12.10.2011 6423

Стратегия «Особой войны» и начало прямого вмешательства США во вьетнамский конфликт (1961-1963 гг.)

 

После избрания Джона Ф. Кеннеди на пост президента США в 1961 г., Белый Дом был поставлен перед альтернативой либо отказаться от режима Нго Динь Дьема и тем самым от попытки сохранить свое господство в Южном Вьетнаме, либо развязать войну против всего вьетнамского народа. Дж. Кеннеди в определенной мере исходил из понимания сокращающихся политических и военных возможностей США в мире. Вместе с тем, признание этого объективного факта уживалось с намерениями Белого Дома не допускать внешнеполитических потерь и поражений, в том числе и на региональном уровне.

В свете всего вышесказанного Кеннеди выбрал войну. Именно тогда была провозглашена стратегия «Особой войны». Эта стратегия осуществлялась в 1961-1963 гг. США использовали Южный Вьетнам в качестве полигона для испытания этой стратегии. Отличительной чертой «Особой войны» было использование марионеточной армии, созданной, оснащенной и управляемой американцами, в качестве основной силы в войне. Вооруженные силы США тоже участвовали в военных действиях, но только в случае необходимости. Основная ее цель состояла в том, чтобы разгромить народные вооруженные силы, подавить патриотическое движение в Южном Вьетнаме.

Используя стратегию «Особой войны», США хотели представить захватническую войну, которую они вели в Южном Вьетнаме, как гражданскую войну между вьетнамцами. Иными словами рассчитывали на то, чтобы «руками вьетнамцев бить вьетнамцев». Основной силой США и марионеточного режима в тот период была сайгонская армия.

Политика «новых рубежей», провозглашенная правительством Кеннеди, сохраняла неизменными прежние внешнеполитические цели США, но предусматривала для их достижения более широкий набор средств. Администрация Кеннеди вела поиск новых, более эффективных средств борьбы с повстанческим движением. Как писал исследователь Г. А. Трофименко, «Кеннеди и его ближайшие советники смотрели на революционное движение не столь примитивно, как Трумэн и Эйзенхауэр. Они учитывали колоссальную роль экономических, социальных и политических факторов как ферментов брожения в «третьем мире».

Военная доктрина этого периода, получившая название «гибкого реагирования», не исключая в принципе применения военной силы в случае возникновения конфликтных ситуаций, все же была направлена на определенную гибкость. Доктрина «гибкого реагирования» вылилась в стратегию «контринсургенции», которая предполагала переход к проведению полуполитических, полувоенных операций, призванных максимально уменьшить риск эскалации локального конфликта до масштабов регионального или глобального, чреватого столкновением с СССР или КНР. Предполагаемая реакция Советского Союза и Красного Китая была весомым фактором, оказывавшим влияние на мнение президента относительно Вьетнама. Хотя он имел значение для Кеннеди, в 1961 г. обстановка в этой стране все же была не столь угрожающей, чтобы из-за нее идти на риск развязать третью мировую войну. В связи с этим, действия США во Вьетнаме следовало ограничить до такой степени, чтобы американская активность в регионе не повлекла за собой вступления в конфликт двух великих коммунистических держав.

Вместе с тем, переход к методам «контринсургенции» в отношении Вьетнама означало наращивание собственно южновьетнамских сил, возрастание участия США по тренировке и оснащению войск.

Однако сайгонский режим становился все более непопулярным, недовольство им проявляли все слои населения. За многими политическими событиями, которые происходили в то время в Сайгоне, угадывалась рука Э. Лэнсдейла. Он помог Нго Динь Дьему одержать верх в ряде столкновений с оппозицией. Однако, Дьем стал все чаще претендовать на самостоятельность в своих действиях, нередко не совпадающей с техникой Лэнсдейла. Так, Дьем полагался главным образом на насилие, не считая нужным прибегать к политическому маневрированию, с тем, чтобы создать в стране хотя бы видимость каких-то социальных, экономических преобразований. Но это были разногласия тактического характера, а не расхождения по существу. Более того, ставка дьемовского режима на репрессии диктовалась не чем иным, как стремлением сделать практически возможным осуществление политики, которой требовали от него правящие круги США. Поэтому в Вашингтоне продолжали считать, что диктатура Дьема, гарантирующая охрану интересов американских монополий, захвативших ключевые позиции в экономике страны, является единственной альтернативой установлению народной власти и, следовательно, необходимо всячески ее поддерживать. «Дьем - это наше детище, мы не можем его бросить, не можем игнорировать его нужды, - говорил Дж. Кеннеди. - И если его правительство падет... США в значительной мере будут ответственны за это и наш авторитет в Азии окажется еще ниже».

