12.10.2011 25963

Система Советов и управление в городах в советский период

 

В результате Октябрьской революции Городские Думы были заменены Советами, которые представляли действующие на местах органы государственной власти; идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, не соответствовала задачам Советского государства, которое по своей природе было государством централизованным.

После Октябрьской революции 1917 г., в 20 - е годы, сложился «особый вид пролетарского самоуправления, еще мало дифференцированного и находящегося под сильным общегосударственным воздействием».

Следует отметить, что в первые годы Советской власти не существовало определенного, заранее выработанного плана устройства местного управления. Организация новой власти проходила по-разному, даже органы власти назывались названиями. Так, главный лозунг Октябрьской революции «Вся власть Советам» в некоторых районах был истолкован как вся власть местам, что привело к образованию там самостоятельных республик со своими совнаркомами (например, Казанская, Калужская и т.д.), которые не были связаны между собой единым организационным центром. Таким образом, можно сделать вывод о том, что период становления советской власти характеризовался крайней децентрализацией.

В общей массе декретов и постановлений того времени хочется отметить Обращение «Об организации местного самоуправления» и Инструкцию «О правах и обязанностях Советов», подготовленные народным комиссариатом внутренних дел 4 января 1918 года. Оба документа содержали рекомендации по налаживанию практической работы местных властных учреждений, указывали на основные их черты. К моменту принятия первой Конституции РСФСР (июль 1918 г.) стала постепенно устанавливаться жесткая централизованная система, а местное самоуправление начало постепенно перерождаться в местное государственное управление. При этом Конституция 1918 г. (ст. 63) не ограничивала горсоветы и горисполкомы в организации любого количества необходимых им отделов и не давала указаний относительно необходимости той или иной их организации.

Необходимо отметить, что Конституция РСФСР 1918 г. впервые на законодательном уровне закрепила опыт организации и деятельности новых местных органов власти. Специальный раздел «Организация советской власти на местах» был посвящен принципам формирования местных органов власти, предметам их ведения; в главе 11 содержались нормы, закрепляющие порядок образования и деятельность городских Советов.

На VII Всероссийском съезде Советов, состоявшемся в 1919 г., в отчетном докладе ВЦИК и СНК РСФСР излагались основные вопросы хозяйственного строительства, говорилось и о том, что сделано Советами и что предстоит им сделать в этом отношении в ближайшем будущем. Съезд принял ряд постановлений, которые усиливали единство управления, все отделы на местах стали отделами местных исполкомов и в то же время должны были подчиняться соответствующим вышестоящим органам управления и комиссариатам РСФСР. Таким образом, был установлен принцип двойного подчинения. Все заведующие отделами не назначались, а выбирались местными исполкомами. Съезд официально закрепил то, что уже фактически существовало в ряде губерний.

В.И. Ленин в своих работах «Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Очередные задачи Советской власти» подчеркивал, что Советы должны руководствоваться такими принципами социалистического демократизма, как массовое привлечение трудящихся к управлению государством; неразрывное сочетание централизма с советским демократизмом, всемерная поддержка местного почина и инициативы; строгое соблюдение единой социалистической законности; коллективность руководства; гласность деятельности Советов; сосредоточение сил аппарата на проверке исполнения и работе с кадрами; экономичность административного аппарата; непримиримая борьба с бюрократизмом и волокитой.

Хотя эти положения о Советах нашли отражение и юридическое закрепление в актах о местных органах власти, в том числе и о городских Советах, однако на практике они часто расходились с формами их реализации.

Как писал известный ученый - государствовед А.И. Лепешкин, «по вопросу об отношении партии к Советам ленинизм исходил из того, что политическое руководство Коммунистической партии Советами - есть главное условие их успешной деятельности как революционных органов борьбы за диктатуру пролетариата в период до победы социалистической революции в России и как органов государственной власти трудящихся - после победы данной революции и установления Советской власти».

