17.10.2011 7980

Сущность психоаналитической теории и индивидуальное правосознание

 

Жизнедеятельность отдельного человека и общества в целом, в том числе в правовой сфере не есть только результат внешнего воздействия, она в значительной степени определяется внутренней психической жизнь. Психическая жизнь не тождественна сознательной деятельности, наряду с ней существует бессознательная психическая деятельность.

Внутренняя психическая жизнь, глубинные ее процессы и прежде всего ее бессознательный аспект, получивший до Фрейда серьезное обоснование, является главным предметом внимания Фрейда и всей психоаналитической теории. Мы полагаем, что на позиции Фрейда, в той или иной степени, сказалось влияние всех, рассматривавших до него проблему бессознательного, но непосредственное воздействие шло от его современника - французского этнографа и психолога Л. Леви-Брюля (1857-1939), изложившего теорию, согласно которой логическому мышлению и рациональному сознанию предшествовало до логическое или, как говорит Л. Леви-Брюль, пра-логическое, более сложное мышление, которое не подчинялось законам противоречия, времени, пространства, законам логики и логического мышления, а подчинялось закону мистической партиципации (сопричастности), которое носило коллективный и мистический характер, в значительной степени эмоционально окрашенный внутренними психическими состояниями.

В изучении психической жизни человека Фрейд исходит из того, что все психическое есть реально существующее и могущее иметь разнообразные проявления. Эти реально существующие внутренние психические процессы являются главным объектом психоаналитической теории. Причем, изучается не просто внутренний мир человека, а те внутренние движущие силы, которые изнутри создают состояние, направление движения, развитие человеческой психики, в том числе сознательной части ее, та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Поэтому через них и только через них рассматривается значение внешнего мира.

Фрейд не отворачивается от онтологической проблематики, он просто выносит внешний мир за скобки психоаналитического исследования. Фрейд как бы ставит себя над философской полемикой, касающейся понимания внешнего мира. Вместе с тем, он исходит из реальности внешнего мира, считая, что он соотносится определенным образом с жизнедеятельностью человека. Он признает, например, что «внутренние задержки в древние периоды человеческого развития произошли от реальных внешних препятствий». Рассуждая о развитии первобытного общества, о происхождении власти и права, Фрейд говорит, что это развитие происходит в процессе восприятия необходимости совместного труда. Он пишет: «после того как первобытный человек открыл, что улучшение его земного удела буквально находится в его руках, что он может изменить его своим трудом, ему уже не было безразлично, работает ли другой человек вместе с ним или против него. Другой приобрел значение сотрудника, совместная жизнь с которым может быть полезной - члены семьи были, наверное, его первыми помощниками. В такой первобытной семье еще нет одной существенной черты культуры: произвол главы семейства и отца был неограниченным». Признавая роль внешних факторов, Фрейд вместе с тем не абсолютизирует воздействия внешних условий на человека, не рассматривает их в качестве единственных детерминант, обусловливающих направленность развития индивида и формы его поведения в жизни. Для него важнее понять основание человеческого бытия, структурные элементы человеческой психики, ее влияние на формирование принципов и развертывание жизнедеятельности индивида, на мотивы поведения человека в окружающем его мире. Соглашаясь с теми, кто признает жизненную необходимость как важный фактор развития человека, Фрейд в то же время считает, что это не должно «побудить нас отрицать значение внутренних тенденции развития, если можно доказать их влияние. Будучи приверженцем теории договорного происхождения государства, Фрейд называл в качестве единственного источника общественного договора иррациональную сферу, влечения и чувства людей, которые могут социализироваться в процессе дальнейшего развития.

Аналогичный взгляд на соотношение субъективного и объективного имеет место в современной литературе. Так, Э. Савицкая говорит, что субъективный фактор в процессе исторического развития постепенно оформляется «в довольно сложную и целостную систему запретов и предписаний, он начинает действовать через посредство всех членов общества как своих носителей. Но, впитав множество различных элементов целенаправленности эта система для ее носителей как бы утрачивает происхождение и даже цель перестает восприниматься как субъективно выработанная. Результат объективных коллективных усилий начинает восприниматься как объективная норма. Затем начинает преобладать тенденция к выделению групп, которые сознательно начинают действовать как коллективный субъект». Сознание и знание, сложившееся на основе только внешних восприятий, 3. Фрейд назвал поверхностным слоем психической жизни, высказал сомнение в правильности положения, согласно которому все сознательное связано с внешним восприятием. Психическая, в том числе и сознательная жизнь характеризуется и другими, внутренними, глубинными процессами восприятия. И роль этих внутренних, глубинных восприятий гораздо более значительна. Поэтому Фрейд исходит из того, что, во-первых, понимание внешнего мира является неполным и, недостаточным, если не будет предварительно раскрыта природа и целостность внутренней психической организации, внутренней деятельности, в том числе - образование побудительных мотивов внешней деятельности.