Однако правительство Дьема начинало утрачивать контроль над все большей частью территории страны, активность партизанского движения усиливалась. Сообщения, поступавшие из Сайгона в адрес президента Кеннеди, становились все более тревожными. В марте 1961 г. ЦРУ предоставило Белому дому информацию, в которой утверждалось, что «влияние НФО возрастает, число районов, находящихся под его контролем, увеличивается, а положение Дьема все более теряет устойчивость».

Американский посол в Сайгоне Э. Деброу докладывал в госдепартамент, что растущая непопулярность Дьема ослабляет позиции США в борьбе с коммунистами и администрация может оказаться перед необходимостью начать поиски новых лидеров. Отношение Вашингтона к Дьему было поколеблено.

С углублением кризиса сайгонского режима, не имевшего сколько-нибудь значительной социально-политической опоры в стране, масштабы американского вмешательства во внутренние дела Вьетнама все более расширялись. В течение только первого года своего президентства Кеннеди провел около 50 совещаний с обсуждением проблем Вьетнама, в которых принимали участие ведущие деятели госдепартамента, Пентагона, ЦРУ, а также представители частных корпораций, имевших там свои интересы. Выработанная ими программа предусматривала осуществление некоторых военных и социальных мер в Южном Вьетнаме, направленных на то, чтобы восстановить подорванное доверие населения к своим правителям.

Стремясь как-то стабилизировать экономическое положение в стране, США в марте 1961 г. предоставили режиму Дьема помощь в виде поставок продовольствия и других сельскохозяйственных товаров. Были предприняты шаги для укрепления военных позиций США в Южном Вьетнаме. Так, в марте Кеннеди одобрил план комитета начальников штабов, в соответствии с которым руководство «горячей войной» переходило в руки военного командования США. Тем самым санкционировалось открытое вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

В конце апреля - начале мая 1961 г. на закрытых заседаниях Совета национальной безопасности была принята «ограниченная» программа «умиротворения» Южного Вьетнама. Она предусматривала отправку туда дополнительного числа американских советников и инструкторов для развертывания подготовки марионеточной армии и активизации борьбы с партизанами. Увеличивались размеры прямой военной помощи США правительству Дьема. Также предполагались реорганизация «гражданской гвардии» путем включения в ее состав полувоенных «отрядов самообороны», обучение местных воинских формирований тактике противоповстанческих действий и проведение систематической разведывательной работы в зонах и тылах партизанских соединений.

Таким образом, укреплению позиций США в Южном Вьетнаме служила их «безвозмездная» военная и экономическая помощь, которой марионеточный режим был обязан своим существованием. Она преследовала цель создать сильную армию - союзника США. Южновьетнамская армия перестраивалась в соответствии с нуждами «противопартизанской войны».

С начала президентства Кеннеди камнем преткновения становилась отправка во Вьетнам американских войск. США оказывали Дьему и его правительству экономическую и военную помощь, но не решались послать туда воинский контингент. Первый шаг в данном направлении был сделан 20 апреля 1961 г., когда Кеннеди назначил межведомственную рабочую группу для определения путей спасения Южного Вьетнама. В качестве одной из рекомендаций группа специалистов предлагала «...послать небольшой контингент сухопутных войск США в Южный Вьетнам...».