Итак, можно констатировать, что местное самоуправление уже не рассматривалось как «особая власть», противопоставляющаяся центральным органам государственной власти. Органы местного самоуправления, созданные в XVIII в., постепенно превращались в органы государственной власти. Как указывает В.А. Пертцик, «в своих руках Советы (в центре и на местах) сосредоточивают не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление их через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функций законодательства и управления государством всем трудящимся населением».

Городские Советы были важным звеном местных органов государственной власти. Они были автономны в вопросах местного значения, но должны были «сообразовывать свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями более крупных советских организаций, в состав которых входили. Таким путем создается связный, во всех своих частях однородный организм - Республика Советов».

Кроме того довольно успешно укреплялась система «двойного подчинения». С одной стороны, городские Советы как органы государственной власти образовывали свой исполнительный аппарат, который полностью им подчинялся. По всем вопросам Советы контролировали деятельность исполнительных органов, могли отменять их решения и распоряжения, если они противоречили закону. Этот аппарат составляли исполнительные комитеты, отделы, управления и другие подразделения и службы исполкомов городских Советов.

С другой стороны, исполнительные комитеты городских Советов вместе с подчиненными ему отделами и управлениями входил в общую систему централизованного аппарата государственного управления и действовал как составная часть этой единой системы. Исполнительные комитеты практически организовывали выполнение решений и городского Совета, и вышестоящих государственных органов.

Одновременно подавляющая часть отделов и управлений городского Совета находилась также в двойном подчинении. По горизонтали отделы и управления подчинялись образовавшему их городскому Совету и его исполнительному комитету, а по вертикали - вышестоящему одноименному органу государственного управления. Задачи повышения роли местных, в том числе городских Советов требовали дальнейшего перевода на систему двойного подчинения целого ряда местных отраслевых органов.

Таким образом, система местных Советов, в том числе и городских Советов, созданная после революции, в ряде отношений была противоречива.

Во-первых, по официальной установке Советы должны были быть органами власти трудящихся. Иначе говоря, по составу и задачам предполагалось достаточная автономия деятельности этих органов. Не случайно в первые годы советской власти речь вели о местном советском самоуправлении.

На практике же провозглашение местных Советов органами государственной власти и включение их в вертикаль власти на практике привели к ограничению самостоятельности Советов и бюрократизации власти. Как отмечал политический деятель, специалист в области муниципального управления В.А. Руднев в статье «Земское и городское самоуправление в 1917 г.»: «Стремление не к социализму, а к сохранению власти, отнятой у народа, толкает народных комиссаров на уничтожение независимого местного самоуправления. Ограничение функций самоуправления лишь делами местного хозяйства с передачей управления власти правительственной (ныне советской) представлялось даже 4-й Государственной думе слишком реакционным. Но курс последнего времени, передача сложного дела местного хозяйства в одну из правительственных канцелярий (отдел советов), представляет собой такую неслыханную бюрократизацию земского и городского дела, о которой не смели мечтать мракобесы самой беспросветной реакционной эпохи. Вместо самоуправления русский народ получил административный произвол».

Во-вторых, довольно быстро исполнительные органы Советов возобладали над самими Советами. Ряд ученых того времени с горечью констатировал, что «Совдепия» быстро уступает место «Совисполкомии». Это повело к фактическому отстранению Советов от реальной власти и переконцентрации ее в исполкомы. А если учесть, что как и исполкомы, так и их отделы, управления находились в двойном подчинении, это еще больше привело к централизации власти и ограничению прав Советов, в т.ч. и городских Советов.

По Положению о городских Советах, принятому 7 декабря 1925 года, городские Советы депутатов образовывались во всех городах и поселках. В соответствии со ст. 3 устанавливалось, что «городские Советы в пределах своего ведения являются высшими органами власти на территории соответствующего города или поселка и объединяют все трудящееся население для участия в местном и государственном управлении и строительстве».