С позиции психоаналитической теории как и с позиции индивидуальной психологии отмечается способность психики реагировать на внутренние (физиологические) и внешние (социальные) раздражители и создавать сложные, как говорит А.Р. Лурия, реактивные образования. По поводу реагирования психики на внешние воздействия Фрейд не вступает в открытую полемику с теми философами, которые абсолютизируют роль внешнего мира и интерпретируют его с объективно или субъективно-идеалистических позиций, поскольку критерий материальной реальности для психических процессов не имеет особого значения. Независимо от того, с чем имеет дело человек, с внешней ли действительностью или с какими-либо мысленными продуктами деятельности, будь то фантазия, грезы или иллюзии, все это, полагает Фрейд, может восприниматься им в качестве психической реальности. Поэтому он высказывает мысль о том, чтобы «не делать различия между фантазией и действительностью», Более того, для Фрейда фантазия оказывается такой формой человеческого существования, в которой индивид освобождается от каких-либо притязаний со стороны внешней реальности и обретает былую свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим его реальным миром.

Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских споров, которая касалась соотношения свободы и необходимости, случайности и закономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С одной стороны, его взгляды совпадают с философией Фихте, бессознательное у которого руководствуется «принципом удовольствия» и не имеет каких-либо ограничений, с введением которых связывается становление сознания, в сфере которого действует «принцип реальности» с присущими ему социокультурными запретами, С другой стороны, фрейдовские размышления о бессознательном лежат в русле философии Шеллинга, который иначе рассматривает соотношение свободы и необходимости; свобода у него связана с сознанием, а необходимость - с бессознательным. Своеобразие позиции Фрейда в том, что он не рассматривает психические процессы как нечто произвольное, ничем не детерминированное, напротив, как детерминированные и более того закономерные.

Фрейд не отвергает случайность как таковую, полагая, что бытие человека в мире нередко зависит от случая. Но он и не абсолютизирует роль случайности в развитии мира, поскольку в нем действуют довольно строгие и устойчивые закономерности. В отличие от тех философов, для которых только случай является причиной возникновения того или иного явления, Фрейд признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой случайностью. Другое дело сфера внутренней психической жизни человека. В нем, по убеждению Фрейда, нет места для случайности, поскольку психические процессы имеют свою детерминацию и закономерность, с которой связано закономерное ее влияния на формирование внешнего поведения человека.

Изучение психической жизни связано с выявлением и пониманием реакции психики на внутренние и внешние воздействия, аспектов реагирования и результатов его - образованием различных психических свойств и состояний, побудительных мотивов дальнейшей внутренней и внешней деятельности. В основе психической жизни лежат бессознательные процессы, которые возникают до сознания, определяют сознание и бесконечные переходы одного в другое, т. е. определенное их взаимодействие. В этих переходах бессознательного, возникающего до сознания и определяющего его, и сознания, постоянно пополняющего бессознательное за счет вытеснения из своей сферы ненужных в данный момент представлений и возвратов вытесненных представлений в сознание, т.е. во взаимодействии сознания и бессознательного, а не только в признании их существования, хотя это тоже важный момент, заключается сущность психоаналитической теории. Этим определяется ее роль как теории и как метода изучения психической жизни человека как целостного образования, изучения душевных переживаний не только душевно и нервно больного, как часто отмечается в литературе, но и душевно здорового человека. Это делает значимой психоаналитическую теорию не только для психологии, но и для любой науки, в том числе юридической, имеющей дело с человеком, его сознанием и поведением.

С точки зрения психоанализа психическое не есть только сознательное, поскольку сознание есть лишь небольшая часть психического, которое связано с восприятиями. Этот вывод Фрейд делает в результате переосмысления картезианских представлений о тождестве человеческой психики с сознанием. До появления психоаналитической теории Фрейда в философской мысли сформировались два основных направления в рассмотрении сознания и бессознательного: рациональное или картезианское направление, берущее начало от Декарта и иррациональное, особенно проявившееся в XIX в. В основу рационального направления познавательной деятельности, формирования и понимания сознания, в том числе правового, было положено сознание, возникающее в результате внешнего восприятия, в результате соприкосновения с внешней реальностью. Представители этого направления в большинстве случаев вслед за Декартом, сознательное отождествляли с психическим.