Кеннеди оставил предложение без внимания, но неделю спустя дал указание Министерству обороны и Объединенному комитету начальников штабов подготовить докладную записку, касающуюся вопроса целесообразности отправки американских войск во Вьетнам, а также размера и состава предполагаемого контингента. Объединенный комитет начальников штабов рекомендовал президенту послать войска во Вьетнам, «при условии наличия политического решения удержать Юго-Восточную Азию...». Кеннеди никак не отреагировал, лишь распорядился продолжить проработку вопроса. 12 мая 1961 г. вице-президент Линдон Б. Джонсон встретился в Сайгоне с Дьемом и спросил, готов ли тот к вводу войск Соединенных Штатов. Дьем ответил, что хотел бы подобного шага с американской стороны не иначе, как только в случае явного вторжения с Севера.

Между тем, бойцы Вьетконга продолжали фактическое завоевание Южного Вьетнама. Войска Дьема почти совсем ушли из сельских районов, а правительственные органы там оказались реально не способны что-либо предпринимать. В августе 1961 г. Кеннеди одобрил предложение поддержать увеличение численности военнослужащих армии республики Вьетнам с 170 тысяч до 200 тысяч человек.

Одновременно Кеннеди рассмотрел программы тайных действий, предложенные оперативной группой по Вьетнаму, которую возглавляли главный военный советник президента генерал Максвел Д. Тэйлор и член СНБ Уолт Ростоу. В частности, были одобрены такие акции, как заброска агентов в Северный Вьетнам с помощью самолетов гражданской авиации; проникновение специальных южно-вьетнамских сил с целью разрушения баз и линий коммуникаций НФО; создание на территории Северного Вьетнама «сети сопротивления, тайных баз и групп для диверсий и беспокоящих действий»; также распространение с помощью самолетов листовок, в которых население призывалось к антиправительственным выступлениям.

Осуществление программы было возложено на центральное разведывательное управление США. Для прикрытия операции Кеннеди дал указание подготовить к изданию «Белую книгу» об ответственности Северного Вьетнама за агрессию в Южном Вьетнаме.

Тогда же президент распорядился направить в Южный Вьетнам 100 специалистов «контрмятежной войны» из состава первого специального отряда, расквартированного на острове Окинава, и специальных сил, прошедших подготовку в учебном центре Форт-Брагге, которые получили название «зеленые береты» и «прославились» своими зверствами во Вьетнаме. Вскоре первый отряд американских «контрмятежных сил» приземлился в сайгонском аэропорту. На расширении противодействия партизанской войне во Вьетнаме продолжал решительно настаивать Лэнсдейл, занявший к этому времени пост помощника министра обороны «по специальным вопросам». В представленном им президенту Кеннеди докладе содержались рекомендации относительно того, как остановить национально-освободительное движение во Вьетнаме, обосновывалась необходимость использования «неортодоксальных методов» ведения войны, важность умело поставленной пропаганды, которая должна была стать эффективным средством противостояния «коммунистической угрозе». Отнюдь не отказываясь от тактики «выжженной земли», Лэнсдейл призывал сочетать ее с широким развертыванием «психологической войны». По свидетельству А. Шлезингера, доклад произвел на Кеннеди сильное впечатление и послужил импульсом для новых акций.

Для централизации планирования, руководства и контроля всеми психологическими операциями в рамках информационного агентства США был создан объединенный отдел по связям с общественностью. Он разрабатывал политические директивы для пропагандистского аппарата в войсках, планировал для него кампании на все объекты воздействия, взаимодействовал с министерством информации Южного Вьетнама, управлял всеми психологическими операциями в военной, политической и экономической областях в Северном и Южном Вьетнаме.

Для «поднятия морального духа населения» в Южном Вьетнаме сотрудники ЦРУ активно прибегали к пропаганде и дезинформации путем так называемых «серых радиопередач», в которых действительные факты искусно перемешивались с откровенной ложью. Было усилено распространение ложной информации, о якобы неблагоприятном положении дел в Северном Вьетнаме.

Однако массовые репрессии и «психологическая война» не в состоянии были остановить революционное движение. Борьба национально-патриотических сил против сил США и марионеточного правительства принимала массовый характер.

Под влиянием этих событий Белый дом поручил группе политических и военных экспертов во главе с профессором Стэнфордского научно-исследовательского института Ю. Стейли выехать в Сайгон и на месте определить «новые» средства подавления национально-освободительной борьбы, «расправы с мятежным народом».