Изменения, происходившие в системе местного управления, коснулись и избирательного права. Согласно ст. 64, гл. 13, раздел IV «правом избирать и быть избранными в Советы получили право пользоваться обоего пола граждане РСФСР, коим ко дню выборов исполнится 18 лет: а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки - земледельцы, не пользующиеся наемным трудом для извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории «а» и «б», потерявшие в какой -либо мере трудоспособность.

В-третьих, Октябрьская революция и советская система срастила эти два понятия, создав единые и мощные органы массовой самоуправляющейся власти - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Однако в первые годы Советской власти еще наблюдалась незначительная тенденция по сохранению элементов местного самоуправления, выражающаяся в привлечении трудящихся к деятельности в местных Советах, что имело положительное значение. По существу Советы были органами, осуществившими в наиболее совершенном виде единство управления и самодеятельности широких рабочих и крестьянских масс.

В 1922 г. было принято Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа. Под поселком городского типа понималась « местность, населенная в большинстве фабрично-городским населением».

Положение в общих чертах определяло компетенцию горсоветов: проведение в жизнь постановлений высших органов власти; принятие мер к поднятию города и поселка в культурном и хозяйственном отношениях; разрешение вопросов, имеющих местное, городское или поселковое значение, а также объединение руководства деятельностью советских органов в пределах города и поселка; разрешение вопросов, связанных с охраной революционного порядка в городе; осуществление мероприятий в области здравоохранения и санитарного благоустройства и т.п.

Таким образом, данное Положение не устанавливало полного объема вопросов, практически решаемых городскими Советами в то период, особенно в области хозяйственного и социально-культурного строительства. Оно лишь определяло общее направление деятельности городских Советов без точного разграничения тех вопросов, которые подлежали решению исключительно пленумами, и вопросов, которые могли решаться президиумами горсоветов в порядке текущей работы. В этом заключался один из основных недостатков указанного выше Положения о городских Советах.

Положение в общих чертах определяло также взаимоотношения городского Совета с другими органами Советской власти. Городские Советы губернских и уездных городов были непосредственно ответственны перед соответствующими губернскими и уездными съездами Советов и вышестоящими исполнительными комитетами.

В дальнейшем развитие государства пошло по такому пути, при котором самостоятельности территорий не было места. В 30-40-е годы политическая доктрина исходила из несовместимости единой системы Советов депутатов трудящихся и местного самоуправления. Понятие самоуправления в тот период вообще не применялось, «в сущности отбрасывалась сама идея самоуправления мест». Такое положение дел привело к тому, что вопросам местного самоуправления долгое время не уделялось достаточного внимания в научной литературе.

В Конституции СССР 1936 г. местные Советы депутатов трудящихся характеризовались только как органы государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах).

Как писал А.И. Лепешкин, «все органы государственной власти в СССР, начиная от сельского Совета депутатов трудящихся и кончая Верховным Советом СССР - являются органами единой власти, все они связаны между собой единой волей, едиными целями в выполнении стоящих перед ними задач».

В 50-х годах XX века самоуправление рассматривалось как расширение участия граждан в управлении, контроль с их стороны за деятельностью органов управления и должностных лиц, участие населения в обсуждении подготовленных проектов решений и т.д.

Интерес к территориальному самоуправлению проявился в начале 60-х гг., когда в партийных документах нашел отражение вывод о Советах как органах государственной власти и местного самоуправления. В партийных документах и научной литературе вновь появилось понятие «местное самоуправление», периодически проводились кампании по расширению прав местных Советов, но, к сожалению, они не сопровождались соответствующими экономическими мерами.

Партия ставила перед Советами задачу преобразования их в органы коммунистического общественного самоуправления. Объединив в своем лице государственную власть и самоуправление народа, они постепенно должны были превратиться в негосударственные, общественные организации народных масс. «Это самоуправление всего общества, и его органами выступают Советы. Но в современных условиях, когда существует еще необходимость в государственности, Советы являются одновременно и государственными органами, выступая в целом как органы государственной власти и народного самоуправления».