Фрейд выступил против философии, возвеличивавшей сознание с его логическим механизмом анализа и понятийного мышления, против отождествления сознательного с психическим. Он наделяет психическое более широким объемом, выходящим за пределы сознательного, показывает, что сознание само по себе не характеризует и не исчерпывает психическую жизнь, которая более глубока и многогранна, и мы можем наблюдать лишь ничтожные проявления ее в сознании. Фрейд непросто выдвигает гипотезу о существовании бессознательного как особого пласта человеческой психики, он идет дальше тех философов прошлого, которые признавали самостоятельный статус и особую роль бессознательного, рассматривали взаимоотношения между сознательными и бессознательными процессами. Он не только признает наличие бессознательной реальности наряду с сознанием, но и показывает определяющую роль бессознательного, аспекты соотношения бессознательного с сознанием и на их основе строит целостную психоаналитическую теорию.

Огромная роль, которую придает психоаналитическая теория бессознательной, невербализованной, как говорят психологи, деятельности определяется тем, что в недрах бессознательного происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее, реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания, а также тем, что «общий объем невербализованной активности (бессознательной работы) значительно превышает» объем сознательной деятельности. Более того, невербализованная активность есть специфическая стадия, на которой происходит подготовка вербализованной, сознательной деятельности.

Понимание взаимосвязи сознания и бессознательного, подготовленное предшествующими постановками и идеями философов, привело к тому, что психоаналитическая теория строится не только на понятии бессознательного, но и на понятии сознания. Согласно этой теории ни одно из этих понятий само по себе - ни сознание, ни бессознательное не дает ответа на вопрос, что есть психическая, душевная жизнь человека и что есть личность. Изучение каждого из них есть важное условие понимания сущности человека как целостного психофизиологического образования, формирующегося не только под воздействием социально-культурных факторов, но и под воздействие внутренних, более сложных и первичных бессознательных мотивов.

Психоаналитическая теория рассматривает человека не как чисто психологическое понятие, она подходит к личности как цельному организму, «где анатомическое строение, функции отдельных органов, влечения и высшая психическая деятельность неразрывно связаны между собой»- Вот почему в психоаналитическом подходе к личности часто встречается так чуждо звучащие для старой психологии рассуждения о той или иной функции органов, зон организма и т. д. как о моментах, непосредственно объясняющих конкретные нервно-психические процессы. Именно этот, конкретно-органический подход к психологии особенно характерен для психоанализа». В этом целостном подходе огромное значение психоаналитической теории, ибо только целостное изучение психической жизни в процессе ее непрерывного движения, развития и органической взаимосвязи всех внутренних процессов и внешних проявлений их в поведении человека с детского возраста до взрослого состояния позволяет приблизиться к пониманию сущности, сознания и самосознания человека и личности, процессов формирования правового, политического и иных форм сознания.

В этом целостном психоаналитическом подходе все психические явления изучаются не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как «связной организации душевных процессов в одной личности». Признание этой взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих психической деятельности личности как целостного образования, отражение ее в специфических теоретических понятиях, определенным образом расположенных и взаимосвязанных, не просто легло в основу психоаналитической теории, а составило ее особенность. Именно эта взаимосвязь всех важнейших составляющих психическую деятельность позволяет говорить об определенной теоретической системе, имеющей методологическое значение в изучении психологии. Выготский критикует эту позицию и говорит, что сам Фрейд протестовал бы против системы и монизма психоанализа. И далее сам же говорит, что Фрейд «слишком многое открыл и везде попутно, шаг за шагом создавал систему» психического.