Группа находилась в Южном Вьетнаме с 19 июня по 14 июля 1961 г. Она посетила многие районы страны, встречалась с чиновниками дьемовской администрации и офицерами группы советников по военной помощи. В итоге был представлен обширный доклад, в котором выдвигалась «стадийная программа» подавления национально-освободительного движения в стране. В период «умиротворения» (около 18 месяцев) профессор Стейли предлагал увеличить численность регулярной южновьетнамской армии со 150 до 170 тысяч к концу 1961 г.; довести численность гражданской гвардии с 68 до 100 тысяч и превратить ее в кадровую армию; увеличить численность полиции с 45 до 90 тысяч человек; пополнить и укрепить сельские отряды «самообороны», осуществить массовое переселение населения из деревень в «зоны процветания» и «стратегические деревни», то есть особого рода огромные концлагеря; создать «мертвые зоны» вдоль демаркационной зоны; расширить американскую помощь сайгонскому режиму.

3 октября 1961 г. на секретном совещании высших военных руководителей страны в Белом Доме президент Кеннеди поручил разработку военно-стратегических аспектов «умиротворения» Южного Вьетнама генералу Максвелу Тэйлору, имевшему репутацию крупного теоретика противоповстанческой войны.

Во второй половине октября генерал Тэйлор вместе с ведущим советником по вопросам обороны и международным отношениям Уолт Ростоу посетили Сайгон с тем, чтобы на месте оценить сложившуюся ситуацию и дать президенту квалифицированный совет относительно того, следует ли Соединенным Штатам посылать боевые части в поддержку Южного Вьетнама. В своем докладе президенту Тэйлор рекомендовал, во-первых, форсировать превращение марионеточной армии в высокомобильную и маневренную «наступательную силу» «контрпартизанской войны»; организационно перестроить ее, с тем, чтобы командиры крупных воинских соединений выполняли приказы американских советников без какого-либо дополнительного согласования с генеральным штабом в Сайгоне. Во-вторых, перебросить дополнительно в Южный Вьетнам новые контингента американских войск специального назначения численностью до 10 тысяч человек, обученных для ведения противоповстанческих войн в условиях тропического климата и ландшафта; значительно увеличить численность американских советников; использовать воинские контингенты США, в особенности ВВС, для выполнения таких специальных задач, как воздушная разведка.

Кризис во Вьетнаме, доказывал генерал Тэйлор, может быть разрешен лишь в результате вмешательства американских вооруженных сил или, по крайней мере, в результате использования их в проведении наземных операций. «Откровенно говоря, я не вижу способа спасти Южный Вьетнам, если мы не предпримем подобного шага», - говорил он. В-третьих, осуществить политические и социально-экономические реформы, придать «правительству» Дьема более представительный вид, «изменить де-факто дьемовские методы правления и постепенно сузить пропасть между режимом и народом».

Что же касается рекомендаций У. Ростоу, то, будучи, сторонником еще более крайних методов, он настаивал на проведении «политики возмездия против Северного Вьетнама, чтобы остановить «инфильтрацию людской силы и снаряжения». Такого рода «возмездие» включало морскую блокаду порта Хайфон, участие кораблей 7-го флота США в боевых операциях против ДРВ, массированные бомбардировки ее стратегических объектов.

Понимание того, что осуществление подобных рекомендаций вызовет возмущение мировой общественности, заставило Кеннеди отложить принятие решения о вводе войск. В разговоре со своим доверенным лицом Артуром Шлезингером президент сравнил отправку воинского контингента во Вьетнам с первым глотком алкоголика. Он сказал Шлезингеру, что «войска войдут туда потом нам скажут присылайте еще. Это как выпивка, - сделал один глоток, сделаешь и второй».

Кеннеди предпочел, чтобы вмешательство осуществлялось при помощи скрытых подрывных действий, методами тайной войны. Это объяснялось тем, что «Кеннеди должен был предпринять нечто, чтобы остановить сползание Южного Вьетнама в объятия коммунизма, но перспектива войны на Азиатском континенте пугала его».

В итоге он отложил решение, но вскоре получил от Макнамары и Раска рекомендацию вопрос о вводе войск должен «быть изучен».

