое комплексно раскрывало бы вопрос имущественные права женщин в древнерусском обществе нет. Работы, как правило, содержат анализ различных гражданско-правовых институтов рассматривая при этом и права женщин. Еще одним часто рассматриваемым и вызывавшим много споров вопросом в работах ученых был вопрос о собственности супругов в браке, так как ряд авторов, таких как И-Ф. Эверс, В.И. Сергиевич, придерживались мнения, что на Руси в рассматриваемый период не существовало раздельности имущества и женщина не обладала какими либо правами на имущество» или будучи замужней женщиной, могла быть собственницей имущества, но без обладания правом распоряжения им. В связи с этим интересны работы Дебольского, В. И. Синайского, которые указывали на правовую самостоятельность женщин и имущественную раздельность в супружеском союзе, К.А. Неволин приводя целый ряд примеров из летописей и заметок иностранцев, современников рассматриваемого периода указывает на полную раздельность имущества у супругов на Руси с древнейших времен. Интересное мнение о имущественных правах женщины, высказал А. Савельев, который указывает на безволие жены в личных отношениях и на полное подчинение в этой сфере мужу и в то же время допускает большую имущественную свободу женщины. И, Д. Беляев провел исследование наследственных прав различных членов общества в том числе и женщин. Имущественные права женщин в семье и обществе рассматриваются К. Алексеевым в его работе, характеризующей отношения супругов по имуществу. К вопросу о праве собственности женщины на имущество, возникшее у нее до брака или в период состояния в браке» близко примыкает вопрос о бракоразводном праве. Невозможно раскрыть правовое положение женщины на Руси без анализа работ, характеризовавших правоспособность женщин, реализуемую при разводе. Анализ прав женщин в этой области можно найти в работе А. Загоровского «О разводе по русскому праву», В своей работе А. Загоровский рассматривает бракоразводный процесс и его влияние на имущественные и личные права женщин, как в языческий, так и в христианский периоды. Для полного раскрытия особенностей расторжения брака в различные периоды А. Загоровский раскрывает характеристику многообразных форм брака и возникающих в связи с этим различных прав у женщин по отношению к мужу или главе семьи, к которой относится муж, К работам, раскрывающим вопросы наследования, относится исследование В, Никольского, посвященное наследованию в древнейшем русском праве. В работе содержится интересный обзор положений Русской Правды о наследовании и делается вывод о том, что: «христианство только, что начало водворятся в это время, а потому и успело только смягчить участь тех членов семейства, которые по древнеязьгческим и родовым понятиям более нуждались в обеспечении и признании, каковыми были в это время лица женского пола». Нельзя раскрыть наследственную правоспособность русской женщины не рассмотрев вопрос о наследовании по завещанию. Л. Руднев посвятил данной теме свою работу, в которой раскрывает основные особенности передачи имущества, в случае, когда наследодателем является женщина. Дореволюционные исследователи не обходили вниманием вопросы дееспособности женщин и при написании трудов о гражданской дееспособности по русскому праву, Н.Н. Дебольский в своей работе, характеризуя вопрос о естественных условиях дееспособности, свидетельствует, что при оценке правового положения женщины на Руси в IX-XV вв. необходимо различать юридические и фактические аспекты дееспособности. К авторам, которые посвятили свое исследование правовым аспектам положения женщин на Руси, следует отнести и А. Куницына, который дал в своей работе анализ наследственных прав русских женщин.

В.И. Синайский в своей работе рассматривает языческие браки и их эволюцию, а также пытается проследить зависимость личных и имущественных прав от форм брака. Н. Аристов показывает нам языческий брак на разных ступенях развития и путем сравнения летописных сведений о формах заключения брака и их трансформации во времени с народными былинами и сказаниями убедительно доказывает, что женщины в языческом обществе сами часто участвовали в заключении брака и даже своим влиянием способствовали таким изменениям брачного права, при которых их мнение учитывалось в полном объеме.

Особенный интерес вызывают работы, анализирующие вопросы уголовной и иной ответственности за деяния, рассматриваемые в средние века как преступные. К таким деяниям следует отнести прелюбодеяния. Глубокий анализ ответственности за прелюбодеяние в различных государствах западной Европы (Германии, Франции, Италии) и Древней Руси дает в своей работе М.М. Абрашкевич. Характеристику и размер выплат за убийство женщины в древнерусском праве и сравнение размера таких выплат у германцев дает в своем труде А.Н, Иванишев. Важной особенностью правового положения древнерусской женщины он также считал предусмотренное законом право получать плату за голову своего родственника. В Германии женщины не наделяются такими правами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционный период не было ни одного комплексного исследования, посвященного правовому положению женщины, и только отдельные вопросы, относящееся к этой проблеме были затронуты в работах ученых.

 

Автор: Ярмонова Е.Н.