Характеризуя сознание и бессознательное как две важнейшие сферы человеческой психики, Фрейд раскрывает их содержание, показывает те процессы, которые протекают в глубинной психической сфере. Глубинные психические процессы это бессознательные процессы, которые существенным образом влияют на сознание и определяют всю психическую жизнь. Подчеркивая значимость бессознательного, В.М. Лейбин говорит, что бессознательное Фрейд считал «центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики». Бессознательное Фрейд назвал сначала случайным психическим явлением. Затем, во втором периоде (1890-1897 гг.) он говорит о бессознательном как о необходимой составной части психической деятельности, более того утверждает, что всякий душевный процесс существует сначала в глубинном, бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Он говорит, что вся, а не только сознательная психическая жизнь участвует в мотивации поведения, что бессознательное предшествует сознанию, что оно занимает гораздо большее значение, чем сознание и что борьба бессознательного с сознанием является закономерной формой психический жизни. Это значение бессознательной, невербализованной, как говорят психологи, деятельности определяется также тем, что «общий объем невербализованной активности (бессознательной работы) значительно превышает» объем сознательной деятельности и состоит в том, что невербализованная активность есть специфическая стадия, на которой происходит подготовка вербализованной, сознательной деятельности. Согласно этой теории, следовательно, можно утверждать, что бессознательное как фактор, предшествующий сознанию, несущий в себе информацию о прошлом своего бытия и значения в первобытном состоянии человеческого общества, предшествует и правовому сознанию и формирует правовую мысль.

К настоящему времени в психологии сложилось несколько концепций бессознательного. Например, А.В. Петровский считает, что бессознательное - это «совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета», низший уровень психики человека, т. е. бессознательное, говорит Е.А. Белканов, обладает либо слабо выраженной структурой, либо - не имеет ее вообще. Психоаналитическая теория говорит о двух видах бессознательного. К одному виду бессознательного относится то, что существует изначально в психической жизни человека. Это сфера душевной жизни, которая существует изначально: не появляется и не исчезает, может только под воздействием внутренних или внешних сил изменить свою форму. Бессознательным Фрейд называет существующие до возникновения сознания и вдали от него, не подчиненные внешнему миру скрытые представления, а скрытые представления это те, которые мы не замечаем, но присутствие которых «мы должны признать на основании посторонних признаков и доказательств». Бессознательное психическое - это реальный и закономерный мир психической жизни, из которой идут сильные источники энергии, направленные на реализацию желаний и проявление способностей, наклонностей, талантов. Стремление к удовлетворению желания составляет сущность бессознательной душевной жизни, законы которой существенно отличаются от законов сознательной деятельности, Это позволяет обыденному сознанию, как говорят последователи Фрейда Отто Ранк (1884-1939) и Ганс Закс, усомниться в связи сознания и бессознательного. Психическая деятельность, начинаясь с совершения бессознательных психических актов, может остаться на этом уровне и долго остается в условиях до логического сознания первобытного общества, о чем пишет Л, Леви-Брюль, и в условиях детства каждого человека. Развиваясь, психическая деятельность может дойти до логического сознания. До логического сознания доходит не вся психическая бессознательная деятельность: многое из собственно детских переживаний не воспринимаются сознанием взрослого человека и они остаются в сфере бессознательного, И многое, из дошедшего до логического сознания вытесняется им и снова попадает в сферу бессознательного.

Бессознательное, образованное в течение жизни, называется вытесненным бессознательным. Область вытесненных и забытых представлений Фрейд особо выделяет в строе бессознательной душевной жизни. Процесс вытеснения происходит без участия сознания, но под воздействием особой психической силы, которую Фрейд называет «цензурой», которая находится на грани сознания и бессознательного и от которой зависит все то, что находится в сознании или может войти в него.  вытеснения из сознания связаны с тем, что, во-первых, сознание ориентировано на реальный внешний мир и поэтому оно исключает бессознательное, отстраненное от этого реального мира. Во-вторых, потому, что определенные взгляды, идеи, представления, составляющие содержание индивидуального и общественного правосознания, на определенном этапе развития становятся несовместимы с господствующими. Состояние несовместимости представлений определяет внутренний конфликт и вытеснение несовместимого представления.

На разных этапах исторического развития российского правосознания мы наблюдаем проявления процессов признания несовместимости и вытеснения существующих идей с определяемыми и закрепляемыми в качестве юридически обязательных принципов и государственно-властных велений. Так было в советский период, когда все, несовместимое с коммунистической идеологией, с социалистическими правовыми идеями и принципами, вытеснялось из правосознания. Так обстоит дело сейчас, когда все советское признается несовместимым с провозглашенными и законодательно закрепленными либерально-демократическими принципами государственно-правового устройства и потому вытесняется из правосознания.