Положив в основу эти соображения, американская администрация приступила к реализации плана Стейли - Тейлора, предусматривавшего «умиротворение» Южного Вьетнама в течение 18 месяцев главным образом силами войск сайгонского режима. Сторонники этого плана настояли на том, чтобы в него был включен секретный раздел, который предусматривал после «умиротворения» Южного Вьетнама вторжение дьемовских войск на территорию ДРВ. Для подготовки этой акции в Сайгоне под командованием американских советников и инструкторов была сформирована так называемая первая оперативная группа, задача которой состояла в том, чтобы осуществлять тайные операции в Северном Вьетнаме. В полном и окончательном виде программа вмешательства США во внутренние дела Южного Вьетнама была сформулирована в совместном докладе министра обороны и государственного секретаря, представленном президенту накануне заседания СНБ 11 ноября 1961 г. На этом заседании «Кеннеди в целом принял рекомендации Макнамары-Раска, сделав тем самым роковой шаг на пути непосредственного вовлечения США в войну».

С осени 1961 г. начался рост численности и боевой оснащенности американских войск в Южном Вьетнаме. К маю 1962 г. состав военного персонала США на юге Вьетнама достиг 8500 человек. К этому времени американские и дьемовские войска могли одновременно использовать в карательных целях около 450 боевых самолетов и вертолетов.

Для руководства военными действиями против южновьетнамских патриотов в 1961 г. в Сайгоне был создан американский военный штаб во главе с генералом П. Харкинсом. Он подчинился главнокомандующему войсками США на Тихом океане и американскому послу в Сайгоне М. Тейлору.

К концу 1962 г. Кеннеди значительно увеличил численность американской военной миссии советников во Вьетнаме за 34 месяца пребывания в Белом доме Кеннеди увеличил число американских советников во Вьетнаме с 685 до 16000, что, «означало участие в боевых операциях».

Таким образом, военный персонал США начал непосредственно участвовать в боевых операциях против патриотических сил.

Основные военно-стратегические и социально-политические принципы необъявленной «Особой войны» США в Южном Вьетнаме, разработанные на основе рекомендаций Стейли-Тейлора-Ростоу, легли в основу трех крупнейших карательных операций 1962 г. - «Восход солнца», «Дельта» и «Осенне-зимний удар». На протяжении 1962 г. в Южном Вьетнаме шли ожесточенные и кровопролитные бои. Части южновьетнамской армии, действовавшие под контролем американских советников и инструкторов, провели более 30 тысяч карательных операций.

С конца 1961 г. вооруженные силы США оказались вовлеченными в прямые военные действия против вьетнамского народа. На долю американских ВВС, по официальным данным, приходилось более 30% всех вылетов на позиции вооруженных сил Народного Фронта Освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). «Факты говорят о том, - писал журнал «Newsweek», - что американские войска в Южном Вьетнаме настолько глубоко были втянуты в войну с Вьетконгом, насколько это вообще возможно без формального объявления войны».

Одновременно с боевыми действиями беспрецедентные масштабы приняла тайная война. Разные источники называют различные суммы расходов ЦРУ на подрывную деятельность в Южном Вьетнаме. Например, газета «New York Times» указывала, что около 50% общей помощи США Южному Вьетнаму, то есть почти 50 млн. долларов, шло в 1963 г. по абсолютно секретным каналам и расходовалось в основном на операции ЦРУ.

На деньги ЦРУ содержалась тайная политическая полиция сайгонского режима, так называемые «специальные силы». По некоторым оценкам, эта статья секретного бюджета ЦРУ поглощала 3 млн. долларов в год. Шеф «специальных сил» полковник Ле Куанг Тунг считался третьей по влиянию фигурой сайгонского режима после самого Нго Динь Дьема и его брата Нго Динь Нью. По распоряжению Дьема была создана «революционная рабочая персоналистская партия», которая в действительности являлась службой политической разведки. 70 тысяч ее тайных агентов, разбросанных по всей стране, в различных звеньях администрации и вооруженных сил помогали властям выслеживать всех, кто высказывал хотя бы какое-то недовольство режимом.