Б.Н. Габричидзе выделил следующие черты, которые были присущи городским Советам как органам государственной власти:

1. обладание государственно-властными полномочиями, т.е. городские Советы вправе издавать властные предписания, давать обязательные указания, выполнение которых в случае необходимости гарантируется силой государственного принуждения. Издавая решения и распоряжения и организуя исполнения их, городские Советы и их исполнительные комитеты руководят хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в городах;

2. наличие собственной материальной и финансовой базы. С ее помощью и осуществляется материальное обеспечение выполнения властных велений городских Советов и их исполнительных органов;

3. наличие собственной компетенции.

В то же время Б.Н. Габричидзе подчеркивает, что городские Советы состоят из депутатов, которые выполняют свои обязанности в общественном порядке. Соответственно, общественное начало выражено в самом составе городских Советов.

Общественный характер городских Советов усиливался также тем. что в еще большей мере укреплялось их взаимодействие с такими массовыми общественными организациями, как профессиональные союзы, коммунистический союз молодежи, кооперация, добровольные общества и объединения трудящихся. Это взаимодействие расширяет общественную основу городских Советов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: несмотря на то, что городские Советы депутатов трудящихся являлись органами государственной власти, при этом они имели и общественный характер.

Как органы государственной власти городские Советы обладали государственно-властными полномочиями, т.е. они принимали решения и иные акты, обязательные для исполнения; организовывали исполнение принятых решений при помощи средств воспитания, убеждения и поощрения и охраняли данные веления от нарушения с помощью различных средств, в том числе и мет) государственного принуждения, следовательно «они являлись одновременно органами власти и органами управления».

При этом руководство КПСС оставалось важнейшим необходимым условием деятельности всех органов Советского государства, в том числе и Советов. Как указывали Г.В Барабашев и К.Ф. Шеремет, главным фактором воздействия КПСС на содержанию работы Советов являлись руководящие указания партии, директивы по основным вопросам государственной, хозяйственной и общественной жизни.

В Положениях о районных, городских и областных Советах, утвержденных в основном в течение 1957 - 1959 г.г.. вопрос о взаимоотношениях Советов с неподчиненными им предприятиями: организациями и учреждениями решался таким образом, что местные Советы не вправе были вмешиваться в оперативную деятельность указанных организаций и контролировать их производственную деятельность. В ряде случаев Положения указывали, что Советы «наблюдают» за деятельностью неподведомственных им предприятий, учреждений и организаций, но лишь по тем вопросам, которые связаны с удовлетворением потребностей трудящихся, населения. Но все вопросы, непосредственно затрагивающие интересы трудящихся, решались при обязательном участии Советов, независимо от подведомственности тех организаций, в работе которых эти вопросы возникают.

Исполнительные комитеты Советов были подчинены Совету, их образовавшему, и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, т.е. находились в «двойном подчинении». Это объяснялось тем, что исполнительные комитеты являлись не только органами Советов депутатов трудящихся, их образовавших, но и органами государства в целом, местными органами государственного управления.

Итак, самоуправление не должно было противопоставляться развитию государственных начал, а, наоборот, должно было содействовать улучшению деятельности государственного аппарата.

В 70-е годы вновь усилились централистские тенденции и о местном самоуправлении стали писать реже.

5 марта 1971 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся». В нем подчеркивалось, что районные и городские Советы - это узловое звено системы государственных органов, обеспечивающих практическое осуществление на местах политики партии.

В развитие данного постановления ЦК КПСС 19 марта 1971 г. были изданы Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» и «Об основных правах и обязанностях городских и районных Советов депутатов трудящихся» и утверждены примерные Положения о названных Советах, на основе которых во всех союзных республиках были приняты законы о районных и о городских, районных в городах Советах депутатов трудящихся.