Согласно психоаналитической теории вся эта масса «нецензурных» представлений, желаний, настроений, вытесненных в бессознательное, будучи энергетической деятельностью и подчиняясь закону действия энергии, никогда не исчезает и не теряет своей силы. Она стремиться вернуться в правосознание, но, не будучи пропущенной в него, продолжает влиять на мышление, поведение, чувства, желания опосредованно, через посредствующие звенья, через способы замещения, через соединение с определенными словесными представлениями, становится предсознательным, а через него может перейти в сознание. Она принимает или может принять другую психическую форму, например, форму сильного психического переживания, форму страха; может превратиться в другой вид энергии, например, сильное психическое переживание может повлиять на соматическое состояние и повлечь функциональное или органическое заболевание; может обратиться на другой объект, может принять форму замещения. Одним из способов замещения является символ, под которым понимается особенный вид косвенного изображения, отличающийся от близких ему форм выражения мысли в образах - метафора, аллегория, намек и т.п. и представляющий идеальное соединение всех этих форм. Символ есть своего рода замещение бессознательного.

«Превращение одного вида психической энергии в другой, говорит А.Р. Лурия (1902-1977), или превращение его в соматический процесс - это явления принципиально одного порядка, что объясняется единым органическим характером этих обоих видов энергии». А. Р. Лурия считает, что этим сделан крупный «шаг по пути к монистической психологии, поскольку дает гораздо больше для понимания психических явлений и их связи с явлениями соматическими, чем дуалистические рассуждения старой психологии об отношении «души» и «тела». Все это позволяет сказать, что вытеснение не лучший способ борьбы с нежелательными представлениями, более того он опасный способ. Нежелательные представления, несовместимые с распространяемыми и действующими в современных условиях, отправленные в бессознательное и становящиеся в результате этого противоправными представлениями и переживаниями, не остаются равнодушными к актуальной психической жизни. Они стремятся вновь вернуться в правосознание. Стремящиеся к возврату в правосознание вытесненные представления, не будучи пропущенными в него» либо находят различные способы замещения, выражения и донесения себя до сознания, либо вступают с ним в определенное противостояние, борьбу, конфликт и в результате проявляются в виде тех или иных непристойных, агрессивных, противоправных поступков.

Современная практика подтверждает это. Анализ ее позволяет сделать вывод о том, что в обществе, в коллективной психологии произошел реверсивный сдвиг, который привел к девальвации положительный ценностей. Полагаем, что этот сдвиг произошел, прежде всего, в индивидуальном правосознании, и он в значительной степени связан с теми многочисленными вытеснениями моральных и духовных ценностей, устоявшегося образа жизни.

Современная жизнь российского общества дает многочисленные примеры психических и энергетических трансформаций, связанных с бесконечными вытеснениями взглядов, привычек, образа жизни, которые, в условиях роста преступности, на общем фоне незащищенности людей приводят не к отдельным проявлениям чувства страха (в психологии рассматривается как одна из наиболее опасных эмоций) за себя, детей, а к состоянию страха в обществе, которые создали атмосферу страха, как говорит В.Е. Квашиц.

Страх как сильное психическое переживание, осуществляет деструктивное воздействие на сознание, общую психическую деятельность отдельного человека, общества в целом, может быть вытесненным в бессознательное, может сопровождать мыслительные процессы, с одной стороны, затрудняя их и придавая им аффективный характер, с другой стороны - в силу повторяющихся переживаний страха, формируя устойчивое психическое состояние страха. Именно это сформировавшееся состояние страха привело к небывалому озлоблению и агрессивности людей, которые порождают новые проявления противоправных действий. Поэтому о страхе следует говорить, считает В.Е. Квашиц, как о самостоятельном феномене, который, к сожалению, «игнорируется государством, правоохранительными органами при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью».

Здесь следует обратить внимание на то, что вытеснение как психическая деятельность имеет и положительное значение, особенно когда вытесняются пережитые формы удовлетворения желаний. Вытеснение освобождает правосознание, дает возможность не перегружать, тем самым, защищает его и освобождает для новых чувственных восприятий реального мира и удерживает психику в равновесии.

Фрейд все время подчеркивает, что психическая жизнь это необъятный реальный мир, все процессы в котором начинаются с бессознательных, в основе которых лежат влечения, желания и которые составляют сущность человеческой психики. Поскольку в процессе удовлетворения желаний человек сталкивается с внешней реальностью, с различными социальными нормами, в том числе с правовыми, содержащими определенные ограничения и имеющими рациональный характер, в психике человека появляется сознательная деятельность, называемая Фрейдом «Я», которая направляется на обуздание бессознательных влечений, на согласование психической деятельности с социально одобренным, как говорит В. М. Лейбин, поведением. Это позволяет не согласиться с позицией профессора психологии Института когнитивных исследований Рутгерского университета М. Феффера, согласно которой в основе Фрейдовского учения лежит картезианское мировоззрение, а также с утверждением о том, что психоаналитическая теория сходна с философией Декарта.

