18.10.2011 8413

Понятие функции государства: историко-теоретический экскурс

 

Прежде чем перейти к анализу собственно экономической функции, попробуем кратко суммировать имеющиеся в юридической науке взгляды относительно функции государства. С известной степенью осторожности этот спектр можно дифференцировать при первом приближении на две группы.

Первая группа исследователей ограничивается простой констатацией функции государства как направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач.

Вторая группа исследователей стремится более скрупулезно структурировать саму органику функции государства, высветив ее системные характеристики. Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства.

Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко неодинаковое значение. В философском и общественно-социологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности». Применительно к государству, термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретает несколько иной смысл и значение.

Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода выделялись классовая сущность государства, обще-социальное и классовое назначение государства, утверждалось, что, поскольку и направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их система структурных образований изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права также сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая раннее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства, и соответственно, его функций. В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные трактовки функций государства. Например, ещё в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности. Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день, В подтверждение этого, можно сослаться на определение понятия «функция государства», предложенная А.Б. Венгеровым в соответствии, с которым им охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства её обеспечения». Иногда в юридической литературе встречаются отождествления понятий «функция государства» и «деятельность государства», «функция государства» и «социальное назначение государства» и др. Однако категория «функция государства» (как, впрочем, и любое понятие) имеет право, на существование лишь в том случае, если будет иметь свойственный лишь ей смысл. Поэтому, раскрывая понятие «функция государства», необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.

Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, КВ. Черноголовкин в своей работе «Теория функций социалистического государства» отмечает следующее: «Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном - в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства)). Из данной формулировки следует, что деятельность государства «расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым «растекается политика государства».

При этом «правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, при которых данное государство на данном историческом этапе, либо на всем протяжении своего развития обойтись не может». Таким образом, подчеркивается, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, ДЛО. Цивалидзе отмечает, что, если «функции - это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций», а следовательно, «более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности», ибо только при таком подходе, на его взгляд, уместно говорить о развитии функций государства. Однако при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. Например, Л.И. Каск в своем труде «Функции и структура государства» утверждает, что при такой трактовке данного понятия «разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции - это хотя и основные (или главные) направления, но все-таки лишь направления деятельности государства, А если так, то вряд ли нам необходимо вводить в научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания». После некоторых рассуждений Л.И. Каск приходит к выводу, что более правильной представляется «позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности». Слезет признать, что вышеуказанное отождествление действительно имеет место у некоторых авторов. Так, например, С.А. Комаров отмечает, что под функциями государства «подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер». Однако предлагаемое Л.И. Каском понимание функции государства даже более сближает данную категорию с понятием «деятельность государства», чем это имеет место при определении функции государства как направления его деятельности. Ведь направление деятельности - это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства. Обращаясь к двум приведенным мнениям, можно сформулировать следующую проблему; под функцией государства следует понимать лишь направление его деятельности или содержание его деятельности в рамках определенного направления (то же, что и элементы содержания всей деятельности государства). Однако здесь возможен и третий вариант. К примеру, А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются «рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении».

Итак, при определении функции государства как основного направления его деятельности рассматриваемое понятие не утрачивает самостоятельного значения, оно сближается с понятием «деятельность государства», но не отождествляется с ним.

В научной литературе можно также обнаружить попытки рассматривать функцию государства как сторону его социального назначения либо попросту отождествить их. Так, например, P.C. Самощенко предложил рассматривать функцию государства как «его социальное назначение внутри и вне страны», В этом случае уже возможно говорить об осуществлении или неосуществлении той или иной функции государства, подчеркивая ее потенциальный характер, но согласиться с таким пониманием рассматриваемой категории, на наш взгляд, также нельзя. Конечно же, социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у пего тех или иных функций. Однако функции государства не сводятся к социальному назначению и не являются простой его «проекцией» или стороной. В самом деле, функции государства имеют определенную степень независимости от его социального назначения. Государство может осуществлять и несвойственные для него функции, то есть делать то, для чего оно изначально не предназначено. Данное обстоятельство обусловлено тем, что функции государства зависят от реальных условий его существования, ибо государство - это динамическая система, осуществляющая управление обществом в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. При этом под условиями функционирования государства следует понимать совокупность внутренних и внешних факторов. «В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и вне его. Причем, воздействие указанных факторов может быть как положительным, способствующим прогрессивным преобразованиям в обществе, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования»». Именно условия функционирования государства, преломляясь через его сущность и социальное назначение, а также воздействуя на них, вызывают к жизни задачи, стоящие перед ним. Последние же, в свою очередь, порождают необходимость осуществления соответствующих функций государства.

Ряд ученых, например, Л.И. Загайнов, Н.В. Черноголовкин, пытаются решить проблему определения понятия «функция государства», указав на двойственную его природу: с одной стороны, - это способность к определенной деятельности (потенциальное), а с другой, - реализация данной способности (реализация потенциального). Такое решение позволяет совместить в понятии «функция государства» и потенциальный момент, и реальную деятельность государства. При этом такой дуализм, безусловно, должен найти отражение в определении данного понятия. Формулируя понятие «функция государства», и Л.И Загайнов, и Н.В. Черноголовкин пытаются отразить оба указанные момента, определяя ее и как направление, и как сторону деятельности государства. Учитывая вышеизложенное, М.В. Жигуленков в своей работе «К вопросу о понятии функция государства» приходит к выводу, что функции государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним.

Современной юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы, И это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может, как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние.

Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов/Таким образом, категория «функция» в правовой литературе понимается неоднозначно; как основное направление деятельности, основное содержание деятельности, основное назначение деятельности или цель деятельности. Да и само понятие функции уже используются в научной литературе не столько для показа ее зависимости, особенно от классовой сущности государства, сколько просто для характеристики, описания деятельности государства. Кроме того, это понятие стало использоваться и для учета связи функций государства со многими этнокультурными, идеологическими, духовными и иными факторами воздействия.

Неодинаковое понимание функции связано с различиями методологических позиций исследователей, несовпадением используемых подходов в правовых исследованиях.

С эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства.

 

Автор: Атаян Г.Ю.