В данных законах более подчеркивалась государственная суть Советов, провозглашался принцип полноты прав и самостоятельности соответствующих Советов в руководстве делами районного, городского значения. Районный, городской, районный в городе Совет решал в пределах прав, предоставленных законом, все вопросы местного значения, руководил на своей территории государственным, хозяйственным, социально-.культурным строительством, утверждал народнохозяйственный план и бюджет соответствующей административно-территориальной единицы, осуществлял руководство подчиненными органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями, обеспечивал соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействовал усилению обороноспособности страны. На своей территории Совет олицетворял власть государства, поэтому его деятельность не ограничивалась только решением местных вопросов, он выполнял решения партии, осуществлял государственные мероприятия.

В Законах закреплялся принцип верховенства Совета в управлении жизнью и развитием района, города, городского района. Как указывают ученые-государствоведы, это выражалось в установленной законами обязательности решений и распоряжений Совета и его исполнительного комитета, принятых ими в пределах предоставленных прав, для всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории деятельности Совета, для всех должностных лиц и граждан. Юридической гарантией осуществления этого требования служило закрепленное законами право Совета и его исполкома входить в соответствующие вышестоящие органы с представлениями о наложении на руководителей неподчиненных Совету организаций дисциплинарных взысканий за неисполнение актов Совета и исполкома, вплоть до освобождения виновных от занимаемой должности.

Другим важнейшим выражением и одновременно действенной гарантией принципа верховенства Совета в управлении районом, городом или городским районом служило законодательное закрепление за ним права координации и контроля деятельности всех расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций в сфере коммунально-бытового и социально-культурного строительства, производства товаров народного потребления и в других областях, связанных с обслуживанием населения района, города.

Вновь вопрос о природе и правовом положении местных органов власти стал предметом обсуждения в период подготовки проекта Конституции СССР 1977 года. В государственно - правовой науке обозначились три точки зрения на данную проблему.

Отрицал самоуправленческие качества Советов А.И. Лукьянов. При этом он указывал, что представление о местных Советах как об органах местного самоуправления было отброшено еще в ходе разработки первой Советской Конституции. Его поддерживал Б.Н. Габричидзе, полагающий, что рассмотрение местных Советов как органов не только государственной власти, но и местного самоуправления, не способствует внесению ясности и четкости в проблему определения их характера.

Отдельные авторы считали, что представительные учреждения на местах - это органы сугубо территориального общественного самоуправления.

Наконец, третья точка зрения, которую разделяли такие известные ученые-государствоведы, как Л.А. Григорян, В.А. Пертцик и др. такова, что местные институты власти сочетают в себе одновременно свойства органов государственной власти и местного самоуправления. Представляется, что эта точка зрения наиболее верна для трактовки природы местных органов власти того времени; в ее пользу говорят многие факторы: функциональная близость, публичный характер деятельности свидетельствуют о принадлежности местных Советов к системе государственной власти. С другой стороны, нельзя не признать, что местные Советы по форме сохранили традиции российского самоуправления, например: в части выборов в представительные органы на местах, привлечения общественности к их работе.

По Конституции СССР 1977 г. Советы, остававшиеся политической основой государства, стали именоваться не «Советами депутатов трудящихся», а «Советами народных депутатов», что должно было знаменовать укрепление их социальной базы, расширение роли в условиях общенародного государства.

Ни Конституция СССР 1977 г., ни конституции союзных республик не определяли компетенцию местных Советов, они лишь перечислялся круг вопросов их деятельности.

Подводя некоторые итоги можно сделать выводы о том, что после Октябрьской революции органы местного самоуправления постепенно были преобразованы в государственные органы - Советы. Они стали частью единой государственной власти и не рассматривались как «особая власть», отделенная от центральных органов. В пределах своего ведения Советы являлись высшими органами власти на соответствующей территории. Они не ограничивались решением местных вопросов, а являясь частью единой системы, выполняли решения партии, осуществляли государственные мероприятия.

Для повседневного оперативного управления делами территории Советы избирали из своего состава исполнительные комитеты, а также образовывали их отделы и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы. Последние были подотчетны Советам и вышестоящим органам управления.