Сознание, согласно психоаналитической теории это поверхностный слой психической жизни, который формируется через систему восприятий, идущих извне, от материального мира и изнутри, идущих от глубинных слоев душевных процессов. Сознание, формирующееся через внешние восприятия, порождаемые внешним миром, с которым связано любое знание и путем превращения, в которое можно узнать и бессознательное, в том числе и правовое сознание пространственно расположено ближе к внешнему миру, чем другие составляющие человеческой психики. Эта внешняя обусловленность возникающих ощущений в психоанализе называется принципом реальности или принципом внешней, социальной среды. Внешняя социальная, в том числе правовая среда, формируется в процессе культурного исторического развития. От нее в значительной степени зависит удовлетворение, неудовлетворение или ограничение внутренних потребностей, влечений человека и установление (или нарушение) душевного равновесия. Но там, где психике разрешалось отклонение от внешнего мира, проявлялось действие бессознательного: в мифе, в культе, в религии и т. д.

Внутренние восприятия, влияющие на сознание, говорит Фрейд, первичнее, элементарнее, чем ощущения, возникающие извне», но «они мало известны, и лучшим их образцом может служить ряд - удовольствие-неудовольствие», граничащий с бессознательными ощущениями. Эти восприятия бессознательных процессов сравниваются с восприятием органами чувств внешнего мира. Причем, Фрейд исходит из тех уточнений, которые были внесены Кантом в понимание данной проблемы. Кант, как известно, подчеркивал субъективную условность человеческого восприятия с неподдающимся познанию воспринимавшим. Фрейд акцентирует внимание на неправомерности отождествления восприятия с бессознательными психическими процессами, являющимися объектом этого сознания. Это дальнейшее развитие кантонских идей выливается в психоанализе в утверждение, согласно которому бессознательное психическое признается как нечто реально существующее, но восприятие которого сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением истолковывать воспринимаемые явления.

Внутренние восприятия могут возникать в результате, как мыслительной деятельности, так и в результате иных раздражителей, рождающихся в самом человеческом организме и имеющих соматический (телесный) характер. Мыслительная деятельность характеризуется внутренними психическими процессами, механизм действия которых не выяснен до конца даже в психоаналитической теории. Неясным остается вопрос о том, «доходят ли эти процессы, совершающиеся где-то внутри аппарата, как движения душевной энергии на пути к действию, до поверхности, на которой возникает сознание? Или, наоборот, сознание доходит до них?» Ясно только, что внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями через посредство слов.

Соматические раздражители, как и мыслительные более глубоки, они первичнее, элементарнее, чем ощущения, возникающие извне, менее известны и они могут появляться как в состоянии ясного, так и смутного сознания. Их психическое выражение в психоанализе получило название влечений, Фрейд полагал, что «влечения, а не внешние раздражения являются настоящим двигателем прогресса и что «раздражение влечения исходит не из внешнего мира, а изнутри организма». На раскрытии их природы сосредоточены все его внимание.

Влечения рассматриваются в целостном единстве: соматического, нервного раздражения и внутренней секреции с ее химизмом, поэтому влечения характеризуются пограничным состоянием, находящимся между психическим и соматическим. Преобладание того или другого определяет само влечение, которое в зависимости от этого может носить в большей степени биологический или психологический характер.

Психоанализ наделяет влечения универсальным характером, поскольку они участвуют во всех психических проявлениях, и считает не существенным момент осознанности (неосознанности) их. Поскольку психические функции психоанализ ставит в зависимость от раздражений органического порядка, постольку он вводит психику в систему организма и изучение ее связывает с общим состоянием и развитием целостного организма. Такая попытка целостного рассмотрения имела место у Л. Фейербаха (1804-1872), который писал: «думает и ощущает не душа, потому что душа есть олицетворенная и гипостазированная, превращенная в особое существо, функция или явление мышления, ощущения и хотения, и не мозг, потому что мозг есть физиологическая абстракция, орган, вырванный из целостности, из черепа, из головы, из тела вообще, фиксированный как нечто самостоятельное. Но органом мысли мозг служит только в связи с человеческой головой и телом». Влечения определяются принципом удовольствия и этот момент, вслед за Локком и французскими материалистами, которые с рациональных позиций рассматривали человека как стремящегося к приятным ощущениям и избегающего неприятных, 3. Фрейд считал важнейшим фактором психической жизни человека. Более того, роль удовольствия у него сводится к установлению равновесия между всеми влечениями. Это психическое равновесие, согласно Фрейду, очень важное условие спокойного и даже пассивного отношения к действительности. Неудовольствие же порождает активность. Эта закономерность психической деятельности проявляется в правовом и иных формах поведении, о чем свидетельствуют факты государственно-правовой жизни. Принцип удовольствия, считал 3. Фрейд, сам по себе не терпит никаких ограничений (вероятно, это то, что многие мыслители называли внутренней свободой). Но для создания культурной среды и жизни в ее условиях человек должен пойти на определенные ограничения своих естественных влечений.