В октябре 1961 г. началось осуществление программы применения химических и биологических средств уничтожения растительности. С помощью гербицидов и дефолиантов уничтожались лиственный покров джунглей, посевы и вся растительность. Страдали и люди. Практически для защиты людей и растений от воздействия гербицидов и дефолиантов не было никаких опробованных средств. В ноябре шесть транспортных самолетов С-123, обычно используемых для транспортировки войск, прибыли в Южный Вьетнам и были оборудованы специальными баками для распыления гербицидов. Каждый из таких самолетов мог поднимать 4500 кг препарата, что достаточно для обработки более чем 120 га растительности. Только 60 вылетов было сделано в ноябре и декабре 1961 г. и 107 вылетов на протяжении всего 1962 г. В эти годы программа применения дефолиантов рассматривалась как экспериментальная. Однако в последующие годы на применение дефолиантов уже расходовалось, по меньшей мере, 60 млн. долларов в год. Имеются все основания утверждать, что основное значение осуществления программы применения дефолиантов это лишение противника возможности укрыться в джунглях и усложнить для Вьетконга снабжение продовольствием.

Также материалы трибунала Б. Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме, имеют свидетельства широкого применения во Вьетнаме дефолиантов и гербицидов, уничтожающих посевы, не предназначенные для непосредственного продовольственного снабжения армии, в обход соответствующего принципа, зафиксированного официальном руководстве для американской армии, выпущенном в 1956 г., где предписывается, что армия не должна прибегать к насилию, превышающему необходимость достижения чисто военных целей.

Несмотря на все попытки американцев подавить коммунистов в Южном Вьетнаме, к окончанию 1961 г. они наступали уверенно на всех фронтах.

В 1962 г. маятник войны в Южном Вьетнаме качнулся в другую сторону. Поддержка, которую оказывали правительству и вооруженным силам страны США, стала приносить результаты. Более всего на расстановку сил в 1962 г. повлияли присланные из Соединенных Штатов вертолетные роты. Они полностью изменили характер боевых действий, придав частям армии Республики Вьетнам «аэромобильность». Неожиданное появление новой техники застало Вьетконг врасплох. Действия вертолетных частей оказались настолько успешными, что в начале 1962 г. помогли АРВ изрядно потрепать силы Вьетконга. Операции проводились без использования тяжелых транспортных и боевых вертолетов огневой поддержки. Отсутствовали все необходимые для достижения успеха составляющие - единое руководство, специально подготовленный личный состав, соответствующая огневая мощь и разведка.

Вместе с тем вертолетные операции оказывались успешными, поскольку военные «инновации» застали вьетконговцев врасплох. Они не сразу смогли сориентироваться и выработать соответствующую технику противодействия вертолетным десантам. В начале 1962 г. коммунисты разработали нечто вроде инструкций. В одном из наставлений говорилось «... на некоторых участках враг нанес нам большие потери. Поэтому нам надлежит разработать средства для борьбы с вертолетными атаками противника...». К началу 1963 г. вьетконговцы постепенно научились нейтрализовать организованные на примитивном уровне операции.

Отправка вертолетных частей, а также и другие события, начиная с декабря 1961 г. все глубже вовлекали США во Вьетнамскую войну. Американский контингент во Вьетнаме вырос с 900 человек в ноябре 1961 г. до 11326 - в конце 1962 г.. Соединенные Штаты дали разрешение своим советникам и пилотам принимать непосредственное участие в боях против Вьетконга. Консультативная группа по оказанию военной помощи Южному Вьетнаму была переименована в Командование по оказанию военной помощи Южному Вьетнаму, оно взяло на себя решение многих оперативных вопросов, которыми организация-предшественница не занималась. К 31 декабря 1962 г. США не просто присылали во Вьетнам пилотов и все большее количество советников, они ставили на карту государственный престиж и жизни своих солдат. «Америка уже считала, что уйти, не одержав победы, она не может» - писал Филипп Б. Дэвидсон.

События в Южном Вьетнаме начала 1963 г. американские официальные лица встречали с оптимизмом. Правительственные войска Дьема по-прежнему действовали не слишком эффективно, но все же при американском содействии определенного прогресса в сельской местности им достигнуть удалось. У стратегической программы по умиротворению деревни появилось будущее.