Хотя Конституция предусматривала верховенство Советов в этой системе, на практике весь период советской власти исполнительные органы были фактически от них мало зависимы, больше ориентируясь на вертикаль исполнительной власти и подчинение ее вышестоящим звеньям. Фактически исполнительные и распорядительные органы Советов возобладали над Советами, превратив депутатов в придаток исполнительного аппарата.

В 80-е годы началась реформа политической системы общества, в которой одно из важных мест занимала идея восстановления местного самоуправления как организации низшего звена власти. Ее целью было предоставление населению возможности самостоятельно решать вопросы своей повседневной жизни. Был также поднят вопрос о соотношении представительных и исполнительных органов, прежде всего на местном уровне, о разделении их полномочий.

Был взят курс на усиление самостоятельности и активности местных органов власти в решении вопросов местного значения. Однако при этом подчеркивалась ведущая роль партии как главного гаранта развития социалистического самоуправления.

После длительного периода отрицания официальной идеологией принципа местного самоуправления, о нем заговорили вновь. В Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. концепция местного самоуправления получает идеологическое признание и правовое выражение. Суть ее в том, что самоуправленческие начала развиваются не вне, а внутри государственности, т.к. местное самоуправление имеет государственный характер.

Правда, тогда же ученые - государствоведы обратили внимание на то, что постановка вопроса о государственной природе местного самоуправления является односторонней. Правильнее говорить о его двойственной природе - государственной и общественной.

Закон СССР 1990 г. определял местное (территориальное) самоуправление как самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно - территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы.

Законодательно была закреплена система местного самоуправления, включающая местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии (ст. 2).

Представительные органы местного самоуправления - Советы народных депутатов объявлялись законом главным звеном самоорганизации народа как субъекта управления, органом самопредставительства народа, призванным обеспечить сочетание представительной и непосредственной демократии с деятельностью государственного аппарата.

Закон выделил принципы самоуправления: сочетание представительной и непосредственной демократии, самостоятельности и независимости Советов народных депутатов и их ответственности за решение вопросов местного значения, законности, защиты прав и законных интересов граждан, выборности, гласности и учета общественного мнения, сочетания местных и государственных интересов, хотя механизм осуществления этого сочетания отсутствовал.

Так, в соответствии с принципом законности органы государственного управления не имели права издавать акты, регулирующие отношения в системе местного самоуправления.

В Законе было провозглашено право граждан на непосредственное решение важнейших вопросов местного значения, право избирать органы местного самоуправления, принимать решения об их роспуске в соответствии с законами союзных и автономных республик (ст.5).

Закон ввел понятие коммунальной собственности как экономической базы местного самоуправления. Она служила также источником получения доходов и удовлетворения социально-экономических потребностей территории. Распоряжение и управление ею осуществлялось Советами от имени населения (ст. 10).

Новшества коснулись и финансовой основы местного самоуправления. Финансовые ресурсы состояли из бюджетных и внебюджетных средств местных Советов, а также средств иных органов территориального самоуправления; подоходный налог с населения в полном объеме должен был поступать в местные бюджеты первичного уровня. Советы могли свободно распоряжаться финансовыми средствами. Предприятия должны были осуществлять отчисления в местные бюджеты, участвовать на договорных началах в развитии инфраструктуры территорий. Впервые в Законе было предусмотрено предоставление местными Советами налоговых льгот отдельным плательщикам.

Подводя некоторые итоги, хотелось бы отметить, что хотя Закон 1991 г. оставил неурегулированным ряд вопросов, тем не менее он сыграл важнейшую роль в становлении местного самоуправления в нашей стране. Он внес новые подходы в сфере отношений, связанной с осуществлением населением местного самоуправления, хотя природа местных Советов как местных органов государственной власти не изменилась. Впервые в нем было сформулировано понятие местного самоуправления, определялась экономическая основа и гарантии местного самоуправления.

 

Автор: Лютфалиев Р.Т.