Психоанализ выделяет два вида влечений. Один вид влечений связан с самосохранением личности как индивида, другой вид биологический, направленный на продолжение рода и связан с - сексуальными влечениями, «Обе группы влечений, говорит 3- Фрейд, представляются нам названиями двух источников энергии индивида», Определяющим в возникновении, а главное в направленности влечений первого вида является не столько осознанность, сколько интерес, который, по мнению Фрейда, является своеобразной цензурой, способствующей вытеснению, забыванию личностью, неприемлемых для нее правил, поступков, обстоятельств, которые не исчезают, но вытесненные сохраняются в бессознательном. В основе влечений лежат идентификации индивида с объектом влечения, В этом вопросе Фрейд также продолжает линию Л. Леви-Брюля, который говорит, что в реальной жизни сознания каждое представление более или менее касается влечений человека, и что психическая деятельность осуществляется на основе действия закона партиципации (сопричастия). Среди идентификаций самая устойчивая - первая и самая важная идентификация индивидуума, идентификация с отцом, с родителями, которая появляется в самый ранний период развития личности. Из этой идентификации, по мнению Фрейда, рождается и сила властвования, принимающая форму категорического императива, и чувство вины, и совесть, которые образуют особое состояние «Сверх-Я», «Я-идеал». «Сверх-Я» является поверенным внутреннего мира, бессознательного «Оно» и выступает навстречу сознательному «Я», представляющему преимущественно внешний мир. Поэтому противоречия и конфликты между «Я» и «Сверх-Я» в конечном счете, говорит Фрейд, «отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров». Из этой внутренней организации, действий и взаимодействий непознанного бессознательного - «Оно» и покоящегося на его поверхности сознания «Я», а также - из «Сверх-Я» складывается психическая жизнь человека, содержание которой определяется характером, уровнем и степенью их активности и взаимодействия.

Поэтому к структурным элементам человеческой психики психоаналитическая теория относит бессознательное, собственно бессознательное и вытесненное, и сознание, представленное предсознательным и собственно сознанием. В диссертации Е.А. Белканова, посвященной структуре правосознания, где целый параграф отведен вопросам соотношения бессознательного и правосознания, нет характеристики такой развернутой структуры человеческой психики.

Получается, что существует два вида сознательного: предсознательное или потенциально сознательное или латентное, как оно еще называется и два вида бессознательного: изначально существующее и вытесненное из сознания, которое само не может вновь стать сознательным, и которое попадает или возвращается в сферу сознания только через посредствующий фактор, каковым является предсознательное, скрытое, латентное.

Латентное находится ближе к сознательному, оно в любой момент может стать сознательным, потому 3. Фрейд его называет потенциально сознательным, относит к нему такие психические элементы как представления, которые не бывают длительно сознательными: представление, в данный момент сознательное, в следующий перестает быть таковым, а затем, при определенных обстоятельствах, вновь может стать сознательным. Представления характеризуются динамичностью: состояние осознанности их может быстро проходить и вновь возвращать.

Итак, бессознательное является обязательной и начальной фазой всякой, в том числе имеющей правовой и юридический характер, психической деятельности любого человека, характеризует глубинные процессы ее, возникает до юридического сознания, влияет и определяет юридическое сознание, выступает в качестве специфической реальности, которая является столь же значимой, как и внешний мир. Значимость каждого составляющего психическую деятельность, их взаимосвязь и подчиненность психическим законам делает значимой всю психоаналитическую теорию как органическую теорию индивидуальной психологии, В силу этого она является не только теоретической, но и методологической основой изучения индивидуального правосознания. На этот момент обращает особое внимание А. Р. Лурия, который говорит, что «несмотря на бросающуюся с первого взгляда узко-психологическую терминологию психоанализа, он подходит к личности, как к цельному организму, где анатомическое строение, функции отдельных органов, влечения и высшая психическая деятельность неразрывно связаны между собой». Видимо поэтому создание психоаналитической теории и введение соответствующих понятий было приравнено датским философом X. Геффдингом (1843-1931) по значению к понятию потенциальной физической энергии в физике.

Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) идеи психоаналитической теории, невозможно оспорить тот факт, что влияние этой теории и особенно ее наиболее типичного представителя на современную цивилизацию XX века было глубоким и прочным. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, недоступными. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов, особенно в вопросе целостного изучения человеческой личности и объяснения причин индивидуального и социального бытия.

Значимость цельной личности и внутренних побудительных действий понимал и марксизм, о чем свидетельствуют многие работы, в частности, «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса; «18 Брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии» К. Маркса; «Письмо к Штаркенбургу» от 25 января 1894 г Ф, Энгельса и др. Рассматривая влияние социально-экономических условий на формирование и изменение, а также поведение личности, марксизм полагал необходимым знать природу человека, личности, подвергающейся этому влиянию. К. Маркс писал, что характер внешнего влияния зависит от природы влияющего предмета и от природы и сущностных сил самого человека. К числу сущностных сил человека К, Маркс относил «каждое из его человеческих отношений к миру - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность, любовь - словом все органы его индивидуальности,.,» Марксизм не сформировал свою психологическую теорию личности, но понимал практическую значимость ее в решении поставленной им задачи - изучение мира с целью преобразования и перестройки его». Заслуга Фрейда и его последователей в том, что они сформулировали психические законы поведения личности, на их основе изложили психическую теорию личности и ее поведения, которую назвали психоаналитической теорией и ввели соответствующее понятие в научный оборот, «Только с введением этого понятия, - говорит Л. С. Выготский, становится вообще возможна психология как самостоятельная наука, которая может объединять и координировать факты опыта в известную систему, подчиненную особым закономерностям», Именно поэтому вопрос о бессознательном, а не только о сознательном, по мнению Л.С. Выготского, является методологическим вопросом и, в зависимости от того, как решается основной для психологии вопрос о соотношении этих понятий, находится сама судьба психологии как науки. Итак, бессознательное, наряду с сознательным имеет значение не только как эмпирическая, но и как методологическая проблема и, может быть, в большей степени как методологическая. Именно на эту сторону значимости было обращено внимание еще на симпозиуме о бессознательном в 1912 г,, где говорилось, что принципиальное решение вопроса о бессознательном выходит за рамки эмпирической психологии и связано с общими философскими вопросами. Именно поэтому, вопрос о роли бессознательного с новой остротой был поставлен на российско - французской конференции «Психоанализ и науки о человеке», проходившей в Москве, в марте-апреле 1992 г. «Нынешний интерес к психоанализу, - говорилось па российско-французской конференции по проблемам психоанализа, - к новым и традиционным течениям психоаналитической мысли, не только естественное следствие предшествующего запрета, но и нечто такое, что отвечает содержательным потребностям общества, которое, отвергнув все прежние мировоззренческие устои, истосковалось по позитивной идеологии, по человечески значимым целям и смыслам. Пожалуй, психоанализ не без оснований претендует на эту роль - в особенности тогда, когда, не ограничиваясь клиническими проблемами, он занимает общесоциальные позиции». Именно эта возможность психоаналитической теории заниматься общесоциальными, в том числе государственно-правовыми проблемами придает ей методологический характер. И от понимания места и роли сознания и бессознательного во всей жизнедеятельности - внутренней и внешней отдельного человека и всего общества, от использования психоаналитической теории как целостной теории человека, личности зависит, полагаем, судьба не только психологии, но и юридической и других наук, имеющих дело с человеком, его сознанием и поведением.

Итак, использование психоаналитической теории как теоретической системы и методологического подхода к созданию, преобразованию, действию и пониманию государственно-правовых явлений и в первую очередь - к пониманию правосознания приобретает в современных условиях особую значимость. Эта теория позволяет целостно представить индивидуальное правосознание и рассматривать его как сложный, многогранный и многоуровневый психический процесс, как специфическую форму психической деятельности, имеющей внутреннее состояние и внешнее проявление в определенной правовой форме.

 

Автор: Гладких М.В.