Но при всем этом все шире становились противоречия в самом правительстве Южного Вьетнама. Южновьетнамский диктатор Нго Динь Дьем жестоко подавлял любые проявления оппозиции в стране. Война с Вьетконгом являлась для Дьема чем-то второстепенным, главным же оставалось политическое выживание. Ради поддержки своей падающей популярности он постоянно давил на военное начальство, требуя от него избегать потерь. Командующего, допускавшего, по мнению Дьема, большие потери, вызывали в Сайгон.

К середине 1963 г. в Южном Вьетнаме вновь возник серьезный кризис. В результате стала падать эффективность военных мер, а казавшаяся такой перспективной еще в 1962 г. стратегическая программа по умиротворению деревни рушилась на глазах. Кроме всего прочего возникла «буддийская проблема». Корни ее уходили в глубь вьетнамской истории. Между буддистами и католиками в этой стране существовали трения, чем пользовались агитаторы Вьетконга, поддерживая мечтавших о большой власти представителей буддистской верхушки против занявших все властные кабинеты католиков. Дьем слишком бурно отреагировал на «буддистский кризис», что привело к практически полной потере популярности правительства. Армия занялась буддистами, что позволило Вьетконгу начать активную «реконкисту» в сельских районах. Это привело к окончательному падению популярности режима Нго Динь Дьема.

Тогда же Уолтер Липман писал в «Нью-Йорк Тайме», что политика США в Южном Вьетнаме стоит перед альтернативой либо приостановить американскую помощь до тех пор, пока военная хунта не свергнет Дьема, либо «сохранить Дьема, реформировав его режим».

Ставка была сделана на первый путь. 1 ноября 1963 г. южновьетнамские генералы, при закулисном содействии посла США в Сайгоне Генри Кэбота Лоджа совершили государственный переворот. На следующий день Нго Динь Дьем и его брат Нго Динь Нью были убиты.

Вскоре в Техасе погиб и президент Кеннеди. В Сайгоне с согласия американцев к власти пришла военная хунта во главе с генералом Зыонг Ван Минем, по прозвищу «Большой Минь». Администрация США официально признала «военно-революционный совет» уже 4 ноября 1963 г. В последующие дни она обменивалась с хунтой посланиями. Уже через несколько дней, после смены власти, США вновь начали оказывать военную и экономическую помощь Южному Вьетнаму. В Сайгоне в экстренном порядке было подписано американо-южновьетнамское соглашение о поставках через США сельскохозяйственных излишков на сумму 30,4 млн. долларов. Одновременно было принято решение о значительном расширении военной помощи хунте для активизации карательных операций против НФОЮВ.

Однако, вскоре стало предельно ясным, что свержение Дьема не привело к стабилизации обстановки в Сайгоне. Наступление сил НФОЮВ усиливалось. Зыонг Ван Минь оказался политически бездарным лидером. В январе 1964 г. генерал Нгуен Тхань организовал бескровный переворот, сместив высших генералов. Но и это ничего не изменило. В течение 1964 и в начале 1965 г. южновьетнамские режимы более десяти раз сменяли один другой. Бесконечные попытки США посадить в Сайгоне «сильного правителя», который смог бы победно окончить войну, привели к углублению и обострению кризиса марионеточного режима. Несмотря на разветвленную сеть своей агентуры в Южном Вьетнаме, США не смогли удержать под своим контролем и направить в нужное русло борьбу за власть внутри самой администрации. Крах попыток подавить национально-освободительное движение и сформировать стабильное антикоммунистическое правительство привел к расширению американского вмешательства в Южном Вьетнаме.

Таким образом, переворот в ноябре 1963 г. и ликвидация братьев Дьем в Сайгоне свидетельствовали о провале стратегии «Особой войны». Устранение Дьема президент Р. Никсон впоследствии назовет «самой худшей ошибкой США во Вьетнаме, приведшей к политической нестабильности на Юге и необходимости для США воевать самим».

 

Автор: Байрамкулова Л.Л.